Программа дисциплины «Исследования медиа-процессов» для направления 031300. 62 «Журналистика»




Скачать 65.83 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Исследования медиа-процессов» для направления 031300. 62 «Журналистика»
Дата20.03.2013
Размер65.83 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики


Программа дисциплины

«Исследования медиа-процессов»

для направления 031300.62 « Журналистика» подготовки бакалавра


Автор: Пенская Е.Н. , профессор.

Рекомендовано секцией УМС


Секция «Журналистика»

Председатель

«__» Е.Н. Пенская 20_г.

Одобрена на заседании


кафедры словесности

Зав. кафедрой

«__» Е.Н. Пенская 20_г.

Утверждено УС факультета

Прикладной политологии

Ученый секретарь


_________________

«__» ____________ 20_г.






Москва

ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИА-ПРОЦЕССОВ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР


Пояснительная записка

ЗАДАЧИ НПС


  • СОЗДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ МЕДИА-ИССЛЕДОВАНИЙ, ЕГО ПОЛЯХ, ГРАНИЦАХ, ДИНАМИКЕ

  • ИЗУЧИТЬ КОНТЕКСТЫ И ИСТОРИЮ ИССЛЕДОВАНИЙ

  • ОВЛАДЕТЬ ОСНОВНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ИНСТРУМЕНТАРИЕМ



Исследования, или медиа-исследования, — социологическая

дисциплина, которая сформировалась в американской социологии,

а несколько позднее получила свое развитие и в западноевропей-

ских странах. Обычно историю медиа-исследований подразделяют

на три основных этапа.


Тема 1. Хронологические рамки медиаисследований

Первый этап - начало 20 в. и длится примерно до

Второй мировой войны. Пропагандистский аспект медиа.


Кейс 1. Труды Г.Ласуэлла

Кейс 2. Социологи Франкфуртской школы, считавшие, что

именно масс-медиа сыграли решающую роль в приходе Гитлера

к власти. Кроме того, они полагали, что в Америке происходит ана-

логичный процесс: масс-медиа самим способом и направленностью

своего воздействия на массовое сознание и поведение создают

предпосылки уничтожения демократии и появления тоталитарной

диктатуры.

Технологии манипуляций массовым сознанием.


Тема 2. Второй этап исследований медиа-процессов

с 1940 г. до начала 1970-х гг.,

На этом этапе социологи больше полагаются на результаты эмпирических исследований, прежде всего поведения избирателей и потребительского

выбора .

Кейс 3. Понятие «сопротивляющаяся аудитория»

Обсуждение работ классиков медиа-исследований, — Г. Лассуэла, К. Ховленда, П. Лазарсфельда,Э. Катца, Б. Берельсона и других


Тема 3. Основные концепции исследования медиа-процессов


  • теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера,

  • разрывов в знании, (или информационного дефицита),

  • теория пользы и удовлетворения потребностей,

  • психодинамическая модель водействия


Существенное достижение этого периода явилась

так называемая двухшаговая, или двухступенчатая, концепция ре-

ализации массовой информации, наиболее полно исследован-

ная и представленная в работах группы под руководством П. Ла-

зарсфельда.


Тема 4. Третий новейший этап исследований СМИ – от доминирующей к альтернативной парадигме, предполагает обсуждение наиболее актуальных проблем в сфере исследования медиа-процессов

Смена парадигм и институционализация медиа-исследований

  • Торонтская школа: Г.Иннис и М.Маклюэн

  • Смена средства коммуникации – доминанта изменений в обществе

  • Анненбергская школа

  • Бирмингемская школа

  • Glasgow Media Group

  • Проблемы медиаглобализации

  • Мифология» глобализации через медиа


Тема 5. Основные «поля» современных исследований медиа-процессов и исследовательские перспективы

Рассмотрение современных медиа-процессов ставит перед исследователями ряд проблем. Это, во-первых, само медийное производство и его социальный контекст, т.е. «внешние» условия деятельности; во-вторых, внутренняя структура этого производства.

Кейс 4. Работа с элементами социальной и ментальной структуры общества, которые воздействуют на медийное производство:

  • государство,

  • правовая система,

  • медийный рынок,

  • идеологическая среда деятельности СМИ,

  • уровень жизни населения,

  • собственность и возможности контроля со стороны разных промышленных и финансовых групп,

  • уровень профессионализации медийной сферы,

  • наличие конкурирующих медиа-организаций,

  • уровень развития медиа-технологий,

  • уровень разделения труда в медийной сфере,

  • уровень развития гражданского общества и наличие общественных организаций работников СМИ.

Это только самые общие характеристики среды деятельности СМИ. Их может быть перечислено гораздо больше. Кроме того, каждый из пунктов, указанных выше, может быть разбит на несколько подпунктов.

Кейс 5. Работа с каждым конкретным пунктом. Так, в раздел «правовая система» должны быть добавлены такие подразделы как наличие или отсутствие, а также качество конституционных гарантии деятельности СМИ, разработанность и детализация законов о СМИ, наличие или отсутствие прокурорского надзора за деятельностью СМИ, доступность и эффективность судебной системы и т.д. То же самое относится к любой из вышеперечисленных характеристик. В общем и целом, анализ структурно-организационного контекста деятельности СМИ предполагает изучение практически всех сторон и аспектов жизнедеятельности общества.

Тема 6. Исследования медиапроцессов в общественном контексте. Начиная с 60-80-х годов на Западе, особенно в Западной Европе досконально исследуются различные аспекты функционирования СМИ в широком общественном контексте1, это – только начало. К сожалению, в нашей литературе этой стороне дела уделяется мало внимания, несмотря на то, что именно этот аспект медиа-исследований, похоже, имеет решающее значение на современном этапе развития российских СМИ.

Тема 7. Структура медиапроизводства.

Важная сторона исследований в области организации медиа-процесса - это изучение внутренней структуры медиа-производства. Прежде всего, встает вопрос о главной цели деятельности каждого средства массовой информации: является ли эта цель коммерческой, информационной или идеологической, пропагандистской. Этим в значительной мере определяется его внутренняя структура и производственный процесс, понимаемый не как технологический процесс (хотя и эта сторона дела важна), но как процесс производства текстов в широком смысле, содержание которых в значительной степени определяется артикулированной целью того или иного СМИ, как и внутренняя иерархия в медиа-организациях. Согласно истории изучения этой базовой составляющей медийного производства, исследователей более всего интересовали в основном эффекты воздействия текстов на аудиторию, позже их внимание было переориентировано на изучение содержания текстов. Но при этом сам процесс производства текстов выпадал из поля зрения: тексты рассматривались как готовые и уже существующие, т.е. вопрос о том, что делает их именно такими, каковы они есть (враждебными той или иной идеологии, тому или иному государству, представляющими реальность в искаженном свете, сенсационными и т.д.) не ставился.

Кейс 6. Исследование организации, в которых эти тексты производятся, и их функционирование в широком социальном контексте. Это – лишь один из аспектов внутренней организации СМИ, однако уже из этого явствует, насколько важна эта организация, ибо именно ею определяются конечные свойства медийного продукта и именно в ней преломляются многочисленные и многообразные воздействия внешнего по отношению к ней социально-политического контекста, в котором действуют масс-медиа.


Список тем для аналитических заданий:

  1. Производство контента в современных он-лайн изданиях

  2. Производство контента на Телевидении

  3. Способы управления производством контента в печатных СМИ (одно-два издания по выбору: ежедневная, еженедельная пресса)

  4. Формирование политической/культурной повестки дня в блогосфере
  5. Сравнение производства, циркуляции и восприятия аудиторией контента в европейских, американских, российских СМИ (провести компаративное исследование на примере одной «линейки» медиа-проектов)


Литература


Шампань П. Двойная зависимость. Несколько замечаний по поводу соотношения между полями политики, экономики и журналистики. / Socio-Logos’96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. М., 1996.

Barrat D. Media Sociology. London-N.Y.: Routledge, 1986.

Boyd-Barrel O., Braham P.P. (eds.) Media, Knowledge, and Power. London: CroomHelm, 1987.

Cristians C., Fackler M., Rotzoll K. Media ethics: Cases and moral reasoning. Longman Publishers USA, 1995.

Gerbner G. Mass Media and Human Communication Theory //McQuail D. (ed.) Sociology of Mass Communications. N.Y., London, 1976.

Goroett I.C., O’Donnell V. Propaganda and persuasion. N.Y.: 1992.

Huff D. How to lie with statistics. N. Y.: W.W.Norton, 1954.

Kaplan R. The Media and Medievalism // Policy Review. 2006. № 128 [online]. Last access – 2006. June 15. http://www.policyreview.org/dec04/Kaplan.

McLuhan M. Understanding Media. London: Routledge and Kegan Paul, 1964;

McQuail D. Mass Communication Theory. London: Sage, 4th ed., 2003

Meyrowitz J. No sence of place: The impact of electronic media on social behavior. New York: Oxford University Press, 1985.

Reeser L.C., Epstein I. Professionalization and Activism in Social Work: The Sixties, the Eighties, and the Future. N.Y.: Columbia University Press, 1996.

Thompson J. B. The Media and Modernity. A social Theory of the Media. Oxford: Polity Press, 2003



1 См.: Dennis E., Merril J. Media Debates. Issues in Mass Communication. White Plains, N.Y., 1991; Siune K., Truetzschler W. Dynamics of Media Politics. Broadcast and Elrctronic Media in Western Europe. London, 1992 и другие работы.




Похожие:

Программа дисциплины «Исследования медиа-процессов» для направления 031300. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины «Медиа как субъект политики»  для направления 031300. 68 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300....
Программа дисциплины «Исследования медиа-процессов» для направления 031300. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины «Медиаменеджмент и медиамаркетинг» для направления подготовки бакалавра 031300. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный курс, и для студентов, изучающих данную дисциплину, направления подготовки...
Программа дисциплины «Исследования медиа-процессов» для направления 031300. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300....
Программа дисциплины «Исследования медиа-процессов» для направления 031300. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины «Литературное редактирование» для 031300 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Исследования медиа-процессов» для направления 031300. 62 «Журналистика» iconПрограмма вступительного испытания по направлению 031300. 68 Журналистика
Программа предусматривает изучение основных тенденций в области конвергенции медиа, исследование наиболее эффективных и успешных...
Программа дисциплины «Исследования медиа-процессов» для направления 031300. 62 «Журналистика» iconТворческий конкурс программа вступительного экзамена для абитуриентов направления подготовки 031300. 62 Журналистика Сургут
Творческий конкурс: Программа вступительного экзамена: для абитуриентов направления подготовки 031300. 62 Журналистика / Сост.: Е....
Программа дисциплины «Исследования медиа-процессов» для направления 031300. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 031300. 62 «Журналистика»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Исследования медиа-процессов» для направления 031300. 62 «Журналистика» iconПравительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет медиакоммуникаций
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300....
Программа дисциплины «Исследования медиа-процессов» для направления 031300. 62 «Журналистика» iconПравительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет медиакоммуникаций
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300....
Программа дисциплины «Исследования медиа-процессов» для направления 031300. 62 «Журналистика» iconПравительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет медиакоммуникаций
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница