А. В. Валжи (испанский язык)




НазваниеА. В. Валжи (испанский язык)
страница1/23
Дата30.08.2012
Размер3.42 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
УДК 373.167.1 ББ.К 92 К78

Авторы-составители:

П. И. Алтынов (математика), П. А. Андреев (история), А. В. Валжи (испанский язык), Г. А. Балжи, В. А. Веселова (французский язык), Р. В. Бучина (немецкий язык), В. В. Еремин (химия), В. Б. Захаров (биология), Д. А. Исаев (физика), В. С. Крамор, В. А. Попов (алгебра), А. В. Куприна (экономическая и социальная география), А. Г. Леонов, А. Г. Кушниренко (информатика), М. А. Лепихова (русский язык), В. Н. Литвиненко (геометрия), Н. В. Маслова (английский язык), М. В. Мирутенко (физическая география), Н. В. Сечина (литература)

К78 Краткий справочник школьника. 6—11 кл. / Авт.-сост. П. И. Алтынов, П. А. Андреев, А. Б. Балжи и др. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 1998. — 624 с.: ил.

ISBN 5—7107—2115—8 Пособие содержит справочные материалы по всем предметам, изучаемым в 5—11 классах общеобразова­

тельных школ.

УДК 373.167.1 ББК92

Учебное издание

КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА 5—11 классы


Авторы-составители;

Алтынов Петр Иванович Андреев Петр Андреевич

Балжи Александр Борисович и др.

Ответственные редакторы Е. Д. Богданова, Т. Д. Дажина, Т. А. Карташева,

Н. В. Павлова, А. В. Рассказова, Н. В. Филонович, М. Г. Циновская Младший редактор М. В. Сорокина. Технический редактор Н. И. Герасимова Художественный редактор А. В. Кузнецов. Художественное оформление А. М. Павлов Компьютерная верстка А. Е. Косых. О. А. Молочное, С. Б. Мжельский, К. Е. Панкратьев. В. В. Рочев Корректоры Г. И. Мосякина, Н. С. Соболева, Т. К. Остроумова ^

Изд. лиц. № 061622 от 07.10.97.

Подписано к печати 06.03.98. формат 84xl08'/,6. Бумага офсетная. Гарнитура «Школьная». Печать высокая. Усл. печ. л. 67,52. Доп. тираж 50 000 экз. Заказ № 782.

Издательский дом «Дрофа». 127018, Москва, Сущевский вал, 49. По вопросам приобретения продукции Издательского дома «Дрофа» обращаться по адресу:

127018, Москва, Сущевский вал, 49. Тел.: (095) 289-03-25, 218-16-37, 289-03-68, 218-54-09.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат». 150049, г. Ярославль, ул. Свободы, 97

ISBN 5—7107—2115—8 © «Дрофа», 1996

С ID 11 IS IP Ж ^ 23 21 Ш!

Русский язык. 5—9 классы

Изученное в начальной школе...............................................................................?

Орфография. Программа 5 класса.........................................................................8

Орфография. Программа 6 класса........................................................................12

Орфография. Программа 7 класса........................................................................ 18

Синтаксис и пунктуация. Программа 8 класса....................................................26

Синтаксис и пунктуация. Программа 9 класса....................................................32

Приложение............................................................................................................36

Литература. 9—11 классы

Школьные сочинения. Русская литература XIX—XX вв. ..................................40

Иностранные языки. 5—11 классы

Английский язык..........и.................................................................................................94

Немецкий язык.....................................................................................................119

Испанский язык....................................................................................................140

Французский язык............................................................................................. 174

История. 6—11 классы



.212 .249

История России. VII—XIX вв. История России. XX в. ............

Математика. 5—11 классы

Математика.......................................................................................................... 278

Алгебра...............................................................................................................311

Геометрия...........................................................^.................................................334

/_ '

Информатика. 9—11 классы

Общие вопросы...................................................................................................362

Основные понятия алгоритмических языков.....................................................364

Технология программирования..........................................................................371

Применения ЭВМ............................................................................................372

Устройство ЭВМ........................ „....„. ,.....„...„.,.,..,...... .,„.„............................. 376

Задачи...................................................................................................................378

География. 6—10 классы

Физическая география................................................................................................386

Экономическая и социальная география.......................................................423

Биология. 6—11 классы

Бактерии. Грибы. Лишайники............................................................................460

Животные.............................................................................................................471

Анатомия и физиология человека.......................................................................489

Общая биология................................;..................................................................513

Физика. 7—11 классы

Физика............................................................................................................................556

Химия. 8—11 классы

Теоретические основы химии.............................................................................584

Неорганическая химия........................................................................................596

Органическая химия..........;...;...;;;.....................;..;.............................................. 611

Русский язык



классы



РУССКИЙ ЯЗЫК

Раздел включает основные правила русской ор­фографии и пунктуации, изучаемые в средней школе. На основе традиционных школьных учеб­ников в доступной форме даны все орфограммы, изложены правила и особенности синтаксиса и пунктуации, предложены рекомендации и прие­мы их эффективного усвоения, начиная с орфогра­фии (5—7 классы) и кончая синтаксисом и пунк­туацией (8—9 классы).

Теоретический материал в справочнике рас­пределен по классам, как и в школьных програм­мах и учебниках, все положения проиллюстриро­

ваны примерами, а также введена рубрика «Про­верь себя».

Раздел каждого класса открывается словарем трудных слов, для запоминания которых состави­тель рекомендует их четкое проговаривание (3—8 раз) по слогам, чтобы задействовать органы речи, слуха и зрения.

Материалы приложения помогут при подготов­ке к экзамену по русскому языку (устному и пись­менному).

Раздел «Говори правильно» включает обще­употребительные слова, при произношении кото­рых возникают затруднения.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ


— определение

— дополнение

— обстоятельство

— вертикальной чертой отмечен теоретический материал

Части слова:


D


— окончание

— основа

— приставка

— корень

— суффикс


Члены предложения:

———— — подлежащее — сказуемое

\-^, \^, v-/ — однородные члены предложения Словосочетания:

х — главное и зависимое слова Простые предложения в сложном:

®, ®, CD — сверху перед простым предложением © -союз

СПРАВОЧНАЯ

БабайцеваВ.В. Русский язык. Теория:

Учебник для 5—11 классов общеобразовательных заведений. — М., 1995.

БарановМ.Т-.КостяеваТ. А., П р у д -н и к о в а А. В. Русский язык. Справочные мате­риалы: Учебное пособие для учащихся / Под ред. Н. М. Шанского. — М., 1989.

Г р е к о в В. Ф., Крючкове. В., Ч е ш -к о Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 1988.

Малышева Л. М. Рифы и мифы вступитель­ных экзаменов: Русский язык и литература. — М., 1993.


ЛИТЕРАТУРА

РозентальД.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. — М., 1994.

РозентальД.Э. Справочник по правописа­нию, произношению, литературному редактирова­нию. — М., 1994.

РозентальД.Э.,ГолубИ. Б., Т е л е н -к о в а М. А. Современный русский язык. — М., 1994.

Семенова Г. М. Типичные ошибки старше­классников: Практикум по русскому языку для поступающих в вузы. Кн. 1. — М., 1992.

РУССКИЙ ЯЗЫК


ИЗУЧЕННОЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Безударные проверяемые гласные в корне слова

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, надо изменить слово или по­добрать однокоренное, где проверяемая гласная была бы под ударением.

Примеры:

зап-.вать песню (петь), зап..вать лекарство (пить).

Проверь себя:

н..чной, загл..деться, п..левой.

2. Непроверяемые гласные и согласные

Правописание непроверяемых безударных глас­ных в корне слова и непроверяемых согласных нужно запомнить:

автомобиль, агроном, аптека, арбуз, арифмети­ка. Багаж, барабан, бензин, берёза, берег, беречь, библиотека, билет, болото, борона, бригадир. Ва­гон, валенки, велеть, верблюд, ветер, веялка, ви­деть, вокзал, вокруг, воробей, восток, ворона, впе­рёд, всегда, вторник, вчера. Газета, голубой, го­реть, горизонт, город, горох, государство, готов, гражданин, граница. Двадцать, двенадцать, де­журный, деревня, директор, дорога, до свидания, дятел. Ещё. Жаворонок, железо, женщина, жере­бёнок, жёлтый. Завод, завтра, запад, заяц, здесь, здоровье, земляника, знамя. Иней, инженер, инст­румент, интересный. Канал, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, керосин, килограмм, километр, класс, клевер, коллектив­ный, коллекция, колхоз, командир, комбайн, ком­мунист, комната, компас, комсомолец, коньки, ко­рабль, корзина, коричневый, корова, костёр, кос­тюм, который, кровать. Лагерь, лопата, лестница, лягушка. Магазин, малина, матрос, машина, ме­бель, медаль, медведь, месяц, металл, метро, ме­шок, минута, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, мужчина. Надо, назад, налево, направо, народ. Обед, обезьяна, облако, общество, огород, огромный, огурец, одежда, одиннадцать, около, олицетворение, опять, орден, орех, осина, отец, от­куда, отсюда, оттуда, очень. Пальто, пассажир, пе­нал, песок, пионер, победа, погода, полотенце, по­мидор, понедельник, поросёнок, портрет, после, посуда, потом, правительство, праздник, пятница. Рабочий, радио, район, рассказ, растение, работа, республика, решаю, рисую, родина, Россия, рус­

ский. Салазки, сапоги, сахар, сверкать, свинец, свобода, север, сегодня, сейчас, серебро, сеялка, сзади, сирень, скатерть, слева, слышать, смороди­на, собака, солдат, соловей, солома, сорока, социа­лизм, сочинение, спасибо, справа, стакан, станок, стебель, стеречь, столица, суббота, считать. Тарел­ка, театр, телега, телеграмма, телёнок, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, тополь, топор, трактор, трамвай. Улица, урожай, учитель. Фабрика, фами­лия, флюгер. Хлопок, хозяйство. Цыплёнок, Чело­век, четверг, чувствовать. Шёл, шофёр. Экскур­сия. Яблоко, ягнёнок, ягода, язык, ястреб, яч­мень, ящерица.

3. Проверяемые согласные в корне слова

1 Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить его или подобрать такое однокоренное слово, где после проверяе­мой согласной следует гласная.

Примеры:

голу-.ка (голуби), сапо.. (сапоги). Проверь себя:

тра..ка, селе.-ка, ука-.ка.

4. Непроизносимые согласные в корне слова

(Чтобы не ошибиться в написании непроизноси­мых согласных в корне слова, нужно подобрать однокоренное, в котором этот согласный звук произносится отчетливо.

Примеры:

радо-.ный (радости),

ме.-ность (место). Проверь себя:

уча..ник, изве-.ный, нена..ный. Запомни:

1В словах вкусный, чудесный, опасный непроиз­носимого согласного нет.

5. И, у, а после шипящих

I После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся в, у, а. Проверь себя:

ж..знь, Ш..ПОВНИК, овч-.рка. Запомни:

I Слова-исключения жюри, брошюра, парашют.

Орфография


6. Разделительные ъ а ь

[Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласную. Примеры:

подъехать, предъюбилейный, Съездить, объяв­ление.

1 Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю,

я после корня.

Примеры:

двухъярусный, трехъярусный. Запомни:

двухэтажный, трехэтажный.

1 Разделительный ь пишется в корне, после кор­ня перед буквами е, ё, ю, я, и. Примеры:

вьетнамец, серьёзный, вьюга, рьяный, птичьи.

7. Раздельное написание предлогов с другими словами

Предлоги с другими словами всегда пишутся

раздельно.

Перед глаголами предлогов никогда не бывает. Примеры:

обо мне, но: обошёл;

в городе, но: вбежал. Запомни:

правописание предлогов из-за, из-под.

8. Употребление ь в конце существительных после шипящих

в конце существительных после шипящих пишется у существительных женского рода 3 склонения. Примеры:

вещь, молодежь, глушь.

Ь в конце существительных после шипящих не

пишется:

у существительных мужского рода 2 склоне­ния. Примеры:

шалаш, сторож, товарищ, врач;

|у существительных множественного числа в родительном падеже, оканчивающихся на ши­пящую. Примеры:

тучи — род. п. (чего?) туч; •


дачи — род. п. (чего?) дач;

задачи — род. п. (чего?) задач;

рощи — род. п. (чего?) рощ.

ОРФОГРАФИЯ Программа 5 класса

9. Непроверяемые гласные и согласные

(Слова с непроверяемыми гласными и согласны­ми запоминают:

абажур, апельсин, арена, атмосфера. Багряный, балкон, баскетбол, бассейн, бахрома, беседовать, бетон, бинокль, биография, бирюзовый, благород­ный, богатырь, бордовый. Вагон, вверху, вдвоём, везде, великолепный, велогонки, велосипед, вете­ран, влево, внизу, восклицательный, вправо, все­гда, всё-таки, вскоре, втроём. Гараж, гардероб, ге­нерал, гербарий, герой, героизм, гимнастика, гита­ра, грамотный, громадный. Двести, девяносто, диван. Заглавие, здание, зелёный. Издалека, из-желта-красный, изредка, иллюстрация, искус­ный, искусство, иссиня-чёрный. Кабинет, карниз, комитет, коммунизм, конвейер, конституция, кон­тинент, конфета, космонавт. Лейтенант, лиловый. Маляр, мандарин, маршрут, мечта, миллион, мил­лиард. Оборона, образование, общественно полез­ный, общественно-политический, обыкновенный, орнамент, отовсюду. Паркет, партизан, педаль, пе­рила, пианино, планета, платформа, повествова­тельный, подзаголовок, подражать, поражение, посетить, поскользнуться, почерк, правильный, пребывать, превратить, предмет, презирать, пре­кратить, преобразовать, преодолеть, препятствие, претворить (мечту в жизнь), прибыть (на работу), привет, привыкать, пригласить, пригодиться, при­готовить, придумать, прийти, приказать, приклю­чение, прилежный, пример, примерять, прими­рять, приобрести, природа, присмотреться, при­способить, присутствовать, притворить (дверь), причина, приятный, программа, пролетариат. Ра­кета, рапорт, рассчитать, расчёт, расчётливый, ре­волюция, ремень, реформа, ровесник, румяный, рюкзак. Салат, салют, салфетка, свиной, синий;

соревноваться, состязание, состязаться, спартакиа­да, справедливый, стадион, стремиться, субботник. Талант, телевизор, телеграф, терраса, территория, типография, торопиться, тренер, тренироваться, триста. Университет. Фасоль, фиолетовый, фотоап­парат. Центнер. Чернила, четыреста, чехол. Шоко­лад, шоссе, штукатур. Экземпляр, экономить, экс­каватор. Юный. Январский.

РУССКИЙ ЯЗЫК


10. Обозначение мягкости согласных

(Чтобы указать мягкость согласного, который стоит перед другим согласным, пишем ь. Примеры:

коньки, болельщик.

1C помощью ь мягкость [щ'] и [ч'] обозначать не нужно, так как они всегда мягкие и парных твердых не имеют. Запомни:

сочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ пишем без ь. Примеры:

каменщик, печник, кончить, нянчить, помощ­ник, тросточка.

|Есть и другие случаи, когда ь между согласны­ми для обозначения мягкости не пишется. Эти слова надо запомнить. Запомни:

мостик, винтик, кустик, гвозди, зонтик, бин­тик, бантик, гость, весть, скорость, лентяй, крепость, болезнь, песнь, ветвь, чистить, по­местить, грустить.

11. Неизменяемые приставки

Неизменяемые приставки пишутся одинаково, независимо от произношения, их надо знать:

пред-, пере-, за; на-, над; в; во; об; обо; под;

подо; над; надо; с; со; от; ото; о; до; от;

по; под; про:

Примеры: __ __

втащить, обтесать, подшутить, предчувство­вать, надпилить, сжечь.

Проверь себя:

о..бросить, ..беречь.

12. Приставки на -з и -с

1В приставках на -з(-с) перед звонкими соглас­ными пишется з, а перед глухими — с. Примеры:

изгибаться (перед звонк. согл.),

испортить (перед глух. согл.).

Проверь себя:

..дать, ..бегать, ра..толкать, бе..численный,

безжизненный. Запомни:

здесь, здание, здоровье входит в состав корня).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

А. В. Валжи (испанский язык) iconПримерная программа учебной дисциплины “ иностранный язык” (Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень
Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
А. В. Валжи (испанский язык) iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов очной и очно-заочной формы обучения Требования к итоговому контролю
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины «Иностранный...
А. В. Валжи (испанский язык) iconЗаявления государств – участников Конвенции 1965 года и список центральных органов
К статье 5, третий пункт: «Аргентинская Республика не будет принимать документы для вручения или передачи, если они не будут сопровождаться...
А. В. Валжи (испанский язык) iconИспанский язык
Представитель экзаменационной комиссии объясняет правила оформления письменной работы и раздает листы с экзаменационными заданиями....
А. В. Валжи (испанский язык) iconДемонстрационный вариант 2012 1 Испанский язык. 9 класс Демонстрационный вариант 2012 2 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году
Испанскому языку обучающихся, освоивших основные вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут
А. В. Валжи (испанский язык) iconДемонстрационный вариант 2012 1 Испанский язык. 9 класс Демонстрационный вариант 2012 2 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году
Демонстрационный вариант возможность любому участнику экзамена и широкой общественности
А. В. Валжи (испанский язык) iconЛитературный язык и культура речи
Что такое язык. Язык и его функции. Язык как система. Язык и речь. Язык и речевое общение. Общее понятие о культуре речи
А. В. Валжи (испанский язык) iconМеждународных отношений (университет)
Испанский язык в контексте диалога культур: исследования и преподавание / El español en el espacio intercultural: investigación y...
А. В. Валжи (испанский язык) iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с развернутым ответом Испанский язык
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым...
А. В. Валжи (испанский язык) iconАктуальные процессы и перспективы тезисы и
Испанский язык в информационном обществе: актуальные процессы и перспективы / El español en la sociedad de la información: actualidad...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница