Урок объяснения нового материала. Роль и место данной темы в курсе




Скачать 67.23 Kb.
НазваниеУрок объяснения нового материала. Роль и место данной темы в курсе
Дата17.03.2013
Размер67.23 Kb.
ТипУрок
Предмет: Физика

Тема: Закон Кулона

Продолжительность: 1 урок

Класс: 10

Учитель: Малышева Елена Викторовна.

Город: Красноярск


Тема: Закон Кулона.


Урок объяснения нового материала.


Роль и место данной темы в курсе

Основные вопросы темы "Электростатика" рассматриваются сначала в курсе физики 8 класса, а затем более подробно изучаются в курсе физики основной и старшей школы.


Перечень уроков по данному курсу

Первый урок. «Электрический заряд. Квантование заряда.»

Второй урок: «Электризация тел. Закон сохранения заряда.»

Третий урок: «Закон Кулона»


Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках:

На предыдущих уроках школьники познакомились с основными понятиями «Электростатики»: электризация, электрический заряд, рассмотрели свойства заряда, сформулировали и рассмотрели применение закона сохранения заряда.



Что нужно детям и учителю для работы на уроке и дома (оборудование и ресурсы):

Компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран, электронные учебные издания.


Электронные издания:

«Открытая физика 2.5» -Физикон (практика,ч.2)

Программные средства:

Microsoft Power Point

Microsoft Word

тестовая оболочка H-тест


Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:

  • Взаимодействия системы зарядов.

  • Измерение силы взаимодействия зарядов с помощью крутильных весов.

  • Точечный заряд.

  • Закон Кулона.

  • Коэффициент пропорциональности в Законе Кулона.

  • Сравнение электростатических и гравитационных сил.



Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств:


Использование иллюстративных материалов, представленных на дисках и сайтах, в сочетании с Microsoft Power Point повышает наглядность. Возможность моделирования изучаемых явлений компенсирует недостаточный физический эксперимент по данной теме. Применение тестов, составленных с использованием программ Microsoft Word и тестовой оболочки H-тест дает возможность достаточно быстро проводить контроль усвоения знаний.


Использование компьютера при подготовке учителя уроку:


  • Подбор иллюстративного и информационного материала к уроку.

  • Подбор ссылок на Интернет - ресурсы для самостоятельной работы учащихся.

  • Создание презентации «Электростатика».

  • Составление тестов с использованием Microsoft Word

и тестовой оболочки HTML-тест.

  • Подготовка раздаточных дидактических материалов для индивидуальных заданий и контроля знаний учащихся.

Средства обучения

Компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран, электронные учебные издания, учебник.


Ожидаемые результаты обучения

После изучения данной темы учащиеся должны:

понимать характер взаимодействия электрических зарядов, знать закон Кулона, понимать физический смысл коэффициента пропорциональности в законе Кулона ,уметь применять его для вычисления силы взаимодействия точечных зарядов, находящихся в вакууме.


Работа учителя на уроке

Беседа в форме фронтального опроса ,изложение нового материала в форме лекции с элементами беседы с учащимися. Демонстрация презентации, контроль знаний по тесту, проверка решения задач.

Описание деятельности детей

Воспроизводят информацию по пройденному материалу, отвечают на поставленные вопросы. Слушают объяснение нового материала, кратко его конспектируют, участвуют в беседе, выдвигают гипотезы по экспериментальной проверке закона Кулона, работают с учебником по сравнения электрических и гравитационных сил, решают задачи на применение закона Кулона.


Вид классной доски

Тема урока, запись формулы закона Кулона и закона всемирного тяготения, коэффициента пропорциональности в законе Кулона, численное значение электрической постоянной и коэффициента пропорциональности для вакуума, чертеж взаимодействия зарядов.

Домашнее задание.


Что должно появиться в тетрадях учащихся
Число и тема урока. Записи, аналогичные записям на доске, формулировка закона Кулона и коэффициента пропорциональности, численное значение электрической постоянной и коэффициента пропорциональности для вакуума ,чертеж взаимодействия зарядов, понятие точечного заряда, определение единицы заряда, соотношение электростатической и гравитационной сил притяжения электрона и протона в атоме водорода.

Домашнее задание.


Межпредметные связи на уроке


История – развитие науки в 17 - 18 веках.

Математика – прямая и обратная пропорциональность, вычислительные навыки.

Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого должен быть использован компьютер):

Работа с учебником и творческие работы:

Составление презентации по применению законов электростатики с применением Microsoft Power Point , моделирование опыта Кулона с крутильными весами, кроссворда с использованием Microsoft Excel или др.

Данные можно взять на сайтах Интернета или из справочной литературы.


.


конспект урока


тема: «Закон Кулона»


Цели урока: повторить и обобщить знания по изученному материалу о характере взаимодействия электрических зарядов, выяснить физическое содержание закона Кулона, как важнейшего опытного закона, используемого при получении основных уравнений электродинамики. Закрепить полученные знания.

задачи:

образовательные: повторить и обобщить знания по изученному ранее материалу, разъяснить физический смысл закон Кулона, рассмотреть указать границы его применимости, научить решать несложные задачи, на применение закона Кулона.

развивающие: развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать и

делать выводы.

воспитательные: умение слушать товарищей, высказывать и обосновывать свою точку зрения.


план урока:


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Проверка знаний, умений и навыков.

  4. Объяснение нового материала.

  5. Закрепление и решение задач.

  6. Домашнее задание.

  7. Проверка знаний по тесту.

  8. Итоги урока.



ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Формулировка цели урока.

  3. Выяснить, какие творческие задания подготовлены и в какой форме:

-применение закона сохранения заряда;

-применение электризации;

-моделирование электризации;

-моделирование закона сохранения;

-моделирование взаимодействий заряженных частиц;

-биография Шарля Кулона.

-история развития представлений о природе электричества.

  1. Повторение понятия электризация, электрический заряд, при необходимости применяем слайды 3-10 или домашнее задание учащихся.

Вопросы:

    1. основной объект изучения «электростатики»?( ответ: электрический заряд)

    2. каким образом можно получить электрический заряд?

(ответ: электризация)*

    1. свойства заряда.( ответ: два рода, элементарный, дискретность, свойство сохранения)

    2. продемонстрировать видеоклип эксперимента

по закону сохранения заряда.*

    1. как физическая величина (ответ: мера взаимодействия, единица измерения)

    2. вид взаимодействия .(ответ: притяжение и отталкивание)*

    3. от каких величин зависит сила взаимодействия?

5.Объяснение нового материала:

Слово учителя:

1.Первые количественные результаты по измерению силы взаимодействия зарядов были получены в 1785 г. французским ученым Шарлем Огюстеном Кулоном.(слайд14)

-творческое д.з: биография Шарля Кулона.(реферат, презентация, сообщение)*.

2.Введем понятие о точечном заряде, запись определения в тетрадь.

3.Кулон для измерения этой силы использовал крутильные весы.

(слайд 13) Следует рассказ о строении крутильных весов.

4.Кулон определил силу взаимодействия заряженных сфер по углу поворота коромысла.

Беседа учителя и учеников:

1.Каким образом можно изменить угол поворот (уменьшить, увеличить)

дети подводят итог: -зависимость между какими величинами установлена?

-характер зависимости(прямая, обратная, квадратичная…

исследуя известные зависимости из курса математики )

2.Какой закон известный вам ранее напоминает Закон Кулона.

Записать закон всемирного тяготения на доске и по аналогии закон Кулона.

3..Сформулировать и записать закон Кулона .(Слайд 15)

4.По аналогии с гравитационной постоянной выяснить смысл коэффициента пропорциональности.

5. Записать значение электрической постоянной и коэффициента пропорциональности для силы взаимодействия зарядов в вакууме.

Работа учеников с учебником:

1.По закону всемирного тяготения и закону Кулона сравнить силы гравитационного и электростатического взаимодействия. Проанализировать результат и сделать вывод.

2. Проговорить каким образом вычисляют силу электростатического взаимодействия по закону Кулона, анализируя задачу учебника.


6.Решение задач на закон Кулона:

-образец задачи на слайде 16.

-самостоятельное решение задачи по образцу:

------------------------------------------------------------------------------------------------

На каком расстоянии нужно расположить два заряда:q1=5·10-9 Кл

и q2=6·10-9 Кл, чтобы они отталкивались друг от друга с силой 12·10-5 Н.

(≈ 4,74·10-2 м)

-------------------------------------------------------------------------------------------------

7.Домашнее задание:§77,задачи №1,2 на стр.360.


8.Беседа о применимости закона Кулона.


9.Тест для контроля полученных знаний..


Некоторые итоги урока

После изучения этой темы учащиеся должны знать формулировку закона Кулона, физический смысл коэффициента пропорциональности и его числовое значение для взаимодействий в вакууме, уметь применять его для расчета силы взаимодействия точечных зарядов в вакууме

Похожие:

Урок объяснения нового материала. Роль и место данной темы в курсе iconПлан-конспект урока отечественная война 1812 года
Фио (полностью)Место работыДолжностьПредметКлассТема и номер урока в темеБазовый учебникЭтап урока2Орг моментСтадия «Интрига», подготовка...
Урок объяснения нового материала. Роль и место данной темы в курсе iconРоль и место данной темы в курсе
Изучить с учащимися правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой, воспитывать ответственность за свою...
Урок объяснения нового материала. Роль и место данной темы в курсе iconУрок в блоке изучения нового материала по теме «Кислородосодержащие органические соединения»
Класс обучается по 3-х часов программе (автор Гузей Л. С.) с использованием технологии изучения материала крупными блоками. Это пятый...
Урок объяснения нового материала. Роль и место данной темы в курсе iconУрок с поддержкой икт
Предмет, тип урока – природоведение (биология), урок-объяснение нового материала
Урок объяснения нового материала. Роль и место данной темы в курсе iconУрок химии в 8 классе
Вид занятия: урок «Изучение нового материала» (с элементами беседы и самостоятельной работы учащихся)
Урок объяснения нового материала. Роль и место данной темы в курсе iconУрок №34
Урок “Получение кислорода. Понятие о катализаторах” подготовлен для VIII класса и проводится при изучении темы "Кислород. Оксиды"...
Урок объяснения нового материала. Роль и место данной темы в курсе iconУрок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, изучение нового материала
Тип урока: комбинированный урок – обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, изучение нового материала
Урок объяснения нового материала. Роль и место данной темы в курсе iconКонспект урока темы «Предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина»
Чарльза Дарвина. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: объяснительный урок
Урок объяснения нового материала. Роль и место данной темы в курсе iconУрок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме "Алюминий"
Тип урока: комбинированный урок с демонстрационными и лабораторными опытами, направлен на объяснение нового материала. (Презентация....
Урок объяснения нового материала. Роль и место данной темы в курсе iconУрок «Эмбриональное развитие организма»
Экспертная группа состоит из пяти человек, каждый из которой получает опережающее задание по данной теме. Учащиеся экспертной группы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница