2004 Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу»




Скачать 342.4 Kb.
Название2004 Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу»
страница1/3
Дата19.03.2013
Размер342.4 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Министерство образования Российской Федерации


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Российской Федерации


_____________________ Ю.В. Шленов

«____» ______________ 2004г.


Регистрационный номер ГТ ППК _____


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ


к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу»


Вводятся с момента утверждения


Москва

2004


1. Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу».


1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу» реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения указанной дополнительной квалификации (далее – Государственные требования).

1.2. Дополнительная квалификация «Менеджер по маркетингу» присуждается лицам, имеющим высшее профессиональное образование преимущественно технического и экономического профиля, при условии успешного освоения дополнительной профессиональной образовательной программы для получения указанной дополнительной квалификации, включая прохождение итоговой государственной аттестации.

1.3. Нормативная трудоемкость дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации составляет – 1420 часов.

1.4. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы является:

• организация и непосредственное участие в проведении комплексных исследований национальных и международных товарных рынков с целью получения информации для принятия управленческих решений;

• изучение конъюнктуры рынка;

• проведение ранжирования рынков и выбор наиболее перспективных целевых рынков;

• проведение сегментации рынков и выбор целевых сегментов;

• изучение потребителя и способов воздействия на него;

• выявление требований потребителей к качественным характеристикам товаров и услуг, формирование потребительского спроса и прогнозирование объемов продаж;

• изучение внутренней среды предприятия, оценка его интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, определение слабых и сильных сторон, конкурентоспособности предприятия;

• разработка программ по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендаций по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами;

• анализ конкурентной среды с учетом изменений налоговой, ценовой и таможенной политики государства, объема оборота, прибыли от продаж, конкурентоспособности, скорости реализации, факторов, влияющих на сбыт;

• подготовка предложений по формированию товарного ассортимента;

• поиск и разработка идей по созданию нового товара;

• разработка стратегий сбыта;

• определение ценовой политики;

• выбор каналов распределения, организация системы товародвижения и продаж;

• проведение целенаправленной товарной политики;

• создание системы маркетинговых коммуникаций по формированию спроса и стимулированию сбыта (продаж);

• участие в разработке и экономическом обосновании оперативных и стратегических планов деятельности предприятия на национальном и международном рынках;

• организация службы маркетинга на предприятии как подразделения, обеспечивающего координацию и оптимизацию деятельности всех структур предприятия

  • управление и контроль маркетинговой деятельностью предприятия (организации).

1.5. Сферами профессиональной деятельности менеджера по маркетингу являются отделы маркетинга, отделы сбыта, другие подразделения министерств и ведомств, банки, финансово-промышленные группы, инновационные фонды, внешнеэкономические государственные организации и коммерческие фирмы, научно-исследовательские, конструкторские, производственные организации, фирмы наукоемких технологий, предприятия малого и среднего инновационного бизнеса, технопарки, технополисы, инкубаторы технологий, консалтинговые фирмы, фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, аудиторские фирмы, вузы, система переподготовки и повышения квалификации кадров госслужащих и других категорий работников, колледжи, лицеи, союзы изобретателей и рационализаторов и т.п.

2. Требования к уровню подготовки лиц, необходимому для освоения дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу».

2.1. К освоению программы допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование по профилю указанному в п.1.2, подтвержденное документом государственного образца, и опыт работы не менее одного года.

2.2. В случаях, когда количество лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, превышает количество мест, обеспечиваемых образовательным учреждением и необходимыми условиями для реализации программы, возможно объявление конкурсного набора. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета.


3. Требования к дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации

«Менеджер по маркетингу»


3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации включает Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам и практике.

3.2. В дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации предусматриваются следующие компоненты:

цикл ОПД -общепрофессиональные дисциплины

цикл СД -специальные дисциплины

цикл ПП -производственная практика

цикл ИА -итоговая аттестация


Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации

«Менеджер по маркетингу»

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов на освоение учебного материала

ОПД.Ф.00

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

367

ОПД.Ф.01

Экономическая теория

Предмет экономической науки, экономическое развитие: законы и закономерности, ключевые уровни экономики; система экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления продуктов труда; субъекты экономических отношений, их интересы и противоречия. Собственность, ее формы. Экономические и правовые аспекты собственности. Деньги.

Денежное обращение. Роль финансовой, кредитной и фискальной систем в общественном производстве. Государственное регулирование рынка; рынки факторов производства. Национальная экономика, совокупный спрос и совокупное предложение, рыночное равновесие, конкуренция, поведение производителей и потребителей на рынке.

Система национальных счетов. Макроэкономическое равновесие и проблемы его поддержания. Макроэкономическая нестабильность и ее основные формы. Экономические циклы. Безработица и инфляция. Потребление, сбережение, инвестиции. Рынок инвестиций. Эффективность инвестиций. Мировая экономика и экономический рост. Глобализация экономических процессов. Сравнительные экономические системы.

Основы функционирования рыночного механизма. Виды рынков. Модель спроса и предложения. Функции спроса, дохода и эластичность. Модели совершенной, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии. Определение условий эффективного производства. Анализ издержек. Мотив прибыли и другие цели предприятия.


30

ОПД.Ф.02

Экономика предприятия

Предприятие в конкурентной среде. Потенциал предприятии. Затраты и себестоимость продукции и услуг. Структура затрат и их оптимизация. Налогообложение предприятия. Результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: показатели, их анализ и планирование. Структура планов на предприятии, методы их обоснования и взаимосвязи. Управленческий учет. Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии. Учет маркетинговой стратегии в планах развития предприятия.

36

ОПД.Ф.03

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Место в управлении предприятием и повышении его эффективности. Предмет и объекты анализа. Этапы, приемы и способы анализа. Способы обработки информации. Способы приведения показателей в сопоставимый вид. Факторный анализ: определение, типы. Понятие фактора и резерва. Основные задачи факторного анализа. Методы факторного анализа: метод цепных подстановок, способ абсолютных разниц, способ относительных разниц, интегральный и индексный методы. Анализ прибыли от реализации основной продукции, анализ рентабельности, анализ использования основного капитала, анализ использования оборотного капитала, анализ общей себестоимости.



36

ОПД.Ф.04

Правовые основы предпринимательства

Государства и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон государс­тва. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридичес­кие лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответс­твенность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответс­твенность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за соверше­ние преступлений. Субъекты маркетинговой деятельности. Ответственность субъектов за соблюдение норм добросовестной коммерческой практики. Правовые отношения субъектов с органами государственной власти и управления. Договора, внедоговорные обязательства. Расчетные и кредитные правоотношения. Правовая охрана собственности.

Федеральные законы РФ, регулирующие рыночные отношения в области конкуренции, добросовестной деловой практики, товарных знаков, защиты прав потребителей, антимонопольной деятельности, рекламы и др. Кодексы Международной Торговой палаты, регулирующие маркетинговую деятельность.


48

ОПД.Ф.05

Бухучет и налогообложение

Сущность бухгалтерского учета; баланс предприятия; учет денежных средств и расчетов, производственных запасов, основных средств и нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений, готовой продукции и ее реализации, фондов, резервов и займов. Анализ финансовых результатов и использования прибыли; финансовая отчетность; принципы производственного учета. Бухгалтерский учет на персональном компьютере. Международный бухгалтерский учет. Аудиторская деятельность. Аудиторские фирмы. Правовые основы аудита.


48

ОПД.Ф.06

Финансы и кредит

Сущность и функции денег, виды денег, основные этапы эволюции денег, формы эмиссии денег, влияние денежной эмиссии на инфляцию цены. Финансовая система, ее функции и звенья; государственные финансы, государственный бюджет и налоги, внебюджетные фонды, территориальные финансы, государственный кредит; финансы предприятий и организаций, финансы населения; финансовые потоки на макроуровне, финансовый менеджмент, финансовые риски и контроль. Финансовый рынок, сущность и функции; кредитный рынок, страховой рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок. Международная финансовая система.

37

ОПД.Р.01

Основы менеджмента

Понятие, сущность, закономерности, принципы и основные категории менеджмента. Эволюция концепций менеджмента. Особенности российского менеджмента. Организация как система управления; жизненный цикл и типы организации; стратегическое управление организацией. Формальные и неформальные группы в организации. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), их взаимосвязь и динамизм. Виды организационных структур управления, принципы проектирования структуры управления организацией. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Решения в менеджменте: требования к решениям, этапы принятия, оценка эффективности. Принципы управления персоналом, особенности подбора и оценки профпригодности специалистов-маркетологов. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. Формы власти и влияния, основные теории лидерства, органические функции руководителя. Самоменеджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. Оценка эффективности управления.


48

ОПД.Р.02.

Основы маркетинга

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга. Эволюция развития маркетинга. Концепции маркетинга. Маркетинговая среда и ее структура. Приоритет потребителя.

Маркетинговые исследования. Сегментация. Выбор целевого рынка. Стратегии маркетинга. Комплекс маркетинга: товар, цена, распределение, продвижение. Управление маркетингом. Организация маркетинга. Система маркетинговых планов. Финансы и контроль маркетинга. Сферы применения маркетинга. Маркетинг и общество.


54

ОПД.Р.03.

Основы рекламной деятельности

Понятие рекламы и промоушна. Планирование рекламной кампании. Каналы продвижения. Медиапланирование. Стратегия рекламной кампании. Логотип, образ, слоган, текст, брэнд. Цели рекламной кампании. Рекламодатель. Виды рекламоносителей. Критерии отбора рекламоносителей. Бюджет рекламной кампании. Юридический аспект рекламной деятельности. Структура и функции рекламного агентства. Социальная и коммерческая реклама. Политическая реклама. Реклама и общество.

30

СД.00

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

778

СД.01

Поведение потребителей

Факторы внешнего влияния на поведение потребителей: демографические, экономические, природные, научно-технические, политические, культурные и др. Социальная стратификация. Группы и групповые коммуникации. Семья и домохозяйство. Внутренние факторы поведения потребителей. Восприятие, обучение, память. Мотивация. Психографика. Персональные ценности. Жизненный стиль и ресурсы потребителей. Знание и отношение. Ситуационные факторы. Модели поведения потребителей. Процесс принятия решения о покупке. Осознание необходимости покупки. Информационный поиск. Оценка и выбор альтернатив. Покупка. Реакция на покупку. Организационное покупательское поведение. Консъюмеризм.

Техника прямой продажи. Приемы влияния на покупательское поведение.


60

СД.02

Методы маркетинговых исследований

Цели, задачи и направления маркетинговых исследований. Современные информационные технологии и маркетинговые исследования. Процесс маркетинговых исследований. Виды, источники и методы сбора маркетинговой информации. Разработка плана исследования. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных. Методы анализа. Анализ статистических данных. Факторный, кластерный анализ. Метод регрессии. Конъюнктурный анализ рынка. Прогнозирование. Содержание отчета о проведении исследования. Взаимодействие со специализированными организациями в области маркетинговых исследований.


84

СД.03

Маркетинговые коммуникации: системы и методы поиска маркетинговой информации

Структура и состав информационной системы маркетинга. Тенденции развития информационных систем и мультимедийных технологий. Виды информационных систем, их создание и оптимизация. Характеристика и назначение технических средств информационных систем маркетинга. Компьютерные сети. Сетевая навигация. Функциональное назначение и ресурсы Интернет. Технология Интернет в маркетинге. Электронная коммерция. Виртуальное маркетинговое пространство. Программные продукты в маркетинге. Эффективность информационной системы маркетинга.


67

СД.04

Ценообразование

Роль цены в условиях рынка. Цена и стоимость, их сущность и взаимосвязь. Функции цен. Ценообразующие факторы. Методология ценообразования. Структура цены. Виды цен и их классификация. Методы расчета цен. Надбавки и скидки. Регулирование цен. Особенности ценообразования в отдельных отраслях народного хозяйства.


69

СД.05

Коммерческая логистика

Логистика. Понятие, цели и задачи. Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практике предприятия. Логистические информационные системы. Стратегия и планирование в логистике. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации. Организация управления службами в логистике. Закупочная, производственная, распределительная виды логистики. Разработка систем складирования. Управление запасами. Транспортная логистика. Особенности логистики в отраслевых сферах.


72

СД.06

Коммуникация в маркетинге

Комплекс маркетинговых коммуникаций. Реклама. Основные направления рекламной деятельности предприятия. Функции, задачи, требования к рекламе. Организация и управление рекламной деятельностью. Прямой маркетинг. Личные продажи. Ведение деловых переговоров и работа торгового агента. Стимулирование сбыта и продаж. Приемы содействия продажам. Директ-маркетинг. Директ-майл. Теория и практика торговой марки. Брендинг. Выставочное дело и витринный дизайн. Имидж и фирменный стиль. Формирование имиджа предприятия. Связи с общественностью (ПР). Оценка эффективности коммуникационных стратегий предприятия.

246

СД.07

Стратегическое планирование маркетинга

Маркетинг как интегрирующая функция в принятии управленческих решений. Управление маркетингом на корпоративном уровне: портфельные стратегии, стратегии роста, конкурентные стратегии. Конкурентные преимущества предприятия. Управление маркетингом на функциональном уровне: сегментация рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование и репозиционирование, разработка комплекса маркетинга. Управление маркетингом на инструментальном уровне: управление товаром, ценой, каналами распределения и коммуникационными маркетинговыми средствами. Долгосрочное планирование и моделирование бизнес -ситуаций. Программные пакеты бизнес-планирования. Функциональные связи маркетинга на предприятии. Типовое положение и организационные структуры службы маркетинга. Стратегическое и оперативное планирование маркетинга на предприятии. Последовательность разработки планов. Бюджет маркетинга. Особенности выбора стратегии развития малых, средних и крупных фирм. Контроль, оценка и аудит маркетинга.



66

СД.08

Маркетинг в промышленности

Особенности маркетинга в промышленности. Характеристика рынков. Внешняя и внутренняя среда. Потребители. Конкуренты. Особенности сегментации. Особенности комплекса маркетинга. Специфика маркетинговых исследований. Маркетинговые стратегии и управление маркетингом в промышленности

57

СД.09

Маркетинг в торговле

Особенности маркетинга в торговле. Виды торговой деятельности: опт, розница. Внешняя и внутренняя среда. Потребители. Конкуренты. Особенности сегментации. Особенности комплекса маркетинга. Специфика маркетинговых исследований. Маркетинговые стратегии и управление маркетингом в торговле.

57

СД.10

Дисциплины по выбору (примерный перечень):

  1. Информационные технологии.

  2. Программные продукты в маркетинге.

152

ПП.00


Практикумы и тренинги


87

И.00.

Итоговая государственная аттестация







Оформление и защита квалификационной работы

36




Итого

1420

  1   2   3

Похожие:

2004 Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу» iconК минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "менеджер нефтегазового бизнеса"
Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации "Менеджер...
2004 Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу» iconУтверждаю заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы «Градостроительство» для получения дополнительной...
2004 Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу» iconПрограмма учебной дисциплины введение в языкознание для студентов профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
Приказом №1435 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 июля 1997 года «О присвоении дополнительной...
2004 Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу» iconК минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "менеджер образования" для руководителей дошкольных
Менеджер образования" реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований...
2004 Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу» iconУчебной дисциплины «Бизнес-планирование» дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования Master of Business Administration (mba)»
Цель курса способствовать освоению научно-методических основ бизнес-планирования, формированию практических навыков профессиональной...
2004 Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу» iconПрограмма повышения квалификации
Общая характеристика плана дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Новые тенденции в методологии...
2004 Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу» iconУчебной дисциплины «Управление продажами» дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования Master of Business Administration (mba)»
В основу курса положен реальный опыт работы автора на протяжении более 15 лет в иностранных fmcg компаниях и теоретические работы...
2004 Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу» iconУчебной дисциплины «Организационная конфликтология» дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования Master of Business Administration (mba)»
Мва должны познакомиться с основами курса «Организационная конфликтология», включая его понятия, причины возникновения и формы протекания...
2004 Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу» iconРабочая программа дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации педагогических работников
Рабочая программа дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации педагогических работников по теме...
2004 Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер по маркетингу» iconМетодические рекомендации по подготовке выпускной (аттестационной) работы для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки «Специальная педагогика и психология» / сост.
Методические рекомендации предназначены для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница