Характеристика электронных средств обучения Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное




Скачать 318.6 Kb.
НазваниеХарактеристика электронных средств обучения Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное
страница1/3
Дата20.03.2013
Размер318.6 Kb.
ТипУчебник
  1   2   3






Содержание


Введение

  1. Краткая характеристика электронных средств обучения

  2. Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное содержание

  3. Принципы разработки электронного средства обучения на базе электронной оболочки

  4. Структура электронного учебника (пособия)

    • Титульный лист

    • Аннотация

    • Введение

    • Информационный блок (содержание стандарта)

    • Обучающий блок

    • Блок контроля знаний и умений

    • Глоссарий

    • Инструкция для пользователя

    • Список литературы



Введение


Проблемы разработки и использования электронных средств обучения актуальны на протяжении всего периода внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

Возможности обычных средств ограничены. Традиционный учебник вмещает в себя небольшое количество учебных материалов и инструкций для самостоятельных работ студентов. Он не включает материал для углубленного изучения дисциплины, так как это нарушает логическую и дидактическую стройность содержания.

Преимущества электронных средств обучения в том, что они позволяют обучаться не только «здесь и сейчас», но и дистанционно, а также, технология обновления научной и учебной информации в электронных средствах обучения, по сравнению с печатными изданиями, выигрывает в финансовом плане. Электронные средства обучения обладают интерактивностью, при этом студент становится субъектом образовательного процесса.

В настоящее время существует несколько разновидностей электронных обучающих средств: энциклопедии, справочники, учебники, пособия, компьютерные игры, тренажеры, экспертные электронные средства, инструментальные среды.

Разработка электронных средств обучения производится в команде с программистами. Возможна их разработка на основе уже имеющейся электронной оболочки, которая приобретается у производителей. Процесс разработки и ввода в эксплуатацию ЭСО сложный и довольно длительный, даже при наличии готовой электронной оболочки. Т.е. даже тогда, когда решена самая сложная проблема – программное обеспечение.

Чтобы разработать обучающее средство на основе электронной оболочки необходимо вооружиться знаниями: типы электронных средств обучения; этапы разработки ЭСО; структура и содержание электронного обучающего средства; теория мультисенсорного обучения; теория и методика создания тестовых заданий. Иметь навыки работы на ПК на уровне продвинутого пользователя: владеть текстовыми редакторами, программами обработки цифрового видео, фотошопом, Corel drow, Paint, или другими программами обработки графики, видео и звука.

Цель данных методических рекомендаций - это помощь педагогам, работающим в области создания электронных пособий на базе инструментальной среды СМ - тест.

В руководстве, на основе опыта использования инструментальной среды даны советы по разработке содержания тестовых заданий для среднего медицинского образования; рассматриваются типичные ошибки, характерные для начинающих пользователей программы.

С учетом новшества введенного в программу – блок создания электронного учебника (пособия) даны рекомендации по актуальным вопросам этого раздела.

Материалы, регламентирующие деятельность по созданию электронных средств обучения : Закон РФ "Об авторском и смежных правах" ; Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"; ГОСТ 7.60–90 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).; Приказ Минобразования РФ N1646 от 19.06.98 о создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям


  1. Краткая характеристика электронных средств обучения


Электронная энциклопедия, электронный справочник – средства обучения информационного типа, могут быть разработаны, также как учебники и пособия на основе мультимедиа, но они не предусматривают обратной интерактивной связи, перевода информации на уровень знаний и умений, а также не включают их контроля.

Электронный учебник – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел на уровне знаний, умений.

Для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую, зрительную (связанную с движением предметов) и эмоциональную память.

Электронный учебник или курс обычно содержит три составляющих:1 - презентационная часть, в которой излагается основная информация по курсу; 2 – обучающая часть в виде упражнений (других обучающих форм), с помощью которых информация переходит в разряд знаний; 3 – контролирующая часть (тесты, видеозадачи, программ опросы и др.). Контролирующая часть позволяет проводить объективную оценку освоения студентом дисциплинарного курса. ЭУ – это средство обучения, содержание, которого основывается на классике дисциплины и соответствует образовательному стандарту. Учебник должен быть утвержден образовательным департаментом, т.е. иметь гриф Минобразования и сертифицирован согласно стандарту качества.

Электронное пособие (ЭП) – это электронное издание частично (полностью) заменяющее или дополняющее учебник. ЭП в отличие от учебника кроме трех обязательных частей, присутствующих в учебнике: классического предметного содержания, упражнений для закрепления материала и контроля знаний, предполагает наличие определенной методики, разрабатываемой в рамках педагогического подхода: проблемного, проектного, контекстного, эвристического и др. подходов. Для эксплуатации ЭП достаточно провести экспертизу на уровне учебного заведения. Экспертиза проводится при наличии внешней рецензии, данной данную работодателем или главным специалистом региона. После проведения экспертизы Э.П. утверждается на методическом (ученом) совете образовательного учреждения.

Электронная инструментальная среда (программа) электронное средство обучения, которое позволяет моделировать сложные технологические процессы, создавать проекты, чертежи, расчеты за счет использования трехмерной графики, анимации и других свойств компьютера («Autokad»), «Хирургия глаза», позволяет моделировать процесс производства оперативных вмешательств на глазах.

Электронная образовательная среда учебного заведения понятие более широкое должна включать различные электронные образовательные средства: курсы мультимедиа лекций, курсы семинарских занятий и комбинированных уроков, электронные учебники,

Электронная библиотека курса может включать электронную образовательную среду учебного заведения и образовательные ресурсы Интернета.

Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.

В отличие от вышеописанных компонент, компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.

Компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов.

К тренажерам могут быть отнесены также и компьютерные задачники. Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.



  1. Этапы разработки средств обучения на основе электронной оболочки. Содержание электронного средства обучения (ЭСО)

При разработке любого ЭСО выделяют два этапа: 1 - подготовительный, 2 - сборка ЭСО.

Подготовительный этап включает: выбор источников для отбора содержания, разработка оглавления, переработку текстов в модули по разделам и создание Help (помощи), реализацию гипертекста в электронной форме, выбор, создание и обработка материала для мультимедийного воплощения (видеосюжеты, звуковое сопровождение, графические изображения)

Содержание дисциплины должно соответствовать стандарту специальности и уровню получаемого образования. Для среднего медицинского образования основными специальностями являются «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Медико-профилактическое дело», «Фармация», «Сестринское дело», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая» и некоторые другие специальности. Уровень среднего медицинского образования может быть основной базовый, повышенный, дополнительное образование: курсы по повышению квалификации, курсы по переподготовке. В настоящее время актуальны стандарты третьего поколения, ориентированные на компетенции. Поэтому желательно содержание разрабатывать в компетентностном формате. Должно быть выделено содержание, в которое вводится введение, основная часть состоит из разделов, глав, тем. Во введении обосновывается актуальность данного электронного издания. Издание аннотируется, указывается аудитория на которую рассчитано данное электронное обучающее средство.

Пример разбивки содержания на разделы: основная часть, инвариативная – обязательное содержание дисциплины по стандарту; дополнительная часть – вариативная, служит для углубленного изучения материала, расширения кругозора, повышения мотивации. В пособии отдельно выделяется глоссарий, список литературы и Интернет источников.

Сборка Учебника (пособия) – это заключительный этап производится тогда, когда разработаны все три блока: информационный, обучающий, контролирующий. При сборке пособия оно дополняется инструкциями по эксплуатации.

Сборка нового учебника в СТ М-Тест

Перед тем как приступить к формированию электронного учебника следует отметить, что в среде СТ М-Тест по способу хранения информации можно подготовить два вида учебника, в зависимости от задач, стоящих перед разработчиком (преподавателем):

1. "Автономный" - учебник, который после редактирования, сохранен в виде исполняемого файла с расширением "exe". В один файл будут сохранены страницы учебника, структура, изображения, объекты, стили и т.д. На практике это означает следующее - учебник можно копировать на любые магнитные носители информации для самостоятельного ознакомления с его содержимым;

2. "Корпоративный"- учебник, который можно разместить на тест-сервере, для работы с ним внутри локальной сети образовательного учреждения.

Также по способу взаимодействия с пользователем учебник М-Тест может быть двух типов:

1. "Стандартный" - учебник, который содержит только образовательный материал;

2. "Расширенный" - учебник, который имеет тесную взаимосвязь с тестовыми заданиями и позволяет после изучения учебного материала проверить уровень знаний через автономный модуль"тестирование".

Рассмотрим порядок формирования учебника в М-Тест редакторе.

Для создания нового учебника выберите в основном меню раздел «Учебник» - «Новый учебник».

Система предложит вам заполнить параметры учебника, по которым будет выполняться его дальнейшая идентификация. Все эти поля не обязательны для заполнения, за исключением поля с названием учебника.

Внимание! Поля «Пароль» и «Подтверждение пароля» позволят вам исключить ситуацию редактирования учебника случайным пользователем.

Параметр "Защита от копирования" блокирует возможность копирования информации из учебника через буфер обмена Windows. Действует только в случае сохранения учебника в виде исполняемого файла.

Параметр "Изменить вид панели управления" позволяет изменить вид интерфейса для учебника, сохраненного в виде исполняемого файла. Поддерживаются три цветовых гаммы панели управления.

Нажав кнопку вам будет предложено ввести наименование нового раздела в закладке «Параметры» или прямо в структуре в левой части экрана. Пользователь может предварительно сформировать структуру учебника, а уже потом заняться их наполнением.

Кнопкасоздает новую страницу в том разделе, на котором вы стоите курсором

Внимание! Не следует задавать разделам и страницам слишком длинные имена, так как это может отразиться на навигации по готовому учебнику.

Для перемещения страниц относительно друг друга можно использовать кнопки . Данные кнопки также обеспечивают перемещение разделов вместе со вложенными в них страницами.

При работе со страницей пользователю становиться доступным три закладки:

1. «Параметры», где можно изменять наименование страницы.

2. «Редактор», где разработчик используя панель редактирования и дополнительные кнопки (добавить изображение, OLE-объект, таблицу, ссылку и т.д. ) может сформировать страницу.

3. «Просмотр», где разработчик может посмотреть, как страница будет выглядеть в уже готовом учебнике.


  1. Принципы разработки электронного пособия


При разработке структуры и содержания ЭСО необходимо ориентироваться на следующие принципы и технологические особенности:

  1. Принцип приоритетности педагогического подхода: реализуется через постановку образовательной цели и разработку содержания образовательной деятельности на основе одного или комбинации нескольких дидактических подходов: системного, синергетического, проблемного, алгоритмического, программированного, проектного, эвристического, компетентностного и других подходов. Системный подход означает, что целесообразно разрабатывать комплексные пособия, включающие как лекционный материал, семинарские занятия, так и комбинированные уроки (практики, для гуманитарных и общеспециальных дисциплин). Т. е. пособие должно охватить дисциплинарную систему.

  2. Принцип модуля: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

  3. Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты теоретическое ядро, контрольные вопросы по теории, примеры, задачи и упражнения для самостоятельного решения, контрольные вопросы по модулю с ответами, контрольные тесты по всему курсу, контекстная справка (Help), исторический комментарий.

  1. Принцип наглядности. В основе принципа создания электронных средств обучения (ЭСО) лежит теория мультисенсорного обучения. Каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов. При подготовке иллюстраций выбирайте или обрабатывайте такие, которые выполняют не рекламную и развлекательную роль, а обучающую функцию. Лишь на обложке пособия или титульном листе раздела (модуля) возможно использование иллюстраций, украшающих интерфейс.

  2. Используйте тот или иной вид иллюстраций в местах, трудных для понимания учебного текста, требующих дополнительного наглядного разъяснения; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков; для общего оживления всего учебного материала и рассредоточенного по всему полю текста как печатного, так электронного (гипертекста). Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают: репродукции картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры; учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов; рисунки и аппликации; видеофрагменты; аудиофрагменты; видеофильмы (в т.ч. аудио- и видеосюжеты).

Условно-графическая наглядность: таблицы; схемы, блок-схемы, диаграммы, графики, карты, картосхемы. Таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на три вида.

1- Разъяснительные - в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют сознательному его усвоению и запоминанию.

2 - Сравнительные - осуществляют сопоставление и противопоставление материала и являются одним из видов группировки его, то есть отражают специфику табличной формы. Сравниваться могут любые элементы: существенные сопоставимые признаки исторических, социальных, экономических и политических объектов, типы хозяйств, типы темперамента человека и т.п. При сравнении выделяют у них общее, особенное, единичное и т.д.

3 - Обобщающие или тематические - подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явлений, событий, процессов и т.п., самое существенное в них.

Таблицы систематизируют изучаемый материал, облегчают возвращение к ранее пройденному материалу и могут быть размещены в форме выводов в конце параграфа или темы. Различают две группы таблиц: статичные, динамичные (анимационные), а также текстовые, числовые, таблицы – рисунки, таблицы – схемы, таблицы – круги. Динамичные (или анимационные) таблицы (анимация - реализация эффекта движения объекта) позволяют составлять самые различные варианты статичных таблиц. Основное преимущество динамичных таблиц - подача материала по частям, небольшим порциями, возможность видоизменять содержание таблицы, заменять одни элементы другими. Эти особенности подвижных таблиц и схем могут быть полезны не только при изучении учебного текста, но и на этапе закрепления (тренинга) изученного материала, поскольку облегчают понимание и запоминание его.

Схемы. По функциональному признаку схемы делятся на следующие типы: сущностные, которые отражают составные части понятий, явлений, процессов и т.п.; логические, устанавливающие логическую последовательность между частями; образные, улучшающие понимание трудных мест в тесте. Для создания у пользователя реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с другими видами иллюстрации.

Анимация позволяет представить в динамике: процесс "порционной" подачи текстовой информации (эффект "электронного лектора"); процесс имитации движения частей иллюстрации;

имитацию движения рисунка; имитацию движений исторических сражений; физические и химические процессы; технологические процессы; техническое конструирование; процесс природных явлений;

процесс социальных явлений; процесс политических событий и т.д.

Анимация представляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов. Существует несколько приемов реализации эффекта анимации.

Прием типа "наложения". Суть этого приема заключается в том, что автор, выбрав статичную иллюстрацию, разбивает ее на составные части, а затем описывает последовательность наложения этих частей друг на друга. Так реализуется эффект динамичного изображения и для рисунков. Заметим, что объект не движется в пространстве, но "живет".

Динамические иллюстрации, полученные по такому принципу, уместно использовать для такого текста, где необходимо проиллюстрировать в компактной и образной форме суть процесс построения какого-то ряда, изложить последовательность происходящего (или происходившего) события, явления, изменение человека и т.д.

Этот прием успешно применяется для реализации подачи теоретического материала по частям (например, постепенно составить таблицу, а не давать ее сразу заполненной, что особенно важно при объяснении сложного теоретического материала). Такие таблицы очень эффективны на этапе обобщения и систематизации учебного материала в конце темы, раздела и курса в целом.

Порционную подачу материала можно осуществить и с помощью другого приема - типа "каширования". Суть этого приема заключается в том, что заполненная текстом таблица сначала закрыта (т.е. замаскирована), а затем происходит постепенное ее раскрытие. Создается иллюзия, что какая-то невидимая "черная бумага", передвигаясь по таблице, как бы раскрывает ее по частям (объектами могут быть схемы, блок-схемы или просто "порционные" части текста).

Прием типа "движения в пространстве". Отличие его от приема "наложения" заключается в том, что в этом случае надо описать последовательность шагов, которые "будет совершать" по пространству экрана выбранный объект для иллюстрирования (эффект мультипликации).

Возможность выборочного использования фрагментов анимации или видеокадров очень удобна для пояснения теоретических положений учебного материала. Предположим, имеется фрагмент анимации, состоящий из трех рисуночных кадров, иллюстрирующих смысловое содержание какого-нибудь абзаца. В ходе чтения данного абзаца последовательно вызываются на экран три рисуночных кадра. В случае необходимости обучаемый может приостановить на любое время тот или иной анимационный кадр. По ходу изучения теоретического материала обучаемому можно в качестве иллюстрации выдавать из арсенала анимационных кадров или видеоряда проблемные вопросы, сравнительные таблицы, блок-схемы, две фотографии (для сравнения) и т.д.

Иллюстрации или видеофрагменты могут сопровождаться лаконичным комментарием, то есть таким комментарием, который направляет внимание только на изображение, или без сопроводительного текста.

  1. Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета. Принцип ветвления позволяет регулярно повторять пройденный материал при этом процесс запоминания основывается на возникновении взаимосвязи между процессом и объектом, между пройденным и новым материалом. Необходимо помнить о словаре терминов - глоссарии. В электронных пособиях это не просто список терминов и их разъяснение, даваемое в конце учебника - это своеобразная динамичная система справки. Пользователь должен иметь возможность, встретив в тексте незнакомый или малопонятный термин, тут же обратиться к его толкованию. Наилучшим образом такая система может быть реализована с помощью гиперссылок.

  2. Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров. Не следует забывать, что пользователь должен чувствовать себя при работе с ЭСО комфортно. Для этого необходимо предусмотреть всевозможные элементы управления. Нужно просто представить, что обучающийся понятия не имеет, как пользоваться интернет-броузером, и реализовать на каждой страничке учебника все возможные подсказки, стрелки и другие элементы навигации.

  3. Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.


  1   2   3

Похожие:

Характеристика электронных средств обучения Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное iconИспользование электронных образовательных ресурсов
Интернет; создание информационной базы автоматизированных обучающих систем и электронных учебных пособий
Характеристика электронных средств обучения Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное iconРабочая программа по курсу “Основы проектирования электронных средств” Красноярск
Цель дисциплины изложение теоретических основ проектирования конструкций электронных средств с применением электронно-вычислительных...
Характеристика электронных средств обучения Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное iconПрограмма дисциплины Численные методы в проектировании электронных средств  для направления/ специальности 211000 «Конструирование и технология электронных средств»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Характеристика электронных средств обучения Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное iconУчебный курс по созданию электронных учебников
В пособии кратко описаны основные этапы создания э у., принципы вёрстки тематического материала, обогащение его визуальными средствами...
Характеристика электронных средств обучения Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное iconИнформационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе
Реальным воплощением современных информационных технологий в учебном процессе является система развивающих средств обучения, построенная...
Характеристика электронных средств обучения Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное iconОбеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами n п/п
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Характеристика электронных средств обучения Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное iconУчебное пособие по тау ю. Н. Марченко, Е. В. Капский
Сейчас доступен огромный выбор инструментальных средств для разработки электронных учебников, виртуальных лабораторных практикумов,...
Характеристика электронных средств обучения Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное iconЭлектронных вычислительных средств
Центральные и периферийные устройства электронных вычислительных средств/Под ред. О. П. Глудкина
Характеристика электронных средств обучения Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное iconОбеспечение образовательного процесса цифровыми образовательными ресурсами № п/п
Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том...
Характеристика электронных средств обучения Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное iconАвтоматизация процесса проектирования электронных схем на основе cals технологий
На примере типового предприятия, которое занимается разработкой электронных схем был проведен анализ процессов, связанных с этапами...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница