Рабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники»




Скачать 253.02 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники»
Дата20.03.2013
Размер253.02 Kb.
ТипРабочая программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(ОмГУПС (ОмИИТ))


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИИТИТа

Проректор по научной работе

и инновациям

___________________ А. Б. Кильдибеков

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2012 г.

___________________ _______________

подпись (И.О.Ф.)


«_____»______________ 2013 г.

___________________ _______________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2014 г.

___________________ _______________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2015 г.

___________________ _______________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2016 г.



____________________ В. Т. Черемисин

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________2012 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2013 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2014 г.

____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2015 г. ____________ ______________________

подпись (И.О.Ф.)

«_____»______________ 2016 г.


Кафедра История, философия и культурология (ИФК)

Автор Гайдамакин Андрей Васильевич, д. и. н. профессор


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта


Специальность научных работников: 07.00.10 – «История науки и техники»

Квалификация (степень): кандидат исторических наук

Форма обучения: очная



Одобрена на заседании методической комиссии института (факультета)

«___» _________ 2012 г. Протокол №__

«___» _________ 2013 г. Протокол №__

«___» _________ 2014 г. Протокол №__

«___» _________ 2015 г. Протокол №__

«___» _________ 2016 г. Протокол №__




Одобрена на заседании кафедры


«___» _________ 2012 г. Протокол №__

«___» _________ 2013 г. Протокол №__

«___» _________ 2014 г. Протокол №__

«___» _________ 2015 г. Протокол №__

«___» _________ 2016 г. Протокол №__




Омск - 2012 г.

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «История и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта» являются углубленное изучение теоретических и методологических основ истории и социокультурных проблем отечественного железнодорожного транспорта и подготовка к сдаче кандидатского экзамена.


  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебная дисциплина «История и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта» относится к циклу «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности».

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет:

6 - зачетных единиц,

216 - часов.


3.2. Виды и объемы учебной работы по дисциплине – один семестр, продолжительность семестра – 15 недель


Вид учебной работы


Количество часов

Всего по учебному плану

Семестры




2




1

2

3

4

5

Аудиторные занятия (всего):

31




31




В том числе:













Лекции (лек)

28




28




Лабораторные работы (лаб)













Практические, семинарские занятия (прк)













Контроль самостоятельной работы по реферату (кср)

3




3




Самостоятельная работа (ср) (всего):

185




185




В том числе:













Реферат

35




35




Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям

150




150




Промежуточная аттестация













ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины:

Часов:

216




216




Зач. ед.:

6




6







    1. 3.3. Разделы учебной дисциплины




1


2


3



    1. 4


5

    1. 66

    1. 77


8



    1. 9




Но-мер се-ме-стра

Но-мер неде-ли

Раздел учебной дисциплины


Краткое содержание раздела



Л

е

кции

С

р

Кср

Все-го



Форма итого-вой аттестации



2

1

Введение

Железнодорожный транспорт как техническая и социокультурная система. Роль железных дорог. Актуальность исследований социокультурных проблем.

2

10




12



Содер-жание учебной дисцип-лины входит в вопро-сы к канд.

замену по специ-альнос-ти


2

2

Влияние Западной цивилиза-ции на развитие ж.-д. транс-порта

Западная цивилизация, ее влияние на развитие ж.-д. транспорта. Третивик, Р. Стефенсон. Железнодор. политика стран Запада.

2

10




12




2

3

Российская цивилизация и отечествен-ный железнодор. транспорт

Основные черты российской цивилизации. Ее влияние на развитие железнод.транспорта; реформирование социальной сферы, управленческой и общей культуры. И.И. Ползунов, Черепановы.

2

10




12




2

4

Ускоренное строительст-во железн. дорог – главный путь модернизаци России (1860-1917 гг.)

Отмена креп. права – фактор ускорения строительства жел. дорог. П.П. Мельников – первый министр путей сообщения. С.Ю. Витте – новый тип руководителя, реформатор. Железные дороги и изменение социокультурного пространства.

2

10




12




2

5

Транссиб

«Железнодор. вопрос» Сибири. Указ о строительстве магистрали. Цель ее сооружения. Строительство Транссиба. Вклад ученых, спец-ов. Роль магистрали в экон., социальном и культурном развитии Сибири и страны.

2

10




12




2

6

Меценат-ство «железнодор. королей» в области культуры и образования.

Причины появления «жел.-дор. королей» в России. Их вклад в строительство жел. дорог. Меценатская деятельность в области культуры и образования С.С. Полякова, К.Т. Солдатенкова и др.

2

10




12




2

7

Корпоратив-ная культура железнодорож-ников (досовет-ский период)

Понятие «корпоративная культура» и ее возрастающее значение. Ее основные черты, цели формирования. Роль гос-ва, руководит. и спец-ов в формировании корпорат. культуры железнодорожников.

2

10




12




2

8

Жел.-дор. тр-т как экономи-ческий и социо-культурный факторы развития досовет-ской России.

    1. Ж.-д. тр-т – ведущая отрасль нар. хозяйства. Рабочие – железно-дорожники: численность, образоват. уровень, матер. положение, политич. предпочтения. Ж.-дор. тр-т как фактор развития матер. и худож. культуры.

2



10




12




2

9

Становление системы профессио-нального жел.-дор. образо-вания в России (досоветский период).

А.А. Бетанкур и создание Петер-бургского Ин-та Корпуса Инженеров путей сообщения. Образование МИУ. Проблема ж.-д. кадров в Сибири. Образование ТТИ. Открытие ж.-д. училищ. Вклад ученых в формирование научных основ жел.-дор. образования.

2

10




12




2

10

Формирова-ние и станов-ление совет-ской концепции ж.-д. тр-та. (1917-1930-е гг.)

Состояние ж.-д. тр-та в 1917- 1921 гг. Понятие концепции. Роль В.И. Ленина в формировании советской концепции ж.-д. транспорта. Основные положения концепции. "Чрезвычайщина" в ее реализации. Репрессии железнодорожников. Соцсоревнование на ж.-д. транспорте.

2

10




12




2

11

Модерниза-ция старой и развитие новой, советской системы железнодо-рожного образова-ния. 1917-1941 гг.

    1. Социалистическая модернизация школы, роль рабфаков. Реорганизация высшей и средней ж.-д. школы. СИИТ- ТЭМИИТ. Роль ученых в подготовке ж.-д. кадров, в развитии науки.

2

10



12




2

12

Подвиг желез-нодорожни-ков в годы Великой Отечест-венной войны

    1. Перестройка ж.д. тр-та. Эвакуация пром. на восток. Роль ж.д. тр-та в оборонительных боях, в наступат. операциях. Жел.-дор. войска, бронепоезда. Железнодорожники тыла – фронту. Вклад ученых и специалистов-железнодорожников в Победу.

2

10



12




2

13

Реализация советской концепции желез-нодор. тр-та: социокуль-турный аспект. 1945 - начало 1990 – х гг.

    1. Цели и задачи концепции в послевоенный период, их реализация. Открытие новых ж.-д. вузов и техникумов. Решение проблем продовольственного, жилищного, медицинского обеспечения железнодорожников. Спорт и культура. Нарастание трудностей.

2

10



12




2

14-15

Концепция ре-формирова-ния ж.-д- транспорта новой Рос-сии. Место и роль социо-культурной сферы в этом процессе

    1. Необходимость реформирования ж.д.тр. Место социокультурной сферы в концепции реформирования. Этапы и опыт реализации концепции. Образование. ОАО «РЖД» (2002 г.). Стратегия - 2030.

4

20



24



2

1-15

Работа над рефератом


По предложенным темам






35


3


38





3.4. Лабораторные / практические занятия - нет


3.5. Примерная тематика рефератов


1. Возникновение, становление и дальнейшее развитие транспорта – ступени истории человеческого общества.

2. Англия – родина паровоза и паровозостроения.

3. Железнодорожный транспорт и крепостническая Россия: факторы, сдерживавшие его развитие.

4. Жизнь и деятельность И.И. Ползунова и Е.А. и М.Е. Черепановых, судьба их изобретений.

5. А.А. Бетанкур – инженер, ученый, организатор первого вуза в России по подготовке инженеров путей сообщения.

6. Вклад в развитие отечественного железнодорожного транспорта П.П. Мельникова – первого министра путей сообщения.

7. Меценатская деятельность «железнодорожных королей» России в сфере культуры и просвещения.

8. С.Ю. Витте и превращение России в ведущую железнодорожную державу.

9. Формирование корпоративной культуры железнодорожников в досоветский период.

10. Рабочие-железодорожники в начале ХХ столетия: социокультурный облик.

11. Прочность и красота – девиз российских инженеров-мостостроителей.

12. Сооружение Транссиба – подвиг инженеров, ученых, рабочих-строителей.

13. Инженер-железнодорожник и писатель Н.Г. Гарин-Михайловский.

14. Формирование концепции железнодорожного транспорта. Ее цели и задачи, принципы, методы, итоги их реализации (1917-1941 гг.).

!5. Социокультурные аспекты советской концепции железнодорожного транспорта: цели и задачи, основные направления, реализация (1945-начало 1990-х гг.).

16. Концепция реформирования современного железнодорожного транспорта России. Социокультурные составляющие концепции.


3.6. Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по специальности

07. 00. 10 – «История науки и техники»

  1. Роль И. И. Ползунова в изобретении универсального парового двигателя.

  2. Д. Стефенсон – основатель мирового локомотивостроения и железнодорожного дела.

  3. Механики Черепановы и их роль в создании первого российского паровоза.

  4. Сооружение Транссибирской магистрали и ее роль в социально-экономическом и

культурном развитии страны.

  1. Становление и развитие социокультурной сферы отечественного железнодорожного транспорта.

  2. Формирование и развитие корпоративной культуры российских железнодорожников.

7. Становление и развитие системы высшего железнодорожного образования в России.

8. Вклад ученых и специалистов железнодорожного транспорта в Победу в Великой

Отечественной войне.

9. Состояние и перспективы железнодорожного дела в современной России. Пути реформирования железнодорожного транспорта страны.

10. Железнодорожный транспорт как социокультурный фактор развития общества.


4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН


4.1. Основная литература


№ п/п

Наименование,

кол-во экземпляров

в библиотеке

Автор(ы)

Место издания, издательство, год

Использу-ется при изучении разделов

Семестр

1.


2.


3.


4.


5.



История железнодорожного транспорта России: учебное пособие. 100 экз.


История железнодорожного транспорта России: учебное пособие. 396 экз.


Методические указания по изучению курса «История железнодорожного транспорта России». 124 экз.


Вопросы истории и философии науки и техники: учебное пособие. 73 экз.


История и философия техники: учебное пособие для ас-пирантов. 3 экз.

Под ред. А.В. Гай-дамакина, В.А. Четвергова .


Под ред. А.В. Гай-дамакина, И.И. Галиева, В.А. Четвергова.


Гайдамакин А.В., Исачкин С.П.


Мартишина Н.И., Исачкин С.П., Хлебникова О.В.


Черняк В.З.



М., ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на жел.-дор. транспор-те», 2011.


Омск:ОмГУПС, 2002.


Омск: ОмГУПС, 2006


Омск: ОмГУПС, 2007


М.: Кнорус, 2008.



1-14


1-14


2-14


1


1


1

2


2


2


2


2


2





4.2. Дополнительная литература



1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


13.


14.


15.


16.



История железнодорожного транспорта России. Т.1. 5 экз


История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т.2. 11 экз.


История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т.3. 1 экз.


Мельников Павел Петрович (1804-1880). 2 экз.


Война и железнодорожный транспорт СССР. 6 экз.


Люди дела. Вклад железнодорожников в социально-экономическое развитие России. 50 экз.


Реформирование железнодорожного транспорта: политика кадрового обеспечения.

31 экз.


История организации и управления железнодорожным транспортом России. Факты, события, люди. 12 экз.


Корпоративность и корпоративная культура в современных условиях реформирования в контексте стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г. Монография. 2 экз.


Транссибирская магистраль. Ее прошлое и настоящее. Исторический очерк. 3 экз.


Формирование геостратегий России. Транспортная состав-ляющая. 1 экз.


Очерки истории железных дорог. Кн. первая. Изд.2-е. 2 экз.


Железнодорожный транспорт России в эпоху войн и революций (1914-1922 гг.) : Монография. 2 экз.


Экономика и культура в России.

50 экз.

Под ред. Е.Я. Крачковского и М.М. Уздина


Под ред. В.Е. Павлова и М.М. Уздина


Под ред. В.Д. Кузьмича и Б.А. Левина


Выров И.Г.


Куманев Г.А.


Под ред. В.В. Фортунатова


Под ред. Н.М. Бурносова


Под ред. А.А. Тимошина


Кулинич Е.Н., Росляков А.Е., Ветров С.А.


Залужная Д.В.


Якунин В.И.


Крейнис З.Л.


Сенин А.С.


Шпалтаков В.П., Тропникова В.А.

СПб: АООТ «Иван Федоров», 1994.


СПб: АООТ «Иван Федоров», 1997.


М.: МИИТ, 2004.


Железнодорожный транспорт, 2001, №7


М., Наука, 1988.


М.: УМЦ ЖДТ, 2007.


М., УМК МПС России, 2004.


М., ГОУ «Учебно-методич. центр по образованию на жел.-дор.трансп.», 2010.


Омск: Омский гос. ун-т путей сообще-ния, 2009.


М.: «Мысль», 1980.


М.: «Мысль», 2005.


М., ГОУ «Учебно-методич. центр по образов. на жел.-дор.трансп.», 2009.


М.: УМЦ ЖДТ, 2009.


Омск: ОмГУПС, 2007.

1,3-9


10-12


13,14


4


12


8


14


3,8,10,14


14


5,10


14


1,2


10


1-4,7,9-11,13-14

2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2


2



4.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


http://sbiblio.com – Электронная библиотека Русского гуманитарного интернет – университета, в фондах имеется обширная подборка литературы по истории техники и по истории железнодорожного транспорта.

http://www.allrailways.ru/index.html - «История железных дорог» - на сайте можно найти обширную информацию по истории Железных дорог России и СНГ.

http://rrh.agava.ru/index.htm - «История создания железных дорог России» - интернет-портал на котором собран обширный материал по истории российских железных дорог.

http://wap.fictionbook.ru/ - электронная библиотека, в фонде имеется литература по истории техники и истории железнодорожного транспорта.

http://militera.lib.ru/ - электронная библиотека «Военная литература», в фондах имеется литература о работе железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны.

http://www.gumer.info – электронная библиотека «Гумер», в фондах имеется обширная подборка литературы по истории техники.

http://www.transsib.ru/ - «Транссибирская магистраль» - веб-энциклопедия. На Сайте содержится подробная библиография Транссиба, подборка репрезентативных, верифицируемых материалов самого различного направления (статьи, фотографии, исторические карты и т.д.).

http://www.parovoz.com – российский железнодорожный портал «Паровоз ИС», на портале размещены данные по истории отечественного железнодорожного транспорта. Имеется «генеалогическое дерево» российских железных дорог.


5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5.1. Требования к аудиториям для проведения занятий.

Аудитория должна быть оснащена достаточным количеством посадочных мест для аспирантов, столами, стульями, классной доской, персональным компьютером, мультимедийным оборудованием. Таким требованиям соответствует аудитория кафедры № 301- 4.

5.2 Требования к программному обеспечению, используемому при изучении учебной дисциплины.

Для изучения дисциплины используется лицензионное программное обеспечение: Microsoft Office Excel, Microsoft Office Visio, Windows media и др


Автор рабочей программы:

Профессор кафедры «История, философия

и культурология» д. и. н., профессор А.В. Гайдамакин

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники» iconРабочая программа учебной дисциплины историография и источниковедение истории науки (название дисциплины) Специальность научных работников: 07. 00. 10 «История науки и техники»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники» iconПрограмма определяет содержание и структуру учебной дисциплины «История отечественного государства и права»
История отечественного государства и права: Рабочая программа учебной дисциплины. Иваново, 2009
Рабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники» iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки (История науки)»
ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Исторические...
Рабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники» iconРабочая программа учебной дисциплины электрооборудование для электроснабжения промышленных предприятий, транспорта (название дисциплины) Специальность научных работников: 05. 09. 03 «Электротехнические комплексы и системы»

Рабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники» iconПрограмма учебной дисциплины «история техники»
Цель и задачи дисциплины: Целью изучения дисциплины «История и современное состояние техники» является формирование у студента представления...
Рабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники» iconРабочая программа учебной дисциплины логика и методология науки (название дисциплины) Специальность научных работников (отрасль науки): 05. 00. 00 «Технические науки»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: история техники, история науки, история технических наук. Программа разработана...
Рабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники» iconРабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,...
Рабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники» iconРабочая программа учебной дисциплины история отечественного государства и права специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Гос впо по специальности 030501. 65 «Юриспруденция», утвержденный Министерством образования РФ 27 марта 2000 г
Рабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: история техники, история науки, история технических наук
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница