Образовательная программа «Волшебный клубок»




Скачать 196.49 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Волшебный клубок»
Дата18.03.2013
Размер196.49 Kb.
ТипОбразовательная программа
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА


Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (V вида) № 6

Выборгского района Санкт-Петербурга


Адрес: 194017, Санкт-Петербург, ул. Дрезденская, дом 13

тел./факс 554-32-29; 554-32-31


Согласовано Принята

СПб АППО на педагогическом совете

Кафедра специальной Протокол № _от______

(коррекционной) педагогики Секретарь

Зав. кафедрой _________М.В. Наумова

____________Н.Н. Яковлева Утверждаю:

«____»_____________2009 Директор школы

________А.Е. Наумова

«___»___________2009


Образовательная программа

«Волшебный клубок»

(вязание крючком и спицами, макраме, вязаная игрушка)


для детей 7-11 лет

рассчитана на 3 года


Автор-составитель:

Реус Татьяна Борисовна


Санкт-Петербург

2009

Пояснительная записка


Направленность

Программа кружка «Волшебный клубок имеет художественно-эстетическую направленность, предполагает общекультурный уровень усвоения.

Вязание крючком известно издавна. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским ремеслом, в России вязание крючком получило распространение с конца 19 века, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки.

Крючком и спицами можно вязать разнообразные изделия, создавать забавные игрушки и сувениры.

Макраме – вид рукоделия, основой которого является узелок: первоначально он просто соединял две нити, но постепенно, усложняясь, приобрел декоративное значение.

В средние века благодаря морским путешествиям узелковая техника распространилась по всей Европе. Кружевами макраме украшали постельное белье, свадебные платья, полотенца. Это искусство дает огромные возможности для проявления фантазии и эстетического вкуса.

Занятия традиционными видами рукоделия призваны помочь детям, развить у них художественный вкус, интерес к искусству своего народа, его истории и традициям, развить сознательный подход к выполняемой работе, стремление к самостоятельному творчеству.


Актуальность

Актуальность программы состоит в том, что она не только дает учащимся практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой деятельности, но формирует интерес к народному творчеству и традициям. Программа кружка предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки. Занятия стимулируют активность детей, пробуждают стремление пробовать свои силы в работе с различными материалами, проявлять свою индивидуальность.


Педагогическая целесообразность

Для учащихся с нарушением речевой функции важное значение имеет развитие мелкой моторики рук, что в значительной степени влияет на интеллектуальное и речевой развитие ребенка. Вязание крючком и спицами и техника макраме наилучшим образом подходят для решения этих проблем, так как позволяет организовать работу с материалами различной фактуры, подобрать приемы и задания различной сложности, в зависимости от возраста и навыков учащихся. Кроме того, вязание и плетение оказывает положительное успокаивающее действие на нервную систему ребенка, являясь источником положительных эмоций.


Цель

Создание условий для развития творческих способностей детей через занятия декоративно-прикладным искусством


Задачи

Образовательные:

  • познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

  • формировать практические умения и навыки декоративно-прикладного творчества,

  • обучать технологиям разных видов рукоделия.


Развивающие:

  • развивать природные задатки, творческий потенциал и трудовую активность каждого ребенка, фантазию, наблюдательность, художественный вкус;

  • развивать познавательные способности учащихся, внимание, пространственное мышление, память;

  • развивать стремление к самостоятельной деятельности;

  • развивать мелкую моторику рук, речевые навыки учащихся;

  • способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.


Воспитательные:

  • формировать умения работать в коллективе, выполнять коллективные задания воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

  • формировать личностные качества: честность, доброта, уверенность в себе, коммуникабельность, умение доводить дело до конца;

  • воспитывать умение делать выбор и нести за него ответственность;

  • способствовать формированию эстетических ценностей.


Условия и сроки реализации

Программа ориентирована на детей 7-11 лет без специальной подготовки и рассчитана на 3 года обучения.


Наполняемость групп

  • 1 год обучения - 15 человек

  • 2 год обучения - 15 человек

  • 3 год обучения - 15 человек



Формы и режим занятий

  • 1 год обучения 2 раза в неделю, по 1 часу (72 часа в год)

  • 2 год обучения 2 раза в неделю, по 1 часу (72 часа в год)

  • 3 год обучения 2 раза в неделю, по 1 часу (72 часа в год)


Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • По звеньям


Приемы и методы

  • словесные;

  • наглядные;

  • выполнение практических работ;

  • репродуктивные методы;

  • творческие методы.


Ожидаемые результаты

К концу обучения:

  • у учащихся сформируются практические умения и навыки декоративно-прикладного творчества,

  • дети научится пользоваться инструментами и приспособлениями, подбирать и обрабатывать материалы, используемые в работе;

  • научатся организации рабочего места и технике безопасности при выполнении работы;

  • дети научатся делать выбор и нести за него ответственность;

  • разовьются познавательные способности учащихся, внимание, пространственное мышление, память;

  • учащиеся станут более самостоятельными;

  • развивать положительные эмоции и волевые качества.

  • разовьется художественный вкус учеников, они получат представление об эстетических ценностях;

  • совершенствуется мелкая моторика и речевые навыки учащихся,

  • совершенствуются коммуникативные навыки учащихся.


Предметная диагностика проводится в форме:

  • выставка;

  • конкурс;

  • выполнение творческих работ.


Педагогическая диагностика проводится в форме:

  • беседы с детьми и родителями;

  • анализ продуктов деятельности;

  • метод педагогического наблюдения;

  • опрос;

  • анализ выполнения действий.


Формы подведения итогов реализации программы:

  • участие в конкурсах;

  • организация выставок;

  • открытые занятия;

  • творческая мастерская.


Первый год обучения

Задачи 1 года обучения:

Образовательные:

  • познакомить с историей и традициями вязания крючком;

  • обучить навыкам вязания крючком;

  • научить подбирать материалы и инструменты для вязания;

  • научить планировать работу над изделием;

  • научить организовывать рабочее пространство.


Развивающие:

  • развивать внимание, усидчивость;

  • расширить кругозор воспитанников через знакомство с народными ремеслами;

  • развивать мелкую моторику рук, речевые и коммуникативные навыки учащихся;


Воспитательные:

  • воспитывать личностные качества учащихся: чувство ответственности, аккуратность, терпение;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, культуру общения учащихся;

  • воспитывать художественный вкус.


Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения учащиеся будут

  • иметь представление о декоративно-прикладном искусстве и истории вязания крючком;

  • уметь организовывать и поддерживать порядок на своем рабочем месте;

  • уметь подбирать материалы и инструменты для выполнения работы;

  • будут стремиться выполнять изделие аккуратно, доводить работу до конца.


Учебно-тематический план

1 года обучения



Наименование раздела

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

2

Основы вязания крючком.

24

6

18

3

Вязание игрушек

45

5

40
















4

Итоговое занятие

2

0.5

1.5

Всего

72

12

60


Содержание

Вводное занятие

Теория: История вязания крючком.

Практика: Просмотр фотографий и эскизов вязаных игрушек, набор пробной цепочки из воздушных петель.


Основы вязания крючком.

Теория: Основные приемы вязания. Специальная терминология.

Практика: Набор петель для вязания. Вывязывание цепочки из воздушных петель. Столбик без накида. Вывязывание столбиков с 1 и 2 накидами. Использование различных приемов вязания.


Вязание игрушек

Теория: Изготовление мягких и каркасных игрушек

Практика: Оформление панно, вязание игрушек.


Узорное вязание.

Теория: Сочетание различных петель в одном изделии. Чтение схемы.

Практика: Оформление края ткани вязаной каймой. Вязание салфетки.


Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов, конкурс работ, обсуждение лучших работ.

Практика: Подготовка, оформление и проведение выставки работ.


Второй год обучения

Задачи 2 года обучения:

Образовательные:

  • сформировать навыки вязания на спицах;

  • познакомить с разнообразием вязаных изделий;

  • учить подбирать нитки и спицы в зависимости от выполняемого изделия;

  • учить планировать работу по выполнению деталей и сборке изделий;


Развивающие:

  • способствовать развитию моторики учащихся;

  • способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков учащихся.

  • развивать внимание, пространственное мышление, память;


Воспитательные:

  • совершенствовать личностные качества учащихся: самостоятельность, активность, аккуратность;

  • формировать умения работать в коллективе, выполнять коллективные задания;

  • воспитывать художественный вкус.


Ожидаемые результаты:

К концу второго года обучения учащиеся

  • научатся вязать на спицах, подбирать необходимые материалы и инструменты;

  • научатся составлять эскиз изделия и деталей изделия;

  • научатся планировать и выполнять совместную коллективную работу.

Учебно-тематический план

2 года обучения



Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

2

Вязание спицами. Способы и приемы вязания.

19

5

14

3

Вязание игрушек.

30

2

28

4

Элементы одежды

20

2

18

4

Итоговое занятие

2

0.5

1.5

Всего

72

10

62

Содержание

Вводное занятие

Теория: Разнообразие вязаных изделий. Вязание спицами и современные модные тенденции.

Практика: рассматривание журналов с фотографиями различных вязаных изделий.


Вязание спицами

Теория: Набор петель для вязания. Лицевая петля. Изнаночная петляю Сочетание лицевой и изнаночной петли. Воздушная петля.

Практика: Набор петель для вязания. Вязание полотна лицевыми петлями, изнаночными петлями. Вязание «резинкой» и «лицевой гладью». Вывязывание воздушных петель и накидов.


Вязание игрушек.

Теория: Сочетание техник вязания. Игрушки на основе помпонов.

Практика: Вывязывание полотна с использованием разных сочетаний петель и техник (спицы или крючок). Оформление образцов. Выполнение игрушки на основе помпонов. Выполнение игрушек на основе фигурки человека. Оформление игрушек по выбору учащихся.


Элементы одежды

Теория: Вязаные элементов одежды.

Практика: Вязание воротничка или шапочки для куклы по выбору учащихся.


Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов, конкурс работ, обсуждение лучших работ.

Практика: Подготовка, оформление и проведение выставки работ.


Третий год обучения

Задачи 3 года обучения.

Образовательные:

  • сформировать навыки плетения в технике макраме;

  • познакомить с разнообразием применения кружева макраме;

  • познакомить с историей и современными направлениями кружевного плетения и вязания;

  • учить подбирать нитки и рассчитывать расход нитей для выполняемого изделия;

  • учить планировать работу по выполнению деталей и сборке изделий;


Развивающие:

  • способствовать развитию моторики учащихся;

  • способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков учащихся;

  • развивать стремление к самостоятельной деятельности;

  • способности развитию внутренней свободы ребенка, чувства собственного достоинства, самоуважения.


Воспитательные:

  • совершенствовать личностные качества учащихся: самостоятельность, активность, аккуратность;

  • воспитывать художественный вкус.

  • формировать личностные качества уверенность в себе, умение доводить дело до конца.


Учебно-тематический план

3 года обучения.




Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0.5

0.5

2

Основные узлы макраме.

10

3

7

3

Плетеные сувениры.

34

5

29

4

Кружево макраме

25

1

24

5

Итоговое занятие

2

0.5

1.5

Всего

72

10

62


Содержание:

Вводное занятие.

Теория: Техника безопасности при работе с ножницами и швейными принадлежностями. Знакомство с техникой макраме, историческая справка, материалы, инструменты.

Практика: Рассматривание альбомов с образцами кружева и изделий в технике макраме. Пробное выполнение различных узлов.


Основные узлы макраме.

Теория: Расчет количества нитей для работы, расчет длинны нитей .Знакомство с основными узлами макраме.

Практика: Нарезание нитей, подготовка бахромы. Плетение шнуров.


Плетеные сувениры.

Теория: Плетение на проволочной основе. Плетение с бусинами. Сочетание различных узлов в одном изделии.

Практика: Выполнение брошки на проволочной основе настенного панно «Совенок», кошелька «Бабочка». Сборка кошелька.


Кружево макраме

Теория: Знакомство с основными узорами макраме. Макраме в оформлении различных изделий.

Практика: Выполнение тесьмы, пояса или панно по выбору учащихся.


Итоговое занятие

Теория: Проведение конкурса работ. Обсуждение лучших работ

Практика: Организация и проведение выставки.

Методическое обеспечение программы

Традиционные и заимствованные методики:

  • Кузьмина М.А.»Макраме»;

  • Лапина Р.Я. «Вязание крючком», «Вязание на спицах».


Педагогические разработки:

  • алгоритм выполнения упражнения;

  • схемы вязаных изделий;

  • выкройки деталей игрушек;

  • эскизы изделий

  • раздаточный материал.


Информационные материалы:

  • книги, журналы, альбомы;

  • мультимедийные материалы;

  • компьютерные программы.


Разработки для организации контроля и определения результативности обучения:

  • контрольные упражнения;

  • анкетирование.


Материально-техническое обеспечение:


  • классное помещение;

  • стулья и парты по числу учащихся;

  • доска или стенд для крепления наглядного материала;

  • мультимедийная аппартура;

  • нитки для вязания;

  • тесьма и шнуры для плетения;

  • ткань;

  • пуговицы;

  • бумага и картон;

  • ткань и вата для набивки мягкой игрушки;

  • проволока;

  • клей ПВА;

  • кисточки;

  • простые карандаши, краски;

  • крючки для вязания, спицы, ножницы, ручные иглы, наперстки;

  • емкость для воды.


Литература для педагога:


  1. Андреева И.А. «Шитье и рукоделие» (энциклопедия) - Москва, Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1994

  2. Иванова Е, Папазова Ц. «Ручное вязание» - София, Государственное издательство «Техника», 1962

  3. Хлебнова Т.И. гл. ред «История костюма» - Москва, «Арт-Родник», 2008

  4. Амато М. «Вязание Джемперы, скатерти, салфетки» - Москва, «РОСМЭН», 2005

  • С. И. Анни «180 узоров вязания крючком» - Москва, «Мода и рукоделие», 2008

  • Донателла Чиотти «Макраме: украшение из плетеных узелков» - Москва, «Ниола 21 век», 2005

  • Периодические издания – журналы «Диана», «Лена», «Чудесные мгновении» и другие.



Литература для воспитанников:


  1. Розальба Николи, Марчелла де Феррари «Искусство макраме шаг за шагом» - Харьков, книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007

  2. С.Ф.Тарасенко «Забавные поделки крючком и спицами» - Москва, «Просвещение», 1992

  3. Р. В. Захаржевская «История костюма От античности до современности.» - Москва, «Рипол Классик», 2005

  4. М. Я. Балашова, Ю. П. Семенова «Азбука вязания» - Минск, «Харвест», 2006

  5. Брейтер Барбара «Вязание на спицах и крючком» - Москва, «Астрель», 2007

  6. Джермен К. «Большая книга узлов» - Москва, Сингапур, «Кладезь-Букс», 2008

  7. Диченскова А.М. «Забавные вязаные игрушки.№ - Изд. 2-е, Ростов/Д, «Феникс», 2006

  8. С. И. Колокольцева «Макраме для всех» - Смоленск, «Русич», 1998

  9. Н. А. Чудиловская «Я умею плести макраме» - Минск, «Харвест», 2000

  10. Периодические издания – журналы «Диана», «Лена», «Чудесные мгновении» и другие.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Информационная карта


Район Выборгский ГС (К)ОУ школа №6

Направленность программы художественно-эстетическая

Наименование программы «Волшебный клубок»

Вид программы экспериментальная

Уровень освоения общекультурный

Срок освоения 3 года

Возраст учащихся 7-11 лет

Год разработки 2009

Дата утверждения 2009

Автор-составитель Реус Татьяна Борисовна

Реализация программы Реус Татьяна Борисовна

Образование высшее ( РГПУ им. А.И.Герцена,

Специальность- сурдопедагогика)

Краткая аннотации программы:

Цель и задачи программы: создание условий для творческого развития детей через занятия декоративно-прикладным искусством; формировать практические умения и навыки декоративно-прикладного творчества, обогащать словарный запас учащихся на материале занятий, воспитывать художественный вкус, способствовать формированию эстетических ценностей, развивать познавательные способности учащихся, внимание, пространственное мышление; развивать творческую и трудовую активность, фантазию, воображение.

Содержание программы предполагает обучение вязанию крючком, спицами, плетению в технике макраме, изготовление поделок и сувениров в названных техниках.

Форма организации деятельности учащихся групповая.

Учебно-методическое обеспечение реализации программы: печатные издания, педагогические разработки, материалы и инструменты для выполнения поделок.

Ожидаемые результаты: в процессе обучения дети овладеют навыками художественного труда, научатся выполнять несложные изделия, игрушки и сувениры. Будет развиваться мелкая моторика пальцев рук, совершенствоваться и обогащаться речь учащихся. Сформируются эстетические представления учащихся, художественный вкус.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Лист согласования образовательной программы


Наименование программы:

Программа по художественному труду «Волшебный клубок»

Объединение

Ф.И.О. автора составителя Реус Татьяна Борисовна


Направленность программы – художественно-эстетическая


Вид программыэкспериментальная


Уровень освоенияобщекультурный


Срок освоения – 3 года


Количество часов по годам обучения:

1 год обучения – 72 часа;

2 год обучения – 72 часа;

3 год обучения – 72 часа.

Возраст учащихся – 7-11 лет.

Программа соответствует (не соответствует)

Требованиям (Минобрнауки России от 11.12.2006г №06-1844) к содержанию и оформлению образовательной программы дополнительного образования детей.

Согласно приложению №1 к распоряжению Комитета от 10.07.07г. №1073-р

Наименование учреждения, выдавшего лист согласования


Дата________________ Ф.И.О., должность________________

(подпись)

Похожие:

Образовательная программа «Волшебный клубок» iconСергей Миронов «Клубок»
««Клубок» вокруг Сталина. Заговоры и борьба за власть в 1930 е годы»: Вече; М.; 2003
Образовательная программа «Волшебный клубок» iconСергей Сергеевич «Клубок»
Издание: Баландин Р. К.; Миронов С. С. «Клубок» вокруг Сталина. Заговоры и борьба за власть в 1930 е годы. — М.: Вече, 2003
Образовательная программа «Волшебный клубок» iconОбразовательная программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книги» для учащихся начальных классов и предусматривает четырёхлетний срок реализации
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года. (таблицы №1 -5)
Образовательная программа «Волшебный клубок» iconБлижний и Средний и Восток этому в высшей степени сложному комплексу проблем посвящен данный выпуск нашего журнала. Он охватывает целый клубок конфликтов
Он охватывает целый клубок конфликтов, которые сегодня находятся в центре внешнеполитических усилий как всего международного сообщества,...
Образовательная программа «Волшебный клубок» iconРабочая программа Спецкурса «Я натуралист»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Волшебный цветок» Ехлаковой (интегрированный курс «Я натуралист» и «Оригами»)...
Образовательная программа «Волшебный клубок» iconОбразовательная программа основного общего образования
Образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов II ступени обучения (нормативный срок освоения 5 лет), в дальнейшем...
Образовательная программа «Волшебный клубок» iconРабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) «Волшебный мир оригами»
Муниципальное образовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа №3» муниципального образования – Михайловский...
Образовательная программа «Волшебный клубок» iconПрограмма дополнительного образования объединения детей
Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Клубок ниток и небольшой инструмент —крючок-— таят в себе неограниченные...
Образовательная программа «Волшебный клубок» iconОбразовательная программа дополнительного образования «Клуб «Росинка»
Образовательная программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Вид детской группы классный коллектив. Состав постоянный. Срок...
Образовательная программа «Волшебный клубок» iconОбразовательная программа Принята на педагогическом совете
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа №1» Фрунзенского района
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница