Урок-путешествие Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ хi вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма»




Скачать 113.11 Kb.
НазваниеУрок-путешествие Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ хi вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма»
Дата20.03.2013
Размер113.11 Kb.
ТипУрок
Тема: Искусство Киевской Руси (IX – XII вв.)

Цель: показать, что в начале XII века культура Киевской Руси достигла высшего расцвета.

Задачи: познакомить учащихся с культурными достижениями Киевской Руси, особенностями развития архитектуры, фресковой и мозаичной живописи, показать преемственность древнерусского искусства;

воспитать уважение к памятникам культуры, понимание красоты, патриотизм;

развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки;

развивать умения логически мыслить, готовить сообщение, отбирать материал, выполнять тестовые задания.

Тип урока: урок-путешествие

Оборудование:

карта «Киевская Русь в IХ – ХI вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма», «Кириллица»; памятники древнерусского зодчества – Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Успенский собор во Владимире, и др.; костюм Киевской Руси; изборник «Повести временных лет»; схема устройства кровли; оружие; карточки-задания; творческие работы учащихся.

Основные понятия и термины:

былины, культура, фольклор, вотчина, миниатюра, береста, летопись, древнерусская литература, житие, деревянное зодчество, крестово-купольное строение, мозаика, патриотизм, икона, фреска, летопись.

Важнейшие даты:

1037 – Софийский Киевский собор, 1052 – Софийский новгородский собор, XII в. – Успенский собор во Владимире; 1185 – время написания «Слова о полку Игореве»; конец XII в. – «Моление Даниила Заточника».

Выдающиеся личности:

Нестор-летописец, Илларион, Даниил Заточник, Кирилл Туровский, Владимир Мономах.


Ход урока:

“О, светло-светлая и украсно-украшена земля русская!

И многими красотами удивлена еси

Всего еси исполнена земля Русская!”


I Слово учителя.

- Вам предстоит ответить на самый важный вопрос: в чем проявилась самобытность искусства Киевской Руси в конце урока. Итогом работы будет ваше творчество: надо будет проявить себя в каком-либо виде искусства. Может вам приглянется работа зодчих. Может, вы попробуете окунуться в мир музыки, а, может, проявите себя в роли мозаичника. Весь сподручный материал на ваших столах: бисер, крупа разного рода, бумага, клей, камешки, пластилин. Но для начала представим ход урока, план наших действий.

- По ходу урока составить словарь сегодняшнего урока (дать им определения и записать в тетрадь): фреска, икона, апсида, закомара, пилястра, барабан, крестово-купольный храм, зернь, скань, перегородчатая эмаль, многоглавие, ярусность. Предстоит работа с историческими источниками,

II Лекция учителя.

- Письменность у славян зародилась до принятия христианства (рассмотреть иллюстрацию «Русская азбука на бересте, найденная в Новгороде»). В 1951 году в Новгороде были найдены первые берестяные грамоты, которые явились ценным свидетельством далёкой эпохи. Буквы на бересте выдавливали заострённым инструментом (из кости, металла или дерева, его называли «писало» и хранили в кожаных чехлах). Буквы немного напоминали клинопись.

Славянскую азбуку создали Кирилл (Константин) и Мефодий уроженцы г. Солуни (Солоники) в Македонии. Они создали «Кириллицу» с чёткой и ясной графикой букв, положив в основу греческое унциальное письмо и дополнив её знаками, обозначавшими специфические звуки славянского языка (шипящие, свистящие и ийотированные). Они расставили буквы в определённой последовательности, придав им цифровое значение. Кирилл с помощью изобретённой им азбуки сделал первый перевод Библии на славянский язык.

Кирилл и Мефодий не случайно давали названия буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. Древнерусский книжник не считал букву просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание. Для древнерусского человека весь мир и даже само небо над головой были книгой, развёрнутым свитком, который не каждому дано прочесть.

Само начертание букв таило в себе чертёж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников – солнца и сердца. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.

В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, и из них приготовлялась краска, не смываемая и не тускнеющая до сих пор. Но как бы ни были дороги материалы, из которых творились буквицы, ещё дороже для нас само их начертание, говорящее о безграничной талантливости русского человека, о силе его воображения, а так же о том, как наш далёкий предок представлял себе мир, и каким старался воплотить е го в своём творчестве.

Первые русские школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Число школ возросло при Ярославе Мудром. С XI века в богатых семьях стали учить не только мальчиков грамоте, но и девочек. Дочь Ярослава Мудрого Анна стала одной из первых грамотных женщин на Руси.


III Литература.

Первыми русскими произведениями были летописи и жития. Одним из первых центров летописания был Киево-Печёрский монастырь. Начальная русская летопись, созданная в XI-XII вв., в период расцвета Киевской Руси, была первым опытом официальных исторических трудов. Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором в 1113 году. В летописях содержится история происхождения Руси. Учитель зачитывает начальные строки летописи и отдельные её фрагменты.

Задание учащимся: «Кто герой летописи? Что, прежде всего, узнаём мы о из летописи о князьях?»

Житие - литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых. Одно из первых житий посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.

Не менее известен был литератор Древней Руси – Илларион, первый киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова – «Слово о Законе и Благодати». Всё произведение проникнуто идеей величия Руси и её особой роли в христианстве.

IV Работа групп с историческими источниками.

I группа - Берестяная грамота.

Вопрос: Что вы можете сказать об отношениях между людьми и источнике, из которого вы почерпнули знания?

"А въ сю неделю цьтъ до мьнъ зъла имеши, оже еси къ мъне нь приходилъ. А язъ тя есм(ь и)мела, акы брать собе. Ци оуже ти есмь задела сълюци, а тобе, веде, яко есть не годьнъ. Аже бы ти годьнъ, то из оцью бы ся вытьрьго притьель..."

Перевод: "Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относилась, как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под (людских) глаз и пришел..."

Что вы можете рассказать об отношениях между людьми и об источнике, из которого вы почерпнули эти знания?

II группа - Статья 41 "Русской правды". На городском рынке.

Вопрос: что о жизни древнерусского города можно рассказать, побывав на городском рынке?

Аже за кобылу (60) кун, а за вол гривна, а за корову 40 кун, а за третьяку 30 кун за лоньщину полгривны, за теля 5 кун, а за свинью 5 кун, а за порося ногата, за воцю 5 кун, за боран ногата, а за жеребець, аже не все дано на нь, гривна кун, за жеребя 6 ногат; а за коровие молоко 6 ногатъ, то ти уроци смердом, оже платять князю продажю.

Примечания:

Третьяк - двухгодовалое животное; лоньщина - годовалое животное; теля - теленок, уроци (уроки) - возмещение убытка (в отличие от продажи в пользу князя).

Перевод: За украденную кобылу платить 60 кун, за вола - гривну, за корову - 40 кун, за третьяка - 30 кун, за лоньщину - полгривны, за теленка - 5 кун, за свинью - 5 кун, за поросенка - 5 кун, за овцу - 5 кун, за барана - ногату, за необъезженного жеребца - гривну денег, за жеребенка - 6 ногат, а за коровье молоко - 6 ногат; таковы уроки смердам, которые платят князю продажу.

Что о жизни древнерусского города можно рассказать, побывав на городском рынке (исходя из статьи "Русской правды")?

III группа - Фрагменты из летописи о княжеских церковных владениях.

Вопрос: что вы можете сказать о значении каменного церковного строительства на Руси?

Выбранные группой ученики после обсуждения в группе выступают перед классом, отвечая на вопрос к тексту документа.

Фрагменты из летописи о княжеских и церковных владениях, разорении половцами принадлежащих им городов и сел

987 г. Князь Владимир, крестив Русь, "повелел строить церкви и ставить по местам, где стояли кумиры, и поставил церковь св. Василья на холме, где стоял кумир Перуна и прочих (языческих богов)... и начал ставить по градам (другие) церкви и попов, и людей на крещенье приводить по всем городам и селам..."

996 г. После освящения церкви св.Богородицы в Киеве князь Владимир так сказал: "даю церкви сей от имения моего и от городов моих десятую часть (доходов), и, написав (в грамоте) клятву (об этом), положил ее в церкви со словами: если кто это (повеление) нарушит, да будет проклят..."

1037 г. "Заложил (князь) Ярослав (в Киеве) город великий с Золотыми воротами и церковь митрополичью св.Софии, а после того церковь на Золотых воротах св.Богородицы Благовещенья, затем монастыри св.Георгия и св.Ирины, и при них начала вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы (монахи) начали умножаться, и монастыри стали строиться... и другие церкви он ставил по градам (другим) местам, поставляя в них попов и давая им от имения своего доходы".

1086 г. Князь Ярополк "десятину давал св.Богородице от всего своего имения повсегодно..."

1089 г. "В этом году освящена была церковь св.Михаила (Переяславского) Ефремом митрополитом... и (он) устроил ее великими постройками, украсил ее всякою красотою, церковными сосудами. Этот Ефрем воздвиг (в Переяславле (много) других) зданий, окончив церковь св.Михаила, заложил (еще) церковь св.Андрея около церкви от ворот, и строенье банное (каменное), чего не было прежде на Руси, и город заложил каменный".

1096 г. Митрополит Ефрем дал Суздальскому монастырю церковь св.Дмитрия и с селами. 1096 г. Князь Мстислав после похода распустил (свою) дружину по селам.

V Слово учителя о влиянии Византии и западных стран на культуру Руси.

Важной чертой развития культуры является преемственность. Русь многое унаследовала от Византии. Нам не помешает вспомнить понятия, связанные с культурными достижениями этой великой страны прежде, чем отправляться в путь. Я называю определение, а вам необходимо назвать исторический термин, который к нему относится.

– Прямоугольное в плане здание, лежащее в основе строений Греции, Рима, Византии (базилика).

– Круглый опорный столб (колонна).

– Полукруглый выступ стены, место расположения алтаря (апсида).

– Тип здания, которое в плане имело крест и завершалось куполом (крестово-купольное).

– Основание купола (барабан).

– Главный храм Константинополя (св. Софии).

– В дословном переводе с греческого языка означает “изображение” (икона).

– Картина, выложенная из кусочков цветного стекла – смальты (мозаика).

– Живопись красками по сырой штукатурке (фреска).

– Вид ИЗО, искусство строить и украшать здания (архитектура).

Вы хорошо подготовились к путешествию! И так, ребята, наше путешествие начинается.

- Сегодня мы перенесемся в Древний Киев – мать городов русских. А помогут нам познакомиться с этим городом византийские купцы и жители Киева.

Зодчество. Храмовая живопись.

Учитель коротко рассказывает об архитектуре Древней Руси.

Представление о деревянном зодчестве Древней Руси даётся по иллюстрациям в учебнике: крестьянские избы, княжеский дворец; схема устройства кровли таблица.

Характерные черты русского деревянного зодчества:

- многоярусность строений; - наличие разнообразных пристроек; - увенчание построек теремами и башенками; - художественная резьба по дереву.

Каменное зодчество. Согласно летописи, уже в 945 году в Киеве существовал каменный княжеский терем. Самой ранней постройкой Киева была церковь Богородица или Десятинная она была построена в 989-996 гг. византийскими мастерами, разрушена в 1240 году во время осады Киева монголо-татарами.

Софийский собор в Киеве заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киевской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии (венчание князя на престол). В соборе была создана библиотека. Софийский престол служил местом захоронения царей и митрополитов.

Софийский собор в Киеве – шедевр древнерусской архитектуры. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительства. Зодчие были людьми одухотворёнными, понимали и ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой.

Собор – могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием. Первые русские храмы построены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями.

Рассказ о Софийском соборе в Новгороде учитель строит на иллюстрациях Проспекта Софийский собор в Новгороде. Сост. Никитина Ю.И.

Софийский собор в Новгороде возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконным проёмов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений.

Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры – скупость украшений, строгость и величественность форм.

Просмотр учебного фильма «Архитектура Киевской Руси» (15 минут).

Храмовая живопись. По иллюстрациям из книги Льва Любимова «Искусство Древней Руси» М. Просвещение. 1996. на примере убранства собора Святой Софии в Киеве рассказ о мозаике, фреске, смальте.

Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяли его огромное внутреннее пространство. Под самым главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии.

Стены храма украшали сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелёными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось 130 оттенков. В главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседержателя, в простенках - изображения святых, в центральной аспиде – Богоматерь с простёртыми к небу руками – «Оранта».

Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проёмы окон на них. Все изображения искрились, переливались, разными цветами.

Храм украшали ещё и фресками. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур.

Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. По фрескам можно предположить, что киевские князья на досуге наслаждались музыкой, увлекались играми, охотой.

С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный коврово-орнаментальный пол из треугольных, квадратных, прямоугольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли особые углы наклона смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех своим великолепием.

В православном храме всегда можно было увидеть иконы. Иконы появляются во времена раннего христианства. Евангелист Лука, художник по профессии, написал несколько образов Божьей Матери.

Иконопись – это искусство изображения святых по строго определённым канонам.

Первые иконы пришли на Русь из Византии.

Вывод: храм в Древней Руси был центром нескольких видов искусства. Иконопись, фреска, мозаика и богослужение, церковное пение составляли в нём единство и гармонию. Находящиеся в храме чувствовали особую близость к Богу – в этом проявлялась сила древнерусского искусства.

В мастерской ремесленника-ювелира, ведь у нас ценятся эти изделия. Вот мастер изготавливает колты – височные украшения в технике зернь: на поверхность изделия припаивается множество золотых шариков-зернышек, каждое из которых в пять-шесть раз меньше булавочной головки.

А это скань – украшения из напаянных на предмет тоненьких золотых или серебряных крученых проволочек, которые образуют красивые узоры. Изделия, выполненные в этой технике, пользуются большим спросом, подобного нет нигде!

А здесь мастера работают в иной технике. Называется она перегородчатая эмаль. На поверхность металла напаиваются замкнутые узоры из золотых или серебряных проволочек, между ними наливают цветную эмаль – стекловидную массу особого цвета. Перегородки для рисунка делаются из тончайших пластинок золота 0,5–2 мм высоты. Для каждой цветной точки (например, для зрачка глаза) приходится делать отдельную золотую ячейку (это очень тонкая работа, посмотри, одно лицо в поперечнике всего 3 мм). После окончания работ по золоту мастер в каждую ячейку насыпает эмалевый порошок разных цветов, и все изделие ставит на жаровню. Эмаль плавится и прочно соединяется с золотом. А еще можно чернить украшения. Черненое золото очень красиво.

VI «Четвертый лишний»

Алтарь, паперть, клирос, закомары.

Книжная миниатюра, мозаика, фреска, икона.

Неф, барабан, купол, апсида.

Софийский собор в Киеве, Дмитриевский собор во Владимире, Софийский собор в Новгороде, Десятинная церковь в Киеве.

. Подведение итогов урока.

Вывод: Таким образом, древнерусская культура – великое творение своего времени. Она оригинальна, неповторима, как и та эпоха, которая её породила. При этом Русь творчески перерабатывала культурные достижения Византии и других соседних государств, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Для закрепления материала учащимся предлагается начать выполнение творческих работ: практическая часть. Вам необходимо выбрать заинтересовавший вас вид искусства и выполнить работу в понравившейся технике. Это может быть имитация женских украшений, мозаика на выбранную тему или макет православного храма.

По окончании урока свои работы вы разместите на экспресс выставке “И многими красотами исполнена земля русская”. Также вы можете сочинить синквейн на тему нашего урока.

Похожие:

Урок-путешествие Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ хi вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма» icon1. Введение. Образование и развитие Древнерусского раннефеодального государства (Киевская Русь) (VI- нач. XII вв.)
Тема Введение. Образование и развитие Древнерусского раннефеодального государства (Киевская Русь) (VI- нач. XII вв.)
Урок-путешествие Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ хi вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма» icon1. возникновение древнерусского государства
Тема возникновение древнерусского государства (VI – начало IX вв.). Киевская русь в IX – начале XII вв
Урок-путешествие Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ хi вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма» iconИстория отечественного государства и права
Образование единого древнерусского государства Киевская Русь как раннефеодальная монархия
Урок-путешествие Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ хi вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма» iconУрок по Кубановедению на тему: «Животный мир Краснодарского края и его охрана»
Оборудование: карта Краснодарского края, гербарий, иллюстрации лиманов, плавней, демонстрационные картинки деревьев, кассета с записью...
Урок-путешествие Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ хi вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма» icon-
«Откуда есть пошла русская земля», «Киевская Русь», «Нашествие»,Древняя Русь 14 в.»Dvd,2005 г
Урок-путешествие Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ хi вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма» iconУрок-путешествие с компьютерной поддержкой и практич раб. №1 Карта полушарий, атласы, глобус. Ж. «Вокруг света»

Урок-путешествие Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ хi вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма» iconСанкт-Петербург пантеон античных богов и героев
Оборудование: иллюстрации, презентации, печатный текст, карты (Большая для демонстрации материала учителя, карта для учащихся)
Урок-путешествие Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ хi вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история»
Охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:...
Урок-путешествие Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ хi вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма» iconПрограмма курса для студентов Москва 2007 Введение
Он охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:...
Урок-путешествие Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ хi вв.; иллюстрации «Буквицы древнерусского письма» iconУрок литературного краеведения в 8 классе
Оборудование урока: детские портретные рисунки семьи М. Ю. Лермонтова, книжная выставка, иллюстрации экспозиций музея «Тарханы»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница