Программа дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка»




Скачать 200.95 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка»
Дата21.03.2013
Размер200.95 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 47


Утверждаю:

Протокол № ____ от

«___»_________ 2009 г.

Директор МОУ СОШ № 47

________ Е.А. Обухова

«___»_________ 2009 г.


Программа дополнительного образования

Студия изобразительного творчества «МОЗАЙКА»


Лебедева Н.Б.

срок реализации программы 3 года

возраст детей 7-12 лет


г. Челябинск, 2009 год

Пояснительная записка


Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах.

Образовательная программа студии изобразительного искусства «Мозаика» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Программа студии «Мозаика» предназначена для обучающихся в начальной школы, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.

В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа студии «Мозайка» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу.

Темы заданий для младшей группы детей (7—9 лет) главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы.

Освоение материала в основном происходит в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства осуществляется в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для графики — карандаш, тушь, перо, палочку, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия, граттаж (воскография).

В студийной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.

В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике — образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.

Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.

Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные, темы, органично входящие в русло программы. Программа должна не только не ограничивать педагога в его творческих поисках и находках, но и являться определенным стимулом к собственному творчеству.


Основные принципы в работе педагога дополнительного образования.

  • свобода выбора ребенком объекта внимания в соответствии с его интересами и склонностями;

  • создание условий для самореализации личности;

  • признание за учеником право на пробу и ошибки в процессе творческой самореализации;

  • обеспечение ситуации успеха для каждого.


Цель работы студии изобразительного творчества — это в первую очередь возможность интенсивного духовного роста, рас­ширение художественного опыта ребенка, выявление и развитие у него творческих способностей и задатков в области живописи, графики, скульптуры. Квалифицированное руководство главным образом должно способствовать раскрытию творческой одарен­ности и развитию потенциальных способностей подростков.


Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.


Основными задачами являются:

  • Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области декоративного оформления.

  • Развитие стремления к углублению знаний.

  • Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.

  • Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.

  • Формирование чувства коллективизма.

  • Обучение основам изобразительных техник (масляная живопись, гуашь в монотипии, граттаж, высокая печать) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, бисероплетение, работа с тестом) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;

  • Обучение приемам подготовки некоторых материалов (картона, ткани, бумаги, теста) с целью выполнения и создания художественных изделий;

  • Обучение стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;


Содержание образовательной программы студии проектируется с учетом приоритетных принципов:
1. Многообразия.

  • разнообразие форм и содержания дополнительного образования;

  • разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;

  • разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.


2. Открытости.

Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:

  1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.

  2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

  3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.

  4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.


Формы занятий:

    • беседы;

    • практические занятия;

    • создание проектов;

    • индивидуальные и групповые занятия;

    • коллективная работа;

    • экскурсии.


Учащиеся должны уметь:

  • умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

  • воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;

  • составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;

  • навыки работы с бумагой (бумажная пластика);

  • навыки в оформительской деятельности;

  • первичные навыки работы пером и тушью;


Ожидаемые результаты:

  1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

  2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.

  3. Создавать прекрасное своими руками.

  4. Ценить свой труд, уважать чужой.

  5. Уметь применять теоретические знания на практике.

  6. Уметь пользоваться художественным материалом.


Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).


Режим работы:

1 группа

2 группа

Вторник: 15.00 – 17.15

Четверг: 15.00 – 17.15

Суббота: 11.00 – 13.15


Вторник: 10.00 – 12.15

Четверг: 10.00 – 12.15

Суббота: 14.00 – 16.15



Учебно-тематический план

1 год обучения







ТЕМА и краткое содержание.

Кол.

часов

В том числе

Теор.

Практ



Вводное занятие.

6

6

-



Краска и цвет

27

9

18



Работа с линией

27

6

21



Работа с формой

30

9

21



Композиция

30

9

21



Развивающее задание

30

6

24



Работаем с ритмом

33

9

24



Делаем вместе

33

6

27



Художественное конструирование

39

9

30



Шрифт

30

9

21



Подводим итоги

30

9

21




Итого:

315

81

228



СОДЕРЖАНИЕ

тематического планирования


Вводное занятие.

Знакомим учащихся с работой студии. Инструктаж по технике безопасности. Основные сведения об искусстве, живописи.

Тема 1. «Краска и цвет»

Помочь детям выразить через рисунок свои наблюдения и представления о цвете предметов, взятых из окружающей жизни.

Научить детей:

  • рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки, а также научить сочетать все эти элементы вместе в своей работе;

  • смешивать чистые краски с водой у себя на палитре;

  • работать жидкой краской на листе бумаги;

  • смешивать на палитре новые цвета, которые образуются путем смешивания красок с водой и между собой;

  • пользоваться в своем рисунке цветным живописным фоном;

  • изображать, а затем раскрашивать, фигуры, нарисованные по цветному фону;

  • работать красками по мокрой бумаге, выполняя в своей работе мягкие, плавные переходы одного цвета в другой.

Тема 2. «Работа с линией»

Учить детей понимать, различать и изображать с помощью линии различные человеческие чувства и ощущения.

Научить:

  • как с помощью линии научиться рисовать различные фигуры, создавать образы симпатичных сказочных героев;

  • заполнять все пространство белого листа разноцветными линиями;

  • обыгрывать пространство, придумывать и рисовать свою игру, свой волшебный лабиринт;

  • рисовать праздничное украшение, используя полученные ранее знания и умения за все предыдущие занятия.

Развивать творчество, фантазию.

Тема 3. «Работа с формой»

Продолжать знакомить детей с различными формами (геометрическими фигурами, формами, взятыми из природы, и фантазийными формами), научить изображать эти формы на листе.

Научить:

изображать по памяти различные формы живых существ, других предметов, взятых из окружающей жизни;

работать с формой круга, превращая ее в разные предметы;

строить «постройки» из геометрических фигур на листе бумаге, комбинируя несколько фигур между собой;

фантазировать с обычными кляксами, преобразовывая их в предметы.

Тема 4. «Композиция»

Дать представления об основных принципах построения композиции на листе бумаги:

  • об основных ориентирах на листе (центр, углы, диагональ);

  • о соотношении размеров фигур между собой на листе бумаги, о цветовых сочетаниях, о равновесии фигур;

  • об изображении и передачи движения, линий, форм и цветовых сочетаниях на листе бумаги.

Тема 5. «Развивающее задание»

Учить детей выполнять творческое задание, ориентируясь на полученные ранее знания и умения (использование форм, линий, приемы композиции, цветовое сочетание).

Уметь осмысленно и продуманно использовать цвета в своем рисунке, сочетать их между собой.

Тема 6. «Работаем с ритмом»

Показать детям, откуда берется ритм.

Научить:

  • чередовать различные формы и цвета в заданном ритме;

  • изображать небольшие сюжеты, сценки и композиции в заданном ритме.

Тема 7. «Делаем вместе»

Учить работать в коллективе, отвечая каждый за свое задание.

Познакомить детей с традиционной формой купола и узорами на русских куполах.

Закреплять навыки цветового решения, ритма и композиции

Продолжать учить использовать в работе разнообразный изобразительный материал – по выбору.

Тема 8. «Художественное конструирование»

Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Выбор сюжета для композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий. Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику – смелых линий, многоцветных мазков, пятен. Конструирование из бумаги.

Открытки.
Поделки «Встречаем Новый год и Рождество».

Бумажные цветы.

Игрушки из бумаги.

Оригами.

Тема 9. «Шрифт»

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

Краткий очерк истории развития шрифта.

Виды шрифта.

Классификация шрифтов:

а) рекламные шрифты;

б) стилизованные под письменность;

в) рубленные шрифты.

Тема 10. «Подводим итоги»

Определить, как дети усвоили пройденный материал, как они могут применять эти знания на практике, использование других видов занятия по изобразительной деятельности: аппликация, конструирование, ручной труд.


Учебно-тематический план

2 год обучения







ТЕМА и краткое содержание.

Кол.

часов

В том числе

Теор.

Практ



Вводное занятие

6

6

0



Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме

27

9

18



Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого

27

9

18



Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов

30

9

21



Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения)

24

6

18



Мы рисуем своих друзей

30

6

24



Изображаем свое любимое животное

30

6

24



Мир вокруг нас (коллективная работа)

24

6

18



Экспозиция работ. Обсуждение выставки

9

3

6



Портретные изображения романтических героев — персонажей любимых литературных произведений

27

6

21



Изображение фигур персонажей выбранного литературного произведения

33

6

27



Летний декоративный натюрморт

36

6

30



Подводим итоги

12

6

6




Итого:

315

84

231



СОДЕРЖАНИЕ

тематического планирования

Вводное занятие.

Знакомим учащихся с работой студии. Инструктаж по технике безопасности. Основные сведения об искусстве, живописи.

1. Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме.

Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета.

Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме).

Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.

Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.

2. Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого.

Наблюдение живой природы, рассматривание произведений живописи. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к другу: красный — зеленый, голубой — желтый, фиолетовый — оранжевый.

Практическая работа: изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток (в данном задании необходимо использовать знания о дополнительных цветах).

Материалы: кисти, гуашь, бумага.

Зрительный ряд: живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря, В. Ван Гога.

3. Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов.

Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства.

Изображение декоративного фриза предлагается выполнить в двух вариантах.

Практическая работа

Вариант А: выполнение фриза в технике монотипии, которая в данном случае представляет собой красочные отпечатки листьев разнообразных растений.

Вариант Б: создание фриза в технике печати при помощи самостоятельно вырезанного из картофеля клише. Изображение можно делать на цветной бумаге или на заранее прописанном фоне.

Материалы: бумага, гуашь, кисти; листья разнообразных растений; клише, вырезанное из картофеля (или других овощей).

Зрительный ряд: книги по декоративно-прикладному искусству, декоративные платки и шали.

4. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения). Рассматривание произведений графики с изображением растений.

На бумаге вытянутого по вертикали формата предлагается выполнить декоративную графическую заставку.

Практическая работа

Вариант А: выполнение заставки в технике граттажа (покрытие бумаги слоем прозрачной краски, грунтовка воском, покрытие листа черной краской, процарапывание заостренной палочкой).

Вариант Б: выполнение заставки в технике рисования сухой кистью, которая сочетается с графикой пером или палочкой.

Материалы: бумага, гуашь, восковая свеча, тушь, перо, палочка; кисть.

Зрительный ряд: веточки растений, цветы, книги или репродукции с изображением растений, гравюры японских и китайских мастеров.

5. Мы рисуем своих друзей.

Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников. Характер человека в портрете. Портрет-шарж.

Практическая работа: выполнение в смешанной технике портретных изображений своих друзей по летнему лагерю. Главное в этом задании — передать характер, возможно решение в стиле шаржа.

Материалы: уголь, сангина, пастель.

Зрительный ряд: графические портреты-шаржи, выполняемые педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа.

6. Изображаем свое любимое животное.

Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники.

Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого домашнего животного.

Материалы: на выбор — восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо, палочка.

Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.

7. Мир вокруг нас (коллективная работа).

Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей.

Практическая работа

I этап — выполнение цветного подмалевка (2 ч).

II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений (2 ч).

III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно) (4 ч).

Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений.

8. Экспозиция работ. Обсуждение выставки.

Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности в лагере. Присуждение грамот и призов за лучшие рисунки.

Зрительный ряд: индивидуальные и коллективные рисунки, выполненные в течение всего пребывания в лагере.

9. Портретные изображения романтических героев — персонажей любимых литературных произведений.

Педагог может выбрать какое-то одно произведение и исходя из этого строить свою дальнейшую работу с учениками, так как последующая деятельность предполагает коллективное творчество. К примеру, можно иллюстрировать такие произведения, как «Алые паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, или какую-то другую приключенческую литературу, ценность которой неоспорима.

Практическая работа: выполнение портретов любимых литературных героев.

Материалы: тонированная бумага, пастель или масляные мелки (можно сочетать уголь и сангину).

Зрительный ряд: репродукции произведений графики и живописи; книги по истории костюма, где стиль эпохи отражен не только в одежде, но и в предметах быта, в обмундировании и аксессуарах.

10. Изображение фигур персонажей выбранного литературного произведения.

Предполагается, что изображения будут разными по размеру, так как они будут вклеиваться в коллективное панно в соответствии с решением первого и дальнего планов.

Практическая работа: изображение в цвете фигур людей, всадников на конях; можно выполнить работу в технике аппликации.

Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти; вырезки из журналов, включающие шрифтовое оформление (для аппликации).

Зрительный ряд: произведения живописи и графики, книги по истории костюма.

11. Летний декоративный натюрморт.

Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.

Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Желательно участие ребят в постановке натюрморта.

Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.

Материалы: фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель.

Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.

12. Подводим итоги

Определить, как дети усвоили пройденный материал, как они могут применять эти знания на практике, использование других видов занятия по изобразительной деятельности: аппликация, конструирование, ручной труд.


Используемая литература


  1. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 201

  2. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977

  3. Ю. В. Максимов “У истоков мастерства”, 1983г.

  4. Б. М. Неменский “Изобразительное искусство и художественный труд”, 1985г.

  5. В. Н. Палунина “Искусство и дети”, 1982г.

  6. А. К. Чекалов “Русское народное декоративно-прикладное искусство”, 1973г.

  7. А. С. Хворостов “Декоративно-прикладное искусство в школе”, 1981г.

  8. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.

  9. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.

  10. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

  11. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.

  12. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.

  13. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007

  14. А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

  15. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

  16. «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.

  17. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003

Похожие:

Программа дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка» iconРабочая программа дополнительного образования детей кружка «Студия изобразительного творчества»
«Студия изобразительного творчества», составлена на основе программы первого года обучения «Художественный образ и законы творчества»....
Программа дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка» iconОбразовательная программа Изобразительного творчества «Почерк»
Фио педагога: педагог дополнительного образования первая категория Цифанская Татьяна Александровна
Программа дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Веселая радуга»
Для формирования творчества в рисовании, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова, изобразительного...
Программа дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка» iconПрограмма дополнительного образования изобразительного и декоративно- прикладного творчества моу «Ахматовская средняя общеобразовательная школа»
Цель и задачи курса подчинены становлению и развитию личности школьника на национальной основе. Для их реализации необходимо
Программа дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка» iconПрограмма преподавания истории казачества, казачьего фольклора, народного творчества. ( программа дополнительного образования)
Образовательная программа по преподаванию истории казачества, казачьего фольклора, истории культуры и народного творчества, и основ...
Программа дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка» iconОбразовательная программа элективного курса художественной обработки разных материалов (предметный дизайн) методическая разработка 2009 г Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Истоки»
Администрация муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества «Истоки»
Программа дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка» iconПрограмма межведомственного фестиваля педагогов дополнительного образования детей системы образования, культуры, спорта
Комлева Елена Валентиновна- педагог дополнительного образования моу дод центр Детского Творчества
Программа дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «районный центр детского творчества»
Программа дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка» iconПубличный отчёт о деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «юнта»
Ого образования детей «Центр детского творчества» переименовано в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Программа дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного искусства
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Дом творчества детей и юношества» Урмарского района
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница