"Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе"




Название"Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе"
страница1/7
Дата30.08.2012
Размер0.73 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Северный государственный медицинский университет

Университетский лицей




Системе довузовской подготовки СГМУ - 15 лет


СЕКЦИЯ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Университетский лицей СГМУ как центр учебно-методической, научной и профориентационной работы

в системе довузовской подготовки на Северо-Западе России"

по проблеме

«Сотрудничество школа-вуз в системе непрерывного образования»


Сборник тезисов и материалов XIII межрегиональной учебно-методической и научно-практической конференции СГМУ

"Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе"

24 апреля 2008 года


Архангельск

2008


Университетский лицей СГМУ как центр учебно-методической, научной и профориентационной работы в системе довузовской подготовки на Северо-Западе России

Меньшикова Марина Владимировна,

к.б.н., директор Университетского лицея г. Архангельск

Решением Ученого Совета от 02.09.1993 г. и приказом ректора АГМИ № 10 от 10.09.1993 г. был создан подготовительный факультет. C 1 октября 2000 года решением Ученого Совета от 13.09.2000 г. и приказом ректора № 338 от 2.10.2000 г. подготовительный факультет реорганизован в университетский лицей. В течение 15 лет Университетский лицей СГМУ стал центром учебно-методической, научной и профориентационной работы на Северо-Западе России.

В настоящее время система довузовской подготовки в СГМУ представлена заочными и очными подготовительными курсами (1-, 2-, 3-годичные), профильными классами (медико-биологические и естественно-научного профиля) и профориентационной школой «Юный медик».

График учебного процесса на новый учебный год утверждается директором лицея. Он включает все дополнительные образовательные услуги, предоставляемые лицеем. На каждый из видов дополнительных образовательных услуг составляется и утверждается Учебный план и Рабочая программа с пояснительной запиской. В 2007-2008 учебном году в учебном процессе на вечерних подготовительных курсах, в профильной школе «Юный медик» и профильных медико-биологических классах используются 23 рабочие программы.

Слушатели заочных подготовительных курсов выполняют контрольные работы по трем методическим пособиям (по биологии, химии и русскому языку), которые обновляются примерно один раз в два года. Слушатели заочной школы «Юный медик» работают по двум методическим пособиям (для одногодичной и двухгодичной школы).

В перспективе расширение сети профильных классов. Кроме традиционных медико-биологических и естественно-научных классов, планируется открытие психологических, фармацевтических, социально-экономических классов в г. Архангельске и населенных пунктах Архангельской области. Для работы новых профильных классов составлены или составляются еще 53 рабочие программы.

Для работы на подготовительных курсах в лицее созданы УМК по биологии, химии, русскому языку, математике. Сейчас создается УМК по латинскому языку. В учебном процессе преподаватели используют учебные пособия по предмету, тематические тесты, контрольные тесты, а так же тесты для подготовки к ЦТ и ЕГЭ. Использование сборников тематических тестов, включающих самые разные и неповторяющиеся задания из базы данных Федерального центра тестирования, помогает закрепить теоретический материал. Учебные пособия есть в достаточном количестве. Каждый год приобретаются новые учебники и методическая литература.

Для повышения качества обучения на подготовительных курсах и в профильных классах используются схемы и таблицы в рабочих тетрадях, составленных преподавателями Университетского лицея СГМУ. Это экономит время и способствует выработке определенного алгоритма работы. Для слушателей предлагаются тексты лекций по ботанике, зоологии и анатомии человека.

Для проведения практических и лабораторных работ в профильных классах составлен сборник «Практикум по биологии для учащихся медико-биологического класса (10-11 класс)».

Во время летней практики по биологии, десятиклассники используют «Дневник наблюдений».

Все методические разработки и программы рецензируются и утверждаются на заседаниях методического совета.

Педагогический опыт преподавателей представляется на областном и региональном уровнях, на научно-практических конференциях и методических советах. По результатам конференций выпускаются сборники тезисов и материалов.

С 2004 года слушатели Университетского лицея СГМУ участвуют в конкурсах на лучшую научную работу и доклад на сессии молодых ученых. Кроме этого в Университетском лицее проводятся межшкольные конференции с публикацией работ слушателей.

Для усовершенствования научно-исследовательской деятельности в структурных подразделениях Университетского лицея СГМУ мы предлагаем создать научное общество старшеклассников «Малая академия».

В течение 15 лет существования лицея нами регулярно проводятся исследования эффективности обучения и изучение удовлетворенности учебным процессом в системе довузовского обучения. В марте 2008 года мы провели анкетирование слушателей очных вечерних и заочных подготовительных курсов г. Архангельска и г. Северодвинска. В анкетировании приняли участие 108 слушателей вечерних курсов и 29 слушателей заочных курсов, в возрасте от 15 до 28 лет. Среди слушателей вечерних курсов около 63% обучается в средней общеобразовательной школе, более 20% - в лицеях и гимназиях, среди слушателей заочных курсов – 80% и 7% соответственно.

Большинство слушателей пришли в Университетский лицей, чтобы систематизировать свои знания по профилирующим предметам и компенсировать недостаток знаний, получаемых в школе. Около 39% слушателей вечерних курсов и 45% заочных курсов считают, что хорошая подготовка на подготовительных курсах поможет им поступить в университет. 83% слушателей заочных курсов и 78% вечерних курсов ответили утвердительно на вопрос «Помогают ли занятия на подготовительных курсах учебе в школе?».

Более 70% слушателей вечерних курсов высоко оценили организацию учебного процесса. Более половины обучающихся для подготовки к экзаменам используют методические пособия, разработанные преподавателями Университетского лицея СГМУ.

Почти 97% слушателей заочных подготовительных курсов утвердительно ответили на вопрос «Помогают ли занятия на заочных подготовительных курсах поступить в Университет?». Они с удовольствием принимают участие в осенней и весенней сессиях, все удовлетворены организацией учебного процесса и преподавательским составом.

Таким образом, подготовительные курсы востребованы выпускниками общеобразовательных школ, так как они готовят к обучению в вузе.

Анкетирование проводилось так же среди учащихся медико-биологических классов гимназии №6 г. Архангельска. Все выпускники ответили «да» на вопрос «Как вы считаете, готовит ли медико-биологический класс для поступления в медицинский вуз?». Ученики профильного класса высоко оценили качество методических разработок преподавателей. Они считают, что такие пособия систематизируют знания по предмету, экономят время. Учащиеся медико-биологических классов на вопрос «Посоветуете ли вы обучаться в МБК знакомым, друзьям. Почему?» написали «Да!», «Хорошая подготовка», «Оптимальная программ», «Интересно», «Разностороннее развитие».

Одним из пожеланий по улучшению учебного процесса в профильных классах стало «Начинать обучение с 8 класса».

Университетский лицей СГМУ открыт к сотрудничеству со всеми учебными заведениями Архангельска и Архангельской области. Мы продолжаем активную работу по открытию новых предпрофильных и профильных классов, новых направлений и форм дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений Северо-Западного региона России.


Психологическое сопровождение слушателей

заочной школы «Юный медик»

Айвазова Майя Сергеевна,

психолог Университетского лицея СГМУ,г. Архангельск

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика, отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию, используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии, осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы, их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест, склонностью и представлениям о престиже профессии, желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

В 2006-2007 учебном году в Университетском лицее СГМУ начала работу заочная школа «Юный медик». Эта школа предназначена для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных учреждений, которые проживают в населенных пунктах Архангельской, Вологодской и Мурманской областях, Республики Коми и др. Обучение в ней помогает ранней профессиональной ориентации школьников.

В 2007-2008 году в заочной школе «Юный медик» обучалось 7 слушателей в возрасте 15-16 лет. В начале процесса обучения школьникам предлагалось пройти тест «Профориентация», который составлен на основе психологического теста «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда. Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека, помогает соотнести склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями.

По результатам психологического тестирования у двух школьниц определился артистический тип с предпочитаемыми видами деятельности: художественное творчество, игра на музыкальных инструментах, исполнительская актерская деятельность. Одна ученица имела социальный тип, для которого основными видами деятельности является ориентация на работу в группе с людьми, объяснение, разъяснение и оказания помощи, консультирование, советование, организация групповых мероприятий, ведение дискуссий. А у четырех обучающихся определился исследовательский тип, для которого предпочитаемыми видами деятельности являются сбор информации, ее систематизация, анализ, выполнение сложных или абстрактных заданий, решение проблем через размышление, анализ гипотез и теорий, самостоятельная работа с опорой на самого себя. Для последних школьниц рекомендуемыми профессиями стали профессии врача, психолога-экспериментатора, врача – инженера, медицинской сестры.

Таким образом, из семи только у четырех слушателей заочной школы «Юный медик» направленность профессиональных интересов соответствует медицинскому профилю выбранного вуза.

Школьнице с социальным типом рекомендовано ознакомиться со специальностями, которые можно получить на факультете клинической психологии и социальной работы.

Предполагается, что ученицам с артистическим типом профессиональных предпочтений можно было бы порекомендовать выбрать другой вуз, который бы соответствовал их психологическим особенностям, но необходимо учитывать, что в подростковом возрасте ещё происходит формирование интересов, идет процесс самоопределения учащихся. При этом некоторые школьники находятся под влиянием родителей и сверстников.

Выбор профессии в немалой степени определяет смысл жизни, ее успешность. Он должен быть сознательным и самостоятельным. Кроме того, он должен быть свободным. Однако подлинная самостоятельность не исключает, а предполагает помощь в выборе профессии со стороны знающих и опытных людей, которые помогут абитуриенту правильно соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми профессией. Поэтому, практические работы раздела «Анатомия и физиология человека», которые выполняют слушатели заочной школы «Юный медик» в течение учебного года становятся своеобразным введением в профессию врача и готовят учеников к более осознанному выбору.


Особенности методики преподавания химии для слушателей-стажистов вечерних подготовительных курсов

Антуфьева Жанна Ивановна,

преподаватель химии Университетского лицея СГМУ, г.Архангельск

Основной задачей педагогической деятельности на подготовительных курсах Университетского лицея СГМУ в группе «стажистов» является систематизация знаний слушателей и обучение их логически мыслить при выполнении тестовых заданий по химии.

Особенности методики преподавания химии в данной группе связаны с разным уровнем подготовки «стажистов». Среди них есть студенты медицинского колледжа, которые быстрее вспоминают основные понятия и формулы веществ и формулы для расчетов. Другая категория - выпускники школ и училищ, работающие санитарками и медсестрами в течение 1-8 лет. Многие из них не помнят химию, но очень хотят учиться.

Без теоретических представлений по основным темам курса химии подготовиться к вступительным испытаниям невозможно, поэтому сначала начитывается лекционный материал, а затем отрабатываются практические умения и навыки решения задач и тестовых заданий. Для этого в Университетском лицее создан учебно-методический комплекс, включающий тематические тесты по основным разделам химии. Работу с тематическими тестами практикуем после изучения большой темы. В тематических тестах собраны задания из экзаменационных заданий разных лет с разным уровнем сложности. Выполненный слушателями тест проверяется и оценивается с переводом по шкале: 35%-59% - «3», 60%-85% - «4», более 85% - «5».

При решении тестовых заданий сначала для курсантов делается подробный разбор типового задания на доске, записываются необходимые химические формулы и уравнения, расчетные формулы, обсуждается план решения, а затем предлагается самостоятельно решить подобный тест. Например, при изучении темы «Важнейшие понятия и законы химии» по сборнику тестов Централизованного тестирования совместно разбираются задания А6 и А7, а затем слушателям предлагается самостоятельно выполнить подобные задания вариантов №1-№7. По ходу занятия с теми «стажистами», у которых возникают трудности, проводится индивидуальная работа. В конце занятия проводится проверка выполненных заданий.

В процессе обучения теоретический материал по разделам общей, неорганической и органической химии изучается и повторяется до февраля месяца, затем начинается подготовка к решению тестовых заданий по вариантам единого государственного экзамена. В лицее имеется хорошая подборка материалов ЕГЭ, изданных Федеральным центром тестирования. Для «разминки» разбираются вопросы части А, вначале групповым методом (10 заданий), затем 10 заданий слушатели решают самостоятельно, но с последующей проверкой и комментариями преподавателя. Последние 10 заданий курсанты выполняют полностью самостоятельно, но с озвучиванием ответов.

Задания по химии в части В (уровень углубленного изучения химии с требованиями программы для поступающих в вузы) требуют внимательного прочтения каждого задания, а так же больше времени для решения. Во время занятия задания В1 – В4 слушатели решают самостоятельно, но с последующей проверкой. При решении заданий В5 – В8 проводится групповая проверка с комментированием, а также преподаватель делает правильную запись ответа на доске.

Задания В9 представлено задачей, ответом на которую является число. Преподавателю приходится подробно разъяснять ход решения такой задачи, записывать формулы и расчеты по ним на доске. Задачу задания В10 предлагается решить слушателям самостоятельно.

Часть С содержит 5 наиболее сложных заданий по общей, неорганической и органической химии. Задания С1-С5 требуют наиболее полного развернутого ответа. Поэтому при решении части С слушателям нужно дать полную инструкцию каждому заданию.

Таким образом, при преподавании разделов химии в группе слушателей-стажистов, которым нужно время, чтобы вспомнить или заново изучить теоретический материал, используются несколько отличные методические приемы.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

\"Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе\" iconМетодические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе Серия: Подготовка экспертов высшего профессионального образования
Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе. М.: Национальный институт бизнеса,...
\"Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе\" iconКаталог научной и учебно-методической литературы
Академия стандартизации, метрологии и сертификации предлагает Вашему вниманию перечень учебно-методической
\"Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе\" iconОрганизационно-педагогические основы организации методической службы в вузе как фактор оптимизации образовательного процесса (на примере ноу впо «миус»)
Охватывает мероприятия по управлению методической работой
\"Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе\" iconУчебной, учебно-методической и научной литературы кгму для первого курса по специальности «Медико-профилактическое дело» по состоянию на 2010 г
Сведения о наличии фонда учебной, учебно-методической и научной литературы кгму для первого курса
\"Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе\" iconУчебной, учебно-методической и научной литературы кгму для второго курса по специальности «Медико-профилактическое дело» по состоянию на 2011 г
Сведения о наличии фонда учебной, учебно-методической и научной литературы кгму для второго курса
\"Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе\" iconУчебной, учебно-методической и научной литературы кгму для третьего курса по специальности» «Общая медицина» по состоянию на 2010 г
Сведения о наличии фонда учебной, учебно-методической и научной литературы кгму для третьего курса
\"Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе\" iconУчебной, учебно-методической и научной литературы кгму для второго курса по специальности Общая медицина по состоянию на 2011 г
Сведения о наличии фонда учебной, учебно-методической и научной литературы кгму для второго курса
\"Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе\" iconУчебной, учебно-методической и научной литературы кгму для первого курса по специальности «Общественное здравоохранение» по состоянию на 2010 г
Сведения о наличии фонда учебной, учебно-методической и научной литературы кгму для первого курса
\"Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе\" iconУчебной, учебно-методической и научной литературы кгму для второго курса по специальности «Стоматология» по состоянию на 2010 г
Сведения о наличии фонда учебной, учебно-методической и научной литературы кгму для второго курса
\"Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе\" iconСтатьи
Управление качеством образования в медицинском вузе на основании мониторинга процесса обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница