Урока: Образовательные цели




Скачать 72.18 Kb.
НазваниеУрока: Образовательные цели
Дата17.03.2013
Размер72.18 Kb.
ТипУрок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №176 Г. КАРАСУКА.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ К УРОКУ ПО ТЕМЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА» В 8 КЛАССЕ.


Учитель физики второй

кваллификационной категории

Позднякова Н.С.


2010


Класс: 8

Раздел: Электрические явления.

Тема урока: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1.Образовательные цели:

Познакомить учащихся с историей изобретения лампы накаливания, её устройством. Выяснить причины перегрузки сети и короткого замыкания; объяснить учащимся назначение предохранителей.

2. Развивающие цели:
• развить навыки использования информационных технологий при решении познавательных задач;
• расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике;
• развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить.
3.Воспитательные цели:
• формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности;
• воспитание самостоятельности.

Методы урока: словесно-наглядный, практический метод.

Форма организации занятия: урок, доклад учащегося.


ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

приложения к уроку: презентация «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА»;

Оборудование для демонстрационного эксперимента: источник тока, электрическая лампа (рассчитана на напряжение 12 В), резистор сопротивлением 2 Ом, тонкая медная проволока;

ТСО: интерактивная доска, компьютер, программа Notebook.

План урока:



Этап урока

Приемы и методы

Время (мин)

1

Организационный этап.


Словесный

2 мин.

2

Повторение.

Фронтальный письменный, взаимопроверка, решение задач.

10 мин

3

Подготовка к основному этапу занятия

Словесно -наглядный

1 мин

4

Усвоение новых знаний

Словесно –наглядный, беседа, демонстрация.

18 мин

5

Закрепление

Решение задач

10 мин

6

Подведение итогов

Словесный.

2 мин

7

Информация о домашнем задании.

Словесный.

2 мин


1 этап. (Слайд №1).

Науку всё глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет.


Фирдоуси

(Персидский поэт, 940 -1030 гг.


2 этап. (Слайд № 2).Повторение.

Ребята, на прошлом уроке мы говорили о работе и мощности электрического тока, а также о тепловом действии тока. Сейчас попрошу вас вспомнить формулы работы и мощности тока, закон Джоуля-Ленца.

1.Учитель: Перед вами шесть вопросов (слайд №2). Через шесть минут вы должны написать ответы на листочках.

После выполнения работы со слайда №2 убирается затемнение, и учащиеся осуществляют взаимопроверку работ.



2.Учитель: А сейчас решим две задачи (слайд №3).

Один человек работает у доски, остальные в тетради.

Решения задач.

№1. А=Рt, P=IU=0,4A ×4B=1,6 Bт

A=1,6 Вт×20 c=32 Дж.

№2. Р=U2/R, R=R1/2=2,5 Ом.

Р=20,25 В2/2,5 Ом=8,1 Вт.


3 Этап. (слайд№4,5) Подготовка к основному этапу занятия

Цели урока:

  1. Изучить устройство лампы накаливания.

  2. Выяснить причины короткого замыкания.

  3. Узнать о назначении предохранителей.



4 Этап. Усвоение новых знаний.

Учитель: Ребята, открытие теплового действия тока привело к изобретению лампы накаливания – источника света.

Далее, ученица 8 класса Беляева Кристина выступает с докладом по теме: «Лампы накаливания и история их изобретения». Также Кристина приготовила несколько слайдов, которые показаны в презентации (слайды №6-9).


Учащиеся в это время делают записи в тетради.


2). Далее ученикам предлагается поработать самостоятельно с учебником по физике (см. приложение №2).

Задание: выписать из учебника основные части лампы накаливания.

Учитель: А сейчас выполним задание на доске. Вам необходимо правильно расставить слова (слайд №10). Вызывается ученик из класса. Если ученик затрудняется с ответом, тогда выходит следующий.




Учитель: Ребята, вам уже говорилось, что электрические цепи рассчитаны на определённую силу тока. Если сопротивление цепи по каким либо причинам уменьшится, то сила тока возрасёт и может стать больше допустимой. Провода при этом будут нагреваться, возможно воспламениться изоляция проводов. Возникнет короткое замыкание. Такое уменьшение сопротивления цепи может возникнуть при включении параллельно дополнительных потребителей или же при соединении непосредственно друг с другом электрических проводов, подводящих ток.

Учащиеся записывают определение короткого замыкания (слайд № 11).

3). Демонстрационный эксперимент:

Оборудование для демонстрационного эксперимента: источник тока, электрическая лампа (рассчитана на напряжение 12 В), резистор сопротивлением 2 Ом, тонкая медная проволока.

Учитель демонстрирует срабатывание предохранителя при включении слишком мощной нагрузки.

Ход эксперимента:

1.Замкнуть ключ и показать, что лампа является нормальной нагрузкой для собранной цепи.

2.Подключить к работающей лампе проволочный резистор. Проволока перегорает, цепь обесточивается.

Вопрос детям: какова роль медной проволоки (слайд №12)?

Один из учащихся выполняет построение схемы на интерактивной доске.




5). После опыта вводится понятие предохранителя.

Предохранитель плавкий – это устройство для защиты электрических установок от токов коротких замыканий и перегрузок, прерывающие цепь в результате расплавления специального проводника.

Учащиеся записывают понятие предохранителя (слайд №13).


5 Этап. Закрепление.

Решение задач устно со слайда № 14. Учащимся не сразу же показывают ответ на вопрос (на слайде действует затемнение).




6 Этап. Подведение итогов. Выставление оценок.


7 Этап. Домашнее задание. (Слайд №15)




ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение №1.

Доклад ученицы 8 класса Беляевой Кристины.

История обычной электрической лампочки, или говоря по-научному, лампы накаливания, к сожалению, очень похожа на истории многих других изобретений, сделанных в России. Заставить светиться угольный стержень в стеклянном сосуде с откачанным воздухом сумел еще в 1872 году русский ученый А. Н. Лодыгин. Но создать надежную, достаточно долговечную и недорогую лампочку, и наладить ее производство сумел американец Томас Эдисон в 1878 году. В его первых лампочках в роли светящейся нити накаливания выступала обугленная стружка японского бамбука, затем излучаемый лампой искусственный свет зависел от хрупкой угольной нити. Привычные нам вольфрамовые нити появились уже в 20 веке - в 1905 году фирма OSRAM заменила угольную нить на более крепкую металлическую нить накаливания, открыв, таким образом, историю своей успешной, на сегодняшний день уже более столетней деятельности.

В лампе накаливания используется эффект нагревания проводника (нити накаливания) при протекании через него электрического тока. Температура вольфрамовой нити накала резко возрастает после включения тока. Нить излучает электромагнитное излучение в соответствии с законом Планка. Функция Планка имеет максимум, положение которого на шкале длин волн зависит от температуры. Этот максимум сдвигается с повышением температуры в сторону меньших длин волн (закон смещения Вина). Для получения видимого излучения необходимо, чтобы температура была порядка нескольких тысяч градусов, в идеале 6000 K (температура поверхности Солнца). Чем меньше температура, тем меньше доля видимого света и тем более «красным» кажется излучение.


Часть потребляемой электрической энергии лампа накаливания преобразует в излучение, часть уходит в результате процессов теплопроводности и конвекции. Только малая доля излучения лежит в области видимого света, основная доля приходится на инфракрасное излучение. Для повышения КПД лампы и получения максимально «белого» света необходимо повышать температуру нити накала, которая в свою очередь ограничена свойствами материала нити — температурой плавления. Идеальная температура в 6000 K недостижима, т. к. при такой температуре любой материал плавится, разрушается и перестаёт проводить электрический ток. В современных лампах накаливания применяют материалы с максимальными температурами плавления — вольфрам (3410 °C) и, очень редко, осмий (3045 °C).


При практически достижимых температурах 2300—2900 °C излучается далеко не белый и не дневной свет. По этой причине лампы накаливания испускают свет, который кажется более «желто-красным», чем дневной свет. Для характеристики качества света используется т. н. цветовая температура.


В обычном воздухе при таких температурах вольфрам мгновенно превратился бы в оксид. По этой причине вольфрамовая нить защищена стеклянной колбой, заполненной нейтральным газом (обычно аргоном). Первые лампочки делались с вакуумированными колбами. Однако в вакууме при высоких температурах вольфрам быстро испаряется, делая нить тоньше и затемняя стеклянную колбу при осаждении на ней. Позднее колбы стали заполнять химически нейтральными газами. Вакуумные колбы сейчас используют только для ламп малой мощности.


Лампы накаливания делятся на следующие типы:

лампы с угольной нитью (вакуумные);

лампы с танталовой нитью (вакуумные);

лампы с вольфрамовой нитью (вакуумные);

лампы с вольфрамовой биспиралью (газополные, криптон);

лампы с вольфрамовой биспиралью (галогенные);

лампы с вольфрамовой плоской спиралью (галогенные).

Приложение №2.

Литература.

1.Учебник « Физика. 8 класс» А.В. Пёрышкина (М.: Дрофа).

2. «Сборник качественных задач по физике» А.Е.Марон (М.:Просвещение, 2006).

Похожие:

Урока: Образовательные цели iconУрока – игровая. Цели урока
Цели урока: расширить и обобщить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости
Урока: Образовательные цели iconТема: рельеф и полезные ископаемые цели урока
Цели урока: называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых
Урока: Образовательные цели iconПлан подготовка к устному сочинению по картине: а сообщение темы и цели урока
Образовательные общие: научить правильно и последовательно излагать мысли в устной и письменной речи
Урока: Образовательные цели iconОбобщающий урок-игра квн цели урока
...
Урока: Образовательные цели iconКонспект урока по истории для 9 класса (базовый уровень)
Образовательные: определить международные отношения в конце XIX – начале вв., выяснить причины войны, охарактеризовать цели воюющих...
Урока: Образовательные цели iconУрок15. Рельеф ашинского района. Цели и задачи урока
Цели и задачи урока: Знакомство с формами рельефа родного края. Развитие навыков работы с контурной картой. Воспитание любви и бережного...
Урока: Образовательные цели iconЗадача учителя: активизировать субъектный опыт учащихся, сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу, актуализировать опорные знания и умения учащихся
Во время урока задаются вопросы и представляются проблемы для самостоятельного решения. В начале урока презентуются цели урока, чтобы...
Урока: Образовательные цели iconУроков по теме: «Жемчужина Сибири Байкал»
Цели урока: Образовательные: Изучение особенностей Байкала и его окрестностей; углубление знаний о физико – географических закономерностях...
Урока: Образовательные цели iconУрока – дебаты. Цели урока: Обучающие
Конспект урока литературы в 10 классе по теме «Проблемы выбора жизненного пути сельской молодёжи в рассказе Виктора Потанина «На...
Урока: Образовательные цели iconКрая Сценарий урока-презентации «Поэтическое соцветие Ачикулака» Образовательные цели. Познакомить с
Сокуренко Лариса Егоровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории моу сош №10 села Ачикулак Нефтекумского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница