Программа вступительного испытания по предмету История




Скачать 141.64 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по предмету История
Дата30.08.2012
Размер141.64 Kb.
ТипПрограмма
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Программа вступительного испытания по предмету История.

В тесте по дисциплине «Обществознание» представлены восемь содержательных линий курса: человек, общество, познание, право, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, политическая сфера.

Тест включает 30 заданий с выбором ответа. Задания имеют три разновидности: 1) задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа к нему, только один из которых правильный; 2) задания, предлагающие для анализа два суждения и требующие выбора одной из 4 предложенных оценок: верно только первое суждение, верно только второе суждение, верны оба суждения, оба суждения неверны; 3) задания на установление соответствия с ответом в виде набора букв или цифр.

Все задания одинаковой сложности. Желательно в любом случае пользоваться черновиком.

В тестовой работе контролируются следующие умения:

  1. распознавать признаки понятий;

  2. распознавать характерные черты социального объекта, анализировать актуальную социальную информацию;

  3. устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

  4. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Когда нерешенное задание остается «на потом», подсознательная работа над ним продолжается и может оказаться результативной. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Каждое правильно выполненное задание оценивается 2 баллами, всего можно получить 60 баллов.

Тест рассчитан на 180 минут (3 часа). Дополнительные материалы и оборудование не используются.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общество. Общество как сложная динамическая система. Науки, изучающие общество.

Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества и их взаимосвязь.

Многообразие путей и форм общественного развития: эволюция и революция, реформы и

революция. Исторические типы общества — традиционное, индустриальное,

постиндустриальное общество. Проблема направленности общественного развития.

Прогресс, регресс. Теории общественного развития: цивилизационный и формационный

подходы к познанию общества. Научно-технический прогресс и научно-техническая

революция, их социальные последствия. Глобальные проблемы человечества, их

особенности.

Человек. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие

человека. Деятельность. Многообразие видов и форм деятельности человека. Творчество.

Индивид. Личность, ее социализация и воспитание. Поведение человека. Самореализация.

Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание, свобода и

ответственность личности. Познание мира: чувственное и рациональное. Истина и ее

критерии. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание. Науки,

изучающие человека.

Экономическая сфера. Экономическая сфера жизни общества. Экономика как наука и

хозяйство. Экономическое содержание собственности. Формы собственности и их

различия. Экономические системы: рыночная, командно-административная. Сущность

рынка, типы рынков. Рынок труда. Безработица, ее виды. Факторы производства.

Проблема ограниченности ресурсов. Государственный бюджет. Государственный долг.

Понятие ВВП. Рыночный механизм и государственное регулирование экономики.

Денежно-кредитная политика. Налоговая политика государства. Виды налогов. Акции,

облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Банковская система. Виды,

причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Экономические

циклы. Экономика потребителя и производителя. Мировая экономика: внешняя торговля,

глобальные экономические проблемы.

Социальная сфера. Социальная структура, ее основные элементы. Социальные

отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Социальный статус и

социальные роли. Социальный престиж. Авторитет. Неравенство и социальная

стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы и отклоняющееся

поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Семья как социальный институт и

малая группа. Молодежь как социальная группа. Этнические общности.

Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Социальные процессы в современной России.

Духовно-нравственная сфера. Культура и духовная жизнь: духовные потребности,

духовное производство, материальная и духовная культура. Социальные функции

культуры. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Понятие

субкультуры. Молодежная субкультура. Искусство, его формы и основные направления.

Социальные функции и специфика искусства. Религия как феномен культуры.

Социальные функции религии. Мировые религии. Наука и ее функции. Образование.

Тенденции развития системы образования в РФ. Самообразование, его цели. Мораль, ее

базовые категории. Социальные функции морали. Тенденции духовной жизни

современной России.

Политическая сфера. Власть, ее происхождение и виды. Политика, ее основные

функции. Политическая система общества. Государство: сущность и функции. Формы

государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное. Суверенитет.

Разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.

Избирательные системы. Политическая идеология. Политические режимы. Политические

партии и партийные системы. Политический монополизм и плюрализм. Гражданское

общество, его сущность. Местное самоуправление. Правовое государство, его сущность.

Политическая культура.

Правовая сфера. Право в системе социальных норм. Право и мораль. Правовое

государство. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права.

Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Публичное и частное право.

Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы

государственного, административного, гражданского, трудового, уголовного и семейного

права в Российской Федерации. Права человека. Международные документы по правам

человека. Система судебной защиты прав человека. Основы конституционного строя

Российской Федерации. Институт президентства. Правоохранительные органы. Судебная

система. Правовая культура.

Образец вступительного теста


1.

Семья относится к социологическому понятию

  1. Институт

  2. Престиж

  3. Статус

  4. Мобильность

2.

Человека от животного отличает

  1. Использование природных объектов

  2. Способность к целеполаганию

  3. Внешняя приспособляемость

  4. Постижение мира с помощью органов зрения

3.

С социальной сущностью человека связана потребность в

  1. Трудовой деятельности

  2. Нормальном теплообмене

  3. Продолжении рода

  4. Сне и отдыхе

4.

Совокупность черт, отличающих данного человека от всех остальных людей, отображается в понятии

  1. Гражданин

  2. Характер

  3. Индивидуальность

  4. Личность

5.

  1. Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?

    1. ведущая роль сельского хозяйства

    2. преобладание промышленности

    3. отсутствие разделения труда

    4. решающее значение сферы услуг в экономике.

6.

Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

  1. земля

  2. техника

  3. выращиваемая культура

  4. земледелец.

7.

Постоянное обновление моделей мобильных телефонов характеризует ситуацию на рынке

  1. товаров и услуг

  2. потребительского кредита

  3. ценных бумаг

  4. сырья и материалов.

8.

Вид инфляции особенно опасный для экономики

  1. текущая

  2. ползущая

  3. инфляция спроса

  4. галопирующая.

9.

Социальные нормы

  1. неизменны на протяжении всей истории человечества

  2. одинаковы для всех обществ

  3. неукоснительно выполняются всеми членами общества

  4. распространяются на всех членов общества.

10.

К негативным формам отклоняющегося поведения относится

  1. фантазерство

  2. новаторство

  3. чудачество

  4. коррупция.

11.

Толерантность – это

  1. уважение ко всем нациям

  2. процесс интеграции наций и народностей

  3. ущемление прав по национальному признаку

  4. предоставление исключительных прав коренной национальности.

12.

«Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания

  1. научного

  2. интуитивного

  3. паранаучного

  4. церковного.

13.

Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

  1. Верно только А

  2. Верно только Б

  3. Верны оба суждения

  4. Оба суждения не верны.

14.

К видам деятельности относится

  1. Самоконтроль

  2. Рефлексия

  3. Игра

  4. Вера

15.

Что из перечисленного является примером нарушения прав потребителя

  1. Отсутствие возможности купить товар в кредит

  2. Отсутствие рекламы товара

  3. Высокая цена товара

  4. Отсутствие достоверной информации о товаре.

16.

Какой признак отличает молодежь как социальную группу

  1. Однородность, отсутствие различий

  2. Общность политических убеждений

  3. Сходные черты поведения

  4. Единство уровня доходов.

17.

Согласно ныне действующей Конституции РФ принцип равенства перед судом распространяется на

  1. Всех лиц, проживающих на территории РФ

  2. Только граждан РФ

  3. Лиц, не достигших совершеннолетия

  4. Лиц, ранее не имевших судимости.

18.

Инициативная группа выдвинула кандидатом на пост Президента РФ 18-летнюю гражданку Петрову католического вероисповедания, студентку медицинского университета, постоянно проживающую в России с рождения. Однако избирательная комиссия отказалась регистрировать эту кандидатуру. Причина отказа – несоответствие

  1. пола

  2. возраста

  3. срока проживания на территории РФ

  4. вероисповедания.

19.

В Древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, вступать в брак. Это пример проявления социального (-ой)

  1. Стабильности

  2. Мобильности

  3. Неравенства

  4. Эволюции.

20.

Если в государстве существует ущемление прав меньшинств, попытка осуществления всеобъемлющего контроля власти за личностью, то такое государство характеризуется как

  1. Унитарное

  2. Тоталитарное

  3. Федеративное

  4. Демократическое.

21.

Естественными правами и свободами человека называют те, которые принадлежат

  1. Каждому от рождения

  2. Каждому по достижении совершеннолетия

  3. Только гражданам государства

  4. Каждому с момента получения паспорта.

22.

В газетной публикации были сообщены заведомо ложные, клеветнические сведения о гражданине. Ему следует обратиться для защиты своей чести и достоинства в

  1. прокуратуру

  2. управление внутренних дел

  3. адвокатуру

  4. суд.

23.

Традиционному обществу присущ признак

  1. Интенсивное развитие науки

  2. Серийное промышленное производство

  3. Преобладание семьи патриархального типа

  4. Осознание ценности прав человека.

24.

Административным правонарушением является

  1. Неявка на работу бригады строителей

  2. Забастовка авиадиспетчеров

  3. Распитие студентами спиртных напитков в здании института

  4. Захват заложников.

25.

Основы общественного строя Российской Федерации законодательно закреплены в

  1. Административном кодексе РФ

  2. Трудовом кодексе РФ

  3. Конституции РФ

  4. Уставе ООН.

26.

Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни.

Сферы жизни общества

  1. Экономическая

  2. Социальная

  3. Политическая

  4. Духовная

Элементы общественной жизни

    1. Деятельность парламента

    2. Общественные классы

    3. Обмен товарами и продуктами

    4. Религиозные организации


А - 3 Б - 2 В - 1 Г - 4


27.

Выберите в приведенном списке средства массовой информации (3 ответа).

  1. телеканал ОРТ

  2. радиостанция «Эхо Москвы»

  3. детектив-бестселлер

  4. «Российская газета»

  5. ученые записки государственного университета

  6. почтовые письма

28.

Для каждой сферы культуры выберите две характерные черты:

Сферы культуры

  1. Наука

  2. Искусство

Характерные черты

  1. стремление к достоверности

  2. обоснованность предположений

  3. субъективность

  4. чувственное отражение реальности


1 - А, Б 2 - В, Г


29.

Установите соответствие между формами культуры и социальными фактами (к каждой форме культуры три социальных факта).

Социальные факты

  1. конкурс фольклорных коллективов

  2. празднование дня Ивана Купалы

  3. скандал с участием поп-звезды

  4. переиздание детектива-бестселлера

  5. празднование Масленицы

  6. премьера телесериала

Сферы культуры

    1. народная

    2. массовая


1 - А, Б, Д 2 - В, Г, Е


30.

Укажите одну социальную группу, выпадающую из ряда групп, образованных по религиозному принципу.

  1. православные

  2. католики

  3. мусульмане

  4. социалисты



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Человек и общество. Обществознание / Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой.

В 2 ч. Ч.1. – 10 кл; Ч.2. – 11 кл. — М.: Просвещение, 2007 или 2008 г.

Обществознание: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений под ред

А.Ю. Лазебниковой — М: АСТ «Астрель», 2003

Обществознание: Учеб. пособие / В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др. — М.:

АСТ–Астрель, 2003.

Права человека в свободной стране: Учебное пособие по обществознанию для 8–9 классов

основной общеобразовательной школы. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.:

Союз, 2004.

Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11-й кл.: справочные материалы. – М.:

Астрель: АСТ: Ермак, 2005

Обществознание: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. .П.А Баранов, А.В.

Воронцов, С.В. Шевченко.- М.; АСТ «Астрель»., 2009.

Человек.; Полная энциклопедия Школьник Ю.; М.; Эксмо, 2006.

Тесты. Обществознание 11 класс. Варианты и ответы централизованного

(абитуриентского) тестирования. – М.: Федеральное государственное учреждение

«Федеральный центр тестирования», 2005.

Тесты. Обществознание 11 класс. Вариант ы и ответы централизованнонго (итогового)

тестирования – М.; ООО «РУСТЕСТ», 200б.

ЕГЭ 2004. Обществознание. Эффективная подготовка. Под ред. Лазебниковой А.Ю. —

М.: Эксмо, 2004.

Единый государственный экзамен 2009: контрольные и измерительные материалы.

Обществознание. - М.: Просвещение, 2009, СПб Филиал издательства «Просвещение»,

2009.

Справочные материалы по обществознанию для подготовки к экзаменам / Под ред. В.В.

Барабанова, В.Г. Зарубина. — М.: АСТ–«Астрель», 2009.

Обществознание: 10–11 кл.: Школьный словарь-справочник / В.В. Барабанов, И.П.

Насонова. — М.: АСТ–Астрель, 2004.

Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10–11 кл. / Ю.А.

Аверьянов, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др. — М.: Просвещение, 2003.

Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Обществознание. Ответы для школьников и

абитуриентов. – СПб.: Питер,2006.

Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право / А.Ф.

Никитин. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.

Словарь терминов и понятий по обществознанию /автор-составитель А.М. Лопухов;

вступит. слово А.С. Стрельцов. – М.: Айрис-пресс, 2007.__

Похожие:

Программа вступительного испытания по предмету История iconПрограмма вступительного испытания по предмету "История" История России с древности до конца XVI в. (начала XVII в.)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительного испытания по предмету История iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «История»
Программа вступительного испытания по дисциплине «История» для поступающих на обучение по направлениям впо 030900. 62 «Юриспруденция»,...
Программа вступительного испытания по предмету История iconПрограмма вступительного испытания по предмету «История»
«Реклама»,100401. 51 «Туризм», 100118. 51 «Техника и искусство фотографии», 101101. 51 «Гостиничный сервис»
Программа вступительного испытания по предмету История iconПрограмма вступительного испытания по предмету
«Славянская филология» включает содержание следующих дисциплин бакалавриата: «История одной из зарубежных славянских литератур» на...
Программа вступительного испытания по предмету История iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «история»
России; хро­но­ло­гию ос­нов­ных со­бы­тий сред­них ве­ков, но­вой и но­вей­шей Рос­сий­ской ис­то­рии
Программа вступительного испытания по предмету История iconПрограмма вступительного испытания по предмету
История русской журналистики, Международная журналистика, Политическая журналистика, Связи с общественностью, Спортивная журналистика,...
Программа вступительного испытания по предмету История iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по дисциплинам «история искусства. История дизайна, науки и техники»
Программа и правила проведения вступительного испытания по дисциплинам история искусства
Программа вступительного испытания по предмету История iconПрограмма вступительного испытания по предмету
Имя существительное (das Substantiv). Существительные собственные и нарицательные
Программа вступительного испытания по предмету История iconПрограмма вступительного испытания по предмету
Адоньева С. Б. Магико-ритуальная практика// Прагматика фольклора, спб., 2004. С, 67—135
Программа вступительного испытания по предмету История iconПрограмма вступительного испытания по математике для абитуриентов, поступающих
Цель вступительного испытания — выявить уровень общеобразовательной подготовки по алгебре учащихся IX классов общеобразовательных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница