Об организации подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по предметам по выбору в рамках государственной (итоговой) аттестации




Скачать 146.91 Kb.
НазваниеОб организации подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по предметам по выбору в рамках государственной (итоговой) аттестации
Дата30.08.2012
Размер146.91 Kb.
ТипДокументы


Приложение к письму

комитета общего и профессионального

образования Ленинградской области

от 25 декабря 2009 года № 19-5883/09


Об организации подготовки выпускников

к сдаче единого государственного экзамена по предметам по выбору

в рамках государственной (итоговой) аттестации


Настоящее инструктивно-методическое письмо содержит рекомендации по организации подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к прохождению государственной (итоговой) аттестации по предметам по выбору.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников школ организуется и проводится Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования. Основной формой проведения государственной итоговой аттестации является единый государственный экзамен (ЕГЭ). Вопросы организации и проведения ЕГЭ по предметам по выбору регламентируются «Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования» (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 г. № 362) и «Порядком проведения единого государственного экзамена» (утвержден приказом Минобрнауки Российской Федерации от 24.02.2009 г. № 57).

Важным фактором, способствующим осознанному выбору учебных предметов для сдачи ЕГЭ, является подробное информирование обучающихся, их родителей, педагогов старшей школы об условиях и порядке поступления в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, зафиксированных, в частности, в документах:

- Перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2009 г. № 505),

- Перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, по специальностям среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 г. № 357).

Рекомендуем в профориентационной (информационной) работе с выпускниками использовать не только вышеназванные приказы Минобрнауки России, утверждающие перечни вступительных испытаний в ВУЗы и ССУЗы, но также нормативные документы, содержащие перечни направлений подготовки (специальностей) в системе высшего/среднего профессионального образования, а именно:

- Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2009 г. № 337),

- Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2005 г. № 4, с изменениями от 12.07.2005 г. № 197, от 02.03.2006 г. № 43, от 27.09.2007 г. № 265),

- Перечень специальностей среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 г. № 355).

В соответствии с данными нормативными предписаниями вузы до 01 февраля 2010 года должны определить и опубликовать на своих сайтах и в сети Интернет перечень направлений подготовки в соответствии с лицензией, правила приема, а также список вступительных испытаний по каждому направлению подготовки. Вуз вправе установить три или четыре вступительных испытания на каждое направление подготовки, включая русский язык и экзамен по профильному предмету. Государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования могут проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности по общеобразовательным предметам, перечень которых также определен на федеральном уровне. Новые перечни вступительных испытаний ориентированы на новые стандарты высшего и среднего профессионального образования, которые в настоящее время активно разрабатываются и принимаются.

Содержательной основой государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ (в том числе по предметам по выбору) является федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Учитывая, что содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, как правило, построено на содержании образовательной программы по предмету на профильном уровне, необходимо обеспечить выпускникам возможность подготовки к экзамену именно на такой содержательной основе, при использовании всех преимуществ системы профильного обучения.

Между тем анализ итогов проведения ЕГЭ в 2009 году показал, что в значительном количестве случаев при организации подготовки выпускников к ЕГЭ по предметам по выбору был допущен ряд организационных ошибок:

- поздние сроки выбора выпускниками предметов,

- не всегда выбирались предметы, изучаемые в рамках учебных профилей,

- недостаточно использовались учебно-информационные, кадровые и пр. ресурсы профильного обучения,

- недостаточно четко педагогами и методистами производился отбор содержания и форм учебно-консультационной работы со школьниками (в частности, слабо отработана технология сдачи экзамена в тестовой форме по материалам КИМов, недостаточно времени выделено для повторения учебного материала предшествующих классов),

- недостаточна индивидуальная работа с выпускниками по выявлению и устранению пробелов в знаниях, навыков прохождения контроля знаний по тестовой технологии, иных затруднений.


В целях обеспечения более качественной подготовки выпускников школ к государственной (итоговой) аттестации по предметам по выбору комитет общего и профессионального образования Ленинградской области рекомендует следующий алгоритм деятельности.


Предварительный выбор предметов для сдачи в формате ЕГЭ (ноябрь)


Для обеспечения своевременной и качественной подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации в формате ЕГЭ по предметам по выбору деятельность педагогических коллективов школы должна строиться на основе:

а/ образовательного запроса обучающихся и их родителей, ориентированного на последующее обучение выпускников в системе профессионального образования,

б/ максимального использования ресурсов профильного обучения, а именно:

- ресурс содержания образовательных программ по предметам на профильном уровне, поскольку оно является содержательной основой контрольно-измерительных материалов (КИМов),

- ресурс педагогов, работающих по профильным образовательным программам,

- ресурс школьного учебного плана (вести подготовку к экзаменам в основное учебное время в рамках обязательных предметов (профильных и/или элективных);

в/ системной профориентационной работы, способствующей раннему профессиональному самоопределению выпускников и эффективной подготовке к выпускным экзаменам.

Информационно-разъяснительная работа со старшеклассниками должна сопровождаться периодическим анкетированием, позволяющим определить, в частности:

а/ предполагаемую область профессиональной деятельности выпускника,

б/ перечень образовательных учреждений высшего (среднего) профессионального образования, в которых выпускник намерен продолжить свое обучение,

в/ перечень общеобразовательных предметов, по которым ему предстоят вступительные испытания, что в условиях ЕГЭ сопряжено с итоговой аттестацией за курс средней школы по этим же учебным предметам.


Организация учебно-консультационной работы с выпускниками (ноябрь-май)


При организации учебно-консультационной работы с выпускниками администрации общеобразовательного учреждения следует руководствоваться, в том числе, методическими рекомендациями, изложенными в письме комитета № 19-3634/09 от 25.08.2009 г. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2009/2010 учебном году». Важно обеспечить эффективное использование всех ресурсов локальной, муниципальной и др. образовательных систем для качественной подготовки выпускников к ЕГЭ.

Сводный (общешкольный) комплекс организационной документации, учебно-дидактических и методических материалов, на основе которых следует осуществлять подготовку к ЕГЭ, включает:

- примерные образовательные программы базового и профильного уровней,

- программы элективных курсов,

- учебно-тематическое планирование и учебно-дидактические материалы для консультационной (факультативной) работы учителей-предметников,

- дополнительные образовательные программы данной тематической направленности,

- образовательные ресурсы сети Интернет и пр.

Подготовка к государственной (итоговой) аттестации старшеклассников, обучающихся по образовательным программам универсального обучения, также может вестись на основе изучения отдельных предметов на профильном уровне. Для необходимого расширения учебных программ следует использовать часы школьного компонента базисного учебного плана.

В целом, с учетом рекомендаций комитета об использовании часов регионального компонента базисного учебного плана для подготовки выпускников к ЕГЭ (см. письмо комитета от 02.10.2009 г. № 19-4315/09) возможны следующие схемы разработки программ учебных курсов для подготовки к ЕГЭ:

а/ при изучении избранного для экзамена предмета на базовом уровне содержание образовательной программы профильного уровня, выходящее за рамки базового уровня, изучается в рамках элективного курса в соответствующем объеме недельного учебного времени, например:

литература – 5 часов (профиль) - 3 часа (база) = 2 часа (элективный курс),

химия – 3 часа (профиль) - 1 час (база) = 2 часа (элективный курс) и т.д.

б/ при изучении избранного для экзамена предмета на профильном уровне в рамках элективного курса отрабатываются наиболее сложные аспекты программы, с тем, чтобы успешно выполнить задания части «С» КИМов,

При этом в режиме факультативов, индивидуальных (групповых) консультаций (практикумов) отрабатывается технология выполнения заданий ЕГЭ (3-5 занятий, незадолго до проведения экзамена), а также осуществляется диагностика и устранение конкретных затруднений обучающихся.

Руководителям и педагогам школ необходимо создать достаточные условия для самоподготовки выпускников к экзаменам, для чего:

а/ обеспечить оптимальное недельное расписание уроков,

б/ сократить объем домашних заданий до необходимого минимума,

в/ сократить количество и объем текущих контрольных уроков (работ) до необходимого минимума,

г/ обеспечить приоритетный доступ к школьному компьютерному оборудованию и выходу в Интернет,

д/ обеспечить возможность пользоваться фондами школьной медиа-библиотеки,

е/ обеспечить возможность получать в необходимом объеме консультации учителей-предметников, в том числе в дистанционной форме.

С целью расширения знаний обучающихся по избранным для экзамена предметам следует привлекать образовательные ресурсы системы дополнительного образования детей (на базе и/или вне школы).

Рекомендуем в каждом общеобразовательном учреждении сформировать комплекс информационных материалов по данному направлению работы, включающий:

- перечень общеобразовательных предметов, выбранных выпускниками для сдачи в формате ЕГЭ,

- список педагогов, осуществляющих подготовку выпускников к экзаменам,

- перечень используемых учебных программ, учебно-дидактических и информационных материалов,

- расписание учебно-консультационных занятий с выпускниками,

- журнал контроля результативности работы педагогов по подготовке выпускников к экзаменам,

- свод данных по личным учебным достижениям каждого обучающегося.


Совершенствование системы подготовки старшеклассников к государственной итоговой аттестации связывается с развитием профильного обучения и профилизацией образовательной среды в целом.

В настоящее время основными документами, предписывающими процедуру формирования образовательной программы профильного обучения и содержащими примерные учебные планы отдельных профилей, являются федеральный (2004 года) и региональный (2005 года) базисные учебные планы. Вместе с тем, организовывать и осуществлять профильное обучение следует с учетом обязательности единого государственного экзамена и государственной регламентации порядка поступления в учреждения профессионального образования, для чего предлагаем использовать методику соотнесения возможных учебных профилей с направлениями подготовки (специальностями) в системе профессионального образования и перечнем общеобразовательных предметов, по которым проводятся абитуриентские испытания и которые могут являться профилеобразующими (приложения 1, 2 к данному письму).

Предлагаемая методика формирования учебных профилей (приложение 1) основывается на следующем алгоритме 1:

1. фиксирование укрупненных групп направлений подготовки (графа 2)

2. фиксирование перечней общеобразовательных предметов (профильных и непрофильных), по которым проводятся вступительные испытания, применительно к каждой укрупненной группе направлений подготовки (графы 3 и 4)

3. систематизация (графа 1) укрупненных групп направлений подготовки на основе определения наиболее общих учебных предметов для абитуриентских испытаний (например, система групп № 3 – «Экономика и управление» и «Сфера обслуживания» – имеет профильным предметом математику, непрофильными предметами – русский и иностранный языки, обществознание)

4. соотнесение систематизированных групп направлений подготовки с перечнем рекомендованных на федеральном уровне учебных профилей (графа 5) и выделение примерных укрупненных учебных профилей для реализации в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области (графа 6).

Таким образом, администрация образовательного учреждения может формировать учебные профили на основе образовательного заказа старшеклассников, в соответствии с актуальными нормативными документами, с учетом имеющегося регионального, муниципального и локального опыта профильного обучения.

Считаем, что данная управленческая методика позволит осуществлять профильное обучение школьников более целенаправленно и эффективно, а также обеспечить:

- ранний выбор школьниками области профессиональной деятельности, учреждения профессионального образования и перечня учебных предметов для подготовки к абитуриентским испытаниям,

- заблаговременную подготовку к экзаменам, в том числе по предметам по выбору,

- в конечном итоге, повышение результативности государственной (итоговой) аттестации на ступени среднего (полного) общего образования.


При подготовке выпускников к сдаче предметов по выбору в формате ЕГЭ рекомендуем использовать следующие Интернет-ресурсы:


http://mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

Здесь размещены электронные версии документов (путь поиска: «Деятельность» - «Образование» - «Документы»), в частности:

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 03.06.2008 г. № 164, от 19.10.2009 г. № 427),

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями от 20.08.2008 г. № 241),

- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

http://fsu.edu.ru – официальный сайт Федерального совета по учебникам

Здесь размещены документы и информационно-методические материалы по использованию учебников и учебно-методических пособий в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

http://www1.ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал единого государственного экзамена

Здесь размещены:

1. Демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ) по четырнадцати общеобразовательным предметам с 2002 по 2009 годы

2. Спецификации ознакомительных вариантов ЕГЭ по предметам для выпускников средней (полной) общеобразовательной школы

3. Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена

4. Списки федеральных и региональных Интернет-ресурсов, которые можно использовать при подготовке к ЕГЭ (раздел «Полезные ссылки»)

5. Список сайтов, не являющихся официальными Интернет-ресурсами единого государственного экзамена (раздел «Черный список»)

http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

Здесь размещены:

1. Демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ) по тринадцати общеобразовательным предметам с 2004 по 2010 годы

2. Методические материалы:

а/ Аналитический отчет «Результаты единого государственного экзамена 2008 года»

б/ Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании общеобразовательных предметов в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» (2008 год)

Указанные письма были разработаны членами федеральных предметных комиссий ФИПИ. В каждом методическом письме показана роль единого государственного экзамена в совершенствовании преподавания учебного предмета, сформулированы цели экзамена по предмету в форме ЕГЭ, дано краткое описание изменений экзаменационной модели по годам, а также особенностей КИМ 2009 года с указанием вносимых изменений в сравнении с предыдущим годом. Разъяснено, как и какие знания и умения проверяются в формате ЕГЭ, описана система оценивания экзаменационной работы, даны ссылки на нормативные документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Методические письма содержат краткую статистическую информацию о числе выпускников, сдававших экзамен, об участии регионов в ЕГЭ по конкретному предмету в 2008 году, включают общие выводы о динамике и сильных и слабых сторонах образовательной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. В письмах предлагается перечень тем, требующих особого внимания, указываются направления совершенствования преподавания предмета, приводятся примеры типичных ошибок учащихся, даются рекомендации по использованию системы оценивания образовательных достижений учащихся, апробированной в рамках ЕГЭ, в практике работы учителя.

в/ Методические рекомендации о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009 году.

Указанные экзамены проводятся для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования. В рекомендациях даются разъяснения по вопросу отбора содержания экзаменационных материалов для государственных выпускных экзаменов по русскому языку и математике в 2009 г., по формам проведения экзамена, комментируются типы заданий, формулируются требования по организации и проведению экзамена, даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ выпускников, приводятся образцы заданий и экзаменационных вариантов. Данные рекомендации направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования (письмо Рособрнадзора России от 30.04.09 № 01-102/10-01).

3. Открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ):

а/ Задания в форме небольших тренировочных тематических «зачетов»

б/ Справочно-поисковый модуль, предназначенный для учителей и методистов и обеспечивающий:

- получение информации о числе заданий по каждой позиции кодификатора элементов содержания по данному общеобразовательному предмету;

- поиск заданий по перечню проверяемых элементов содержания (тематическому рубрикатору), по характеристикам;

- компоновку заданий в виде комплектов и вывод комплекта на печать.

4. Перечень изданий, рекомендованных ФИПИ к использованию в учебном процессе:

а/ Издания, разработанные с участием ФИПИ, на обложке которых изображены логотип или наименование ФИПИ или знак печати «Разработано ФИПИ», а на обороте титульного листа - знак охраны авторских прав (копирайт) ФИПИ

б/ Издания, имеющие гриф ФИПИ "Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях" на титульном листе.

http://www.prosv.ru/umk/ - официальный сайт издательства «Просвещение».

1 Примеры приведены по Приложению 1 к данному письму. Приложение 2 составлялось аналогично.


Похожие:

Об организации подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по предметам по выбору в рамках государственной (итоговой) аттестации iconПлан подготовки и проведения единого государственного экзамена (егэ), государственного выпускного экзамена (гвэ) и государственной (итоговой) аттестации выпускников
...
Об организации подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по предметам по выбору в рамках государственной (итоговой) аттестации iconРасписание проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников
Расписание проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации...
Об организации подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по предметам по выбору в рамках государственной (итоговой) аттестации iconСаратовской области
«О перечне видов работ по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации и единого государственного экзамена», от...
Об организации подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по предметам по выбору в рамках государственной (итоговой) аттестации iconОб организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 11(12) классов в 2011-2012 учебном году
Году государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 (12) классов проводится в форме единого государственного экзамена и в форме...
Об организации подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по предметам по выбору в рамках государственной (итоговой) аттестации iconОб утверждении Плана мероприятий по подготовке к проведению единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в моу гимназии №10 в 2012 году

Об организации подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по предметам по выбору в рамках государственной (итоговой) аттестации iconКраткий словарь егэ
Проект расписания проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой)...
Об организации подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по предметам по выбору в рамках государственной (итоговой) аттестации iconРасписание проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации
РосОбрНадзор опубликовал проект расписания единого гос экзамена и гиа на 2012 год
Об организации подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по предметам по выбору в рамках государственной (итоговой) аттестации iconПроект расписания проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме в 2012 году
Управление по образованию и науке города Сочи (ул. Юных ленинцев, 5 каб. 15) – до 1 марта 2012г
Об организации подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по предметам по выбору в рамках государственной (итоговой) аттестации icon«Подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации»
Ким единого государственного экзамена; в план экзаменационной работы; г демонстрационный вариант егэ по физике
Об организации подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена по предметам по выбору в рамках государственной (итоговой) аттестации iconПамятка руководителю для подготовки информации для родителей и обучающихся по вопросам проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 (12) классов и единого государственного экзамена в 2012 году
Твенная (итоговая) аттестация выпускников (далее – гиа) представляет собой форму государственного контроля (оценки) освоения выпускниками...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница