«Общие свойства металлов»




Скачать 297.09 Kb.
Название«Общие свойства металлов»
страница1/2
Дата05.10.2012
Размер297.09 Kb.
ТипУрок
  1   2
Тема урока: «Общие свойства металлов»

Урок химии в 9 классе.


Продолжительность: 40 мин.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Цель урока: Опираясь на ранее полученные знания учащихся, подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах как химических элементах и металлах как простых веществах.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся со строением и общими свойствами металлов,
    исходя из положения их в ПСХЭ и строения атомов.

  2. Знать понятия о металлической связи и металлической кристаллической решетки, некоторые способы получения металлов.

  3. Обобщить и расширить сведения учащихся о физических свойствах
    металлов.

  4. Расширить и углубить знания о роли металлов в организме человека, по­казать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека.

  5. Продолжить формирование мировоззренческих взглядов: умения
    устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами металлов, доказывать подход количественных изменений в качественные.

  6. Акцентировать внимание учащихся на возможности интеграции курсов химии, литературы и истории; развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; развивать представления о причинно-следственных связях явлений, познаваемости мира.

  7. Прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, контроль знаний.

Девиз урока:

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». (Б. Шоу).

«Мощь и сила науки — во множестве фактов, цель - в обобщении этого множества». (Д. И. Менделеев).

Реактивы: горячая вода.

Оборудование: компьютер, презентация в программе Power Point, магнитофон, запись «Ростовские колокола», коллекция образцов различных металлов, гладкое обручальное кольцо, деревянная палочка, серебряная, алюминиевая, стальная ложечки, химические стаканчики на 50 мл, муляжи фруктов и овощей, многочисленные репродукции и фотографии, произведения искусства из металлов и сплавов.

I. Постановочная часть урока.

Цели: познакомить учащихся с содержанием темы, поставить учебные цели и определить пути их достижения.

Начинаем с актуализации знаний учащихся, постановки учебных целей. Знакомим учащихся с содержанием темы по карте самоконтроля и самооценки по данной теме и обращаем их внимание на то, что они должны знать и уметь.

Затем следует «загадочная пауза». Предлагаем учащимся загадки о металлах:

  1. Он в теченье многих лет был причиной многих бед.

  2. Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом.

  3. Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет.

  4. К восьмой группе отнесен, в честь России назван он.

  5. « Камнем» назван он людьми, но попробуй-ка возьми.

  6. Из него солдатик твой, не болеет он « чумой».

  7. В старину ценилась дорого,
    Цветом красная, как золото,
    Постоянно с ним дружна,

В электротехнике очень нужна.

Каково происхождение слова «металл»? Откуда оно пришло к нам?

В одной из пьес А. И. Островского изо­бражена купчиха, которая больше всего боится страшных слов, таких, как металл. Она очень удивилась бы, откройся ей происхо­ждение этих роковых речений. Греческое слово металлон имело значение «земляные работы, раскопки», а позднее стало означать «шахта, рудник, руда». В латинском языке слово металлум получило значение «руда и выплавляемый из нее металл» и уже в виде французского металл перекочевало в Россию.

Какое место занимают металлы в Пе­риодической системе химических элементов Д. И. Менделеева?

Каковы особенности строения их ато­мов?

Применяются ли чистые металлы в быту?

В каком виде применяются металлы? (В виде сплавов.)

Заслушиваем рассказы учащихся о спла­вах.

В организме человека находятся 81 хи­мический элемент из 92 встречающихся в природе. Человеческий организм — слож­ная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочув­ствие, настроение и даже аппетит могут за­висеть от минеральных веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, не­возможны синтез и распад белков, жиров и углеводов.

Рассматриваем биологическую роль неко­торых металлов в организме человека.

Золото.

Средневековые алхимики считали золо­то совершенством, а остальные металлы — ошибкой в акте творения и, как известно, прикладывали большие усилия для ликви­дации этой ошибки. Идею введения золо­та в медицинскую практику приписывают Парацельсу, который провозгласил, что це­лью химии должно быть не превращение металлов в золото, а приготовление ле­карств. Лекарственные препараты из золо­та и его соединений пытались применять при многих заболеваниях. Им лечили проказу, волчанку, туберкулез. У людей, чувст­вительных к золоту, оно может вызвать нарушение состава крови, реакцию со сто­роны почек, печени, влиять на настроение, рост зубов, волос.

Медь.

В человеческом организме наибольшее количество меди содержится в мозге и пече­ни, и одно это обстоятельство указывает на ее важность в жизнедеятельности. Обнаруже­но, что при болях повышается концентрация меди в крови и спинномозговой жидкости. В Сирии и Египте новорожденным для про­филактики рахита и эпилепсии надевают медные браслеты.

Алюминий.

Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюми­ний частично переходит в организм, где и накапливается.

Демонстрируем лежащие на столе муляжи фруктов и овощей. Эти плоды связаны с те­мой урока — в них есть металлы. Например, чеснок — единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов. Кукуруза со­держит золото, обеспечивающее работу нервной системы.

Какой элемент содержится в яблоках? (Железо.)

Какова его биологическая роль? (В ор­ганизме содержится 3 г железа, из них

2 г — в крови. Железо входит в состав гемоглоби­на. Недостаточное содержание железа приво­дит к головной боли, быстрой утомляемости.)

Академик Ферсман говорил, что железо — не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы. Оно осно­ва культуры и промышленности. Оно орудие войны и мирного труда, и во всей таблице Менделеева невозможно найти другой такой элемент, который был бы так связан с про­шлыми, настоящими и будущими судьбами человечества.

Чтобы закрепить знания учащихся о роли металлов в организме человека, организуем работу с таблицей, в которой отражены био­логическая роль металлов и их токсическое действие.


Металл

Биологическая роль

Токсическое действие избытка металла

Литий

Дефицит лития в организме человека приводит к психическим расстройствам

Вызывает общую заторможенность, нарушение дыхания и сердечного ритма, слабость, сонливость, потерю аппетита, жажду, расстройство зрения, дерматит лица и рук.

Калий

Ионы калия регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений. Необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствует выделению избыточного натрия, избавляя организм от лишней воды и устраняя отеки.

Вызывает усиление двигательной активности, учащение сердечного ритма, нарушение углеводного, жирового и белкового обмена.

Натрий

Ионы натрия поддерживают у животных и человека нормальную возбудимость мышечных клеток, участвуют в сохранении кислотно-основного баланса в организме, в регуляции сердечной деятельности, удерживают воду в организме.

Приводит к нарушению водного баланса, сгущению крови, вызывает дисфункцию почек, общее нарушение обмена веществ.

Магний

Соли магния оказывают антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на НС, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения.

Приводит к нарушению минерального обмена.

Кальций

Ионы кальция необходимы для процессов кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияют на состояние НС, оказывают противовоспалительное действие.

При избытке кальция возникает цистит. Если кальций попадает в организм в виде цементной пыли, то страдают органы дыхания, у детей снижается возбудимость НС, обонятельного анализатора.

Стронций

Оказывает влияние на процессы костеобразования.

Поражаются костная ткань, печень, кровь, наблюдаются повышенная ломкость костей, выпадение волос.

Алюминий

Содержится в легких, печени, костях, головном мозге, действует на пищеварительные ферменты и НС.

Приводит к нарушению минерального обмена.

Цинк

Входит в состав крови и мышечной ткани, является катализатором многих реакций, входит в состав инсулина, участвует в белковом обмене.

Мутаген и онкоген. Вызывает заболевания костно-мышечной системы.

Кадмий




Снижает активность пищеварительных ферментов, нарушает функцию поджелудочной железы, углеводный обмен, поражает почки и тормозит рост костей, увеличивает опасность переломов костей.

Ртуть




Поражает ЦНС, сосредотачивается в почках, нарушая их деятельность, также накапливается в клетках мозга и слизистой оболочке рта.

Барий




Поражает костную ткань, костный мозг и печень, НС, приводит к хрупкости костей за счет вытеснения из них кальция.

Таллий




Поражает периферическую НС, ЖКТ и почки. Накапливается в волосах, костях, почках, мышцах. Характерный признак отравления таллием – выпадение волос.


К чему может привести избыток ионов натрия? Солей магния?

В Интернете в 1995 г. появилось сооб­щение, что у студентки Пекинского универ­ситета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у нее прядями ста­ли выпадать волосы. Родители срочно отпра­вили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали серьезное невралгическое расстройство. Однако, пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Действие какого металла на организм человека связано с выпадением волос? (Таллия)

Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех металлов?

П. Металлы - химические элементы.

Цель: сформировать понятие о металлах как химических элементах.

1. Положение металлов в ПСХЭ Д,И. Менделеева и строение их атомов.

В ПСХЭ каждый период, кроме первого, начинается с активного химического элемента - металла. Эти начальные элементы образуют главную подгруппу I группы и называются щелочными металлами. Свое название они получили от названия соответствующих им гидроксидов, хорошо растворимых в воде, - щелочей.

Атомы щелочных металлов содержат на внешнем энергетическом уровне 1 электрон, который они легко отдают при химических взаимодействиях, поэтому являются сильными восстановителями, причем восстановительные свойства усиливаются от лития к францию.

Следующие за щелочными металлами элементы, составляющие главную подгруппу II группы, также являются металлами. Из этих металлов кальций, стронций, барий и радий называют щелочноземельными металлами. Такое название они получили потому, что их оксиды, которые алхимики называли « землями», при растворении в воде образуют щелочи.

К металлам относят элементы главной подгруппы III группы, исключая бор.

Из элементов гл. подгрупп следующих групп к металлам относят: в IV гр. — германий, олово, свинец; в V гр. - сурьма и висмут; в VI гр. - полоний.

Что касается элементов побочных подгрупп, то все они металлы.

Таким образом, если провести диагональ от В к At через элементы гл. подгрупп, то по диагонали и над ней будут располагаться неметаллы, а под ней - металлы. То есть, металлы: I, II, III группы ( кроме Н, В), в конце IV, V, VI групп гл. подгрупп, побочных подгруппах. В периодах: в малых - в начале, в больших - в четных рядах и начале нечетных.

Из положения металлов в ПСХЭ можно определить и особенности строения их:

  1. на внешнем энергетическом уровне - 1-3 электрона ( проблема: а почему V и Ро, атомы которых содержат, соответственно, 5 и 6 электронов, являются металлами? - что позволяет показать значение второго параметра);

  2. сравнительно большой радиус атома ( вывод, который и разрешил проблему; а В, атомы которого имеют 3 электрона на внешнем уровне, но маленький радиус атома, является типичным неметаллом).

Окислительно-восстановительные свойства:

Ме0 - nе= Ме+n - окисление

Ст. ок. Me: 0, +1, +2, +3, +4, +5, +6, +7, +8.

В периоде восстановительные свойства уменьшаются, т.к. увеличивается заряд ядра, увеличивается число электронов на внешнем слое, частично стягивается радиус атома.

В группе в гл. подгруппе: восстановительные свойства увеличиваются, т.к. возрастает радиус атома.

2. Распространенность металлов в земной коре.

После этого сообщаем интересную информацию: «Влияние недостатка и избытка ионов металлов на состояние растений и животных».

Влияние недостатка и избытка ионов металлов на состояние растений и животных.

Металл

Влияние металла (иона) на состояние организмов




недостатка

избытка

Литий



Развитие особых форм растений

Натрий

У животных -мышечные боли, слабость. У растений — торможение образования хлорофилла

У человека — гипертония. У растений - развитие приспособленности к обитанию в условиях высокой солености.

Кальций

У животных - костное заболевание

Применяют при отравлении магнием

Магний

У растений - мраморность листьев

У человека — паралич дыхания

Алюминий




Развитие особых форм растений. У человека -снижение умственных способностей, невриты

Марганец

У растений - хлороз. У птиц- нарушения развития крыльев

Нарушения развития растений. В высоких степенях окисления сильно токсичен

Железо

У растений — хлороз, замедление образования хлорофилла

В больших количествах токсично для животных и растений

Медь

У животных - анемия

В повышенной концентрации токсична для животных и растений

Цинк

Заболевания растений

Токсичен для животных и растений

Молибден

Заболевания бобовых растений

При избытке в почвах -заболевания скота
  1   2

Похожие:

«Общие свойства металлов» iconМетодическая разработка урока химии в 9 классе в условиях реализации перехода
Прежде чем изучать химические свойства металлов, давайте вспомним закономерности в строении атомов металлов и общие физические свойства...
«Общие свойства металлов» iconПлан урока. Проверка знаний учащихся по теме «Общие свойства металлов»
Цели урока: сформировать понятие о коррозии металлов, рассмотреть классификацию коррозионных процессов, способы защиты металлов от...
«Общие свойства металлов» iconПлан-конспект урока щелочные металлы
Цель урока: опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, глубже осмыслить общие и специфические свойства металлов I группы...
«Общие свойства металлов» iconУрок по химии в 9 классе по теме
Общая характеристика металлов. Особенности строения металлов. Физические свойства металлов. Сплавы
«Общие свойства металлов» iconУрок химии в 9 классе (с использованием компьютерной презентации) «Химические свойства металлов»
Образовательные: систематизировать сведения о химических свойствах металлов; сравнить химическую активность металлов; доказать, что...
«Общие свойства металлов» iconСправочник работ и профессий рабочих. Выпуск Разделы: "Общие профессии цветной металлургии"
Ы: "Общие профессии цветной металлургии"; "Производство цветных, редких металлов и порошков из цветных металлов"; "Обработка цветных...
«Общие свойства металлов» iconСправочник работ и профессий рабочих. Выпуск Разделы: "Общие профессии цветной металлургии"
Ы: "Общие профессии цветной металлургии"; "Производство цветных, редких металлов и порошков из цветных металлов"; "Обработка цветных...
«Общие свойства металлов» iconПлан урока в 9 классе по теме «Характеристика щелочных металлов»
Цель: дать общую характеристику щелочных металлов. Рассмотреть их атомное строение, основные физические и химические свойства, важнейшие...
«Общие свойства металлов» icon«Щелочные металлы»
Цель урока: с помощью цор дать общую характеристику щелочных металлов. Рассмотреть их атомное строение, основные физические и химические...
«Общие свойства металлов» iconКонтрольные вопросы по курсу "схемотехника и электроника"
Элементная база рэа. Классификация. Общие свойства. Электронные приборы как составная часть элементной базы, их общие свойства. Достоинства...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница