Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 252.07 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/2
Дата18.03.2013
Размер252.07 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2
Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет менеджмента


Программа дисциплины

«Маркетинговые стратегии. Часть 3»


для направления 080500.68 «Менеджмент»

подготовки магистра


Авторы: проф. О.А. Третьяк (o_tretyak@inbox.ru), проф. В.В. Радаев (radaev@hse.ru), проф. М.Ю. Шерешева (msheresheva@hse.ru), ст. препод. З.В. Котельникова (kotelnikova@hse.ru)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры __________________________ Стратегического маркетинга


Председатель

Зав. кафедрой Третьяк О.А.

________________________________

«_____» __________________ 2011 г. «10» марта 2011 г


Утверждена УС факультета

_________________________________


Ученый секретарь

_________________________________


« ____» ___________________2011 г.

Москва, 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Маркетинговые стратегии. Часть III» является продолжением дисциплины «Маркетинговые стратегии», которая читается на первом курсе магистерской программы «Стратегический и операционный маркетинг», и является демонстрацией современных маркетинговых стратегий применительно к рынку сетевого ритейла.

С начала 1990-х гг. отечественная розничная торговля претерпевает важные структурные и институциональные изменения. Этот период ее развития эксперты назвали «торговой революцией», под которой понимается переход розничной торговли на качественно иной этап развития. Данный переход обусловлен возникновением новых организационных форматов и распространением сетевых форм торговли.

Первые современные российские сети начали формироваться в середине 1990-х годов, транснациональные торговые сети пришли в Россию в начале 2000-х годов, а массовый поход сетей в регионы стартовал в 2003 г. Несмотря на то, что данная организационная популяция возникла совсем недавно, она развивается быстрыми темпами. Если в 2000 г. доля торговых сетей по продаже продуктов питания в обороте розничной торговли в России составляла 1%, то в 2006 г. – уже 27%. При этом развитие новых организационных форм привело к формированию современных институтов, перераспределению власти и установлению новых моделей взаимоотношений с органами власти, поставщиками и потребителями.

В отечественной научной литературе немного аналитических работ, посвященных системному анализу розничной торговли в целом и популяции розничных сетей в частности. В нашей стране исследования розничной торговли, как правило, являются предметом маркетинга, но не экономической теории и социологии. Хотя начиная с 2000-х гг. исследовательский коллектив Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ под руководством проф. В.В. Радаева систематически проводит количественные и качественные опросы, направленные на изучение стратегий торговых сетей в России и мониторинг проблем отрасли. Например: проект «Развитие российского ритейла: отношения ведущих участников рынка» (2010 г., руководитель – В.В. Радаев); проект «Развитие российского ритейла:  меры государственного регулирования и их последствия» (2009, руководитель – В.В. Радаев); межрегиональный проект «Практики хозяйственной конкуренции на рынках потребительских товаров современной России» (2005–2007 гг., руководитель проекта – З.В. Котельникова).

Представляемый курс, с одной стороны, есть подытоживание эмпирического материала, собранного в рамках исследовательской деятельности авторов; а с другой – направлен на сочетание социологических и маркетинговых наработок в области розничной торговли для получения целостной и глубокой картины. Таким образом, цель курса дать студентам целостное представление о торговых сетях и выстраиваемых ими отношениях с контрагентами, основанное на сочетании социологического и маркетингового подходов, а также познакомить студентов с современными эмпирическими исследованиями, посвященными развитию торговых сетей. Ключевыми вопросами этого курса являются: какие тенденции в развитии торговых сетей и современных торговых форматов существуют сегодня на отечественном рынке? какие факторы определяют развитие тех или иных форматов на региональных рынках России? какие институты и модели отношений складываются в цепи поставок: между торговыми сетями и поставщиками, а также между торговыми сетями и потребителями? каковы особенности конкурентной среды в данной сфере? каковы особенности государственного регулирования розничной торговли в России?

Задачи курса

Реализация данного учебного курса нацелена на решение следующих задач:

  • студенты должны получить углубленные знания о маркетинговых и социологических подходах к изучению массовой дистрибуции;

  • студенты должны получить углубленные знания о тенденциях и перспективах развития российской розничной торговли в целом;

  • студенты должны иметь целостное представление о современных западных и российских исследованиях торговых сетей и их взаимоотношений с контрагентами;

  • студенты должны научиться сочетать наработки смежных дисциплин, чувствовать отличие подходов и уметь их эффективно дополнять;

  • студенты должны получить навыки критического разбора маркетинговых и социологических текстов;

  • студенты должны освоить набор аналитических инструментов эмпирического исследования конкретных российских рынков;

  • студенты должны получить навыки аналитического осмысления эмпирических данных и исследовательских материалов.


Методическая новизна курса

Насколько известно авторам, представляемая учебная дисциплина не имеет ни отечественных, ни западных аналогов. Тому есть ряд причин. Во-первых, несмотря на то, что теоретический и практический бэкграунд маркетологов и социологов во многом схожий, довольно сложно преодолеть узкопрофессиональную направленность и найти удачные способы междисциплинарной интеграции. Во-вторых, на Западе социологи, в отличие от маркетологов, активно занимаются изучением потребительского поведения, но крайне мало исследуют особенности организации массовой дистрибуции, олицетворением которой в частности являются торговые сети. Социологические работы данного толка мало. В-третьих, в России становление маркетинга в целом и стратегического маркетинга в частности как профессиональной области началось относительно недавно. В распоряжении последних не так много наработанного на российской почве материала для аналитического осмысления. Российские же экономсоциологи в 2000-е гг. аккумулировали богатый эмпирический материал и установили крепкие связи с практиками изучаемой отрасли.

Междисциплинарная платформа курса образует его уникальность и способствует развитию компетенций, необходимых современному специалисту. 

В рамках данного курса реализуются оригинальные методики и формы работы со студентами:

  • Методическое разнообразие: формы и приемы взаимоотношений со слушателями в той или иной степени варьируются от преподавателя к преподавателю. Поскольку в ведение данного курса вовлечены пять преподавателей, и все они имеют разный методический и исследовательский опыт, у студентов есть уникальная возможность прочувствовать на себе весь спектр приемов и форм ведения лекционных занятий в рамках одного курса. За каждым из преподавателей закреплены темы, которые максимально соответствуют его теоретическим и практическим интересам. Поэтому лекционные занятия в большей степени напоминают научные семинары, на которых исследователи делятся со слушателями своими научными достижениями и знаниями.

  • Актуальный учебный материал: еще одной особенностью курса является тот факт, что он целиком опирается на исследовательские наработки авторов. Структура курса сформирована в соответствии с эмпирическим материалом, который был аккумулирован в ходе полевой деятельности авторов. Каждая тема опирается на актуальные данные.

  • Сочетание теории и практики: в качестве заключительного занятия в данном курсе предусмотрен круглый стол / мастер-класс с участием практиков – представителей ведущих торговых сетей или консалтинговых фирм. Данный круглый стол проводится с целью дать студентам возможность помимо исследовательского знания и теоретических представлений также прикоснуться к реалиям профессионалов.

  • Интерактивные формы обучения: в рамках курса преподаватели активно используют методологию активного обучения (active-learning or problem-based approach), которая в наибольшей степени подходит для развития у студентов аналитического мышления. В курсе применяются работа в мини-группах, взаимное оценивание и рецензирование, получение обратной связи о курсе, и проч.

  • Стимулирование к исследовательской деятельности: в рамках данного курса преподаватели активно стимулируют студентов к введению исследовательской деятельности не только посредством собственного примера, но и путем разработанных заданий для самостоятельной работы студентов. Ключевая роль в данном курсе отводится аналитическому разбору кейс-стади. Студенты в мини-группах на протяжении всех практических занятий в соответствии с заданными темами работают над кейс-стади заранее выбранной ими торговой сети.



Место курса в системе подготовки магистров

Данный курс является обязательным для студентов 2-го курса магистерской программы «Стратегический и операционный маркетинг» факультета менеджмента (курс читается 15 недель (первый – второй модули; с 1 сентября по 31 декабря) по 4–8 часов в неделю). Курс является логическим завершением курса «Маркетинговые стратегии», иллюстрирующим многообразие и динамику развития маркетинговых стратегий на конкретном бурно развивающемся рынке розничной торговле. При разработке программы данного курса учитывалась возможность студентов опираться на знания и навыки, приобретенные при изучении следующих дисциплин: «Маркетинговые стратегии» (часть I, II), «Маркетинг взаимодействия и партнерских отношений», «Экономическая социология», «Институциональная экономика» и др.


Результаты обучения

К концу курса обучения студенты должны получить всестороннее представление о современных западных и российских исследованиях торговых сетей и их взаимоотношений с контрагентами; научиться сочетать наработки смежных дисциплин; развить аналитические способности и исследовательские навыки.

В ходе освоения одновременно маркетингового и социологического подходов к изучению торговых сетей слушатели курса смогут приобрести дополнительные компетенции, расширяющие их профессиональный кругозор.

Кроме того, данный курс иллюстрирует полученные студентами ранее теоретические знания живым исследовательским материалом, а также дополняет их практическим знанием.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ1



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские занятия

1.

История возникновения новых торговых форматов и сетевого ретейла в начале XX в. (ст. преп. З.В. Котельникова)

4

4

0

0

2.

Эволюция торговых форматов в российском ретейле (ст. преп. З.В. Котельникова)

4

4

0

0

3.

Маркетинговые стратегии в розничной торговле (проф. О.А. Третьяк)

6

4

0

2

4.

Международная экспансия торговых сетей и стратегии интернационализации (проф. М.Ю. Шерешева)

6

4

0

2

5.

Деловые стратегии развития торговых сетей в России (ст. преп. З.В. Котельникова)

8

2

4

2

6.

Структура конкурентных отношений в российском ретейле (преп. З.В. Котельникова)

4

2

2

0

7.

Особенности взаимоотношений торговых сетей и потребителей в России (ст. преп. З.В. Котельникова)

2

2

0

0

8.

Структура деловых отношений между поставщиками и российскими торговыми сетями (ст. преп. З.В. Котельникова)

8

4

4

0

9.

Государство и торговые сети: международная практика регулирования развития торговых сетей и их отношений с поставщиками (ст. преп. З.В. Котельникова)

2

2

0

0

10.

Государство и торговые сети: меры государственного регулирования ретейла и их последствия в России (проф. В.В. Радаев)

6

2

4

0

11.

Круглый стол (выступления практиков)

4

4

0

0

Итого:




54

32

16

6

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Формы контроля: текущий контроль – посещаемость, тестовые задания, презентации проектов; итоговый контроль – письменный кейс и письменная работа (зачет).


Итоговая оценка складывается из трех элементов:

  • оценка за работу на аудиторных занятиях (40%):

    • выполнение тестовых заданий (20%);

    • презентация кейсов (20%);

  • оценка за письменный кейс по сегменту потребительского рынка (20%);

  • оценка за итоговую письменную работу (40%).

Работа на лекционных занятиях оценивается согласно нескольким параметрам:

    • посещаемость занятий;

    • чтение обязательной литературы по каждой теме;

    • выполнение тестовых заданий.


Работа на семинарских занятиях оценивается согласно нескольким параметрам:

    • посещаемость занятий;

    • презентация проекта письменного кейса;

    • умение формулировать вопросы, давать комментарии и вести рассуждения в рамках обсуждаемой на семинаре теме.

Письменный кейс представляет собой самостоятельную индивидуальную или коллективную (максимум 3 автора) письменную работу дескриптивного и аналитического характера, посвященную описанию стратегий развития торговых сетей. Полный текст кейса имеет объем до 10–12 страниц основного текста (без приложений).

Письменный зачет выполняется в конце курса в присутствии преподавателя и предполагает письменный ответ в форме творческого эссе на два поставленных вопроса. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Использование каких-либо текстов запрещается. Время, отведенное на выполнение работы – 120 мин.

БАЗОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

В списках литературы по данному курсу представлены наиболее значимые работы современной маркетинговой и социологической литературы, посвященной развитию торговых сетей.

Литературные источники отбирались нами весьма тщательно. Для всех изданий, вошедших в основную и дополнительную литературу, указаны конкретные страницы, которые рекомендуется к прочтению в первую очередь.

Обязательная литература

Радаев В. В. 2007. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: ИД ГУ ВШЭ.

Радаев В. В. 2011. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. М.: ИД НИУ ВШЭ.
Alexander N., Doherty A. M. 2009. International Retailing. Oxford New York: Oxford University Press.

Hamilton G., Petrovic M., Senauer B. (eds.). 2011. The Market Makers: How Retailers are Reshaping the Global Economy. Oxford, N.Y.: Oxford University Press.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В центре содержания курса находится анализ отношений торговых сетей, которые они выстраивают с различными типами игроков: конкурентами, поставщиками, потребителями, государством. Идея, что поведение рыночных акторов социально укоренено, а также сети отношений, в которые они включены, имеют значение, является ключевой как для отношенческого маркетинга (relational marketing), так и для представителей новой экономической социологии. И в этом направлении обеими дисциплинами сделано уже много. Однако, как это часто бывает в случае смежных дисциплин, интеграции их результатов и плодотворному обмену идеями мешает узкая профессиональная направленность. Данный курс призван способствовать взаимному обогащению, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях. В рамках него учащиеся одновременно знакомятся с маркетинговыми и социологическими работами, а также исследовательскими достижениями, и проч.

Курс организован не совсем конвенциональным образом. В его проведение вовлечены несколько преподавателей, каждый из которых читает тему, которая наиболее близка его научным и исследовательским интересам. Более того, каждая тема подкрепляется имеющимся эмпирическим материалом.

Тема 1. История возникновения современных торговых форматов и сетевого ретейла

Торговая революция и ее предпосылки. История возникновения современных торговых форматов. Супермаркеты и универсальные магазины.  Принцип самообслуживания и современные магазины. Роль технологий в формировании современных торговых форматов и розничных сетей. Розничная торговля в США и ее распространение. Глобализация европейской розничной торговли. Современные розничные предприятия как «market makers».

Обязательная литература
Бурстин Д. Дж. 1993. Сообщества потребления. ТHESIS. 1 (3): 231–254. URL: http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Petrovic M., Hamilton G. 2011. Introduction. In: Hamilton G., Petrovic M., Senauer B. (eds.). The Market Makers: How Retailers are Reshaping the Global Economy. Oxford, N.Y.: Oxford University Press; 1-30. URL: http://fds.oup.com/www.oup.com/pdf/13/9780199590179.pdf

Дополнительная литература
Abernathy F.H., Volpe A.P. 2011. Technology and Public Policy: The Preconditions for the Retail Revolution. In: Hamilton G., Petrovic M., Senauer B. (eds.). The Market Makers: How Retailers are Reshaping the Global Economy. Oxford, N.Y.: Oxford University Press; 50-78.

Bluestone B., Hanna P., Kuhn S., Moore L. 1981. The Retail Revolution: Market Transformation, Investment, and Labour in the Modern Department Store. Boston: Auburn House Publishing Company.

Bowlby R. Supermarket Futures // The Shopping Experience / ed. by P. Falk, C. Campbell. L.: Sage, 1997. Pp. 92–110.

Cochoy F. 2011. Reconnecting Marketing to «Market-things»: How Grocery Equipment drove Modern Consumption (Progressive Grocer, 1929–1959). In: Aráujo L., Finch J., Kjellberg H. Reconnecting Marketing to Markets. Oxford: Oxford University Press; 29–49.

Cochoy F. 2010. Driving a Shopping Cart from STS to Business, and the Other Way Round: On the Introduction of Shopping Carts in American Grocery Stores (1936–1959). Organization. 16 (1): 34–53.

Cochoy F. 2010. How to Build Displays that Sell. The Politics of Performativity in American Grocery Stores (Progressve Grocer, 1929-1946). Journal of Cultural Economy. 3(2): 299-315.

Lermans R. 1993. Learning to Consume: Early Department Stores and the Shaping of the Modern Consumer Culture (1860–1914). Theory, Culture & Society. 10 (4): 79–102. URL: http://tcs.sagepub.com/content/10/4/79

Petrovic M. 2011. US Retailing and its Global Diffusion. In: Hamilton G., Petrovic M., Senauer B. (eds.). The Market Makers: How Retailers are Reshaping the Global Economy. Oxford, N.Y.: Oxford University Press; 79-116.

Petrovic M., Hamilton G. 2011. Retailers as Market Makers. In: Hamilton G., Petrovic M., Senauer B. (eds.). The Market Makers: How Retailers are Reshaping the Global Economy. Oxford, N.Y.: Oxford University Press; 31-49.

Wortmann M. 2011. Globalization of European Retailing. In: Hamilton G., Petrovic M., Senauer B. (eds.). The Market Makers: How Retailers are Reshaping the Global Economy. Oxford, N.Y.: Oxford University Press; 117-154.

Zimmerman M. M. The Supermarket and the Changing Retail Structure // The Journal of Marketing. 1941. Vol. 5, No. 4 (Apr.). Pp. 402–409.

Тема 2. Эволюция торговых форматов в российском ретейле

Определение и основные элементы торговой сети. Понятие торгового формата. Типы торговых форматов. Основные тенденции в развитии розничной торговли в 2000-е гг. Волны новых торговых форматов в российском ретейле. Особенности регионального развития торговых сетей и торговых форматов в России.

Обязательная литература

Котельникова  З. В. 2009. Особенности развития розничных сетей и торговых форматов в продовольственном секторе российской торговли в 2000-х годах (региональный аспект). Мир России. 3: 151–172. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/data/460/185/1223/151-172.pdf

Радаев В. В. 2006. Классификация современных форм розничной торговли. Экономическая политика. 4: 123–138. URL: http://www.ep.ane.ru/archiv/2006/4#title

Дополнительная литература

Радаев В. В. 2005. Популяционная экология организаций: как возникает разнообразие организационных форм. Российский журнал менеджмента. 3 (2): 99–108. URL: http://www.rjm.ru/archive.php?inumber=34

Радаев В. В. 2006. Эволюция организационных форм в условиях растущего рынка (на примере российской розничной торговли). WP4/2006/06. М.: ИД ГУ  ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/data/2010/05/05/1216427485/WP4_2006_06.pdf

Радаев В. В. 2007. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: ИД ГУ  ВШЭ; гл. 3–5.

Радаев В. В. 2007. Как завоевывается рынок: распространение новых организационных форм в российской розничной торговле. Журнал социологии и социальной антропологии. 10 (3): 22–37.

Хасис Л. А. 2004. Розничные торговые сети в современной экономике. М.: Эдиториал УРСС.

Betancourt R., Gautschi D. 1988. The Economics of Retail Firms. Managerial and Decision Economics. 9 (2): 133–144.  URL: http://econweb.umd.edu/~betancourt/distribution/out.pdf

Palmer J. L. 1929. Economic and Social Aspects of Chain Stores. The Journal of Business of the University of Chicago. 2 (3). July: 272–290. URL: http://www.jstor.org/stable/2349354

Phillips Ch. F. 1937. The Chain Store in the United States and Canada. The American Economic Review. 27 (1): 87–95. URL: http://www.jstor.org/stable/1803819

Russell F. A., Lyons R. W., Flickinger S. M. 1931. The Social and Economic Aspects of Chain Stores. The American Economic Review. 21 (1): 27–36. URL: http://www.jstor.org/stable/1802972

Zimmerman M. M. 1941. The Supermarket and the Changing Retail Structure. Journal of Marketing. 5 (4): 402–409. URL: http://www.jstor.org/stable/1245557

Тема 3. Маркетинговые стратегии в розничной торговле (проф. О.А. Третьяк)

От схем стратегического маркетингового планирования – к маркетингу, ориентированному на ценность/стоимость для потребителя. Новые акценты в стратегическом маркетинге и возможность их использования при анализе основных игроков российского рынка. Деловая активность организаций розничной торговли и перспективы стратегического развития. Новые основания маркетинговых стратегий и их адаптация к розничным сетям.

Взаимодействие с поставщиками в контексте стратегического развития розничных сетей. Взаимодействие с потребителями.

Обязательная литература

Деловая активность организаций розничной торговли в IV квартале 2010 года. 2010. М.: ИД ГУ ВШЭ. URL: http://www.hse.ru/news/monitorings/27024771.html

Третьяк О. А. 2008. Развитие концепции управления цепочкой спроса на новых основаниях.  Российский журнал менеджмента. 6 (4). URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/dcm_new.htm

Третьяк О. А. 2009. Маркетинг: новые ориентиры модели управления: Учебник. М.: ИНФРА-М; 337–375.

Дополнительная литература

Piercy N. F. 2009. Market-Led Strategic Change Transforming the Process of Going to Market. Oxford: Butterworth—Heinemann; ELSEVIER.

Тема 4. Международная экспансия торговых сетей и стратегии интернационализации (проф. М.Ю. Шерешева)

Причины активной международной экспансии розничных компаний в конце XX – начале XXI вв. Теории интернационализации ритейла. Классификация международных розничных компаний. Формирование глобальной структуры розничной торговли. Стратегии выхода на международные рынки: выбор целевого рынка, методы выхода на рынок, управление брендом, комплекс маркетинговых мероприятий, взаимоотношения с поставщиками и клиентами.

Обязательная литература

Alexander N., Doherty A. M. 2009. International Retailing. Oxford; New York: Oxford University Press; Chs 3–5, 10–15.

Дополнительная литература

Соммерсби С. 2007. Стратегия завоевания международными розничными сетями региональных рынков. 10 июля. URL: http://www.djoen.ru/marketing/strategiya-zavoevaniya-mezhdunarodnymi-roznichnymi-setyami-regionalnyx-rynkov.html

Ферни Дж., Ферни С., Мур К. 2008. Принципы розничной торговли. М.: ЗАО «Олимп—Бизнес»; гл. 12.

Хасис Л. А. 2004. Мировая розничная торговля. Основные тенденции. М.: Эдиториал УРСС.

Doh J., Rodriguez P., Uhlenbruck K, Eden L. 2003. Coping with Corruption in Foreign Markets. Academy of Management Executive. 17 (3): 183–192.

Hanf J. H., Pall Z., Belaya V. 2010. Retail Internationalization — Can We Predict the Future? Investigating the Power of Business Theories. В сб.: Шерешева М. Ю. (научн. ред.). Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. М.: ИД ГУ ВШЭ.

Pall Z., Sheresheva M., Hanf J. H. 2010. Supplier-Retailer Relationships in the Strategy of International Retailers: Empirical Evidence from Russia. Proceedings of the 26th IMP Conference. Budapest. URL: http://www.impgroup.org/uploads/papers/7572.pdf

Palmer M., Owens M., De Kervenoael R. 2010. Paths of the Least Resistance: Understanding How Motives Form in International Retail Joint Venturing. The Service Industries Journal. 30 (6): 965–989.

Тема 5. Деловые стратегии развития торговых сетей в России

Маркетинговые и финансовые стратегии (экспансия в регионы, выход на рынки IPO, диверсификация торговых форматов и проч.). Стратегии взаимодействия с другими участниками рынка. Риски экстенсивного роста розничной торговли. Стратегические альянсы между торговыми сетями. Влияние финансового кризиса 2007 г. на стратегии торговых сетей.

Обязательная литература

Радаев В. В. 2005. Динамика деловых стратегий российских розничных компаний под воздействием глобальных торговых сетей. Российский журнал менеджмента. 3 (3): 3–26. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/rjm/volumes.html?year=2005&j_num=19008661

Дополнительная литература

Радаев В. В. 2002. Российский бизнес: на пути к легализации? Вопросы экономики. 1: 68–87.

Радаев В. В. 2003. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей). Вопросы экономики. 7: 57–77.

Радаев В. В. 2003. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ИД ГУ ВШЭ.

Радаев В. В. 2007. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: ИД ГУ ВШЭ; гл.: 2, 6–8.

Радаев В. В. 2009. Как догнать Америку. Компания. 23 (562). 22 июня: 48. URL: http://ko.ru/articles/21036

Радаев В. В. 2009. Ловушка захлопнулась. Мое дело. Магазин. 3: 22–25.

Хасис Л. А. 2004. Розничные торговые сети в современной экономике. М.: Эдиториал УРСС.

Тема 6. Структура конкурентных отношений в российском ретейле.

Понятие конкуренции в экономической теории. Понятие конкуренции в экономической социологии. Экономическая борьба и социальные связи в российском ретейле. Формы и способы конкурентной борьбы торговых сетей в России.

Обязательная литература

Радаев В. В. 2009. Экономическая борьба и социальные связи: структура конкурентных отношений в новом российском ритейле. Экономическая социология. 10 (1): 19–56. URL: http://www.ecsoc.hse.ru/issues/2009-10-1/index.html

Или:

Радаев В. В. 2011. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. М.: ИД НИУ ВШЭ; гл. 6.

Дополнительная литература

Овчинникова Ю. В. 2008. Стратегический расчет: логика выстраивания организационных форм и конкурентных отношений на розничном рынке. В сб.: Радаев В. В. (отв. ред. серии). Эволюция торговых форматов в российском продуктовом ритейле. М.: ИД ГУ ВШЭ (Серия «Аналитика ЛЭСИ»). Вып. 3; 62–104. URL: http://www.hse.ru/mag/analitics/2008--3.html

Радаев В. В. 2009. Атомизированные действия и социальные связи: основы конкуренции в российской розничной торговле. Мир России. 2: 50–89. URL: http://ecsocman.edu.ru/mirros/msg/24287986.html

Abolafia M., Biggart N.  W. 1991. Competition and Markets: An Institutional Perspective. In: Etzioni A., Lawrence P. P. (eds). Socio-Economics: Toward a New Synthesis. Armonk, NY: M. E. Sharpe; 211–232.

Trapido D. 2007. Competitive Embeddedness and the Emergence of Interfirm Cooperation. Social Forces. 86 (1):165–191.

Тема 7. Структура деловых отношений между поставщиками и российскими торговыми сетями (преп. З.В. Котельникова).

Формирование деловых отношений. Факторы отбора поставщиков. Продолжительность отношений и факторы продолжения отношений. Разрыв деловых связей. Уровень конфликтности отношений контрагентов. Модели межорганизационных связей торговых сетей и их поставщиков в России.

Обязательная литература

Блум П. Н., Гундлах Г. Т., Кэннон Дж. П. 2008. Плата за торговое место: теоретические направления и взгляды менеджеров и практиков. Экономическая политика. 2008. 5: 28–59. URL: http://ep.ane.ru/archiv/2008/5

Радаев В. В. 2011. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. М.: ИД НИУ ВШЭ; гл. 3–5.

Дополнительная литература

Келли К. 2008. Анализ платы за торговое место на рынке продовольственных товаров: конкурентный подход. Экономическая политика. 5: 160–176. URL: http://ep.ane.ru/archiv/2008/5

Маркин М. Е. 2009. Социальная обусловленность возникновения деловых отношений: выбор бизнес-партнёров в российской розничной торговле. Экономическая социология. 2009. 10 (5): 72–92 . URL: http://www.ecsoc.hse.ru/issues/2009-10-5/index.html

Радаев В. В. 2009. Как объяснить конфликты в российском ритейле: эмпирический анализ взаимодействия розничных сетей и их поставщиков. Препринт WP1/2009/03. М.: ИД ГУ ВШЭ. URL: http://www.hse.ru/org/hse/wp/wp4

Радаев В. В. 2009. Мифы о продавцах. Ведомости. 180 (2450). 24 сентября: 4.

Радаев В. В. 2009. Рыночная власть и рыночный обмен: отношения розничных сетей с поставщиками. Российский журнал менеджмента. 7 (2): 3–30. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/text/23506416/

Радаев В. В. 2009. Что требуют розничные сети от своих поставщиков: эмпирический анализ. Экономическая политика. 2: 58–80. URL: http://ep.ane.ru/pdf/EP_2-2009.pdf

Радаев В. В., Котельникова З. В., Маркин М. Е. 2009. Развитие российского ритейла: меры государственного регулирования и их последствия. (Серия «Аналитика ЛЭСИ»). Вып. 4. М.: ИД ГУ ВШЭ. URL: http://www.hse.ru/mag/analitics/2009--4.html

Cannon J. P. Perreault W. D.,  Jr. 1999. Buyer—Seller Relationships in Business Markets. Journal of Marketing Research. 36 (4): 439–460. URL: http://www.jstor.org/stable/3151999

Dwyer F. R., Schurr P. H. Oh S. 1987. Developing Buyer-Seller Relationships. Journal of Marketing. 51 (2): 11–27. URL: http://www.jstor.org/stable/1251126

Ganesan Sh. 1994. Determinants of Long-Term Orientation in Buyer-Seller Relationships. The Journal of Marketing. 58 (2): 1–19. URL: http://www.jstor.org/stable/1252265

Hingley M. K. 2005. Power to All Our Friends? Living with Imbalance in Supplier—Retailer Relationships. Industrial Marketing Management. 34: 848–858.

Liu Y., Luo Y., Liu T. 2009. Governing Buyer—Supplier Relationships Through Transactional and Relational Mechanisms: Evidence from China. Journal of Operations Management. 27: 294–309.

Messinger P. R., Narasimhan Ch. 1995. Has Power Shifted in the Grocery Channel? Marketing Science. 14 (2): 189–223.

Wathne K., Biong H., Heide J. 2001. Choice of Supplier in Embedded Markets: Relationship and Marketing Program Effects. Journal of Marketing. 65 (2): 54–66.


Тема 8. Особенности взаимоотношений торговых сетей и потребителей в России


Новые формы организации торговли и основные изменения в моделях потребления (унификация, торговые марки и универмаги). Основные элементы маркетинга и продвижения товаров. Психология покупателя. Воздействие на потребителя: стимулы, информация, реклама. Возрастные и гендерные различия в потреблении.


Обязательная литература

Carpenter J. M., Moore M. 2006. Consumer Demographics, Store Attributes, and Retail Format Choice in the US Grocery Market. International Journal of Retail & Distribution Management. 34 (6): 434–445. URL: http://www.emeraldinsight.com/journals.htm?articleid=1556603

Дополнительная литература

Бурстин Д. Дж. 1993. Сообщества потребления. ТHESIS. 1 (3): 231–254. URL: http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml

Немкова Е. В. 2008. Факторы и типы потребительского поведения в сфере продуктов питания. В сб.: Радаев В. В. (отв. ред. серии). Эволюция торговых форматов в российском продуктовом ритейле. М.: ИД ГУ ВШЭ (Серия «Аналитика ЛЭСИ»). Вып. 3: 105–129. URL: http://www.hse.ru/mag/analitics/2008--3.html

Bai J., Wahl T., McCluskey J. 2008. Consumer Choice of Retail Food Store Formats in Qingdao, China. Journal of International Food & Agribusiness Marketing. 20 (2): 89–109.

Bowldy R. 1997. «Supermarket Futures». In: Falk P., Campbell C. (eds). The Shopping Experience. London: Sage; 92–110.

Goldman A., Hino H. 2005. Supermarkets vs. Traditional Retail Stores: Diagnosing the Barriers to Supermarkets’ Market Share Growth in an Ethnic Minority Community. Journal of Retailing and Consumer Services. 12: 273–284.

Goldman A., Krider R., Ramaswami S. 1999. The Persistent Competitive Advantage of Traditional Food Retailers in Asia: Wet Markets’ Continued Dominance in Hong Kong. Journal of Macromarketing. 19 (2): 126–139.

Jamal A. 1995. Food Consumption Among Ethnic Minorities: The Case of British—Pakistanians in Bradford, UK. British Food Journal. 100 (5): 221–228.

Lermans R. 1993. Learning to Consume: Early Department Stores and the Shaping of the Modern Consumer Culture (1860–1914). Theory, Culture & Society. 10 (4): 79–102. URL: http://tcs.sagepub.com/content/10/4/79

Penaloza L., Gilly M. 1999. Marketer Acculturation: the Changer and the Changed. Journal of Marketing. 63: 84–104.

Tordjman A. 1994. European Retailing: Convergences, Differences and Perspectives. International Journal of Retail & Distribution Management. 22 (5): 3–19.

Тема 9. Государство и торговые сети: международная практика государственного регулирования развития торговых сетей и их взаимоотношений с поставщиками

Общие элементы государственного регулирования розничной торговли. Создание барьеров входа на рынок (Италия). Зонирование розничной торговли в Европейских странах. Регулирование ценообразования в розничной торговле (Франция, Ирландия). Регулирование графика работы торговых объектов (Франция, Германия). Регулирование отношений между ритейлерами и их поставщиками (Франция, Великобритания, Германия, США). Законодательство в сфере слияния и поглощения (Австралия). Регулирование посредство налогообложения (США).

Обязательная литература

Радаев В. В., Котельникова З. В., Маркин М. Е. 2009. Развитие российского ритейла: меры государственного регулирования и их последствия. Аналитика ЛЭСИ. Вып. 4. М.: ИД ГУ ВШЭ: 33–39. URL: http://www.ecsoc.ru/images/pub_ecsoc/2009/10/21/0000019816/anal4.pdf

Poole R., Clarke G. P., Clarke D. B. 2002. Growth, Concentration and Regulation in European Food Retailing. European Urban and Regional Studies. 9 (2): 167–186. URL: http://eur.sagepub.com/content/9/2/167.full.pdf+html

Дополнительная литература

Allain M. L., Chambolle C. 2005. Loss Leader Banning Law as Vertical Restraints. Journal of Agricultural & Food Industrial Organization. 3 (1). URL: http://www.bepress.com/jafio/vol3/iss1/art5

Cliquet G. 1998. Integration and Territory Coverage of the Hypermarket Industry in France: A Relative Entropy Measure. International Review of Retail Distribution and Consumer Research. 8 (2): 205–224.

Colla E. 2006. Distorted Competition: Bellow-Cost Legislation, International Review of Retail, Distribution and Consumer Research. 16 (3): 353–373. URL: http://www.informaworld.com/smpp/content~db=all~content=a749280094

Conway P., Nicoletti G. 2006. Product Market Regulation in the Non-manufacturing Sectors of OECD Countries: Measurement and Highlights. OECD Economics Department Working Papers. 530. URL: http://econpapers.repec.org/paper/oececoaaa/530-en.htm

Griffith R., Harmgart H. 2008. Supermarkets and Planning Regulation. CEPR Discussion Paper. 6713 (February). URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1141619

Reaching Higher Productivity Growth in France and Germany. 2002. McKinsey Global Institute Report. October.

Schivardi F. Viviano E. 2008. Entry Barriers in Retail Trade. CEPR Discussion Paper. 6637. URL: http://econpapers.repec.org/paper/cprceprdp/6637.htm

Viviano E. 2008. Entry Regulations and Labour Market Outcomes: Evidence from the Italian Retail Trade Sector. Labour Economics. 15 (6): 1200–1222.

Тема 10. Государство и торговые сети: особенности взаимоотношений. Меры государственного регулирования ретейла и их последствия в России (проф. В.В. Радаев)

Договорные отношения между поставщиками и розничными сетями. Проблемы доминирования и предельной доли рынка. Попытка государственного регулирования цен. Проблемы поддержки отечественных производителей. ФЗ «О торговле».

Обязательная литература

Радаев В. В. 2011. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России. М.: ИД НИУ ВШЭ: гл. 7

Дополнительная литература
Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. 2009. 28 декабря. Федеральный закон (№ 381-ФЗ)>. URL: http://www.bishelp.ru/ekonomika/zakon/torg_zakon.php

Радаев В. В. 2008. В защиту «торгашей». Ведомости. 77 (2099). 28 апреля: А4.

Радаев В. В. 2010. Администрирование рыночных правил (как разрабатывался закон о торговле). Вопросы государственного и муниципального управления. 3: 5–35.

Радаев В. В., Котельникова З. В., Маркин М. Е. 2009. Развитие российского ритейла: меры государственного регулирования и их последствия. Аналитика ЛЭСИ. Вып. 4. М.: ИД ГУ ВШЭ. URL: http://www.hse.ru/mag/analitics/2009--4.html

Тема 11. Круглый стол

На круглый стол приглашаются представители ведущих российских и западных торговых сетей для обсуждения вопросов стратегий развития сетевых форм в отечественном ретейле.

  1   2

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница