Вопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук




Скачать 193.64 Kb.
НазваниеВопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук
Дата21.03.2013
Размер193.64 Kb.
ТипВопросы к кандидатскому экзамену


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса


«Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук»

для аспирантов специальностей


Специальность

Специальность шифр

Управление в социальных и экономических системах

05.13.10

Отечественная история

07.00.02

Общая педагогика. История педагогики и образования

13.00.01

Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

13.00.02

Теория и методика профессионального образования

13.00.08


Программа составлена:

кандидатом философских наук,

доцентом Устименко А.Л.


Утверждена

на заседании кафедры

протокол № __от _____2010 г.

Зав. кафедрой_____________


Славянск-на-Кубани

2010 г.


Оглавление


1. Тематический план…………………………………………………………..

2. Содержание рабочей учебной программы…………………………………

2.1 Темы и основные вопросы лекционного курса……………………

2.2 Тематика и содержание коллоквиумов…………………………….

3. Литература……………………………………………………………………

3.1 Основная литература………………………………………………..

3.2 Дополнительная литература………………………………………..

4. Вопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки»..

Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук…………



1. Тематический план

№ пп

Наименование темы

Количество часов

Итого

Лекции

Коллоквиумы

СР

1

Этапы становления социально-гуманитарного знания.




2




2

2

Что такое социально-гуманитарное познание?




2




2

3

Природа и значимость ценностей в социально-гуманитарном познании.




2




2

4

Философия жизни.




2




2

5

Категории пространства и времени в социальном и гуманитарном знании.




2




2

6

Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.




2




2

7

Герменевтические основания социально-гуманитарного знания.




2




2

8

Знание и вера в социально-гуманитарном познании.




2




2

9

Механизм развития социально-гуманитарных наук: программы и методы.




2




2

10

Перспективы развития социально-гуманитарного знания.




2




2

1. Формирование идей и методов дисциплин социально-гуманитарного цикла.







4

4

2. Природа и основные понятия социально-гуманитарного познания.







2

4

3. Категории, методы, проблемы и границы социально-гуманитарного знания.








4

4

Итого

44

20

10

32



2.Содержание РАБОЧей УЧЕБНой ПРОГРАММы




2.1. ТЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


  1. Этапы становления социально-гуманитарного знания.

  • Основные идеи об обществе, культуре, истории и человеке в трудах философов от античности до Нового времени.

  • Философская антропология и социальная философия Нового времени.

  • Социально-политические и культурно-исторические причины формирования социально-гуманитарных наук в середине XIX – начале XX вв. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука и социально-гуманитарное знание.



  1. Что такое социально-гуманитарное познание?

  • Причины демаркации наук. Науки о природе и науки об обществе.

  • Объект и субъект социально-гуманитарного познания.

  • Проблемы и результаты взаимосогласований в современной научной картине мира гуманитарного и естественнонаучного подходов. Перспективы «великого» синтеза наук.



  1. Природа и значимость ценностей в социально-гуманитарном познании.

  • Ценностная «предпосылочность» социально-гуманитарных наук: история и современность.

  • Диалектика объективного и субъективного, реального и должного, нейтрального и значимого.

  • Классификация ценностных критериев в социально-гуманитарных науках. Основные философские теории ценностей.



  1. Философия жизни.

  • Внебиологическое содержание понятия жизни.

  • Социокультурная, историческая и гуманитарная «природы» жизни в философских концепциях.

  • Смысл «жизненного мира» человека.

  • Ценность человеческой жизни.



  1. Категории пространства и времени в социальном и гуманитарном знании.

  • Пространство и время как координаты человеческой жизни. Время сознания, время истории, надежды.

  • Проблема соотношения пониманий времени и пространства в естественнонаучном, социальном и обыденном знании. Время и временность, пространство и событие.

  • Особенности художественного хронотопа или «принцип одновременности» в художественном творчестве.



  1. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

  • Концепции истины в социально-гуманитарных науках. Истина и правда.

  • Понятие рациональности в социально-гуманитарных науках. Исторические типы и классификации рациональности.

  • Этические проблемы коммуникативной рациональности.

  • Плюрализм методологических принципов (релятивизм, психологизм и историзм) и единство истины.



  1. Герменевтические основания социально-гуманитарного знания.

  • Объяснение и понимание в науке: конфликт, дилемма или комплементарность.

  • Основные понятия философии понимания: язык, текст, смысл, истолкование, интерпретация, опыт мира (жизни, истории, искусства), диалог, предрассудок, традиция, «временное отстояние».

  • Проблемы интерпретации смыслов и значений текстов.

  • Языковая картина мира и «языковые игры».



  1. Знание и вера в социально-гуманитарном познании.

  • Феномен веры. Познавательный статус веры.

  • Типы отношений веры и знания. Диалектика веры и сомнения.

  • Метафизика веры и методология социально-гуманитарных наук.

  • Современные проблемы взаимодействия науки и религии, научной проницательности и религиозной верности.



  1. Механизм развития социально-гуманитарных наук: программы и методы.

  • Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук ( натуралистическая и антинатуралистическая).

  • Социальные и гуманитарные науки: способы различия и проблема разделения.

  • Сущность вненаучного знания и его роль в современном мире. «Проблема демаркации».



  1. Перспективы развития социально-гуманитарного знания.

  • Роль социальных трансформаций в смене дисциплинарной структуры социально-гуманитарных наук. Новые лидирующие дисциплины и новые области исследования.

  • «Общество знания». Его позитивные стороны и проблемы. Концепции «общества знания».

  • Фундаментальные и прикладные социальные исследования: цель и задачи на будущее.



2.2. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛОКВИУМОВ


  1. Формирование идей и методов дисциплин социально-гуманитарного цикла.

  1. Представление о человеке, обществе и государстве в античной философии (Платон «Государство», Аристотель «Политика», «Никомахова этика», «О душе»).

  2. Взгляд на человека и его предназначение в средневековой христианской мысли: западной и восточной (византийской) (Августин «О граде Божием», Г.Нисский «О назначении человека»).

  3. Учение о человеке и обществе в трудах философов Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Б. Паскаль, Д. Вико).

  4. Человекознание И. Канта и «наукоучение» Ф. Фихте о свободе человека. Идеи работ И. Канта «К вечному миру» и Ф.Фихте «Назначение человека».

  5. Идеи «Философии истории» и «Философии права» Г.В.Ф. Гегеля.

  6. Социология О. Конта и «политическая экономика» К. Маркса как два взгляда на общественное развитие.




  1. Природа и основные понятия социально-гуманитарного познания.

  1. Особенности общества и человека как объектов научного познания.

  2. Понятие духовной жизни.

  3. Интерсубъективная и коммуникативная природа «жизненного мира» (Э.Гуссерль, Ю. Хабермас).

  4. Роль традиций, ценностей и предрассудков в социально-гуманитарном познании (Г.-Х. Гадамер «Истина и метод»). Мотивационный комплекс. (Маслоу).

  5. Дилемма или союз объективного и «личностного знания» (М. Полани «Личностное знание»).

  6. Основные философские теории ценностей (Р.Г. Лотце, Г. Риккерт, В.Виндельбанд, М. Шелер, М. Вебер).

  7. Проблемы ценности и оценки, ценности и нормы в социально-гуманитарном познании.

  8. Принципы «логики социальных наук» (К. Поппер «Открытое общество и его враги»).

  9. Элементы вненаучного знания в системе социально-гуманитарного познания: принципы красоты, простоты, согласия, совершенства, желания, надежды.




  1. Категории, методы, проблемы и границы социально-гуманитарного знания.

  1. Внебиологическое понимание жизни и новые горизонты познания.

а) Ф. Ницше о жизни и воле к власти.

б) В. Дильтей о понятиях жизнь и мировоззрение.

в) А. Бергсон о жизни и жизненном порыве.

  1. «Жизнь» как основная категория исторического познания.

а) Метафизика жизни и смерти в учении Г. Зиммеля.

б) Философия культуры и истории О. Шпенглера.

в) Ф. Дильтей о характере исторического познания.

  1. Учение А. Бергсона о времени. Время, эволюция, творчество.

  2. М. Хайдеггер о бытии человека и времени.

  3. Художественный хронотоп в трудах М.М. Бахтина.

  4. Социальное, культурно-историческое и экзистенциональное понимание времени и пространства. Пространство и время в философской антропологии.

  5. Проблема истины в социально-гуманитарном знании (релятивизм, психологизм, историзм).

  6. Исследование науки в контексте социального знания М. Шеллера.

  7. Проблема коммуникации у К. Ясперса. Виды коммуникации.

  8. Теория коммуникативного поведения Ю. Хабермаса.

  9. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания и образования. Гуманизм как цель и проблема (К. Ясперс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер).

  10. Проблемы «исторической дистанции» и «временного отстояния» (Х.Г.Гадамер).

  11. Культура, история и образование в контексте современных герменевтических стратегий.

  12. Герменевтический анализ текстов как основа методологических исследований в социально-гуманитарном познании.

  13. Объяснение и понимание в социологии, истории, экономике, юридической науке, психологии, педагогике, культурологии.

  14. Проблема человека в философии Э. Кассирера. Символ – ключ к пониманию человека.

  15. Социально-культурный аспект понятия «языковые игры» (Л. Витгенштейн).

  16. Л.Витгенштейн о вере и знании, достоверности и сомнении (Л. Витгенштейн «О достоверности»).

  17. «Философская вера» К. Ясперса.

  18. Разные типы обоснования веры и знания.

  19. Европейская традиция рассмотрения веры и истины.

  20. Проблема сосуществования науки и псевдонауки.

  21. Наука и религия: на пути к единству.

  22. Общество будущего – «общество знания». Новые парадигмы и новые области научных исследований.

  23. Экспертное сообщество. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ.

  24. Границы взаимодействия социальных и гуманитарных наук с вненаучным знанием при совместном решении социальных проблем.

3. Литература

3.1 Основная литература

  1. Американская социологическая мысль. – М., 1996.

  2. Аналитическая философия: становление и развитие (антология). – М., 1998.

  3. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4. - М., 1983.

  4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

  5. Бахтин М.М. Проблемы методологии гуманитарного знания. - Петрозаводск,1999.

  6. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев, 1994.

  7. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. – Киев, 1994.

  8. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М., 2000.

  9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

  10. Бергсон А. Творческая эволюция. – М., 1998.

  11. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

  12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М., 1988.

  13. Бибихин В.В. Слово и событие. - М.,2001.

  14. Бубер М. Диалог. Два образа веры. – М., 1995.

  15. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. – М., 2003.

  16. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. – М., 1990.

  17. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. – М., 1994.

  18. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. – М., 1994.

  19. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.

  20. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб., 1993.

  21. Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

  22. Герменевтика и деконструкция. - СПб., 1999.

  23. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. – 1992, № 4.

  24. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994.

  25. Дейк Т.А. вен. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989.

  26. Деррида Ж. Письмо и различие. – СПб., 2000.

  27. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетики и теория литературы XIX–XX вв. – М., 1987.

  28. Загадка человеческого понимания. – М., 1991.

  29. Западная социология. – Спб.,1997.

  30. Зиммель Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. – М., 1996.

  31. Зиммель Г. Проблема исторического времени // Г.Зиммель. Избранное. Т.1. Философия культуры. - М., 1996.

  32. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // И.Кант. Сочинения в шести томах. – М., 1965.

  33. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. - М., 1998.

  34. Лаудан Л. Наука и ценности. Современная философия. - М.,1996.

  35. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.

  36. Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна. – СПб., 1998.

  37. Лой А.И. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». - Киев, 1978.

  38. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

  39. Манхейм К. Идеология и утопия. – М., 1993.

  40. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. - М.,СПб.,2000.

  41. Маритен Ж. Философ в мире. – М., 1994.

  42. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

  43. Митрохин Л.Н. Научное знание и религия на рубеже ХХI века // Вестник Российской Академии наук. - 2000, Т.70, №1.

  44. Наука и ценности. - Новосибирск, 1987.

  45. Научные и вненаучные формы мышления. - М.,1996.

  46. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М., 1995.

  47. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.

  48. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

  49. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. - М.,1985.

  50. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1993.

  51. Рассел Б. Исследование значения и истины. - М.,1999.

  52. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. – Киев, 1997.

  53. Рикер П. История и истина. - СПб.,2002.

  54. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.

  55. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. – СПб., 1997.

  56. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995.

  57. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1990.

  58. Семенов Ю.И. Философия истории (общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). - М.,2003.

  59. Современные проблемы философии науки. - М., 2006.

  60. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

  61. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

  62. Тойнби А.Дж. Цивилизации перед судом истории. – М., 1995.

  63. Тулмин Ст. Человеческое понимание. - М., 1984.

  64. Уайтхед А. Избранные работы по философии. – М., 1990.

  65. Уорф Б.Л. Наука и языкознание. Зарубежная лингвистика. – М.,1999.

  66. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

  67. Феномен Человека: Антология. – М., 1993.

  68. Философия истории. Антология. – М., 1995.

  69. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

  70. Фуко М. Археология знания. – Киев, 1996.

  71. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994.

  72. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. – 1990, № 3.

  73. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб., 2000.

  74. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 2003.

  75. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

  76. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. - СПб.,2001.

  77. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. – СПб., 1997.

  78. Человек и культура. – СПб. 1996.

  79. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993.

  80. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.

  81. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

3.2. Дополнительная литература

  1. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М.,1995.

  2. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. – М.,СПб., 2000.

  3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.,1992.

  4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.,1999.

  5. Ашмарин И.И., Юдин Б.Г. Основы гуманитарной экспертизы //Человек. -1997, №3.

  6. Барг М.Т. Эпохи и идеи: становление историзма. - М.,1987.

  7. Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 1997.

  8. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. - М.,2000.

  9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.,1986.

  10. Библер В.С. Философия культуры. – М., 1997.

  11. Благо и истина: Классические и неклассические регулятивы. - М.,1998.

  12. Борхес Х.Л. История вечности (1936) // Х. Борхес. Соч. В 3х Т. - М., 1994, Т.1.

  13. Бурдье П. Начала. - М., 1994.

  14. Вейнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой. // Вопросы философии. - 1996, №5.

  15. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. – СПб., 1996.

  16. Гадамер Х.-Г. Истина в науках о духе // Топос. - 2000, №1.

  17. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. - М., 1991.

  18. Гачев Г.Д. Наука и национальная культура (гуманитарный комментарий к естествознанию). – Ростов-на-Дону, 1993.

  19. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.

  20. Глядков В.А. Философское сознание. – М., 1996.

  21. Гуманистический манифест 2000 // Credo. - 2000, №2(20).

  22. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М.,1993.

  23. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 1997.

  24. Джеймс У. Воля к вере. - М.,1997.

  25. Дильтей В. Описательная психология. – СПб., 1996.

  26. Дойч Д. Структура реальности. - М., Ижевск, 2001.

  27. Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. – М., 1997.

  28. Дубровский В.И. Концепции пространства и времени. – М., 1991.

  29. Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. – Мн., 1987.

  30. Зинченко Е.В. «Коммуникативная рациональность» как априори социальных наук (методологический обзор проектов) //Credo. - 2003, №3.

  31. Зотов А.Ф. Современная западная философия. - М.,2001.

  32. Иванов А.В. Сознание и мышление. – М., 1994.

  33. Иванов. Вяч. В. Наука о человеке. Введение в современную антропологию. - М., 2004.

  34. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

  35. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии. - М.,2004.

  36. Исторические типы рациональности. Т.2. (1996).

  37. Канетти Э. Масса и власть. - М., 1997.

  38. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. - СПб.,1999.

  39. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М., 1996.

  40. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. - М.,1985.

  41. Коркюф Ф. Новые социологии. - М., 2002.

  42. Коун. Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М.,1997.

  43. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. - Москва / Ростов – на – Дону, 2006.

  44. Кузнецов В.Г. Германевтика и гуманитарное знание. - М.,1991.

  45. Курбатов В.И. Социально-политическая аргументация (логико-методологический анализ). – Ростов-на-Дону, 1991.

  46. Лангер Сьюзен. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. - М.,2000.

  47. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М.,2001.

  48. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

  49. Малкей М. Наука и социология знания. - М., 1983.

  50. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1992.

  51. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997.

  52. Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.

  53. Матяш Т.П. Философия науки. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. - Ростов – на – Дону, 2006.

  54. Мирская Е.З. Социология науки в 80-е гг. // Социальная динамика науки. – М., 1996.

  55. Михайлов Ф. Г. Сознание и самосознание. – М., 1991.

  56. Многомерный образ человека. – М. 2001.

  57. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.

  58. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М., 2000.

  59. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

  60. Мосс М. Общество. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии. - М., 1996.

  61. Наука в зеркале философии ХХ века. – М., 1992.

  62. Наука в культуре. – М., 1998.

  63. Наука в системе социальных ценностей. – М., 1995.

  64. Нейсбит. Высокая технология и глубокая гуманность. - М.,2005.

  65. Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. – М., 2003.

  66. Ортега-и-Гассет Хосе. Положение науки и исторический разум // Х. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? - М., 1991.

  67. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. - М.,1998.

  68. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России: состояние, проблемы, перспективы. – М., 2001.

  69. Проблема знания в истории науки и культуры. – СПб., 2001.

  70. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI в. – Спб., 1999.

  71. Разжигаев А.Ф. Разум – источник социального времени и пространства // Размышления о… Выпуск 2. Философский альманах. – М., 1999.

  72. Разин А.В. Обоснование морали // Человек. - 1996, №6.

  73. Райл Г. Понятие сознания. – М. 2000.

  74. Рационалистическая традиция и современность. Ближний Восток. Т.2. - М., 1990.

  75. Рационалистическая традиция и современность. Индия. Т.1. - М., 1988.

  76. Рациональность как предмет философского исследования. - М.,1995.

  77. Решер Н. Границы когнитивного релятивизма // Вопросы философии. - 1995, №4.

  78. Розов М.А. О противопоставлении понимания и объяснения в гуманитарных науках // «Что значит знать?» (знание и понимание). Тезисы научного симпозиума. - М., 30 мая 1998.

  79. Самосознание и философия. – М., 1987.

  80. Синергетика, философия, культура. - М., 2001.

  81. Сокулер З.А. Знание и власть: нация в обществе модерна. - СПб.,2001.

  82. Социокультурное пространство: структура и процессы. – М., 1996.

  83. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 2002.

  84. Филатов В.П. Наука и мир человека. – М., 1990.

  85. Философия истории / Под ред. Панарина А.С. – М., 1999.

  86. Философия сознания: история и современность. - М.,2003.

  87. Философия хозяйства. - 2003. №1, №2, №3.

  88. Философия. Наука. Человек: конфликт или гармония. – СПб., 1993.

  89. Философские идеи Людвига Витгенштейна. – М.,1996.

  90. Философские модели развития. – М., 1999.

  91. Финдли Дж. Н. Время: рассмотрение некоторых головоломок // Логос. -2004, № 5 (44).

  92. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. – М., 1986.

  93. Хайдеггер М. Исследовательская работа В. Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни // Вопросы философии. – 1996. №2.

  94. Хюбнер К. Истина мифа. - М.,1996.

  95. Человек как философская проблема: Восток и Запад. – М., 1991.

  96. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2002.

  97. Чернявская Ю.В. Введение в культурно-философскую антропологию. - Минск, 2002.

  98. Что значит знать? - М.,Логос,1999.

  99. Шаповалов Е.А. Курс лекций по философии техники. – СПб., 1998.

  100. Шлейермахер Ф.Д.Е. Герменевтика //Общественная мысль. Вып.4. - 1993.

  101. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. – М., 2000.

  102. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - СПб.,2004.



4. Вопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки».


  1. Этапы развития философских знаний об обществе, истории и человеке.

  2. Предпосылки возникновения социально-гуманитарных наук. Влияние романтизма и иррационализма.

  3. Дисциплинарная структура и предмет социально-гуманитарного знания.

  4. Объект и субъект социально-гуманитарного познания.

  5. Личностное знание субъекта. Сознательное и бессознательное, индивидуальное и коллективное в гуманитарном познании.

  6. Значение ценностей в социально-гуманитарном познании. Основные философские теории ценностей.

  7. Ценность жизни и смысл «жизненного мира» человека.

  8. История как форма проявления жизни (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э.Гуссерль).

  9. Духовные основы общества и духовная жизнь человека. Понимание жизни в постмодернизме.

  10. Социально-историческое и экзистенциальное понимание времени и пространства.

  11. Идея хронотопа. Особенности художественного хронотопа (М.М.Бахтин).

  12. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарном знании (релятивизм, психологизм, историзм).

  13. Коммуникативная реальность социально-гуманитарного знания. Виды коммуникации.

  14. Объяснение и понимание в науке.

  15. Гуманизация и гуманитаризация современного образования.

  16. Гуманизм как цель и проблема (К. Ясперс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер).

  17. Проблема интерпретации смыслов и значений текстов.

  18. Герменевтический анализ текстов как основа методологических исследований в социально-гуманитарном познании.

  19. Языковая картина мира и «языковые игры».

  20. Познавательный статус веры. Вера и верования – важные компоненты социально-гуманитарного знания.

  21. Вера и понимание в контексте коммуникаций.

  22. Диалектика веры и сомнения. Философская вера.

  23. Современные проблемы взаимодействия науки и религии.

  24. Разные типы обоснования веры и знания.

  25. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук (антинатуралистические и натуралистические).

  26. Главные отличия и процесс разделения социальных и гуманитарных наук.

  27. Сущность вненаучного знания и его роль в современном мире. Критерии отличия вненаучного и научного познания.

  28. Проблема сосуществования науки и псевдонауки (паранауки). Черты отличия ученого от псевдоученого.

  29. Экспертное сообщество. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ.

  30. Понятие «общество знания». Концепции «общества знания».

  31. Новые лидирующие дисциплины и новые области исследования в социально-гуманитарной науке конца ХХ - начала ХХI в.в.

  32. Современные проблемы философии человека.


Похожие:

Вопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук iconП еречень вопросов к экзамену по дисциплине «История и ф илософия науки» по отрасли «философские проблемы социально-гуманитарных наук»
...
Вопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук iconЗадачами изучения дисциплины является
Наука и техника как предмет философской рефлексии. Философско-методологический и историко-культурный анализ науки. Философские проблемы...
Вопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук iconКафедра философии и гуманитарных наук
Борисова Е. М. Программа и методические материалы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» (для аспирантов и соискателей)....
Вопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук iconВопросы к кандидатскому минимуму по истории и философии науки
Человек, его коммуникации и духовная жизнь как объекты социально-гуманитарного познания
Вопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук iconПримерные темы рефератов к кандидатскому экзамену по истории и философии науки История науки. Науки об обществе

Вопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук icon1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако
Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки: Для аспирантов и соискателей ученой степени...
Вопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук icon1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако
Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки: Для аспирантов и соискателей ученой степени...
Вопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук iconВопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки»
Постпозитивистская традиция в философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда
Вопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по курсу “История и философия науки” состоит из трех обязательных разделов: “История технических наук”, “Основы философии науки” и “Современные философские проблемы техники и технических наук”.
История и философия науки” состоит из трех обязательных разделов: “История технических наук”, “Основы философии науки” и “Современные...
Вопросы к кандидатскому экзамену по «истории и философии науки» Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук iconОбщие вопросы науки и культуры
Будущее фундаментальной науки : концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы / Рос акад наук, Ин-т философии; отв ред....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница