Программа занятий школьного компонента «История исследования России»




Скачать 87.96 Kb.
НазваниеПрограмма занятий школьного компонента «История исследования России»
Дата16.03.2013
Размер87.96 Kb.
ТипПрограмма


Южный учебный округ

Общеобразовательная школа №1245 с углубленным изучением иностранного языка и лицейскими классами


Утверждаю

Хабибуллин Р.Х.

Методист УМЦ ЮАО,

лауреат премии Правительства Москвы

в области образования

_______________________


Программа занятий школьного компонента

«История исследования России»


(авторская программа Чураковой И.В.)


Москва, 2005-2006 уч. год

Тематический план.


№№

Содержание и вид работы


I

II


III


IV


V


VI




ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Поморы XII-XV вв. (2 часа)

- Новгородцы – поморы.

- С. Пермский.

- Открытие морского пути в Мангазею.

Освоение Сибири. (9 часов)

- Ермак Тимофеевич

- Открытие и прохождение реки Лены

- Восточно-Сибирское море

- Иван Москвитин

- Открытие озера Байкал

- С. Дежнев, Ф. Попов

- Е. Хабаров

- Первая сводная карта Сибири

- Исследования Камчатки

- Чертежная книга Сибири

- Вечная мерзлота и первые геодезические работы

Экспедиции и организации. (5 часов)

- Первая Камчатская экспедиция

- Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция

- Академические экспедиции

- Русское географическое общество

Исследования Арктики. (10 часов)

- Исследование Новой Земли

- Открытие Северной Земли

- Первая дрейфующая

- Через полюс – в Америку

- Челюскинская эпопея

- Трагедия летчика Леваневского

- Война в Ледовитом океане

- Северный морской путь

- Секретные экспедиции

Изучение территории России в советские годы. (7 часов)

- Исследование Урала

- Оймякон – полюс холода Северного полушария

- Экспедиция С.В. Обручева

- Изучении природных ресурсов Кольского п-ва и Карелии

- Цветные металлы Норильска

- Учение о географических зонах

- Гейзеры Камчатки





Итого: 34 часа



Пояснительная записка.


“Что бы понять современную географию России

необходимо обратится к ее истории…”


При изучении географии России важно знать, как происходило формирование современных границ государства, кто были люди, исследовавшие и изучавшие территорию страны.

Рамки школьной программы не позволяют более подробно рассмотреть вопросы географических открытий и исследований на территории России.

Для воспитания у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну необходимо, как мне кажется, расширить рамки школьной программы, подробно рассказав ученикам о людях, стремившихся к неизведанному, преодолевая многочисленные трудности для “преумножения богатств Российских”.


Цели и задачи курса.


Более подробно познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России, расширить знания о русских путешественниках и исследователях.

Показать учащимся значение походов русских путешественников, их роль в развитии общемировых географических знаний.

Продолжить формирования умения работать с географическими картами, развивать творческие способности учащихся, расширять знания о родной стране; способствовать более прочному закреплению навыков географического мышления.

Формировать у учащихся таких личностных ценностей как желание узнавать новое о своей Родине, воспитание чувства любви к стране, чувства ответственности за ее настоящие и будущие, чувства патриотизма.


Сведения о составе группы.


  1. Состав группы – постоянный, занятия – групповые.

  2. Программа рассчитана на один год обучения.

  3. Группа насчитывает до 15 человек.

  4. Возраст 14-15 лет.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, в год 34 часа.


Содержание курса.


I. Введение (1 час)

Краткий обзор изучаемого материала.


II. Поморы XII – XV века (2 часа)

Открытие о. Грумант (Шпицберген). Исследования Земли Коми – Кама, Печора, Двина. Открытие морского пути в Магнезию (р. Таз). Походы новгородцев к Белому и Баренцеву морям. Открытие Новой Земли. Территория Новгородского княжества в конце XV века.


III. Освоение Сибири (9 часов)

Заселение русскими Сибири началось с похода Ермака 1581-1584 гг. Возникновение первых русских острогов (крепостей) в бассейнах рек Иртыша и Оби в конце XVI века. Составление “Большого чертежа” – крупнейшей карты России XVI век (реконструирована А. Мезенцовым в 1627г.).

Д. Пянда (1620-1623 гг.) – Открытие реки Лена. Обследование Нижней Тунгуски и Ангары.

Е. Буза (1637-1640 гг.) – Открытие моря Лаптевых. Прохождение р. Лена.

И. Ребров (1638-1641 гг.) – Открытие Восточно-Сибирского моря и р. Индигирка.

И. Москвитин (1639-1641 гг.) – Первое достижение Охотского моря.

М. Стадухин (1641-1643 гг.) – Открытие р. Калыма.

К. Иванов (1643) –Открытие озера Байкал.

В.Д. Поярков (1643-1646 гг.) – Прошел из Якутска через Лену, Алдан и Зею на Амур, положив начало освоению Приамурья. Составил первые карты и описания этих территорий.

Е.П. Хабаров (1649-1953 гг.) – Исследование р. Амур и Приамурья. Составление первой сводной карты Сибири.

С.И. Дежнев (1648 г.) – Совершил плавание вдоль северо-восточных берегов Евразии. Открыл морской проход из Ледовитого океана в Тихий, совершив первое плавание вдоль берегов Чукотки. Заложил город Анадырь.

Ф.А. Попов (1649 г.) – Открытие Камчатки.

П. Годунов (1667 г.) – Первая сводная карта Сибири – “Чертеж Сибирской земли”.

В.В. Атласов (1697-1699 гг.) – Исследование Камчатки, описание ее природы и населения.

С.У. Ремизов (1701 г.) – Изготовление первого русского географического атласа из 23 карт – “Чертежная книга Сибири”.

И. Козыревский (1711-1713 гг.) - Начало открытия Курильских о-вов.

Д. Мессершмидт (1720-1727 гг.) – Исследование Сибири. Открытие вечной мерзлоты.

П. Чичагов (1720-1730 гг.) – Первые геодезические работы в Сибири.


IV. Экспедиции и организации (5 часов)

В 1724 г. Петр I подписал указ об организации Первой Камчатской экспедиции под руководством В. Беринга. А. Чириков (1725-1730 гг.) – открытие о. Ратманова, исследование побережья. Итог экспедиции – географическая карта, которая впервые отразила реальные сведения о северо-восточной части России (от Тобольска до Тихого океана).

Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция (1730-1741 гг.). С. Крашенинников – “Описание земли Камчатки”; Василий и Татьяна Прончищевы, Дмитрий и Харитон Лаптевы, С. Малыгин, Д. Офцын, С. Челюскин – великие Русские путешественники, изучившие берега Северного Ледовитого океана. И. Гмелин – основатель первой в Сибири и крупнейшей в мире сети метеорологических наблюдений. Г. Миллер – фундаментальный труд “История Сибири”.

М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) – возглавлял географический департамент Академии наук. Предложил идею Северного морского пути. По его инициативе была организованна полярная экспедиция под руководством В.Д. Чичагова для “поиска морского проходу Северным океаном в Камчатку”.

Академические экспедиции (1768-1774 гг.). Цель - дать комплексное описание крупных частей страны. Участники: П.С. Паллас – исследование Прикаспийской низменности, И.И. Лепехин, С. Гмелин – исследование Алтая и Саян; И. Георги – первое физико-географическое описание Восточной Европы.

Русское географическое общество (1845 г.). Путешествия Н.М. Пржевальского по Уссурийскому краю, исследования П.А. Кропоткина, И.Д. Черского и В.А. Обручева в Сибири, исследование степей В.В. Докучаева. А.И. Воейков – “Климаты земного шара, в особенности России” – образец географической работы

Д.И. Менделеев (1834-1907 гг.) – изучил многие районы России (особенно Урал), предложил идеи по развитию нефтяной промышленности России, развитию добычи угля в Донбассе и Кузбассе.


V. Исследование Арктики (10 часов)

В. Русанов (1908-1912 гг.), Г. Седов (1914-1914 гг.) – исследование Новой Земли. Б.А. Велькицкий – первое сквозное плавание по морям Северного Ледовитого океана из Владивостока в Архангельск, открыл архипелаг Северная Земля. Н.Н. Урванцев – исследование Северной Земли.

О.Ю. Шмидт – в 1932 г. возглавил экспедицию по Северному морскому пути. Организатор первой дрейфующей полярной станции “СП1”. И.Д. Папанин и группа зимовщиков – проводили комплексное исследование Арктики 274 дня на “СП1”.

1933 г. – экспедиция на пароходе “Челюскин” при попытке преодоления ледовой трассы без зимовки закончилась трагически.

В.П. Чкалов и М.М. Громов – беспосадочные рейсы на одномоторных самолетах через полюс в Америку (1937 г.) за 63 часа 25 минут.

Первые герои Советского Союза – летчики, спасшие полярников. Среди них С.А. Леваневский – трагическая ирония судьбы.

Война в Ледовитом океане. Приключение П.И. Вавилова. Шесть арктических зимовок и их исследования. Северные конвои.

Современное значение Северного морского пути. В наши дна трасса Северного морского пути переживает не самые лучшие дни. Подводные исследования Арктики.

Секретные экспедиции “СП2”, “СП3”, “СП4”. Создание в 1952 г. ядерного полигона на Новой Земле. Заполярные репрессии. 1959 г. – создание космодрома “Плесецк”.


Изучение территории России в советские годы (7 часов)


Детальное изучение Урала привело к открытию новых месторождений полезных ископаемых, к определению наивысшей точки гор – г. Народная (1895 м) вместо г. Тельпосиз.

В ходе исследования и изучения внутренних районов России было выявлено, что “полюс холода” северного полушария находится в Оймяконе; открыты и нанесены на карты новые горные хребты.

1926 г. – экспедиция С.В. Обручева описала северно-восточные районы России (хребет Черского), открыла Юкагирское и Анадырское плоскогорья, Тунгусский каменноугольный бассейн.

Комплексные и специальные экспедиции по изучению отдельных районов России; их роль в изучении территории: создание географической карты России 54 м2, изучение Кольского п-ва и Карелии, Якутии – открытие месторождения алмазов и “второго Баку”, цветных металлов Норильска, гейзеров на Камчатке (1941 г. Т. Устинов).

Л.С. Берг (1876-1950 гг.) – возглавлял географическое общество страны, провел районирование Азиатской России, создал непревзойденное учение о географических зонах.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.


Учащиеся должны знать:

  • Историю освоения и изучения России;

  • Имена известных путешественников и исследователей и их роль в географических открытиях;

  • Государственные институты и исторические личности, способствовавшие организации экспедиций;

  • Наиболее значимые объекты географической номенклатуры, на фоне которых развивались события экспедиций;

  • Характерные этнокультурные особенности населения территорий, связанных с географическими открытиями.


Учащиеся должны уметь:

  • Показывать на картах маршруты экспедиций;

  • Ориентироваться в хронологии событий, связанных с географическими открытиями;

  • Пользуясь литературой по данной дисциплине, вычленять главное;

  • Подбирать иллюстрированный и аудиовизуальный материал по данной тематике.



Список литературы:


  1. Белов М.И. По следам полярных экспедиций. Л., 1977.

  2. Дубровин Л.И. Человек на ледяном континенте. Л., 1976.

  3. Ефимов А.В. Из истории Великих русских географических открытий. М., 1971.

  4. Лазаревич К.С. История географических открытий. М., 2000.

  5. Папанин И.Д. Жизнь на льдине. М., 1972.

  6. Пасецкий В.М. Витус Беринг. М., 1982

  7. Подборка статей из журналов “География в школе”

  8. Подборка статей из газет “География”

  9. Энциклопедия Аванта + “География”



Похожие:

Программа занятий школьного компонента «История исследования России» iconРасписание занятий школьного компонента по подготвке к гиа-9
Расписание занятий школьного компонента по подготвке к гиа-9 для учащихся 9 классов по школе №1339
Программа занятий школьного компонента «История исследования России» iconРабочая программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI -xx вв.»
«История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Новая и новейшая история»,...
Программа занятий школьного компонента «История исследования России» iconМ. М. Кром история россии в антропологической перспективе: история ментальностей, историческая антропология, микроистория, история повседневности
Вступительные замечания: историко-антропологические исследования – единство в многообразии
Программа занятий школьного компонента «История исследования России» iconПояснительная записка Данная программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2011 года по предмету «История»
Данилова Д. Д., Кузнецова А. В., Лисейцева Д. В. Данная программа преемственна по отношению к программам «Всеобщая история» и «История...
Программа занятий школьного компонента «История исследования России» iconРабочая программа учебного предмета моу «Сиренькинская сош»
«История», а также авторских программ курса «Новая история» Агафонова С. В. для 7 класса, курса «История России с древнейших времен...
Программа занятий школьного компонента «История исследования России» iconПрограмма основного общего образования для 6 класса общеобразовательной школы
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим...
Программа занятий школьного компонента «История исследования России» iconПрограмма по биологии, 10 – 11 класс
Программа предназначена для изучения биологии в общеобразовательных классах в течении двух лет и рассчитана на 2 часа классных занятий...
Программа занятий школьного компонента «История исследования России» iconПрограмма по дисциплине вузовского компонента для специальности 1-21 03 0101 “ История отечественная и всеобщая” (код специальности) (наименование специальности)
Учебная программа дисциплины вузовского компонента составлена на основе учебного плана по специальности 1-21 03 01 01 “История отечественная...
Программа занятий школьного компонента «История исследования России» iconПояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История»
«История», а также Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004. и авторской программы к учебнику «Данилов...
Программа занятий школьного компонента «История исследования России» iconИстория России
История Руси, России, Российская Империя, отечества, история ссср, советская история. Специализированные сайты и интересные факты...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница