«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ № 5 ______________В.В.Лысак __________________2011 г.
ПЛАН РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ МБОУ СОШ № 5 г. КРАСНОДАРА НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

МИССИЯ библиотеки: Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и формирования установки на ответственное и активное отношение к своему здоровью. ЗАДАЧИ библиотеки: создание условий для повышения качества образования; обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов; формирование у школьников независимого библиотечного пользователя; организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание и содействующие эмоциональному развитию; работать с учащимися, учителями, администрацией и родителями, содействуя реализации задач школы; проектирование различных форм деятельности учащихся с книгой; совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий; усиление роли библиотеки как культурной среды школы, активизация ее деятельности во второй половине дня; развивать сотрудничество с детскими библиотеками города. ФУНКЦИИ библиотеки: Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации. Информационная – предоставлять возможность информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя. Культурная – организовать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию ребенка. Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями МОУ СОШ, другими библиотеками, информационными центрами для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе. Просветительская - библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры. I. Направления деятельности библиотеки 1. Работа с учащимися: уроки культуры чтения; библиографические уроки; информационные и прочие обзоры литературы; игры, конкурсы, викторины, презентации и т.д.; 2. Поддержка общешкольных мероприятий: предметные недели естественно-научного цикла, русского языка и литературы, математики, информатики и т.д.; День знаний, Неделя Детской книги, День матери, День Земли и т.д.; общественные акции: день борьбы с наркоманией, ПДД и др.; помощь в оформление школьных газет и стендов. 3. Работа с учителями и родителями: выступления на заседаниях педсовета; обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы; отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки; информационные обзоры на заданные темы; индивидуальная работа с педагогами; оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра школьной библиотеки. II. Формирование фонда библиотеки Работа с фондом учебной литературы: № | Содержание работы | Сроки | 1. | Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2011-2012 учебный год. Составление справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы. | Сентябрь-октябрь | 2. | Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам | Май, август | 3. | Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы: работа с перспективными библиографическими изданиями (тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных Министерством образования и региональным комплектом учебников, прайс-листами); составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований; формирование общешкольного заказа на учебники с учетом замечаний зам. директора по УМР и руководителей методических объединений; согласование и утверждение бланка-заказа директором школы, передача его комплектатору. Прием и техническая обработка поступивших учебников: - прием и обработка поступившихся учебников - оформление накладных, - запись в КСУ, - запись в инвентарную книгу, - штемпелевание, - оформление картотеки | Январь – май
По мере поступления | 4. | Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников) | В течение года | 5. | Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ | Сентябрь - ноябрь | 6. | Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы | Октябрь | 7. | Ведение журнала выдачи учебников | В течение года | 8. | Установление связи с другими библиотеками с целью обмена учебниками (межбиблиотечный абонемент) | В течение года | 9. | Оказание помощи в составлении УМК на 2012/2013 учебный год | Июнь | Работа с фондом художественной литературы: № | Содержание работы | Сроки | 1. | Редактирование топографического каталога. | В течение года | 2. | Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации. | В течение года | 3. | Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений. | По мере поступления | 4. | Прием и оформление книг, полученных в дар. Учет и обработка. | В течение года |
|
|
| 5. | Работа с фондом: оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, разделителей с портретами детских писателей, индексов), эстетика оформления; расстановка документов в фонде в соответствии с ББК; Ведение работы по сохранности фонда: выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам (в том числе оформление актов); контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий; обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке; организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива; обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. | В течение года
В течение года
| III. Справочно-библиографическая работа:
№ | Содержание работы | Сроки | 1. | Создать систематическую картотеку газетно-журнальных статей в помощь учителям «Массовые мероприятия» | В течение года | 2. | Вести тетрадь учёта библиографических справок. | Постоянно | 3. | Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся начальной и средней школы с применением новых информационных технологий. | В течение года | 4. | Составление рекомендательных списков литературы, планов чтения для учащихся: «С книгой по дорогам лета»; «Великая Отечественная война в поэзии»; «Для вас, выпускники». |
май март апрель | 5. | Составление памяток: «Детские журналы – это интересно»; «Мы - пешеходы»; «Мы пассажиры»; |
В течение года | 6. | Пополнение папок: «Екатеринодар- град казачий», «Сочи 2014», «Российские и международные праздники», «Краснодар в годы ВОВ», «Памятники Краснодара».
|
В течение года | 7. | Выполнение тематических, фактических и информационных справок. | В течение года |
|
|
| 8. | Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий). |
В течение года |
IV. Информационная работа:
№ | Содержание работы | Сроки | 1. | Создание странички школьной библиотеки на сайте школы | В течение года |
V. Работа с читателями: Индивидуальная работа: № | Содержание работы | Сроки | 1. | Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале: учащихся, педагогов, родителей. | Постоянно | 2. | Рекомендательные беседы на абонементе при выдаче книг | Постоянно | 3. | Беседы о прочитанном | Постоянно | 4. | Рекомендательные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку | В течение года | 5.
| Работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете, в УПДН | В течение года | 6. | «Десять любимых книг» - рейтинг самых популярных изданий (выставка) | февраль | 7. | Изучение и анализ читательских формуляров | В течение года | Массовая работа: Выставочная деятельность. Цель: Раскрытие библиотечного фонда, пропаганда чтения. Через книгу помочь учащимся в образовательном процессе. № | Содержание работы | Сроки | 1. | Постояннодействующие выставки: Любимый мой Кубанский край Человек поднялся в небо Я, ты, он, она - вместе дружная семья! (КЗ № 1539) Твои помощники (справочная литература) ЕГЭ – глоБАЛЛьное поступление | В течение года | 2.
| Ежемесячные выставки к юбилейным датам писателей: 75 лет со дня рождения Альберта Лиханова 115 лет со дня рождения Сергея Есенина 100 лет со дня рождения Лии Гераскиной 140 лет со дня рождения Ивана Бунина 130 лет со дня рождения Александра Блока 175 лет со дня рождения Марка Твена 75 лет со дня рождения Николая Рубцова 100 лет со дня рождения Анатолия Рыбакова 125 лет со дня рождения Николая Гумилева Книги – юбиляры: 175 лет исполняется “Сказке о попе и работнике его Балде” А.С.Пушкина 175 лет исполняется повести “Капитанская дочка” А.С. Пушкина 150 лет – стихотворению “Крестьянские дети” Н.А.Некрасова 125 лет – “Сказкам” М. Е. Салтыкова-Щедрина 75 лет – стихотворению “Дядя Стёпа” С.В. Михалкова 50 лет исполняется сборнику “Он живой и светится” – первой книжке В.Ю. Драгунского 50 лет - повести “Приключения Толи Клюквина” Н.Н. Носова | 13 сентября 08 октября 16 октября 22 октября 28 ноября 30 ноября 03 января 14 января 15 апреля
| 3. | Плановые ежегодные выставки: 2011 - Год космонавтики (Россия) 2011 - Международный год химии 2011 - Международный год лесов 2011 – год Италии в России и год России в Италии 2011- год Испании в России и год России в Испании 2011 год – 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова 2011 год – 200 лет Кубанскому казачьему хору 2003-2012 – Международное десятилетие грамотности
| В течение года
| Массовые мероприятия: № | Содержание работы | 1. | Акция ««10 самых активных читателей месяца» | 2. | Конкурс загадок | 3. | Акция «Лучший читатель» |
|
| 4. | Клуб интеллектуальный игр «Страна литературных героев» | 5. | Викторина по ПДД | 6. | Неделя Детской книги | 7. | Викторина по творчеству Н. Носова «Знатоки» | 8. | Познавательная игра «Пасха – Праздник праздников» | Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам:
|
|
|
| № | Содержание работы | 1. | Прощание с Азбукой (подбор стихотворений, сценариев) |
|
|
|
| 2 | Новогодние праздники (подбор сценариев к классным часам) | 3. | День Защитника Отечества (подбор стихотворений для классных часов) | 4. | Международный женский день. Подбор стихов, сценариев |
|
| 5. | 9 мая – День Победы. Подбор песен и стихов к концерту для ветеранов. | 6. | Посвящение в читатели. Экскурсия по библиотеке. |
|
|
|
|
|
|
|
| Работа с библиотечным активом: № | Содержание работы | Сроки | 1. | Создать актив библиотеки. | В течение года | 2. | Силами актива проводить ремонт книг, подшивку журналов и газет. | В течение года | 3. | Привлечь актив к проведению массовых мероприятий | В течение года | 4. | Проводить рейды по проверке состояния школьных учебников | В течение года | Работа с педагогическим коллективом: № | Содержание работы | Сроки |
|
|
| 1. | Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах | В течение года | 2. | Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей-предметников | В течение года | 3. | Оказание помощи в поиске информации к уроку, классному часу, родительскому собранию. | В течение года | 4. | Консультационно-информационная работа с учителями-предметниками. | В течение года | VI. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ:
Посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг; компьютеризация библиотеки, пополнение видеотеки, медиатеки; Самообразование: чтение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека», «Библиотека в школе», газеты, интернет-ресурсы; Взаимодействие с другими библиотеками. Заведующая школьной библиотекой О.С. Костерина |