Программа дисциплины «Математико-статистические модели в социологии» для направления 040200. 62 «Социология»




Скачать 279.84 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Математико-статистические модели в социологии» для направления 040200. 62 «Социология»
страница1/2
Дата18.03.2013
Размер279.84 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины

«Математико-статистические модели в социологии»


для направления 040200.62 «Социология»

подготовки бакалавров

специализации «Прикладные методы социологических исследований»


Автор Толстова Ю.Н.

untolstova@mail.ru

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г


Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.


Москва

Краткая аннотация


Цель курса, адресат

Курс рассчитан на студентов-социологов и посвящен изложению основ математической статистики. Как известно, подобные курсы традиционно читаются студентам самых разных специальностей. Объясняется это тем, что изучение статистических закономерностей требуется практически в любой отрасли человеческого знания. Отечественная литература в соответствующем отношении очень богата, имеется множество учебников (в том числе переводных) и методических пособий самого разного плана: с разной широтой охвата проблематики, рассчитанных на читателей с различной подготовкой и т.д. Казалось бы, преподавание математической статистики для студентов - прикладников стало рутинным делом. Тем не менее, предлагаемая программа имеет ряд особенностей, позволяющих считать ее в некоторых отношениях оригинальной. Особенности эти вызваны желанием автора сделать курс хорошо воспринимаемым именно социологами. Ситуация, обусловившая потребность в соответствующих разработках, состоит в следующем.

Проблемы преподавания математических дисциплин студентам-социологам

Опыт показывает, что студенты-социологи часто бывают настроены на “гуманитарный” лад, и либо вообще отрицают необходимость серьезного рассмотрение каких бы то ни было математических методов, либо делают это формально, в глубине души считая соответствующие знания для себя лишними. В результате - либо отсутствие знаний, либо освоение материала на “абстрактном” уровне, без всякого сопряжения с практикой проведения социологических исследований. Даже добросовестные студенты иногда плохо представляют себе, как использовать знания, полученные им в курсе математической статистики, в практической работе социолога. Преодолеть соответствующую проблему, на наш взгляд, можно путем определенной “привязки” курса к социологическим проблемам.

Особенности курса

Основным отличием предлагаемой программы от других программ такого рода является то, что все вводимые теоретические положения сопровождаются примерами их использования в социологических исследованиях. В качестве примеров случайных событий служат события, каждое их которых состоит в том, что какой -либо респондент обладает определенным сочетанием значений рассматриваемых признаков. Сами признаки служат примерами случайных величин. При этом вместо вероятностей в примерах фигурируют относительные частоты.

Еще одна особенность программы состоит в уделении большого внимания проблеме измерения исходных данных. Дело в том, что в социологии выбор как способа получения данных, так и способа их анализа (в том числе и с помощью методов математической статистики) являются проблемами. И эти проблемы не могут решаться отдельно, поскольку отражают две стороны одного и того же процесса. В предлагаемом курсе это проявляется прежде всего в том, что, говоря о параметрах распределений, мы соотносим их с типами шкал, использованных при получении исходных данных.

Определенное внимание в курсе уделяется описанию роли статистического подхода в социологии, анализу ситуаций, при которых он не адекватен: указывается, что социолог теряет, опираясь лишь на статистическую парадигму; обсуждается вопрос о возможности обеспечения того комплекса условий, реализация которого приводит к появлению интересующих социолога случайных событий; в частности, затрагивается проблема существования случайных величин.

Рассматривается ряд часто встречающихся в социологии ситуаций, в которых не выполняются условия реализации известных математико-статистических подходов. Показывается, как может действовать социолог в таких случаях.

Специфика представления библиографии в программе

В отечественной литературе имеется очень много работ (в том числе переводных), прекрасно описывающих основные положения теории вероятностей и математической статистики. Список этих работ приведен в конце программы. В них можно найти материал почти по все темам. После некоторых разделов (тем) приведены списки книг, содержание которых более узко - касается только соответствующего раздела (темы). К обязательной литературе мы отнесли работы, либо выпущенные в последние два года, либо ориентированные на социологов или по способу изложения, или по специфике рассматриваемых аспектов (к сожалению, эти работы зачастую опубликованы довольно давно).

Тематический план учебной дисциплины



№№

тем

Наименование разделов, тем

Лекции


Семинары


Самост. работа

Всего

часов




Раздел 1. Общее представление о математической статистике. Предварительные сведения об основном объекте её изучении- случайных величинах

 

 

 




1

Объект, предмет, цели, задачи математической статистики

1

0

1




2

Общее представление о социологических шкалах

4

3

4




3

Стандартизация значений случайных величин. Виды некоторых специфических распределений, использующихся при переносе результатов с выборки на генеральную совокупность

3

3

3




4

Предельные теоремы

2

1

2







Раздел II. Оценивание параметров

 

 

 




5

Еще раз о задачах математической статистики. Точечное оценивание параметров

2

2

4




6

Интервальное оценивание параметров

2

2

4







Раздел III. Проверка статистических гипотез

 

 

 




7

Общее представление о статистической гипотезе. Проверка статистической гипотезы об отсутствии связи (критерий χ2)

3

2

3




8

Проверка гипотезы о равенстве средних

1

2

3




9

Направленные и ненаправленные альтернативные гипотезы. Односторонние и двусторонние критерии

2

2

4




10

Проверка статистических гипотез: о равномерности генерального расределения, равенстве дисперсий, равенстве нулю коэффициента корреляции, равенстве двух долей.

3

3

4




11

Методологические аспекты проверки математико-статистических гипотез

2

2

3







Раздел IV. Проблема изучения причинно-следственных отношений и эксперимент в социологии; основные идеи дисперсионного анализа

 

 

 




12

Методологические аспекты изучения причинно-следственных отношений с помощью математических методов. Эксперимент в социологии

2

1

3




13

Корреляционное отношение

2

2

4




14

Однофакторный дисперсионный анализ

3

2

5




15

Двухфакторный дисперсионный анализ

2

2

4







Раздел V. Правдоподобие.













16

Классическая и субъективистская вероятностные концепции. Парадигма Неймана-Пирсона, парадигма правдоподобия, байесовская парадигма. Место подтверждения в теориях.


2

1

3




17

Определение правдоподобия. Объединение правдоподобий. Закон правдоподобия. Принцип правдоподобия. Кривизна функции правдоподоия. Свойства правдоподобия. Интерпретация правдоподобия.

4

6

5




18

Отношение правдоподобий, критерий Вальда и множитель Лагранжа.

2

2

3




19

Оценивание параметров моделей. Метод наибольшего правдоподобия и его свойства.

4

2

6




20

Правдоподобие и байесовская теория. Простейшие байесовские модели.

2

1

2





21

Правдоподобие и информационные критерии.

1

1

1







Итого

49

42

71

162



Базовые учебники

Толстова Ю.Н. Математико-статистические модели в социологии: Математическая статистика для социологов. Учебное пособие. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2007

Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Теория вероятностей и прикладная статистика, ч.1. М.: Юнити, 2001


В конце программы приведены списки основной и дополнительной литературы, пригодные для всех тем. После каждой темы будут названы работы более узкой направленности.

Формы контроля:

Учебная дисциплина разделена на три модуля. За первые два модуля (темы 1 – 15) предполагается, что, помимо слушания лекций и работы на семинарских занятиях, студентами будут выполняться следующие работы:

1) написано эссе;

  1. выполнено домашнее задание;

  2. написана контрольная работа (по 4 работы в семестр).

Список ориентировочных тем эссе и примерный перечень задач для каждой темы приведены в базовом учебнике.


  • текущий контроль – оценка работы слушателей на семинарских занятиях; оценка эссе, домашнего задания и контрольной работы.

  • итоговый контроль – экзамен.


Оценка за первые два модуля: экзамен (50%) + эссе (20%) + контрольная работа (15%) + домашнее задание (10%) + работа студента на семинарских занятиях (5%) .

За третий модуль (темы 16 – 21) предполагается, что помимо слушания лекций и работы на семинарских занятиях будут выполнены домашние задания. Итоговый контроль выполнен в виде экзамена.

Для получения положительной оценки за дисциплину необходимы положительные оценки как за материал первых двух модулей (темы 1 – 15), так и за материал третьего модуля (темы 16 – 21). Неудовлетворительная оценка за одну из этих двух частей автоматически приводит к неудовлетворительной оценке за весь курс.

При условии наличия положительных оценок суммарная оценка вычисляется по формуле 2/3 * [оценка за первую часть] + 1/3 * [оценка за вторую часть].


Содержание программы


Раздел I. Общее представление о математической статистике. Предварительные сведения об основном объекте её изучения – случайных величинах

Тема 1. Объект, предмет, цели и задачи математической статистики.

Понятия выборки, генеральной совокупности, случайной величины, статистической закономерности. Статистические закономерности как основные закономерности, выявляемые в процессе социологических исследований (исторический экскурс). От чего отказывается социолог, ограничиваясь поиском лишь статистических закономерностей: моделирование социальных процессов, монографический метод.

Случайная величина как основной объект изучения математической статистики. Параметры её распределения как предмет математической статистики. Перенос результатов с выборки на генеральную совокупность как основная задача (цель) математической статистики. Основные способы такого переноса как задачи математической статистики.

Основные методологические принципы использования в социологии математических методов


Основная литература (для повторения материала из курса по теории вероятностей: расчет выборочных статистик, отвечающих известным параметрам генеральных распределений):


Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных: методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М.: Научный мир, 2000


Ниворожкина Л.И., Морозова З.А. Основы статистики с элементами теории вероятностей. Для экономистов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999


Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983


Дополнительная литература (о методологических принципах использования математики в социологии)


Толстова Ю.Н. Методология математического анализа данных // Толстова Ю.Н. Социология и математика. М.: Научный мир, 2003. С.80-94. А также: СОЦИС, 1990, №6, с. 77-87.


Тема 2. Общее представление о социологических шкалах

Общие принципы понимания измерения в социологии. Определение понятия шкалы и её допустимых преобразований. Номинальная, порядковая, интервальная шкалы. Проблема адекватности математического метода относительно типа испльзуемых шкал.


Литература основная

Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: КДУ, 2007.


Литература дополнительная

Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М.: Наука, 1978 (глава.1)

  1   2

Похожие:

Программа дисциплины «Математико-статистические модели в социологии» для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 040200. 62...
Программа дисциплины «Математико-статистические модели в социологии» для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины «Математико-статистические модели в социологии» для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины «Математико-статистические модели в социологии» для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины «Математико-статистические модели в социологии» для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Практикум по экономической социологии» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической социологии гу-вшэ сусоколов Александр Александрович
Программа дисциплины «Математико-статистические модели в социологии» для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Практикум по экономической социологии» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра
Кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической социологии гу-вшэ сусоколов Александр Александрович
Программа дисциплины «Математико-статистические модели в социологии» для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины Социология финансового поведения населения для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра Автор Кузина О. Е
Теория абсолютного дохода Дж. Кейнса и неоклассические экономические модели сберегательного поведения домохозяйств
Программа дисциплины «Математико-статистические модели в социологии» для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины «Социально-экономическое развитие посткоммунистических стран» для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра, для специальности 040201. 65 «Социология» подготовки специалиста Автор: Л. Я. Косалс
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономической социологии гу-вшэ косалс Л. Я
Программа дисциплины «Математико-статистические модели в социологии» для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины [сравнительные исследования массовой коммуникации и массовой культуры] для направления [ 040200. 68 «Социология» ] подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки [040200....
Программа дисциплины «Математико-статистические модели в социологии» для направления 040200. 62 «Социология» iconПрограмма дисциплины [сравнительные исследования массовой коммуникации и массовой культуры] для направления  fillin \* mergeformat [ 040200. 68 «Социология» ] подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки [040200....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница