Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1




НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1
страница1/5
Дата18.03.2013
Размер0.94 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет истории, политологии и права


Кафедра отечественной истории нового времени


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


Методические указания и программа курса для студентов, обучающихся по специальности «История»


Москва 2008


История отечественной культуры:

Программа курса для студентов.

Специальности «История», «историко-архивоведение»

Авторы: докт. ист. наук, проф. Л.Г. Березовая,

К.и.н., доц. Е.Ю. Наумов

К.и.н., ст. преп. И.А. Гордеева

Ответственный редактор д.и.н., проф. Логунов А.П.

М., 2007


Программа утверждена на заседании кафедры Отечественной истории нового времени, протокол № 3 от декабря 2006 г.


© Российский государственный гуманитарный университет

© Л.Г. Березовая, Е.Ю. Наумов, И.А. Гордеева


СОДЕРЖАНИЕ

Вводная записка к изучению курса


Пояснительная записка ………………………..

Программа.

Информационные и исследовательские ресурсы


Учебно-методический комплекс по курсу. Часть 1.

Тематический план занятий. Часть 1………………………………………………….

Планы семинарских занятий и методические указания к ним. Часть 1

Программа аттестаций. Часть 1.

Программа дополнительной работы


Учебно-методический комплекс по курсу. Часть 2.

Тематический план занятий. Часть 2.

Планы семинарских занятий и методические указания к ним

Программа аттестаций

Программа дополнительной работы


Вводная записка


Курс «История русской культуры» предназначен для студентов всех факультетов, которые реализуют образовательную программу по направлению «История». Курс предназначен прежде всего для студентов факультетов истории, политологии и права, историко-архивного и факультета технотронных архивов и документоведения., но может быть использован полностью или частично и другими образовательными программами в формате курсов по выбору или факультативных курсов.

Общий объем курса составляет 194 часов, в т.ч. 72 аудиторно, и распределен на два семестра. Учебно-методический комплекс включает в себя как программу аудиторной работы (лекции, семинары, тренинги, коллоквиумы, аттестации), так и методические рекомендации для самостоятельной работы. Семинарские и аттестационные занятия имеют вариативный характер, что позволяет конкретному преподавателю выстраивать структуру и методику обучения в пределах общей концептуальной установки и педагогической стратегии.

Принципиальной согласованной позицией авторов-составителей является понимание динамики культуры как ключевой характеристики российской цивилизации. Курс должен помочь студентам-историкам понять истоки и проявления специфики всех сфер российской истории, смысл исторических событий и явлений в их культурном выражении. Концептуальной основой курса являются ценностные характеристики времени как в масштабе общества, так и в формате личности. В ходе изучения курса важнейшее значение приобретает стратегия диалога с иными ценностно-смысловыми культурными полями, выделение ценностной основы различных культурно-исторических эпох, внутренней логики их формирования. Курс имеет выраженную антропологическую направленность, поскольку человек является творцом, носителем и потребителем создаваемых культурных артефактов.

Необходимо отметить, что такой подход не предполагает подробного описания всего диапазона культурных явлений той или иной эпохи в истории России. Анализ отечественного историко-культурного процесса ведется на основе выделения культурных систем. Каждая из них имеет свою доминирующую систему ценностей, которая рассматривается как смысловая основа культурной динамики. Соотношение и диалог доминанты и периферических явлений составляют культурную целостность, что и служит принципом отбора и представления фактического материала.

Оригинальность курса состоит в сопряжении последовательно проводимого интегративного подхода к отечественной культуре (что позволяет показать ее в информационном, системном, семиотическом и других аспектах) и исторической детализации, насыщающей "ткань культуры" как известными студенту, так и новыми для него именами и памятниками, художественными явлениями, интеллектуальными открытиями и др.

В ходе изучения курса предполагается приобщить студентов как к «золотому фонду» исследований по отечественной культуре, так и к новейшим разработкам в данной области.

Структурно и хронологически курс делится на две части. В первую входят проблемы становления национальной культуры в России от древних времен до эпохи Просвещения. Вторая часть курса посвящена культуре императорского периода российской истории, а также советского и постсоветского времени.

Часть I настоящей Программы написана Е.Ю.Наумовым, часть II - Л.Г.Березовой. Семинарские занятия и практикумы составлены И.А. Гордеевой. Программа аттестации является результатом интеграции лекционных, семинарских, практических занятий и самостоятельной работы студентов.


Пояснительная записка к изучению курса


Основной курс "История отечественной культуры" по специальности “История” предназначен для студентов дневной формы обучения на факультете истории, политологии и права, факультетах историко-архивоведения и технотронных архивов ИАИ РГГУ.

Предметом курса является отечественная культура со времени ее зарождения и до наших дней.

Главная цель курса – актуализировать у студентов познавательную и духовную потребность понимать человека иной (и, конечно же, своей) ментальности, “вживаясь” в его социальный и культурный опыт и понимая смысловое поле повседневной жизни разных эпох, а также "вооружить" эту потребность необходимым для ее реализации гуманитарным инструментарием.

Основные задачи курса вытекают из целевой установки. Образовательная задача состоит в формировании у студентов исторически конкретного представления об отечественной культуре как динамичной и целостной системе, разворачивающейся во времени. Познавательно-исследовательская задача состоит в овладении навыками работы с ценностно-смысловыми структурами, создании представления о разнообразии методологических подходов к культурным явлениям, раскрытии многоуровневых культурных рефлексий, а также расширение интеллектуального и духовного багажа студентов. Педагогическая стратегия состоит в преодолении поверхностных представлений о культуре и осознании современных установок «главенства культуры», «опасной культуры», «глобализации культуры», «конфликта культур», овладении языком «культурной истории».

Хронологические рамки 1-й части курса охватывают культурную модель Древней Руси, Московского царства и переходные структуры XVII века. 2-я часть курса включает такие культурно-исторические системы, как Просвещение, классическую русскую культуру XIX века, Серебряный век и культуру русской эмиграции, советскую культуру и современный культурный процесс.

Общие проблемы теории и истории культуры представлены в курсе в минимальном объеме, поскольку в соответствии с учебным планом студенты ранее слушают отдельный курс по культурологии. Содержание курса соответствует государственному стандарту по направлению «История».

Основными методами изучения содержания курса являются: работа с источниками различного типа, в т.ч. аудио и визуальными, медийными; работа с исследовательской литературой; анализ конкретных памятников культуры, в том числе во время экскурсий, посещения выставок и др.

Во время прохождения курса студенты выполняют несколько устных и письменных аттестационных заданий. Курс завершается экзаменом по всему материалу. По желанию студента возможно написание курсовой работы по истории отечественной культуры.

Представленный в конце программы Список информационных и исследовательских ресурсов включает лишь основные документальные публикации, научные труды, учебники, справочно-энциклопедические и медийные материалы, отражающие современное состояние истории отечественной культуры как области научных знаний.

Курс носит авторский характер, что обеспечено опубликованными учебниками и практическими пособиями («История русской культуры»), получившими гриф Министерства образования Российской Федерации.


Учебно-методический комплекс


Программа


Учебно-методический комплекс. Часть 1

  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 17 5 учебно-тематический план семинарских занятий 23
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 26 5 учебно-тематический план семинарских занятий 33
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 iconЭkономичесkий фаkультет Кафедра эkономичесkой теории
Роэконгмика. Учебно-методический комплекс по курсу Макроэкономика, Часть I/ Программа курса, рабочий план, краткий конспект лекций,...
Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «физика»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «менеджент»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «иностранный язык»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: Импэ им. А....
Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: Импэ им. А....
Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 iconУчебно-методический комплекс составитель: к и. н. Н. Н. Болгов. Тематический план занятий
Древнееврейское общество в Палестине. Ветхий Завет как памятник истории и культуры
Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право. Первая часть»
Планы семинарских и практических занятий с методическими указаниями для студентов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница