Программа развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования.




НазваниеПрограмма развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования.
страница1/9
Дата19.03.2013
Размер1.24 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Администрация муниципального образования муниципального

района «Сыктывдинский»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2»


Согласовано: «Утверждаю»

Директор школы

_______________________

(Р.С.Торлопова)

Приказ № от

------- ---------------2010 года


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования


разработчики:

директор школы Торлопова Р.С.

зам. директора по УВР Корнева Т.Н.

зам. директора по ВР Власова Г.Ф.

зам. директора по УВР Рехлецкая Е.А.


с. Выльгорт 2010год

Структура программы:

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты образования

  3. Учебный план школы на первую ступень обучения.

  4. Рабочие учебные программы по предметам

  5. Программа развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов.

  6. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования.

  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровье»

  8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Пояснительная записка


Основная образовательная программа началь­ного общего образования МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2» разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определя­ет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализа­ции учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего обучения. Начальная школа — осо­бый этап в жизни ребёнка, связанный:

с изменением при поступлении в школу ведущей дея­тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей обществен­ный характер и являющейся социальной по содержанию;

с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви­тием потребностей в общении, познании, социальном при­знании и самовыражении;

с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного разви­тия;

с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла­нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб­ном процессе;

с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и свер­стниками, общением и межличностными отношениями друж­бы, становлением основ гражданской идентичности и миро­воззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

центральные психологические новообразования, форми­руемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

развитие целенаправленной и мотивированной актив­ности обучающегося, направленной на овладение учебной де­ятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивиду­альные различия в их познавательной деятельности, воспри­ятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологи­ческими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного про­цесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего обра­зования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение плани­руемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, уме­ний, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностя­ми и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задача программы дать детям возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном мире.


С учетом условий работы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2»,приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения (школа работает по системе учебников «Начальная школа XXI века») в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.

Цели образования, поставленные МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2», отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?».

Образовательная цель реализуется двумя путями: 1)дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей деятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальная школа XXI века»; 2) организацией внеклассной деятельности,

представленная системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

Данная цель достигается использованием средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Ее сформированность предполагает: умения учить(«умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»),а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). В МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.

К числу планируемых результатов освоения основной об­разовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обу­чающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпу­скников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личност­ные качества; сформированность основ российской, граждан­ской идентичности (особенности НРК);

метапредметные результаты — освоенные обучающими­ся универсальные учебные действия (познавательные, регуля­тивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению но­вого знания, его преобразованию и применению, а также сис­тема основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной програм­мы лежит системно-деятельностный подход, который предпо­лагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога куль­тур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поли-конфессионального состава;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и техно­логий образования, определяющих пути и способы достиже­ния социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в МОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2»

ориентацию на достижение цели и основного результа­та образования — развитие личности обучающегося на осно­ве освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учеб­ного сотрудничества в достижении целей личностного и со­циального развития обучающихся;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физио-логических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и про­фессионального образования;

разнообразие индивидуальных образовательных траекто­рий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потен­циала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


Основная образовательная программа МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» содержит следующие разделы:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися ос­новной образовательной программы начального общего обра­зования;

базисный учебный план образовательного учреждения;

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего об­разования;

программы отдельных учебных предметов;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

программу формирования культуры здорового и безо­пасного образа жизни;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы не включена, так как отсутствуют дети, имеющие к этому показания социального и медицинского показания.

Содержание основной образовательной программы на­чального общего образования формируется с учётом социо­культурных особенностей и потребностей Сыктывдинского района, в котором осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, кото­рый содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеуроч­ная деятельность организуется в таких формах, как экскур­сии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, по исковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.


При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их проме­жуточной аттестации определяются уставом МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2» и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Кон­цепции духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определя­ются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Разработанная основная образовательная программа предусматривает:

достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образо­вания всеми обучающимися;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возмож­ностей образовательных учреждений дополнительного образо­вания детей;

организацию интеллектуальных и творческих соревнова­ний, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

участие обучающихся, их родителей (законных предста­вителей), педагогических работников и общественности в про­ектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

возможность эффективной самостоятельной работы обу­чающихся при поддержке других педагогических работников;

включение обучающихся в процессы познания и преоб­разования внешкольной социальной среды республики Коми, Сыктывдинского района, села Выльгорт для приобретения опыта реального управления и действия.


МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2», реализующее основную об­разовательную программу начального общего образования обеспечивает ознакомление обучающихся и их родите­лей (законных представителей) как участников образователь­ного процесса:

с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Рос­сийской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представите­лей) обучающихся в части, касающейся участия в формиро­вании и обеспечении освоения своими детьми основной об­разовательной программы начального общего образования закрепляются в заключённом между ними и МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результа­ты освоения основной образовательной программы.

В МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» учитываются все условия для реализации учебной программы.

Кадровые условия для реализации основной образовательной программы в МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2»: директор – Торлопова Римма Степановна, образование высшее педагогическое, 2009 год курсы в объеме 72 часов по менеджменту в образовании, высшая квалификационная категория, владеет компьютером на уровне пользователя (знание офисных программ, принципов работы в Интернете, с электронной почтой, знает основы сетевого этикета, умеет пользоваться периферийными устройствами компьютера).

Сведения об учителях, которые работают по новым ФГОС с 1 сентября 2010 года: Рехлецкая Е.А.- образование высшее педагогическое, вторая квалификационная категория, в марте 2010 года прошла курсовую подготовку в объеме 72 часов по новым ФГОС, владеет компьютером (знает основы работы с офисными программами, умеет работать с электронной почтой, в сети Интернет). С сентября 2011 года первые классы по новым ФГОС в штатном режиме ведут Чудова Галина Николаевна- образование высшее (высшая квалификационная категория), Белова Татьяна Юрьевна – образование высшее, вторая квалификационная категория , Липина Елизавета Ивановна – образование высшее(молодой специалист), курсы по новым стандартам пройдены весной 2010г.

Сведения о повышении квалификации членов совета ОУ и рабочей группы:

Рехлецкая Е.А. – учитель – курсы по ФГОС в марте 2010 года

Корнева Т.Н. – заместитель директора по УВР – семинар по ФГОС в марте 2010 года

Титова В.И. – учитель – самостоятельное изучение материала по новым ФГОС

Власова Г.Ф. – заместитель директора по воспитательной работе – самостоятельное изучение материалов по ФГОС

Куприянова Г.Ф. – руководитель Методического объединение – самостоятельное изучение материалов по новым ФГОС.

Сведения о педагогах, занимающихся внеурочной деятельностью: Куликова Екатерина Модестовна – методист РОО, Боднарюк Дмитрий Юрьевич- учитель физической культуры, Высочанская Людмила Владимировна, Борисова Светлана Николаевна, Головко Елена Петровна, Коюшева Елена Николаевна – преподаватели ЦДО, Вокуев Федор Эдисонович- зам директора по безопасности жизнедеятельности, Селикова Елена Михайловна, Леушина Марина Алексеевна, Николаев Виктор Вячеславович – сотрудники дома культуры, Маргелова Светлана Михайловна – преподаватель изо.


Финансовые условия для реализации основной образовательной программы:

Структура и объем расходов необходимых для реализации основной образовательной программы начального звена школы и достижения планируемых результатов, механизм их формирования:

- за счет бюджета – согласно смете расходов по школе на 2010 год оплата труда учителей, стимулирующие выплаты в размере 10 % к окладу учителя, внедряющему ФГОС, приобретение компьютера, проектора, экрана УМК.

- за счет учредителя – приобретение интерактивной доски и программного обеспечения.

- за счет добровольных пожертвований и целевых взносов – рабочие тетради к УМК.


Материально-технические условия для реализации основной образовательной программы:

Соответствие материально-техническая база школы действующим санитарным и пожарным правилам – соответствует.

Соответствие нормам охраны труда работникам образовательным учреждениям:

- территория школы – площадь 24343 кв.м., естественное ограждение.

- здание школы – типовое.

- помещение библиотеки имеется, имеется читальный зал.

- помещение для питания – столовая на180 посадочных мест; созданы условия для хранения продуктов, приготовления пищи, организации горячего питания.

- имеется кабинет музыки, изо, созданы условия для занятий техническим творчеством, естественно – научным исследованием, иностранными языками (приобретен лингафонный кабинет).

- имеется актовый зал на 150 посадочных мест, оборудование.

- имеется спортивный зал площадью 250 кв.м., тренажерный зал с 9 тренажерами, зал для занятий ЛФК.

- имеется медицинский кабинет, стоматологический кабинет.

- мебель обновлена на 80 %, офисное оснащение имеется. Хозяйственный инвентарь в достаточном количестве.

- расходными материалами и канцелярскими принадлежностями обеспечены.

- информация получается разными способами: через Интернет, библиотеку, медиатеку, читальный зал.


Информационная образовательная среда:

- в наличии 33 компьютера, локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, программное обеспечение.

- имеется возможность планирования образовательного процесса в электронной форме, размещения и сохранения материалов образовательного процесса, фиксации хода образовательного процесса и результатов освоения ООП, открыт контролируемый доступ к сети Интернет участников образовательного процесса, имеется возможность взаимодействия с МО РК, КРИРОиПК, экспертной комиссией, муниципальными органами управления образованием, муниципальной методической службой и другими образовательными учреждениями посредством электронной почты, сети Интернет, школьного сайта.


Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы:

- обеспечен доступ участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ООП, планируемыми результатами, организаций образовательного процесса и условиями его осуществления через информационные стенды, совещания разных уровней, заседаний методического совета школы, общешкольные собрания участников образовательного процесса, через сеть Интернета, школьный сайт, районный сайт.

- администрации школы обеспечен доступ через Интернет, электронную почту к печатным электронным образовательным ресурсам, размещенных в федеральных и региональных базах данных.

- педагоги и учащиеся обеспечены учебниками по всем учебным предметам ООП.

- учителя обеспечены учебно-методической литературой по всем учебным предметам.

- в школе имеется дополнительная литература: справочно-библиографическая литература (энциклопедии, словари), детская художественная литература.

Учитывая все условия для реализации учебной программы МБОУ «Выльгортская СОШ №2» на начальной ступени обучения имеет возможность принять 8 классов по 25 человек. На 1 января 2010 года численность учащихся 1-4 классов составила 275человек.

Социальный состав семей разнообразный: 26% детей из семей служащих, 45%-рабочих. Неполных семей -32. Детей группы риска-нет. Посещали детский сад-95%, неорганизованных детей- 5 %.Готовность будущих первоклассников к школе удовлетворительная. С высокой готовностью – 23%, с низкой 7%.Третий год на базе школы функционирует «Школа раннего развития» для детей 5-7 лет, включая неорганизованных ребятишек, что способствует выравниванию стартовых возможностей для обучения в начальной школе.

Осуществляется подвоз детей из п. Еля-ты и Птицефабрика.

Условия для организации учебно-воспитательного процесса имеются: организовано двухразовое питание, дневной сон в группе продленного дня для первоклассников, ежедневные спортивные часы, комната психологической разгрузки, спортивный и тренажерный залы.

Образовательная программа школы - документ, отражающий содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса на начальной ступени образования на 2010 – 2014 годы.

В целях качественной реализации содержания образования в основу учебно-воспитательного процесса положен деятельностный принцип на всех ступенях обучения. Данный принцип осуществляется путем включения в активный познавательный процесс каждого ученика и внедрения современных образовательных технологий:

Игровые (ролевая игра)

Коммуникативные (парная и групповая работа, учебная дискуссия, малые дебаты)

Проектно-исследовательские

Проблемно-диалогические (Мельникова).

Личностно-ориентированные (развития критического мышления).

Деятельностного метода обучения (на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г.Петерсона)

Индивидуальный стиль учебной деятельности (для коррекционной деятельности).

Контрольно-оценочная.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования. iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Й и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся моу головинской сош на ступени начального...
Программа развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования. iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования. iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования. iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени...
Программа развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования. iconПояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 8
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 10
Программа развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования. iconПояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 8
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 10
Программа развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования. iconПояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19
Программа развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования. iconПояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования. iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов. Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования. iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников моу сош №10 города Краснодара
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница