Учебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока




Скачать 364.23 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока
страница1/3
Дата16.03.2013
Размер364.23 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра российской истории


ВЫСОКОВ Михаил Станиславович


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Источниковедение и историография истории Дальнего Востока


Специальность: 050401.65 «История»


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК


2009


Автор-составитель:

Высоков Михаил Станиславович, д.и.н,

профессор

Учебно-методический комплекс «Источниковедение и историография истории Дальнего Востока» составлен в соответствии с требованиями Основной образовательной программой по специальности: 050401.65 «История»

Дисциплина входит в региональный компонент цикла дисциплин специализации и является обязательной для изучения /

Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан Института истории,
социологии и управления СахГУ Е.Ю. Выголов

Директор библиотеки

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. Рабочая программа дисциплины «Источниковедение и историография истории Дальнего Востока».




  1. Цели и задачи изучения дисциплины .. ……4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины …………….5

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля…………………..6




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………...6

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …....6




  1. Содержание курса …....8

  2. Темы практических и семинарских занятий …………....13

  3. Учебно-методическое обеспечение …................17




    1. Литература …...17

    2. Методические указания студентам…………………………………………………….20

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………………………………………………………………….22

1.Цели и задачи изучения дисциплины


Курс «Источниковедение и историография истории Дальнего Востока» является одним из курсов, входящих в учебный план подготовки специалистов по специальности «История» и предназначенных для студентов 5-го курса отделения истории Института истории, социологии и управления Сахалинского государственного университета. В нем изучаются история формирования и современное состояние источноквой базы, а также основные этапы истории изучения в нашей стране прошлого российских дальневосточных владений, начиная с XVII и заканчивая началом XXI вв.

Цель преподавания источниковедения и историографии истории Дальнего Востока - познакомить студентов с важным разделом истории отечественной исторической науки, сформировать представление о факторах и закономерностях ее развития, обратив внимание на связь изучения истории с потребностями региона, в котором предстоит жить и работать выпускникам СахГУ.

В вызревающей новой модели историографического исследования основополагающий и системообразующий принцип выделения историографических направлений, преимущественно по классовому критерию, характерный для предшествующей традиции, все больше оттесняется на периферию, и акцент переносится на изучение научных школ в ярко выраженном историко-культурном ракурсе.

Определенная перестройка происходит и в самой историографии. Расширение источниковой базы и трансформация представлений о предмете историографического изучения - процессы взаимосвязанные, ведущие к изменению историографического канона - от анализа концепции, как историографического ядра, к пониманию сущности научной исторической деятельности и бытования ее продуктов / результатов в социокультурной среде. Новое проблемное поле включает исследование способов научной коммуникации непрофессионального самовыражения как самоценных историко-научных объектов, как мира живой культуры. Отсюда, важной составляющей истории исторической науки является историографический быт. Предлагаемая программа - попытка перестроить курс историографии отечественной истории, основываясь на вышеизложенных наработках. В качестве несущей конструкции программы предлагается такая дефиниция как "образ науки". В это понятие входит "представление ученых и более широких слоев общества о природе и целях науки, о ее социальной роли, о ее месте среди других форм духовной культуры (религии, искусства, политического сознания), о ценностно-этических нормах, которые должны разделять члены научного сообщества.

Важнейшей целью преподавания источниковедения и историографии истории Дальнего Востока является выработка критического мышления, умения ориентироваться в различных направлениях исторической мысли и в области методологии исторических исследований, преодоление представлений о пирамидальном образе науки и ориентация на ее полицентрическую модель, готовность к диалогу.

Важнейшими задачами дисциплины являются:

- усвоение закономерностей развития исторической науки через изучение творчества ее конкретных служителей;

- обучение принципам источниковедческого и историографического анализа, включающим наработки ситуативной историографии;

- формирование бережного отношения к традиции, личности ученого-историка, формирование научной этики.


2.Требования к уровню освоения дисциплины


Программа составлена с учетом требований, предъявляемых к выпускникам высших учебных заведений, претендующих на диплом специалиста. Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО.

Программа составлена с учетом требований, предъявляемых к выпускникам высших учебных заведений, претендующих на диплом специалиста. К таким требованиям следует отнести:

- иметь представление о происхождении, развитии и специфике развития науки об исторических знаниях;

- иметь представление об основных этапах развития российской историографической науки;

- знать основные научные направления отечественной историографии, их представителей, базовые определения и понятия учебной дисциплины;

- уметь соотносить понятийный аппарат источниковедческой и историографической науки с историческими фактами и процессами;

- владеть методикой анализа письменных источников по отечественной истории и истории Дальнего Востока с древнейших времен до наших дней;

- владеть системой представлений о том, как и откуда берутся факты в историческом познании, заметно обогащающие и углубляющие собственные знания по истории;

- приобрести навыки работы с источниками;

- приобрести навыки использования системой методов исторического исследования применительно к различным видам учебной и профессиональной деятельности.


3.Объем дисциплины


3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы 1



Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения




Очная

Заочная

№№ семестров

9

12

Аудиторные занятия:

36

14

лекции

20

10

практические и семинарские занятия

16

4

Самостоятельная работа

34

66

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

70

80

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)







Курсовая работа

(№ семестра)







Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Зачет – 9 сем.

Зачет – 12 сем.



3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Форма обучения очная



Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий







Аудиторные занятия, в том числе

Самостоя-тельная работа









лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Раздел 1. Изучение истории Дальнего Востока до XIX века


1. Вводная лекция

2

2




-




2. Изучение истории Дальнего Востока

в XVII столетии.

8

2

2

-

4

3. Изучение истории Дальнего Востока в XVIII столетии.

8

2

2

-

4

Раздел 2. Изучение истории Дальнего Востока в XIX веке.


4. Изучение истории Дальнего Востока в первой половине XIX столетия.

8

2

2

-

4

5. Изучение истории Дальнего Востока во второй половине XIX – начале XX столетия.

8

2

2

-

4

Раздел 3. Изучение истории Дальнего Востока в XX-XXI вв.


6. Изучение истории Дальнего Востока в 1917-1939 гг.

8

2

2

-

4

7. Изучение истории Дальнего Востока в годы второй мировой войны.

10

2

2

-

6

8. Изучение истории Дальнего Востока в 1945-1991 гг.

10

4

2

-

4

9. Изучение истории Дальнего Востока на современном этапе.

8

2

2

-

4

ИТОГО:

70

20

16

-

34


Форма обучения заочная



Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий







Аудиторные занятия, в том числе

Самостоя-тельная работа









лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Раздел 1. Изучение истории Дальнего Востока до XIX века


1. Вводная лекция

2

2




-




2. Изучение истории Дальнего Востока

в XVII столетии.

6







-

6

3. Изучение истории Дальнего Востока в XVIII столетии.

8







-

8

Раздел 2. Изучение истории Дальнего Востока в XIX веке.


4. Изучение истории Дальнего Востока в первой половине XIX столетия.

10

2




-

8

5. Изучение истории Дальнего Востока во второй половине XIX – начале XX столетия.

10

2




-

8

Раздел 3. Изучение истории Дальнего Востока в XX-XXI вв.


6. Изучение истории Дальнего Востока в 1917-1939 гг.

12

2




-

10

7. Изучение истории Дальнего Востока в годы второй мировой войны.

10




2

-

8

8. Изучение истории Дальнего Востока в 1945-1991 гг.

10




2

-

8

9. Изучение истории Дальнего Востока на современном этапе.

12

2




-

10

ИТОГО:

80

10

4

-

66



4.Содержание курса


Раздел 1. Изучение истории Дальнего Востока до XIX века


  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока iconРазвитие легкой промышленности на юге дальнего востока СССР ( середина
Работа выполнена в отделе истории Дальнего Востока России Учреждения Российской академии наук Институте истории, археологии и этнографии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока iconОборонный потенциал дальнего востока СССР в годы великой отечественной войны (1941-1945)
Диссертационная работа выполнена в отделе истории Дальнего Востока России хvii—хх вв. Федерального государственного бюджетного учреждения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока iconУчебно-методический комплекс по дисциплине историография истории татарстана и татарского народа
Целью изучения курса является формирование целостного представления об этапах развития исторических знаний об истории татарского...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Источниковедение Для специальности 350800
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Социологии и управления персоналом»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока iconОтечественной истории Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения
А 65 Историография отечественной истории: учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения / В. М. Андреев, Н. С. Ватник,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «источниковедение»
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000г
Учебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «источниковедение»
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000
Учебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Политическое источниковедение
Красильников Дмитрий Георгиевич, д пол н., доцент, профессор кафедры политических наук
Учебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 070503 «Музейное дело и охрана памятников»
Программа учебного курса предполагает также изучение традиционной материальной культуры народов Сибири и дальнего Востока
Учебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока iconИзобразительное искусство юга дальнего востока россии в средние века (по материалам археологических памятников)
Работа выполнена в секторе средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока дво ран
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница