Программа дисциплины «Методы сбора и обработки социальной информации»




Скачать 151.09 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Методы сбора и обработки социальной информации»
Дата22.03.2013
Размер151.09 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Министерство экономического Министерство

развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет социологии



Программа дисциплины


«Методы сбора и обработки социальной информации»


Для направления 080500.62 "Менеджмент"

подготовка бакалавра


Для специальности направления 080507.65 "Менеджмент организации"

подготовка специалиста


Автор: к.т.н. Косова Л.Б.



Рекомендована секцией УМС

______________________________


Председатель

______________________________

«_____» __________________ 200 г.


Одобрена на заседании кафедры

Методов сбора и анализа социологической информации

Зав. кафедрой

д.с.н., проф. Толстова Ю.Н.

«_10__» __декабря____ 2007 г.

Утверждена УС

факультета Социологии

Ученый секретарь

______________________________

«_____» __________________ 200 г.






Москва

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины: создать у студентов понимание, какой эмпирический материал может оказаться важным в ходе принятия управленческих решений, какие источники продуцирования подобного материала существуют, в каких хранилищах исследовательский материал аккумулируется. Иными словами, курс ставит своей целью формирование у студентов представлений о системе накопления, дистрибуции и анализа эмпирических данных, необходимых для принятия научно обоснованных управленческих решений.

Задачи преподавания дисциплины

  • Создание системных представлений о методологии и методах социологического исследования

  • Первичное знакомство студентов с некоторыми техниками сбора социологической информации, необходимой будущим управленцам.

  • Формирование у студентов общего представления о целях и методах вторичного анализа данных.

  • Первичное ознакомление студентов с международной системой архивирования данных и архивными организациями

Связь курса с другими дисциплинами

а) Связь курса с дисциплинами, читаемыми в течение первых двух лет обучения

Курс опирается на знания, полученные в рамках дисциплин «Социология», «Социальная психология». В нем, в частности, затрагиваются такие социологические понятия как «социальная стратификация», «мобильность», «общественное мнение», «социальный институты» и пр.

Необходимой основой для понимания курса служит также такая дисциплина как «Теория вероятностей и математическая статистика». В нем освещаются вопросы обработки и анализа, различных подходов к сбору социологической информации и методов ее анализа.

2. Тематический план учебной дисциплины


Тема

Всего часов
Аудиторные часы

Самост. работа

Лекции

Семинарские и практические занятия



Методологические принципы социологического исследования.

2

1

-

1



Обзор методов сбора социологической информации. Классификация методов.

7

2

-

5



Нормативная модель количественного подхода к сбору социологических данных.

10

4

2

4



Нормативная модель качественного подхода. Соотношение количественных и качественных данных в анализе социальных процессов

10

4

2

4



Обзор методов анализа социологических данных.

10

4

2

4



Вторичный анализ данных.

8

2

-

6



Программные комплексы, обеспечивающие анализ данных

7

1

-

6




54

18

6

30



Формы контроля

Дисциплина оценивается зачетом с оценкой по десятибальной системе.

Результирующая оценка слагается из оценок:

  • посещаемости лекций

  • контроля на семинарских занятиях (посещение и активное участие в дискуссии)

  • домашнее задание

  • ответа на зачете


Алгоритм формирования оценки таков:

  • вес посещаемости лекций W посещаемость лекций = 0,1

  • вес посещаемости семинаров, активного участия в дискуссиях и выполнения домашних заданий W п.с.+ выступлений + дом. задания = 0,2

  • домашнее задание W executive summary = 0,3

  • ответ на экзамене W ответ на экзамене = 0,4


Результирующая оценка в десятибалльной шкале Орез есть сумма четырех оценок за посещаемость лекций (О посещаемость лекций.), посещаемость семинаров и активное участие в дискуссиях (О п.с.+ выступлений), домашнее задание (О домашнее задание) и ответ на зачете (О ответ на зачете):


Орез = (Wпосещаемость лекций х О посещаемость лекций) + (W п.с.+ выступлений х О п.с.+ выступлений) + (Wдомашнее задание х О домашнее задаание) + (W ответ на зачете х О ответ на зачете)


Зачет получают студенты, набравшие четыре или более четырех баллов (Орез ≥ 4)


4. Базовые учебники

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М. Аспект Пресс, 1995.

  2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996

  3. Белановский С.А . Глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 2001

  4. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. М.: ГУ ВШЭ, 2006

  5. Ядов В.А. (в сотрудничестве с В.В. Семеновой). Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.



5. Содержание программы

Тема 1. Методологические принципы социологического исследования.

Предмет социологического исследования, социология в системе гуманитарных наук. Источники проблематики социологических исследований. Теория и эмпирические данные. Проверка теоретических конструктов. Методология, метод, методика. Цели исследования, связь между целью исследования и исследовательской стратегией.

Программа исследования, основные определения и требования.

Исследовательская этика.


Основная литература

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М. Аспект Пресс, 1995.

  2. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы, М.,1995, 331 стр.

  3. Ядов В.А. в сотрудничестве с В.В. Семеновой. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.

Дополнительная литература

  1. Вебер. Методология социальных наук. Любое издание

  2. Дюркгейм. Правила социологического метода. Любое издание

  3. Hatt P. Methods in social research. 1952, 386 p.

  4. Layder D. New strategies in social research: An introduction and guide. 1993, 218p.

  5. McNeill P. Research methods. 1990, 150 p.

Тема 2. Обзор методов сбора социологической информации. Классификация методов.

Классификация исследовательских методов. Модель «количественного» социологического исследования: понятие переменной, квантификация, шкалирование, статистика как базис генерализации, формализованные методы сбора эмпирической информации, математические методы анализа данных. Примеры количественных исследований.

Модель «качественного» социологического исследования: феноменология, понимающие и прожективные методики, ситуативный анализ как исследовательская стратегия. Примеры качественных исследований.

Работа с существующими источниками как метод исследования: государственная статистика, биографические записи, кино/фотодокументы, предметы материальной культуры. Герменевтический круг.

Специфика эксперимента в естественных и гуманитарных науках. Логическая структура эксперимента. Зависимые и независимые переменные. Экспериментальные и контрольные группы.

Выбор метода исследования. Важность и необходимость сочетания различных методов в социологическом исследовании.

Основная литература

  1. Андреенков В.Г., Маслова О.М. (ред.) Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1: Социологический опрос. Кн.2: Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент.

  2. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект Пресс, 1996.

  3. Baker Th. Doing social research. 1994, 499 p.

  4. May T. Social research: issues, methods and process. 1993, 193 p.

Дополнительная литература

  1. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы. (По материалам круглого стола). // Социология: методология, методы, математическое моделирование. (4М). 1995, № 5-6, с.5-15.

  2. Allan G. Handbook for research students in the social sciences. 1991.

  3. A History of Sociological Analysis. Bottomore T., Nisbett R.(eds). Heinemann, 1979

  4. Ragin Ch. Constructing social research: The unity and diversity of method. 1994, 194 p.

Тема 3. Нормативная модель количественного подхода к сбору социологических данных.

Дизайн исследования. Спецификация и концептуализация проблемы. Выбор эмпирических признаков, понятие переменной, квантификация, шкалирование, статистика как базис генерализации, формализованные методы сбора эмпирической информации, математические методы анализа данных. Формулировка гипотез для тестирования, требования к гипотезам.

Понятие генеральной совокупности и выборки. Сплошные и выборочные исследования в статистике и социологии. Определение выборочной совокупности, отбор единиц изучения. Операция генерализации. Ошибка выборки, доверительный интервал, доверительная вероятность. Определение объема выборки. Случайная выборка. Многоступенчатые выборки. Квотные выборки. Целевые (направленные) выборки. Снежный ком.

Виды опросов: различные основания классификации. Интервью и самозаполнение анкет. Опросы по месту жительства, работы, учебы, в различных аудиториях. Блиц опрос на улице. Массовые опросы и опросы экспертов. Индивидуальные и групповые виды опроса. Почтовый и телефонный опросы. Опрос в средствах массовой информации.

Классификация интервью по степени формализации: свободное, клиническое, нарративное, биографическое. Интервью по плану. Фокусированное интервью. Полуформализованое интервью.

Полевые документы. Основные принципы разработки опросников. Структура и оформление анкеты, основные требования. Функции вопроса в социологическом опросе: индикаторная, коммуникативная, инструментальная. Лингвистические нормы и проблема языка. Открытые и закрытые вопросы. Построение шкал. Различные типы шкал. Шкалы Ликерта и Терстоуна. Блоки вопросов: батареи и воронки.

Тестирование анкет. Пилотаж как средство опробации методик сбора и анализа информации.

Проведение полевых работ. Отбор и подготовка интервьюеров, контроль качества их работы. Эффект интервьюера: положительные и отрицательные стороны. Профилактика и контроль ошибок интервьюеров. Рассылка и сбор анкет. Контроль за ходом полевых работ.

Первичный контроль массива данных при подготовке к обработке. Ремонт выборки. Кодирование открытых вопросов. Ввод данных. Визуальный и программный контроль. Связь между вопросами анкеты и переменными файла данных.

Основная литература

  1. Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Тривола. 1998.

  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

  3. Лютыньский Я. Вопрос как инструмент социологического исследования. // Социологические исследования, 1990, № 1.

  4. Маслова О.М. Ситуация интервью: формализованные и неформализованные методы исследования. // Методология и методы социологического исследования. (Итоги работы поисковых проектов. 1992-1996 гг.)

  5. Ноэль Э. Массовые опросы. М.: Прогресс, 1978.

Дополнительная литература

  1. Healy J.F. Statistics: A Tool for Social Research. Wadsworth, 1990.

  2. Rosenberg M. The Logic of Survey Analysis. 1968.

Тема 4. Нормативная модель качественного подхода. Соотношение количественных и качественных данных в анализе социальных процессов.

Модель «качественного» социологического исследования: феноменология, понимающие и прожективные методики, ситуативный анализ как исследовательская стратегия, особенности анализа данных. Номенклатура основных методов, примеры качественных исследований.

Углубленное интервью. Подготовка сценария, требования к месту проведения, проблемы коммуникации с респондентом. Методы анализа и способы презентации результатов.

Фокус-группы, основные характеристики. Требования к месту проведения, рекрутмент участников. Подготовка сценария фокус-группы. Требования к работе медиатора. Аккумуляция и хранение информации. Анализ результатов. Подготовка отчета, презентация.

Наблюдение. Различия принципов научного наблюдения в естественных и гуманитарных науках. Этические проблемы наблюдения. Классификация видов наблюдения по степени формализации и по степени участия наблюдателя. Полевое и лабораторное наблюдение. Анализ данных и презентация результатов.

Выбор метода исследования. Важность и необходимость сочетания различных методов в социологическом исследовании.

Основная литература

  1. Ядов В.А. (в сотрудничестве с В.В. Семеновой). Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.

  2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996, 269 с.

  3. Белановский С.А. Глубокое интервью. М: Никколо-Медиа, 2001 г.

Дополнительная литература

  1. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999, 383 стр.

  2. Marshall C., Rossman G. Designing qualitative research. 1995, 178 p.

  3. Merton R., Fiske M., Kendall P. Z. The Focused Interview. A Manual of Problem and Procedures. Glencoe, III, The Free Press, 1990.

Тема 5. Обзор методов анализа социологических данных.

Унивариантный и многомерный анализ. Среднее, дисперсия. Линейные и табличные распределения. Коэффициенты парных связей. Основные методы многомерного анализа: регрессионный анализ, факторный анализ, кластерный анализ.

Интерпретация данных. Формулировка заключений о первоначальных гипотезах. Подготовка отчета. Информационное пространство, публикация результатов.

Источники ошибок на каждом этапе исследования. Ошибки случайные и систематические.

Обработка и хранение результатов индивидуальных и групповых интервью. Составление карты (mapping) и межгрупповые сравнения.

Методы анализа текстовых документов. Герменевтический круг. Основные шаги текстового анализа: выделение тем, кодирование, формирование понятий первого уровня, осевое кодирование, формирование категорий (понятий второго уровня). Выявление коммуникативных интенций автора.

Контент-анализ текста. Достоинства и недостатки, границы применения метода. Частотный анализ, лексический анализ, выявление тематических приоритетов.

Основная литература

  1. Аптон Г. Анализ таблиц сопряженности. М., Финансы и статистика, 1982

  2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996, 269 с.

  3. Белановский С.А. Глубокое интервью. М: Никколо-Медиа, 2001 г.

  4. А.О.Крыштановский Анализ социологических данных. М.:ВШЭ, 2006

  5. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998

  6. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М., Финансы и статистика, 1989

Дополнительная литература

  1. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях. //Социология: методология, методы, математические модели. 1993-94, № 3-4, с.34-43

  2. Крыштановский А.О. Методы анализа временных рядов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2000, №2

  3. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий. // Вопросы социологии, 1991, Т. 1, №1, с.121- 134.

  4. Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды.: М.: Изд-во МГУ, 1998.

Тема 6. Вторичный анализ данных.

Способы и системы поиска релевантной информации. Каталоги основных архивов данных по социологической тематике. Система «Софист» - возможности поиска информации в Едином архиве социологических данных. Поиск по формулировке вопроса. Поиск по ключевым словам. Поиск по тексту. Оценка редевантности и качества найденных исследований. Заказ данных.

Основная литература

  1. www.RoperCenter.uconn.edu

  2. www.icpsr.umich.edu

  3. www.gesis.org/en/za

  4. www.data-archive.ac.uk

  5. http://sofist.socpol.ru

Дополнительная литература

  1. Hakim C. Secondary Analysis in Social Research. Allen & Unwin, 1982.

  2. Dale A., Arber S., Procter H. Doing secondary analysis. London, 1988.

Тема 7. Программные комплексы, обеспечивающие анализ данных.

Основные требования к програмным комплексам, обеспечивающим анализ данных. Наиболее известные комплексы. SPSS – самый популярный комплек программ статистического анализа. NESSTAR – новый программный комплекс для анализа данных в режиме on-line. Преимущества и недостатки. Анализ таблиц и регрессионное моделирование с помощью комплекса NESSTAR.

Основная литература

  1. А.О.Крыштановский Анализ социологических данных. М.:ВШЭ, 2006

  2. M. Norusis. SPSS. Statistical Data Analysis. Manual/ SPSS Inc.

  3. А.Бююль, П.Цёфель. SPSS: Искусство обработки информации. М., DiaSoft, 2002

  4. http://sofist.socpol.ru

  5. http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm#SAGE

Дополнительная литература

  1. Г. Крамер. Математические методы статистики. М., «МИР», 1975

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Предмет социологического исследования

  2. Соотношение теории и эмпирических данных

  3. Проблемы выбора темы социологического исследования. Источники социологической проблематики.

  4. Цели социологического исследования. Связь между целью исследования и исследовательской стратегией.

  5. Классификация исследовательских методов. Познавательные возможности различных методов.

  6. Феноменология как научная парадигма. Понятие феномена.

  7. Программа и дизайн исследования.

  8. Нормативная модель количественного исследования.

  9. Нормативная модель качественного исследования.

  10. Спецификация и концептуализация проблемы исследования. Выбор эмпирических признаков, квантификация, шкалирование.

  11. Гипотеза в социологическом исследовании. Формулировка гипотез, требования к гипотезам.

  12. Выборочный метод. Генеральная совокупность и выборка.

  13. Случайные выборки. Основные понятия. Операция генерализации.

  14. Неслучайные выборки. Основные типы.

  15. Ошибка выборки, доверительный интервал, доверительная вероятность.

  16. Структура анкеты. Основные требования

  17. Вопроса как исследовательский инструмент. Типы вопросов. Блоки вопросов.

  18. Проблема отсутствия ответа в социологическом опросе. Понимание и интерпретация.

  19. Тестирование анкет, пилотаж.

  20. Подготовка полевых документов. Номенклатура. Основные требования.

  21. Отбор и обучение интервьюеров, основные требования.

  22. Исследовательская этика.

  23. Классификация опросов по месту проведения. Познавательные возможности и организационно-методические особенности.

  24. Интервьюирование и самозаполнение опросников. Эффект интервьюера в социологическом опросе.

  25. Виды интервью. Особенности. Сферы применимости.

  26. Почтовый опрос, опросы в средствах массовой информации.

  27. Телефонный опрос: методические и организационные особенности.

  28. Организация и проведение полевых работ. Проблемы эффективности и качества.

  29. Первичный контроль и подготовка к обработке массива собранных эмпирических данных.

  30. Проблемы кодирования открытых вопросов.

  31. Ввод данных, проблемы и требования. Программный контроль ввода данных. Проверка консистентности данных.

  32. Понятие переменной. Соотношение вопросов анкеты и переменных файла данных.

  33. Нормальное распределние случайной величины. Среднее, дисперсия.

  34. Унивариантный и многомерный анализ данных.

  35. Линейные распределения и табличные распределения.

  36. Коэффициенты парных связей на основе хи-квадрат.

  37. Корреляция, коэффициенты корреляции.

  38. Факторный анализ.

  39. Регрессионный анализ.

  40. Кластерный анализ.

  41. Проведение фокус групп: требования к месту проведения фокус-группы, рекрутмент участников фокус-группы.

  42. Разработка гайдов для фокус-групп, основные требования.

  43. Аккумуляция и хранение информации фокус-групп. Обработка результатов фокус-групп.

  44. Особенности применение контент-анализа в современной социологии.

  45. Специфика метода наблюдения в социологии.

  46. Специфика применения эксперимента в социологии.

  47. Кейс-стади: особенности, примеры

  48. Устная история

  49. Биографический метод

  50. Социологические исследования на базе существующих источников информации.

  51. Вторичный анализ данных – определение, основные понятия. Преимущества и недостатки метода.

  52. Особенности вторичного анализа «количественных» и «качественных» данных.

  53. Информационные, технические, финансовые, социальные предпосылки возникновения общедоступных архивов данных по социальным наукам. История создания крупнейших архивов.

  54. Источники ошибок на каждом этапе исследования. Ошибки случайные и систематические.

  55. Формулировка заключений о первоначальных гипотезах.

  56. Основные приемы работы с информационной системой «СОФИСТ». Поиск информации.

  57. Основные приемы работы с программным комплексом NESSTAR. Табуляция. Регрессионное моделирование.



Автор: ________________ / Косова Л.Б. /


Похожие:

Программа дисциплины «Методы сбора и обработки социальной информации» iconРабочая программа дисциплины «геоинформационные технологии сбора картографо-геодезической информации»
Цель дисциплины состоит в подготовке дипломированного специалиста, владеющего теоретическими и практическими основами систем сбора,...
Программа дисциплины «Методы сбора и обработки социальной информации» iconУчебно-методический комплекс методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»
Методы сбора, хранения и обработки ихтиологического и гидробиологического материала
Программа дисциплины «Методы сбора и обработки социальной информации» iconФедеральное агентство по образованию
Понятие информации. Способы, методы ее сбора, хранения, обработки. Системы счисления. Единицы измерения
Программа дисциплины «Методы сбора и обработки социальной информации» iconИнтервью как метод сбора информации в журналистике. Наблюдение как метод сбора информации в журналистике. Изучение документов как метод сбора информации в журналистике. Предмет публицистики. Категории «факт»
Принципы редакционной деятельности. Структура редакционного коллектива. Методы управления редакцией
Программа дисциплины «Методы сбора и обработки социальной информации» iconПрограмма (550716): «электронные приборы и устройства сбора, обработки и отображения информации»
Магистерская программа (550716): «электронные приборы и устройства сбора, обработки и отображения информации»
Программа дисциплины «Методы сбора и обработки социальной информации» iconРабочая программа учебной дисциплины б 01 Информационные технологии в образовании
Ознакомление студентов с основами современных технологий сбора, обработки и использования информации, с новыми информационными технологиями...
Программа дисциплины «Методы сбора и обработки социальной информации» iconТесты по информатике Тематическая структура апим
Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи,...
Программа дисциплины «Методы сбора и обработки социальной информации» iconБлока
Понятие информации; общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные...
Программа дисциплины «Методы сбора и обработки социальной информации» iconБлока
Понятие информации; общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные...
Программа дисциплины «Методы сбора и обработки социальной информации» iconКраткий курс лекций по “Информатике” д
Тема Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница