Решение заседания




Скачать 115.31 Kb.
НазваниеРешение заседания
Дата01.09.2012
Размер115.31 Kb.
ТипРешение
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"


Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

___________(ФИО)

Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________20_г.


Аннотированная программа дисциплины/ модуля

«Социолингвистика»


Направление: Педагогическое образование

Профиль: Филологическое образование

Квалификация: бакалавр/магистр


Составители: Л.Г.Чапаева

(должность)


Москва-2010

Цель: изучение общественной обусловленности возникновения, развития и функционирования языка и его активной роли в жизни общества. Важнейшая задача заключается в том, чтобы дать студентам систему понятий и исследовательских приемов для объяснения языковых и речевых явлений как отражения взаимовлияния социальных и лингвистических факторов, сформировать у магистрантов системутеоретических знаний основных проблем социолингвистики и  ее методической базы.

Задачи:

- знать предмет, цели и задачи изучаемой дисциплины;
- усвоить основные понятия и термины социолингвистики;
- знать главные направления социолингвистики;
- изучить взаимоотношения между языком и обществом (язык и культура, язык и история, язык и этнос, и церковь, и   школа, и политика, и массовая коммуникация);
- изучить ситуации выбора говорящими варианта языка (или элемента, единицы языка);
- изучить особенности языка разных социальных и  возрастных групп говорящих.

Объем в ЗЕ: ____________2____________________________

Время изучения: курс______3______семестр_______6__________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Основы языкознания, Современный русский язык

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Курсы по выбору

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

- Имеет представление о диалектно разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах русского языка

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

- изучить ситуации выбора говорящими варианта языка (или элемента, единицы языка);

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Использование активных методов обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

2 уровень: эксперимент, реферат


Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер


Краткое содержание курса

Социальная стратификация языка. Предмет, объект исследования, цели и задачи социолингвистики как науки. Социолингвистика как междисциплинарная наука, изучающая обусловленность языковых явлений и использование языковых единиц социальными факторами. Объект исследования социолингвистики. Основные понятия, проблематика, задачи исследования. Понятийный аппарат социолингвистики. Основные понятия социолингвистики: языковой коллектив, социально-коммуникатив ная система, стратификационная и ситуативная вариативность языка, социальные диалекты, социолингвистические переменные.

Истоки социолингвистики как науки. Статус социолингвистики. Место социолингвистики в системе смежных дисциплин: социолингвистика – языкознание, социолингвистика – этнология, социолингвистика – семиотика. История социолингвистики как направления в отечественном и зарубежном языкознании. Значение социолингвистики для развития современного языкового образования.

Типология языковых ситуаций. Надэтническое многоязычие.

Билингвизм и диглоссия. Статус языков в полиязычных государствах. (государственные языки и др.). Языковая ситуация и языковая политика. Понятие языковой ситуации. Экзоглоссная и эндоглоссная языковая ситуация. Дифференциация признаков языковых ситуаций. Дифференциальные признаки языковых ситуаций. Причины несбалансированности языковых ситуаций. Диглоссия - особый вид несбалансированного двуязычия. Национально-языковая политика. Понятие языковой политики. Этапы языковой политики. Определение национально-языковой политики.

Лингвосоциокультурологические проблемы языковой коммуникации. Язык и культура. Общечеловеческий культурный компонент в языковой семантике. Безэквивалентная лексика и лакуны. Денотативные различия лексических соответствий. Коннотативное своеобразие переводных эквивалентов. Национально-культурные особенности внутренней формы слова. Своеобразие нормативно-стилистического уклада разных языков. Понятие лингвистического детерминизма. Принцип лингвистической относительности; гипотеза Э.Сепира и Б.Уорфа. Специфика межкультурной коммуникации. Понятие социолингвистической компетенции в методике обучения неродному языку (требования к набору умений на разных уровнях владения языком).

Становление национальных языков. Соотношение литературного языка и диалектов, социолектов. Формы существования языка как одна из конкретных форм его структурной организации и функционирования в человеческом обществе (основные и второстепенные). Природа языковых норм. Барьеры норм, открытые границы и «пограничные зоны» (между литературным языком и диалектом, просторечием и арго). Факторы в динамике нормы. Литературный язык как высшая форма существования языка. Типологические различия литературных языков как особенности их функционирования. Факторы национально-исторического своеобразия литературных языков. Сознательное начало в истории литературных языков (работа первых европейских академий, период «распутья» в истории языковой нормы, борьба за культуру речи, опосредованное воздействие-кодификация).

Национально-культурная специфика речевого поведения. Речевое поведение. Язык и культура, понимаемая как комплекс представлений того или иного народа о мире. Национально-культурная специфика речевого поведения. Языковая картина мира (ЯКМ). Культурное и природное в языке. Речевая ситуация как ситуация, составляющая контекст высказывания. Понятие социальной роли и социального статуса. Понятие речевого поведения. Характеристика речевого поведения. Особенности речевого поведения в разных социальных группах. Связь речевого поведения с социальным статусом коммуникантов и их коммуникативными ролями. Социально маркированные способы выбора и употребления языковых средств и особенности речевого поведения. Речевое взаимодействие. Речевое общение и социальные роли говорящих. Понятие роли и ролевых отношений. Влияние ролевых стереотипов на речевую деятельность. Понятие субкода и ролевой экспектациии. «Матрица общения». Симметричные и ассимметричные ситуации общения. Соотношение понятий роли и функционального стиля. Классификация ролей. Социопсихологический подход к трактовке понятия роли.

Языковая личность как лингвокультурный феномен. Языковая личность как совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений. Существующие трактовки понятия языковой личности: концепции Ю.Н.Караулова, Г.И.Богина, Г.Г.Слышкина, В.И.Карасика, К.Ф.Седова. Существующие в современной лингвистике типологии языковых личностей. Понятие идиостиля. Обусловленность коммуникативной компетенции языковой личности социальными и этнокультурными признаками.

Языки межэтнического общения. Международные и мировые языки. Искусственные языки-посредники. Языки в контексте мировой цивилизации. Языковые образования. Распределение языковых образований по сферам общения. Подходы к определению языковой ситуации (Ч.Фергюсон, А.Д.Швейцер, А.Мартине, У.Стюарт). Языки межэтнического общения: койне, пиджины. Креолизация пиджинов и креольские языки. Многоязычие. Процессы контактирования языков: двуязычие и диглоссия; интерференция как результат языковых контактов в двуязычии. Международные и мировые языки. Искусственные языки-посредники.

Функциональное двуязычие. Культовые и неродные языки. Конфессиональные факторы социальной истории языков. Конфессиональные языковые жанры и их влияние на письменную культуру.

Язык и религия. Народы и религии на карте мира в прошлом и настоящем. Связь языка и религии с народным менталитетом. Неконвенциальная трактовка знака в религиях. Писания. Функциональное двуязычие культового и народного языков. Иерархия конфессиональных жанров ее влияние на письменную культуру.

Направления социолингвистических исследований. Понятие макро- микросоциолингвистики. Два основных подхода к изучению социальной дифференциации языка: традиционный (опирающийся лишь на социальную стратификацию общества, обслуживаемого данным языком) и новый (учитывающий, помимо собственно социальных факторов, факторы ситуативные, а также статусные и ролевые характеристики носителей языка как участников тех или иных коммуникативных актов). Синхроническая и диахроническая социолингвистика. Теоретическая и экспериментальная социолингвистика. Проблемы, исследуемые прикладной социолингвистикой.

Методы социолингвистических исследований

Методы социолингвистики как синтез лингвистических и социологических процедур. Методы полевого исследования (экспериментальное исследование, анкетирование, интервьюирование, непосредственное наблюдение, тестирование) и методы социолингвистического анализа языкового материала (контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ). Обзор социолингвистических исследований современного русского языка и иностранных языков.

Основные понятия


Языковое сообщество. Родной язык и смежные понятия. Языковой код. Социально-коммуникативная система. Языковая ситуация. Переключение и смешение кодов. Интерференция. Языковая вариативность. Языковая норма. Литературный язык (стандарт). Диалект. Социолект. Арго. Жаргон. Сленг. Койне. Просторечие. Диглоссия и двуязычие. Сферы использования языка. Речевая и неречевая коммуникация. Коммуникация ситуация. Речевое общение, речевое поведение, речевой акт. Коммуникативная компетенция носителя языка.

Соотношение языка и диалектов. Соотношение бесписьменных идиом. Устный идиом и письменная традиция. Гетерогенные языковые традиции. Теория антиномий. Пиджины и креольские языки. Контактный язык. Контактный минимум. Собственно лингвистический уровень. Социальный аспект речевого общения. Речевое общение Социальная регуляция речевого общения. Социальные ограничения. Социальные компоненты в семантике слова. Синхроническая социолингвистика. Диахроническая социолингвистика. Макросоциолингвистика. Теоретическая и экспериментальная социолингвистика. Социолингвистика и социология языка. Прикладная социолингвистика.

Наблюдение. Включенное наблюдение. Устное интервью. Анкетирование. Тесты.

Речевое поведение. Стереотипы поведения. Прецедентный феномен.

Темы курсовых работ

  1. Проблемы сложения донациональных литературных языков.

  2. Языковая ситуация и краткая текстовая история средневековой России.

  3. Русские летописи как древнейшие памятники литературного языка.

  4. Семантические и синтаксические особенности славянских заговоров (к вопросу о магической функции речи).

  5. Русские табу.

  6. Инвективная лексика в контексте современных тенденций речевой коммуникации (о детабуизации бранной лексики).

  7. Терминология как область наиболее результативного воздействия общества на язык.

  8. Типология языковых ситуаций в русскоговорящих странах.

  9. Креативные гибридные образования как случаи языковой игры (в художественном тексте и молодежном сленге).

  10. О понятии и термине «языковая игра».

  11. Коммуникативное поведение русскоязычных в общественном транспорте.

  12. Проблемы языковой политики в России.

  13. Октябрьская революция и русский язык.



Вопросы к зачету

  1. Предмет и задачи социолингвистики. Из истории социолингвистики. Связь социолингвистики с другими дисциплинами.

  2. Общие и частные функции языка. Функция языка в социолингвистическом аспекте.

  3. Табу, его основные типы.

  4. Своеобразие политического дискурса.

  5. Язык и идеология. Тоталитарный язык как социолингвистическая проблема.

  6. Язык и государство. Функция государства по отношению к языку.

  7. Понятие о языковой политике. Основные направления языковой политики. Факторы, влияющие на характер языковой политики.

  8. Социальная и функциональная дифференциация языка.

  9. Литературный язык.

  10. Территориальные диалекты.

  11. Городское просторечие.

  12. Жаргоны. Типы жаргонов. Признаки жаргона. Основные функции жаргона.

  13. Понятие о сленге.

  14. Арго. Функции арго.

  15. Словари социальных диалектов.

  16. Историческая изменчивость социальной природы, взаимодействие и взаимовлияние языковых подсистем.

  17. Разговорная речь как социолингвистический объект. Проблемы изучения современной речи города.

  18. Понятие о гендерлекте. Мужская и женская речь.

  19. Языковые контакты и формы существования языка.

  20. Языки пиджин и креольские языки.

  21. Билингвизм. Основные типы билингвизма. Билингвизм и диглоссия.

  22. Понятие об интерференции.

  23. Понятие о языковой ситуации. Типология языковых ситуаций.

  24. Смена языковых ситуаций в истории русского языка.

  25. Современная языковая ситуация в России.

  26. Искусственные языки-посредники. Типы искусственных языков.

  27. Социальный аспект владения языком. Уровни владения языком.

  28. Социофонетика.

  29. Социосемантика.

  30. Социолингвистическая дифференциация лексики и фразеологии.

  31. Стили языка как социолингвистическая проблема.

  32. Методы социолингвистического анализа.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная:

Беликов В.И. , Крысин Л.П. Социолингвистика.- М, 2001.

Белл Р. Социолингвистика: цели, методы и проблемы / З. Белл. - М., 1980.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Цели, методы и проблемы. — М., 1976.

Швейцер А.Д. Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. — М., 1978.

Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. — М., 1987.

Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. — М.,2000.

Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков.- М., 2002.

Дополнительная:

Алпатов В.М. Проблема двуязычия и языков национальных меньшинств// Речевое общение в условиях языковой неоднородности.-М., 2000

Арутюнова Н.Д. Человеческий фактор в языке / Н.Д. Арутюнова. - М., 1992.

Байбурин А.К. Этнические стереотипы поведения / А.К. Байбурин. - Л., 1985.

Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования.- Киев, 1979.

Вежбицкая А. Речевые акты / А. Вежбицкая // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1985.

Верещагин Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.,1976.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения.- М., 1993.

Головин Б.Н. Вопросы социальной дифференциации языка / Б.Н. Головин. -Л., 1989.

Дьячков М.Б. Социальная роль языков в межэтнических сообществах.- М., 1993.

Елофеева Ф.А. , Русаков Ф.Ю. Проблемы языковой интерференции.- Л., 1990.

Жирмунский В.М. Проблема социальной дифференциации языков// Язык и общество.- Л., 1968.

Звягинцев В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике// АН СССР Сер. Лит. и яз. Вып.3.- М., 1982.

Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра.- М., 1998

Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка.— М., 1989.

Лабов У. О механизме языковых изменений// Новое в лингвистике. Вып.7. Социолингвистика.- М., 1975.

Михальченко В.Ю. Национально-языковые конфликты на языковом пространстве бывшего СССР// Язык в контексте общественного развития.- М., 1994.

Нарумов Б.П. Национально-культурная специфика речевого поведения / Б.П. Наумов. - М., 1977.

Национальная политика в СССР: история и современность.-М., 1997

Поливанов Е.Д. Типология и эволюция межкультурных искусственных языков / Е.Д. Поливанов. – М., 1976.

Принципы и методы социолингвистических исследований. —М., 1989.

Русский язык и советское общество. Социолингвистическое исследование. — М.,1968.

Русский язык конца ХХ столетия (1985—1995). — М.,1996.

Сепир Э. Общие труды по языкознанию и культурологии.- М., 1993.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.

Социально—лингвистические исследования. — М., 1976.

Теоретические проблемы социальной лингвистики. — М., 1981.

Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка. —М., 1994.

Ягич И.В. Язык и моделирование социального взаимодействия / И.В. Ягич. – М., 1987.

Похожие:

Решение заседания iconРешение от имени латвийской республики
Конституционный суд Латвийской Республики в следующем составе: председатель судебного заседания А. Эндзиньш, судьи Р. Апситис, И....
Решение заседания iconПояснительная записка
Российской Федерации. Такое решение принято по результатам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию...
Решение заседания iconРешение г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5512/2011 27 февраля 2012 года
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Сакун А. М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания...
Решение заседания iconРешение заседания кафедры
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания iconРешение заседания кафедры
Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд
Решение заседания iconФинансово-экономическое обоснование к проекту постановления Правительства Ульяновской области «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 03. 08. 2009 №27/303-П»
Российской Федерации. Такое решение принято по результатам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию...
Решение заседания iconРешение заседания
Цель: совершенствование знаний бакалавров-филологов в области языкознания, расширение умений, навыков
Решение заседания iconРешение заседания
...
Решение заседания iconРешение заседания кафедры. Протокол №1 от 29 августа
Методические указания по организации и выполнению научно-исследовательской практики
Решение заседания iconРешение заседания кафедры
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница