Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Омский институт (филиал)
Кафедра «Коммерция и логистика»
Одобрено УМС Омского института (филиала) РГТЭУ
Бургат Виталий Викторович
«ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
Учебно-методический комплекс
Для студентов, обучающихся по специальностям: 080301 «Коммерция (торговое дело)» 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» 080111 «Маркетинг»
Согласовано с учебным отделом Омского института (филиала) РГТЭУ | Рекомендовано кафедрой «Коммерция и логистика» |
Омск 2010 ББК 65.290-2 П 42
Автор-составитель: Бургат В.В., к.э.н., доцент
Поведение потребителей: Учеб.-методический комплекс. / Авт. и сост.: В.В. Бургат. – Омск.: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010 г. – 43 с.
Учебно-методический комплекс «Поведение потребителей» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной программой по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» и 080111 «Маркетинг».
Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации, установленных вузом.
Утвержден на заседании Учебно-методического совета Омского института (филиала) ГОУ ВПО РГТЭУ
ББК 65.290-2
© Бургат Виталий Викторович © Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010 г. С О Д Е Р Ж А Н И Е
Цель и задачи дисциплины……………………….....3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины…..............................................................4 Объем дисциплины…………………………………..5 Объем дисциплины и виды учебной работы…..5 Распределение часов по темам и видам учебной работы…………………………………………………7 Содержание курса…………………………………...13 Темы практических и семинарских занятий…........15 Задания для самостоятельной работы студентов…25 Указания по выполнению контрольных работ……28 Вопросы для подготовки к экзамену и зачету…….40 Учебно-методическое обеспечение………………..42 Литература……………………………………...42 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины…………………………..43
1. Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины Сформировать у студентов необходимый уровень знаний по изучению и анализу социально-экономических, мотивационных и ситуационных факторов поведения потребителей с целью его эффективного регулирования и оптимизации.
Задачи дисциплины изучить и уметь осуществлять анализ социально-экономических факторов потребительского поведения; изучить эффективные приемы и методы воздействий на поведение потребителей; изучить условия регулирования и оптимизации поведения потребителя (в т.ч. процессы принятия решения о покупке, непосредственно покупки и послепокупочного поведения); оценить изменения реакций в поведении потребителей.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен
знать: современное состояние и тенденции развития мирового и российского рынка; основные управленческие методы воздействия на потребительское поведение; основные принципы построения поведенческих моделей; внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение потребителей.
уметь: выявлять отношение потребителей к продукту; разработать соответствующую маркетинговую стратегию по оптимизации потребительского поведения; осуществлять анализ социально-экономических факторов потребительского поведения;
овладеть навыками: эффективного воздействия на поведение потребителей.
3. Объем дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Для специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)»
Вид учебной работы | Количество часов на сокращенной заочной форме | 1 | 2 | № семестра | 2 | Аудиторные занятия: | 8 | Лекции | 8 | 1 | 2 | Практические и семинарские занятия, в том числе: | --- | Деловые игры | --- | Самостоятельная работа | 62 | Всего часов на дисциплину | 70 | Формы отчетности: контрольные работы, рефераты (количество, № семестра) | --- | Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - № семестра | Зачет – 2 сем. |
Для специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров».
Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | Очная | Заочная | Сокращенная форма (заочная) | 1 | 2 | 3 | 4 | № семестра | 8 | 8 | 4 | Аудиторные занятия: | 64 | 10 | 8 | Лекции | 34 | 10 | 6 | Практические и семинарские занятия, в том числе: |
26 |
--- |
2 | Деловые игры | 4 | --- | --- | Самостоятельная работа | 119 | 163 | 165 | Всего часов на дисциплину | 173 | 173 | 173 |
1 | 2 | 3 | 4 | Формы отчетности: контрольные работы, рефераты (количество, № семестра) |
--- | контр. раб. № 1 - 8 сем.
| контр. раб. № 1 - 4 сем.
| Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - № семестра | Зачет – 8 сем. | Зачет – 8 сем.
| Зачет – 4 сем. |
Для специальности 080111 «Маркетинг»
Вид учебной работы | Количество часов на сокращенной заочной форме | 1 | 2 | № семестра | 5 | Аудиторные занятия: | 12 | Лекции | 8 | Практические и семинарские занятия, в том числе: | 4 | Деловые игры | --- | Самостоятельная работа | 58 | Всего часов на дисциплину | 70 | Формы отчетности: контрольные работы, рефераты (количество, № семестра) | контр. раб. № 1 - 5 сем. | Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - № семестра | Экзамен – 5 сем. |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Специальность 080301 «Коммерция (торговое дело)». Форма обучения – заочная. Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | Аудиторные занятия, из них | Самостоятельная работа | Лекции | Практичес- кие занятия, семинары | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Тема 1. Изучение потребителей в системе маркетинга. |
5 |
1 |
--- |
4 | Тема 2. Определение перспективного целевого рынка. |
6 |
1 |
--- |
5 | Тема 3. Личностные факторы, определяющие поведение потребителей. |
6 |
1 |
--- |
5 | Тема 4. Культурные факторы, определяющие поведение потребителей. |
6 |
1 |
--- |
5 | Тема 5. Социальные факторы, определяющие поведение потребителей. |
6 |
1 |
--- |
5 | Тема 6. Психологические факторы, определяющие поведение потребителей. |
8 |
1 |
--- |
7 | Тема 7. Ресурсы потребителей. | 5 | --- | --- | 5 | Тема 8. Распространение инноваций. | 6 | 1 | --- | 5 | Тема 9. Процесс принятия решения о покупке. | 8 | 1 | --- | 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Тема 10. Сущность и факторы покупательского поведения организации. |
7 |
--- |
--- |
7 | Тема 11. Консьюмеризм и общество | 7 | --- | --- | 7 | ИТОГО: | 70 | 8 | 0 | 62 |
Специальность 080401 «Товароведение и экспертиза товаров». Форма обучения – очная. Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | Аудиторные занятия, из них | Самостоятельная работа | Лекции | Практические занятия, семинары
| Деловые игры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Тема 1. Изучение потребителей в системе маркетинга. |
14 |
2 |
2 |
--- |
10 | Тема 2. Определение перспективного целевого рынка. |
16 |
4 |
2 |
--- |
10 | Тема 3. Личностные факторы, определяющие поведение потребителей. |
16 |
4 |
2 |
--- |
10 | Тема 4. Культурные факторы, определяющие поведение потребителей. |
14 |
2 |
2 |
--- |
10 | Тема 5. Социальные факторы, определяющие поведение потребителей. |
14 |
2 |
2 |
--- |
10 | Тема 6. Психологические факторы, определяющие поведение потребителей. |
22 |
6 |
4 |
2 |
10 | Тема 7. Ресурсы потребителей. | 14 | 2 | 2 | --- | 10 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Тема 8. Распространение инноваций. | 14 | 2 | 2 | --- | 10 | Тема 9. Процесс принятия решения о покупке. | 23 | 6 | 4 | 2 | 11 | Тема 10. Сущность и факторы покупательского поведения организации. |
12 |
2 |
2 |
--- |
8 | Тема 11. Консьюмеризм и общество | 14 | 2 | 2 | --- | 10 | ИТОГО: | 173 | 34 | 26 | 4 | 119 |
Специальность 080401 «Товароведение и экспертиза товаров». Форма обучения – заочная. Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | Аудиторные занятия, из них | Самостоятельная работа |
Лекции | Практичес- кие занятия, семинары | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Тема 1. Изучение потребителей в системе маркетинга. |
11 |
1 |
--- |
10 | Тема 2. Определение перспективного целевого рынка. |
15 |
1 |
--- |
14 | Тема 3. Личностные факторы, определяющие поведение потребителей. |
15 |
1 |
--- |
14 | Тема 4. Культурные факторы, определяющие поведение потребителей. |
15 |
1 |
--- |
14 | Тема 5. Социальные факторы, определяющие поведение потребителей. |
15 |
1 |
--- |
14 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Тема 6. Психологические факторы, определяющие поведение потребителей. |
21 |
1 |
--- |
20 | Тема 7. Ресурсы потребителей. | 14 | --- | --- | 14 | Тема 8. Распространение инноваций. | 15 | 1 | --- | 14 | Тема 9. Процесс принятия решения о покупке. | 21 | 1 | --- | 20 | Тема 10. Сущность и факторы покупательского поведения организации. |
16 |
1 |
--- |
15 | Тема 11. Консьюмеризм и общество | 15 | 1 | --- | 14 | ИТОГО: | 173 | 10 | 0 | 163 |
Специальность 080401 «Товароведение и экспертиза товаров». Форма обучения – сокращенная (заочная) Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | Аудиторные занятия, из них | Самостоя- тельная работа | Лекции | Практичес-кие занятия, семинары | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Тема 1. Изучение потребителей в системе маркетинга. |
13 |
1 |
--- |
12 | Тема 2. Определение перспективного целевого рынка. |
14 |
--- |
--- |
14 | Тема 3. Личностные факторы, определяющие поведение потребителей. |
15 |
1 |
--- |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Тема 4. Культурные факторы, определяющие поведение потребителей. |
15 |
1 |
--- |
14 | Тема 5. Социальные факторы, определяющие поведение потребителей. |
15 |
1 |
--- |
14 | Тема 6. Психологические факторы, определяющие поведение потребителей. |
23 |
1 |
2 |
20 | Тема 7. Ресурсы потребителей. | 14 | --- | --- | 14 | Тема 8. Распространение инноваций. | 14 | --- | --- | 14 | Тема 9. Процесс принятия решения о покупке. | 21 | 1 | --- | 20 | Тема 10. Сущность и факторы покупательского поведения организации. |
15 |
--- |
--- |
15 | Тема 11. Консьюмеризм и общество | 14 | --- | --- | 14 | ИТОГО: | 173 | 6 | 2 | 165 |
Специальность 080111 «Маркетинг». Форма обучения – сокращенная (заочная) Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | Аудиторные занятия, из них | Самостоя- тельная работа | Лекции | Практичес-кие занятия, семинары | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Тема 1. Изучение потребителей в системе маркетинга. |
13 |
1 |
--- |
12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Тема 2. Определение перспективного целевого рынка. |
14 |
1 |
--- |
13 | Тема 3. Личностные факторы, определяющие поведение потребителей. |
15 |
1 |
--- |
14 | Тема 4. Культурные факторы, определяющие поведение потребителей. |
15 |
1 |
--- |
14 | Тема 5. Социальные факторы, определяющие поведение потребителей. |
15 |
1 |
--- |
14 | Тема 6. Психологические факторы, определяющие поведение потребителей. |
23 |
1 |
2 |
20 | Тема 7. Ресурсы потребителей. | 14 | --- | --- | 14 | Тема 8. Распространение инноваций. | 14 | --- | --- | 14 | Тема 9. Процесс принятия решения о покупке. | 21 | 1 | 2 | 18 | Тема 10. Сущность и факторы покупательского поведения организации. |
15 |
1 |
--- |
14 | Тема 11. Консьюмеризм и общество | 14 | --- | --- | 14 | ИТОГО: | 173 | 8 | 4 | 161 | 4. Содержание курса
|