Баранцева Ольга Игоревна Содержание




Скачать 336.34 Kb.
НазваниеБаранцева Ольга Игоревна Содержание
страница1/2
Дата21.03.2013
Размер336.34 Kb.
ТипДокументы
  1   2








Автор-составитель: Баранцева Ольга Игоревна

Содержание:


1. История праздника…………………………………………………… 3

2. Ярмарочные развлечения…………………………………………….. 9

3. Заключение……………………………………………………………. 19

4. Литература…………………………………………………………….. 20


  1. ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Издревле обширной и прекрасной была русская земля. Вот как говорилось о ней в отрывке из древней повести:


"О! Светло-светлая, красно-украшенная
Земля русская наша! Дивное диво озёра твои,
Потоки бурливые, реки, ручьи.
Дубравами частыми славишься ты,
И горы твои высоки и круты,
Холмы зелены и просторны поля,
О, славная русская наша земля!..."



В далекие времена, ещё задолго до появления христианства, у всех народов Земли, праздники были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весенние и осенние равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и тп. Лишь позже, чтобы укрепить в народном сознании переход к христианскому пониманию праздников, церковь использовала уже давно полюбившиеся людям языческие праздники, но вкладывала в них новое содержание.

Наши Предки, как Дажьбожьи внуки, жили по солнечному циклу. И поэтому, все самые великие праздники в году были связанны именно  с ним - это дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего  равноденствия. От солнечного света и тепла зависит жизнь на Земле. С трепетом и любовью наблюдали наши предки за движением дневного светила по небу, стараясь «помочь» ему благополучно преодолеть все трудности, которые могли встретиться ему на звездной дороге.

Особенно важные на пути светила 4 точки на небе, хорошо известные древним народам: это дни солнцестояний и равноденствий. По ним в средних климатических поясах отмечали и чередование времен года. Что же это за точки? Путь Солнца на фоне созвездий называется эклиптикой. А эклиптика проходит через созвездия, которые по-гречески называются зодиакальными. Вот эти созвездия: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион и Стрелец.

Праздники являются одним из сильнейших средств сближения людей и племен. Это источник познания  внутренней жизни народа. Это способ сохранения народом своей веры, истории, культуры. Нигде душа  человека не раскрывается так, как на празднике. Человеку, для которого вера связывает прошлое и будущее, мир духовный, Природу и его самого, естественно предметы своего поклонения чествовать праздниками.

Если праздник первых плодов - это благодарение богов малыми дарами, то праздник урожая - это крупный праздник общины: объедение и демонстрация полученного от богов богатства. Это и праздник посвящен роженицам и приходится он примерно на 6 сентября, когда урожай убран, и надо отблагодарить богов за новую пищу. Б.А. Рыбаков указывает, что в этот день ставили трапезы Роженицам.

14 сентября должен был быть закончен сев озимых. После этого дня сев уже бессмысленен. Начинается мытье льна, трепание пеньки. В этот день начинаются и бабьи посиделки, избяные беседы. Потому этот день считается началом т.н. бабьего лета.

Продолжается это лето до равноденствия. В этот день добывают живой огонь, который будет храниться в печах всю зиму до весны. С тлеющей головней от живого огня обходят засеянные поля, и так оберегают их от "лиха, притки и призора". Происходит при этом обходе и ритуальное опахивание поля, так, что вокруг полей движется целая процессия с огнем и плугом.

Так же 14 сентября – в этот день переходят на новое жилище.

День новоселья и переноса домового из старого очага. Делалось это так. В старой избе старуха топит печь. В полдень угли складываются в горшок. Обращаясь к запечному углу, старуха говорит: "Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье".
Горшок охватывают полотенцем, закрывают крышкой и несут до нового дома. Там бабка стучит в верею и спрашивает: "Рады ли хозяева гостям?" - "Милости просим дедушку на новоселье", отвечают ей. В доме угли кладутся в печку, прах с полотенца отряхается в новом строении. Горшок разбивается и хоронится под передним углом дома.

В этот же день происходил не совсем понятный нам обряд похорон мух. Очевидно, это магия на ликвидацию насекомых, которым пришло время покинуть лицо земли. По поверьям, утром того же дня, на мокрые луга вылезает угорь, и стряхивает на росу все свои недуги. Потом они цепляются к людям. На поедание угря в прошлом был наложен запрет. Он считался водяным змеем, у которого отобрано жало. Знахари гадали угрями - бросали их, как и змей, на угли и гадали по тому, как угорь на них скачет.
За этим днем следовала вереница дней, которые напоминают святки. В частности в эти дни гадали о холодах и зиме, и много примет, связанных с поведением отлетающих птиц и

Паутины сохранились до нашего времени.

Наконец, на этот день приходила на Землю матушка Осенина. Пребывает она у нас очень не долго. Всего месяц. И время ее прохладное, но красивое и сытное. Известно, что у Зимы "поповское брюхо". Осенью же, после летних трудов, люди могли поесть вдоволь,

без оглядки на запасы.

Матушку Осенину не только подпирает Зима, но и люди упорно не хотят признавать ее приход, называя время с 14 по 24 сентября пусть бабьим, но все же летом. Осенина это терпит, но ждет к себе внимания. Потому в песнях этого времени есть слова: ой осень моя, осень студеная, что ты рано захолодела? - я не ранняя, я не поздняя, уж моя пора пришла…

На осеннее равноденствие приходится и ярмарка, когда народ съезжается обменять избытки своих товаров посредством натурального обмена. Ярмарка оказывается продолжением праздника урожая, ибо на нее съезжаются люди, чтобы не только обменять, но и показать избытки своего урожая, да и себя показать. Там же даются скоморошеские представления. Продаются традиционные ярмарочные игрушки, природа которых до сих пор не дает покоя этнографам и философам. Игрушки эти живут только на ярмарках, а в другие дни повседневной жизни никакой ролевой функции не выполняют.

Ответ в том, что ярмарочная игрушка покупается родителем ребенку, чтобы он отвлекся, а родитель успел за это время сделать правильный выбор. Вместе с этим, это не просто суетная игрушка, а дар богу торговли. Некогда право ее массового изготовления и продажи на ярмарках принадлежало жрецам. В те далекие времена, эта игрушка несла в себе благоволение бога, и ее покупка оказывалась жертвой Велесу.

На осеннее равноденствие приходится и ярмарка, когда народ съезжается обменять избытки своих товаров посредством натурального обмена. Ярмарка оказывается продолжением праздника урожая, ибо на нее съезжаются люди, чтобы не только обменять, но и показать избытки своего урожая, да и себя показать. Там же даются скоморошеские представления. Продаются традиционные ярмарочные игрушки, природа которых до сих пор не дает покоя этнографам и философам. Игрушки эти живут только на ярмарках, а в другие дни повседневной жизни никакой ролевой функции не выполняют.

Ответ в том, что ярмарочная игрушка покупается родителем ребенку, чтобы он отвлекся, а родитель успел за это время сделать правильный выбор.

Вместе с этим, это не просто суетная игрушка, а дар богу торговли. Некогда право ее массового изготовления и продажи на ярмарках принадлежало жрецам. В те далекие времена, эта игрушка несла в себе благоволение бога, и ее покупка оказывалась жертвой Велесу.


Ярмарочная торговля в России имеет древние исторические корни. Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к ХVI в., однако ряд исследователей определяет появление ярмарок еще ко временам Киевской Руси.

Ярмарка – одно из интереснейших явлений в истории русской зрелищной - культуры середины 18 – 19 веков. Слово Ярмарка - иностранного происхождения (от немецкого -

Jahr Markt, в переводе – годовой торг), и в исконном русском языке ему соответствуют слова: торг, торжок, торжище. До сих пор ряд русских городов и местечек носят характерные названия: Торжок, Новый Торг, Торговище и др.

В самом слове «ярмарка» слышится праздник. И действительно, каждая из них была своеобразным праздничным смотром достижений предпринимателей и кустарей.

ЯРМАРКА (ярмонка) — это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», — такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка». Это значит, что купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ЯРМАРКА, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни церковного календаря, в праздники каких православных святых отводилось время для ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую.

Местоположение ярмарок, при наличии плохих и крайне неудобных путей сообщения на Руси в то время, зависело от ряда местных условий и обстоятельств. При небезопасности самого передвижения, торговые люди естественно старались перевозить свои товары в места, наиболее охранявшиеся и наименее обремененные торговыми налогами и пошлинами. Такими местами были в то время монастыри, городские посады и большие села. Часто ярмарки находились между собой в последовательной связи по времени и по географическому местоположению, так что торговец мог, последовательно переезжая из одного торга в ближайший, совершить ряд торговых сделок, снабдить население целого ряда районов и, пользуясь колебанием и разницею цен на товары в различных местностях, при наличии известной торговой сметливости, производить чрезвычайно выгодные обороты. Русские торговцы того времени поражали иностранных купцов своим умением совершать очень выгодные торговые обороты, несмотря на тяжелые условия тогдашней торговли. Таким образом, самые торги стали не только местами для оптовой торговли, но как бы сделались своего рода путями для перемещения и распределения массы товаров. Одним словом, «необходимость скоплять товар в известное время года в известном месте создала периодические съезды купцов и покупателей, и это придало торговле ярмарочный характер». Милюков. Очерки по истории русской культуры, ч. I, стр. 94.

Наиболее оживленными торги бывали зимою, когда устанавливался санный путь. Летом сухопутные дороги были прямо непроходимы, на это часто жаловались иностранные купцы, и «провезти товар по летней дороге стоило, по крайней мере, вчетверо дороже зимнего провоза».

Массовые мероприятия с привлечением большого количества народа в безлюдной местности, как правило, теряют всякий смысл, и поэтому ярмарки организовывались традиционно при питейных домах и монастырях, имевших право взимать пошлинные сборы с продажи всех товаров. В этом выборе наблюдалась даже определенная логика, как представляется. Что нужно русскому человеку? Выпить, закусить, а затем покаяться в грехах, если таковые имели место. И, конечно, важен был день проведения ярмарки, которая собиралась в дни праздников, в честь которых строились монастырские храмы…

В 1643 г. в лесистой местности, находившейся в двух верстах от Нижнего Ломова, местному казаку Андрею Набокову было явление иконы Казанской Божьей Матери, а в 1644 г. на этом месте был заложен мужской монастырь. Это знаменательное событие положило начало и Макарьевской ярмарке по маршруту следования богомольцев.

В старой Росси ежегодно устраивали до 3 000 ярмарок. Среди них были лесные, хмелевые, конные, степные.

Макарьевская ярмарка была учреждена в середине XVI века. В 1696 году по царскому указу она стала уже Всероссийской и сохранила свое название — Макарьевская, в память об основателе монастыря святом преподобном Макарии Желтоводском. К несчастью, страшный пожар 1816 года уничтожил ярмарочный гостиный двор и все ее постройки. Поэтому было решено перенести ярмарку в губернский центр Нижний Новгород.

Ярмарка проходила с 1 по 15 июля, что по времени соответствовало празднику упомянутой иконы, который отмечался 8 июля. Ассортимент ярмарочных лотков отличался разнообразием: скотный ряд предлагал покупателям лошадей, коров, овец, телят. Горшечники, естественно, горшки, корчаги, детские свистульки и т.д.; а в щепном ряду продавались телеги, сани, колеса и т.п. В красном ряду – ситцы, платки, скатерти, галантерея. Кроме того, посетители могли оценить качество конфет, леденцов, жареных потрохов, воблы в связках, сахара и чая, кваса и водки. Чем богаты – тем и рады, как говорили.

      Самой большой ярмаркой России считалась знаменитая Нижегородская ярмарка. Она располагалась примерно в 90 км от Нижнего Новгорода, у стен Макарьевского монастыря. Этот монастырь играл важную роль в делах ярмарки. Он давал кров торговому люду и владел вместительными и надежными лабазами — помещениями, где можно было хранить товары. В монастырских храмах совершались церковные службы для поддержания успешной торговли. Перед открытием ярмарки обычно проходил крестный ход. А после ее закрытия — торжественный молебен.
      Первый ярмарочный сезон Нижегородской ярмарки прошел успешно. Поэтому ярмарка осталась здесь и на все последующие годы. В народе по старой традиции ее долго еще величали Макарьевской, но обычно уточняли: «На Макария Нижегородская ярмарка именинница». Таким образом, преподобный Макарий остался покровителем и Нижегородской ярмарки. Память о нем отмечалась 7 августа (25 июля по старому календарю). К этому времени и была приурочена ярмарка, которая работала с 15 июля по 25 августа (по старому стилю). Церковь во имя святого Макария возвышалась над всеми прочими ярмарочными сооружениями. На время ярмарки нетленные мощи святого, прославленные чудесами, перевозились с места его погребения в Нижний Новгород, чтобы каждый торговец мог попросить у святого помощи в своих торговых делах.


      Вскоре значение Нижегородской ярмарки в жизни страны сделалось столь велико, что ее прозвали «карманом России». В середине XIX века торговый оборот этой ярмарки составил уже 86 миллионов рублей серебром.

Правительство многим монастырям давало разные торговые льготы и привилегии, так что некоторые из них (Напр. Спасо-Прилуцкий, Спасо-Каменный на Кубинском озере, Кирилло-Белозерский и др.) пользовались правом вести беспошлинную оптовую торговлю хлебом, скотом, маслом, рыбой, солью, но лишь в известной степени. Так, Соловецкий монастырь имел право беспошлинной продажи соли в количестве до 130.000 пудов в год; проданное свыше этого подлежало уже пошлине. Благодаря этом, в общем монастыри продавали свои товары несколько дешевле против купцов-мирян, а будучи вообще богатыми, они играли роль своего рода кредитных банков: свободно ссужали торговцев нужною суммой и при этом брали меньше процентов, чем купцы и казна. Все это привлекало в большом количестве на монастырскую ярмарку и купцов и покупателей. Монастырской торговлей заведывали доверенные старцы из среды монахов, и под их присмотром вели торговлю монастырские слуги и купчины (комиссионеры). Иногда монастырь отдавал ярмарку на откуп своим крестьянам.


На ярмарке каждый торговал как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в каменных постройках и складах, специальных гостиных дворах и торговых рядах. Торговцы средней руки — в сараях и деревянных лавках и клетях, в балаганах и палатках, в ларьках и киосках. Те, кто победнее, — в шалашах, крытых лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег.

 
      Кроме того, на каждой ярмарке было множество мелких расходячих торговцев. Это были коробейники, офени, ходебщики, лотошники и прочие разносчики всякого товара.

Как писали все те, кто видел эту ярмарку в середине прошлого века, это было неописуемое зрелище — «в вавилонском смешении народов и языков, в бесконечных разговорах, спорах, возгласах, крике, кличе, в прибаутках, присказках, байках, в разнообразии говоров, в непрерывной круговерти одежд, вещей, красок, — в буйном кипении жизни...».


      Дыхание ярмарки можно было почувствовать по мере приближения к ней, еще издалека. По словам французского писателя Александра Дюма, это был «страшный шум, похожий на гром небесный или, скорее, на гул перед землетрясением». А когда писатель впервые увидел ярмарку с высокого берега Волги, перед ним открылось такое, что он «ахнул от удивления».


Если в пятидесятых годах прошлого века в Нижнем Новгороде проживало чуть больше 30 000 человек, то каждое лето сюда на ярмарку съезжалось 120 000 — то есть четыре Нижних Новгорода!

      Что здесь только не выставлялось на продажу в те годы! Уральское железо и алтайская медь, зерно, икра и рыба, бобровые, куньи и лисьи меха, медвежьи шкуры, яловые кожи, холсты «разной доброты», шапки и тулупы, чулки, рукавицы и валенки, жестяные ларцы, расписные и кованые сундуки, телеги и оглобли, мочалы и конский волос.


      Было здесь также множество иноземных товаров — чай и орехи, кофе и корица, драгоценные камни, ковры и циновки, кавказские и персидские шелка, китайские и турецкие ткани, индийские шали, восточные кинжалы и пистолеты, сабли, уздечки и попоны, модные товары и ювелирные изделия из Европы.


Характер ярмарочной торговли был преимущественно меновой и оптовый, так как продукты, в общем, были дешевы (Вернее, тогда было мало денег, вследствие чего они высоко ценились), и даже частные люди приобретали съестные припасы и прочее для своего хозяйства в оптовом размере и редко по мелочам.

«Русские от больших до малых чрезвычайно любили торговлю», говорит один иноземный купец Кильбургер. Краткое известие о русской торговле за 1673 г. СПБ. 1820, стр. 11. Мелкий торговец находился всегда в руках у более крупного и по его милости иноземных путешественников, и были даже некоторым образом узаконены. Только было нужно, чтобы дело сделалось ловко, незаметно и «благовидно». Явное воровство считалось бесчестием и строго каралось. В большом ходу было заламывать за товары цены раз в десять больше настоящей и затем торговаться с покупателем до седьмого поту к обоюдному удовольствию. Намеренный обвес в торговле не допускался, по пословице: «В цене купец волен, а в весе не волен». Облапошит один купец другого, сдерет с него втридорога, подсунет ему скверный товар, и в конце-концов он прав.

В основе тогдашней торговли лежал следующий принцип, выраженный в старинной поговорке: «на то и щука в море, чтобы карась не дремал». Ловкий плут даже делался популярным и вызывал общую симпатию и уважение, смешанное со страхом. Обманутого не жалели, а презирали, говоря: «сам, дурак, виноват, зачем того первый не облапошил», и в этом роде. Причиною этого печального явления нужно считать, во 1-х, общий низкий уровень умственного развития, хотя в торговых делах русский человек проявлял большую сметку и находчивость, был «крепок задним умом»; во 2-х, разорительную и тягостную систему тогдашних податей и налогов, убивавшую мелкую торговлю, когда нужно было вывертываться, как хочешь; и, наконец, в 3-х, боязнь быть самому обманутым и стремление предупредить обманом обман.

Стоит принять во внимание следующие обстоятельства, сильно затруднявшие торговлю: отсутствие до половины XVII в. однообразных мер веса и объема, обилие фальшивых серебряных денег и вообще постоянное колебание денежного курса, полный произвол властей, которым всем приходилось, кроме податей, давать еще взятки; чтобы не грабили жил безбедно или разорялся. Интересна тогдашняя торговля и ее приемы с точки зрения нравственности. В том отношении русские торговцы стояли очень низко. Обман, надувательство и подделка были тогда в общем ходу, по свидетельству

и не придирались, а, главное, конкуренция с ловкими, богатыми иностранными купцами, сильно вредившими тогдашнему русскому торговцу, особенно крупному.

Остается сказать еще несколько слов о некоторых тогдашних мерах, деньгах и ценах. В берковце было десять пудов или 400 гривен (фунтов). В фунте было 48 золотников, в золотнике - 5 почек, а в почке – 4 пирога. Пуды и гривенки делились на четверти (чети) или же трети. Пол-пол-пол трети гривенки, или 1/24 гривенки. Сыпучие тела измерялись бочками; в бочке было 4 четверти или 8 осьмин или 32 четверика. Вычитая дроби, иной раз говорили: четверик без пол-пол-трети четверика. Были также местные меры, довольно неопределенные: на Севере сыпучие тела меряли пузами, зобнями, коробьями, рогозинами, решетами и пр.

В некоторых захолустьях Вологодского края сохранились в памяти у жителей и даже до последнего времени иногда употреблялись некоторые старинные меры. Интересно было бы узнать их названия и величину. Мерами протяжения были, напр., аршин, заключавший 4 пяди; 3 локтя составляли 2 аршина (30 вершков). Жидкости измерялись бочками, ведрами, ковшами, кружками и пр. Стоимость денег была следующая: 1 новгородский рубль и новгородская деньга равнялись 2 московским; 1 московский рубль = 2 полтинам = 10 гривнам = 200 деньгам. Алтын стоил 6 денег (3 коп.). Были и медные монеты неопределенной стоимости, называвшиеся пулами, но в XVII веке вышли из употребления.

Например тотемская соль на месте приблизительно стоила 70 коп. за берковец. Точную стоимость хлеба за весь период указать трудно, потому что цены на хлеб, находясь в зависимости от урожая, представляют в то время сильные колебания. Одно время в XVI в. в Вологде четверть ржи стоила 14 денег. На заводах 1000 кирпичей стоила 2 рубля, а известь в Москве стоила 4-6 алтын за бочку. В старину вологжане занимались кирпичным промыслом и делали известь. Аршин домотканого холста ценился по 1 алтыну и дешевле. В XVI в. дубленая яловичная кожа в Вологде стоила 20 алтын, пара кожаных рукавиц - 4 алтына, а высокие сапоги (простые) - 8 алтын.

Сало в Архангельске в XVII в. стоило 2 рубля за пуд, а цена на рыбу, будучи вообще очень дешева, все время сильно колебалась. 1 рубль XVII в., по приблизительному подсчету, равен 15 серебряных довоенных рублей или 4.650 рублей дензнаков 1923 г. В качестве общего вывода, характеризующего состояние русской торговли того времени, можно сказать, что изолированность местных рынков, караванный характер перевозки товаров, и ярмарочный характер их продажи и покупки - таковы... типические черты старинной внутренней торговли России – по истории русской культуры, ч. 1, стр. 95.  «Все эти черты свидетельствуют о слабости обмена и незначительности оборотов внутренней торговли» (Милюков. Очерки).

      Понятно, что каждая ярмарка — это, прежде всего, место торговли и всяческих сделок, место для дела. «Куплей да продажей торг стоит», — подтверждает это народная пословица. Вместе с тем нужно помнить, что душа каждого человека всегда ждет и разрядки, отдыха и веселья. Об этом же говорят и в народе: «Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем». Или — «Умей дело делать, умей и позабавиться». Еще одна народная поговорка учит: «Делу время — потехе час». Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом проведения традиционного досуга — местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений.
     
      «Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!» — писал о ярмарке поэт Н.А. Некрасов. На ярмарочной площади было много такого, что поражало всякого, кто попадал сюда впервые. Ярмарки и гулянья занимали заметное место в жизни каждого русского человека. Такое запоминалось надолго. Поэтому, к примеру, на Нижегородскую ярмарку стремились попасть из разных концов России, чтобы «других поглядеть, себя показать.

  1   2

Похожие:

Баранцева Ольга Игоревна Содержание iconПроект праздника «Русская Ярмарка»
...
Баранцева Ольга Игоревна Содержание iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Экология»
Станкевич Ольга Игоревна, кандидат технических наук, доцент кафедры экологии и защиты окружающей среды
Баранцева Ольга Игоревна Содержание iconОльга игоревна хлыстовское движение в росссии во второй половине XIX начале XX века.
Работа выполнена на кафедре истории России средних веков и нового вре­мени Московского государственного областного университета
Баранцева Ольга Игоревна Содержание iconАнтонова Ирина Игоревна Бундина Ольга Николаевна Свирин Сергей Анатольевич студенты группы тх-1-07
Каждый атом углерода в структуре алмаза расположен в центре тетраэдра, вершинами которого служат четыре ближайших атома (рис. 1)....
Баранцева Ольга Игоревна Содержание iconКафедра Экономической теории
Малова Татьяна Алексеевна, профессор Протас Владимир Федорович, доцент Волкова Татьяна Николаевна, доцент Смирнова Ирина Александровна...
Баранцева Ольга Игоревна Содержание icon-
Члены комиссии : Севрюкова Ольга Гавриловна, Чернова Лидия Евгеньевна, Выволокина Ольга Анатольевна, Герасимова Лариса Владимировна....
Баранцева Ольга Игоревна Содержание iconТема проекта
Авторы: Баранцева Юлия Юрьевна и Дмитриева Ирина Николаевна, студентки 251 группы факультета начального образования кгпу
Баранцева Ольга Игоревна Содержание iconСоколова Ольга Вячеславовна
Первое занятие по данной теме в 9-м хореографическом классе. Именно поэтому на уроке используются объяснительно – иллюстративные...
Баранцева Ольга Игоревна Содержание iconПояснительная записка Целеполагание Концепция проекта Системообразующая деятельность кида «глобус»
Баранцева О. В., учитель английского языка, рук клуба интернациональной Дружбы «Глобус»
Баранцева Ольга Игоревна Содержание iconПрограмма малого практикума по ботанике низших растений
Преподаватели – проф д б н. Ольга Владимировна Камзолкина, доц., к б н. Галина Алексеевна Белякова, доц., к б н. Константин Львович...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница