Учебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет»




НазваниеУчебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет»
страница1/10
Дата16.03.2013
Размер1.43 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНСОЦЗДРАВРАЗВИТИЯ


КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК


Киященко Л.П., Гребенщикова Е.Г.


Современная философия науки:

трансдисциплинарные аспекты


Учебное пособие


Москва 2011


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНСОЦЗДРАВРАЗВИТИЯ


КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК


Киященко Л.П., Гребенщикова Е.Г.


Современная философия науки:

трансдисциплинарные аспекты


Учебное пособие


Москва 2011


ББК: 87.25Я 77

К 46

УДК 101.1: 001(075.9)


Рецензенты: Заведующий кафедрой философии и культурологии

РГМУ им. Пирогова Н. И., доктор философских наук,

профессор Шишков И.З.,


Заведующий кафедрой философии

и политологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

профессор, доктор философских наук,

Заслуженный работник высшей школы

России Хрусталёв Ю.М.


Научный рецензент: заведующий кафедрой философии,

биомедэтики и гуманитарных наук, профессор,

доктор философских наук Моисеев В.И.


К46 Киященко Л.П., Гребенщикова Е.Г. Современная философия науки: трансдисциплинарные аспекты. Учебное пособие.

М.: МГМСУ.- 2011. - 172 с.

В учебном пособии обобщен опыт преподавания спецкурса для аспирантов «Философские аспекты трансдисциплинарности», в нём представлены наиболее актуальные темы современной философии науки и философии медицины. Учебное пособие предназначено для аспирантов в подготовке к экзамену по курсу философия науки. Пособие содержит план и краткий конспект каждой темы, списки рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы, вопросы для самоконтроля. Учтена специфика преподавания курса в высшей медицинской школе.


ББК: 87.25Я 77


© МГМСУ, 2011

© Киященко Л.П., Гребенщикова Е.Г.

Оглавление:

Введение………………………………………………………..…….6-7

Раздел I. Современная наука и феномен трансдисциплинарности

Тема 1. Постнеклассическая наука: новые горизонты

(по)знания ………………………………………………..8-19

Тема 2.Трансдициплинарность: причины появления и подходы к определению…………………………………...……….…..19-25

Тема 3. Онто-гносеологический и методологический

подходы к трансдисциплинарности………………………..25-35

Раздел II. Философия трансдисциплинарности

Тема 1. Образы философии трансдисциплинарности…………35-48

Тема 2. Опыт трансдисциплинарности……………………...…..48-59

Тема 3. Опыт и язык предельного……………………………….59-74

Тема 4. Философия науки в трансдисциплинарном обосновании и новые способы производства знания…………….....…...74-87

Тема 5. Трансдисциплинарность практической философии….. 87-94

Раздел III. Трансдисциплинарные стратегии в теории и на практике

Тема 1. Новый формат взаимодействия науки и общества…..94-105

Тема 2. Трансдисциплинарные стратегии в медицинских исследованиях……………...………………...………...105-117

Тема 3. Трансдисциплинарные основания биоэтики…...……117-127

Тема 4. Риски современных биотехнологий: оценка и гуманитарная экспертиза………………………………………..……..128-142

Интернет-ресурсы………………………………………….…...143-144

Дополнительная литература по курсу………………………...144-145

Дополнительная литература по курсу на языке оригинала…145-146

Тестовые задания………………………………………………147-158

Методические рекомендации по самостоятельной работе….158-160

Ответы к тестовым заданиям……………………………………….161

Вопросы для самоконтроля……………………………………162-163

Приложение 1. Хартия Первого Всемирного Конгресса по трансдисциплинарности (Конвенто да Аррабида, Португалия,

2-7 ноября 1994 г.)………………………………………….....164 -168

Приложение 2. Хартия Трансдисциплинарности-2 (Киященко Л.П., Моисеев В.И.Философия трансдисциплинарности. М., ИФРАН, 2009) ………………………………………...……….. . ……….168-172


Введение. Тема философии трансдисциплинарности вырастает из новейших тенденций развития современной науки и культуры в целом. Она звучит в многочисленных отечественных и зарубежных публикациях философов, социологов, экономистов. Среди основных причин возникновения философии трансдисциплинарности можно, с нашей точки зрения, выделить внутренние и внешние для научной деятельности причины. К внешним причинам относится, во-первых, практическая необходимость в развитии проблемно ориентированных исследований, в поиске решения злободневных экзистенциальных задач: медицинских, экологических демографический, биоэтических и т.п. В подобного рода ситуациях автономия и относительная независимость научного знания нарушаются, границы дисциплин становятся нежесткими, возникают и решаются вопросы сочетания истины и практической полезности. Второй внешней причиной, неразрывно связанной с первой, является изменение характера науки. Она выходит за рамки лабораторий, становясь формой общественного производства, гибридом фундаментального (заинтересованного в получении истинностного знания) и прагматического (заинтересованного в получении полезного эффекта) исследования. При этом в массовом производстве знаний участвуют помимо представителей различных научных дисциплин многочисленные социальные агенты, обеспечивающие восприятие, накопление, распределение и практическое применение получаемой научной информации. Наука преступает дисциплинарные границы, становясь транс-дисциплинарной.

Внутринаучной причиной появления и проявления феномена трансдисциплинарности является возрастание значения проблемно-ориентированных форм исследовательской деятельности, таких как проектирование, прогнозирование, конструирование, целевое программирование. В данных областях ставится не только вопрос о пределах дисциплинарной науки, по сути являющейся классической формой научного знания, но и трансформации научного опыта как такового, в новых трансдисциплинарных конфигурациях, объединяющего в себе «чувственность и рассудок, эмпирическое и логическое, многообразие и единство»1. Для опыта трансдисциплинарности характерно отслеживание «становления в бытии и бытия в становлении». Он опирается и одновременно уточняет, переопределяет через фильтр решаемых экзистенциальных проблем общепринятые положения и законы дисциплинарных знаний. Философия трансдисциплинарности ориентирована на отслеживание совместного становления, как предмета проблемной области, так и метода, вбирающего в себя искусство научного поиска, реализующего жизненную установку и нравственные убеждения исследователя.


Д. ф. н., профессор В.И. Моисеев

РАЗДЕЛ I. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И ФЕНОМЕН ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

Тема 1.

Постнеклассическая наука: новые горизонты (по)знания

§1. Наука и научная рациональность в 20 веке. Кризис доверия науке.

§2. Концепции философии науки.

§3. Концепция «постнеклассической науки».

§4.Трансдисциплинарность в современных концепциях философии науки.

§1. Наука и научная рациональность в XX веке. Кризис доверия науке.

Философские аспекты развития науки, её роль в культуре и обществе традиционно относятся к числу актуальных проблем не только в исследованиях специалистов-гуманитариев, но и в штудиях представителей естественно-научных дисциплин. Наука представляет собой сложный феномен, который, следуя одному из теоретических подходов, можно представить как 1) социальный институт, обладающий особой системой норм и ценностей; 2) познавательную деятельность, осуществляемую научным сообществом и регулируемую определенными норами и идеалами; 3) систему знания. О сложности теоретической экспликации (лат. explicatio — истолкование, объяснение) феномена науки свидетельствует также сохраняющаяся на протяжении длительного времени дискуссионность ряда проблем, как например, зарождение науки или демаркация наука/ненаука. Во второй половине XX века теоретические исследования феномена науки дополнились социальным измерением проблем. Следует заметить, что предпосылки и возможности взаимодействия науки и общества рассматривались ещё в XIX веке самими же учеными, фокусируясь на экономических факторах такого рода взаимоотношений и специфике научного мышления. В новейшее время инициатива исходила уже от общества и была детерминирована рядом причин:

1. В XX веке человечество впервые столкнулось с техногенными катастрофами, для которых не существует преград ни в виде государственных, ни в виде национальных или каких-либо ещё границ. В 1921 г. произошел самый крупный неядерный взрыв на заводе компании BASF в Оппау, в 1979 г. авария на АЭС Три-Майл-Айленд (штат Пенсильвания, США), в 1986 г. авария на четвертом энергоблоке АЭС (Украина, СССР), в 2009 авария на Саяно-Шушенской ГЭС (Россия). Цена каждой из техногенных катастроф – жизни людей, их здоровье и экологическое благополучие. Беспокойство общественности, прежде всего западных стран, перед реальной угрозой рисков, порожденных развитием науки и техники, стало одной их причин усиления внимания общественности к различным последствиям развития научно-технического прогресса.

2. Во второй половине XX века была основана международная общественная организации «Римский клуб», основную задачу которой организаторы видели в привлечении мировой общественности к решению глобальных проблем. Исследование этих проблем в рамках исследовательской деятельности Римского клуба получило название «Глобальная проблематика». Рост числа глобальных проблем в сфере экологии, демографии, экономики и системе медико-социальной помощи явился второй причиной переоценки взаимоотношений науки и общества.

3. В начале XX века немецкий социолог М.Вебер обосновал идею ценностной нейтральности науки, обеспечивающей свободное от политических перипетий и бюрократических преград «служение ученых истине». Однако интенсивное развитие науки и реализация на практике некоторых достижений, имеющих неоднозначные этические и ценностные измерения, довольно быстро обозначили ограниченность этой установки. Различные подходы, направленные на нейтрализацию негативного влияния науки на общество, возникли первоначально в академической среде. В качестве примера можно сослаться на Пагуошский манифест известных ученых-физиков (А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассел, М. Борн и др.), призывавших организовать конференцию против использования ядерной энергии в военных целях. С первой конференции, происходившей в 1957 г. в г. Пагуоше (Новая Шотландия, Канада), было положено начало Пагуошского движения.

Второй этап переоценки нравственных оснований деятельности ученых был связан с активной ролью общественности, развенчавшей идею ценностной нейтральности науки и присущих ей нравственных гарантий. Таким образом, третьей причиной усиления внимания общественности к науке стала переоценка её этико-аксиологических оснований и статуса.

4. В 1933 г. в Чикаго проходила выставка «Век прогресса» официальный лозунг которой: «Наука находит – промышленность применяет – человек сообразуется», получил название «принцип конвейера». Представление о науке как исходном пункте этого конвейера основывалось на поистине впечатляющих достижениях научного разума, открывающего раз за разом новые области неизвестного, и вере в почти безграничные возможности господства человека в мире. Кроме того, неблагоприятное влияние научно-технического прогресса на человека и природу долгое время серьезно не принимались в расчёт, так как:

  1. Негативные последствия первоначально рассматривались как очень незначительные по сравнению с приобретаемыми преимуществами и достижениями.

2) В неявном виде существовало убеждение в том, что все нежелательные последствия научно-технического прогресса можно будет разрешить с его же помощью. В результате, разрешение многих проблем связывалось с будущими успехами науки и техники, и соответственно, переносилось в будущее.

Переоценка и критика роли науки в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру привели к появлению различных философско-мировоззренческих подходов, обозначивших кризис доверия науке. Наиболее радикальной является позиция антисциентизма, крайние выражение которой в отечественной философии представлено в работах таких мыслителей как Н.А. Бердяев и Л.А. Шестов.

С ростом рискогенных угроз стала очевидной триединая роль науки, выступающей «производителем» рисков, экспертом и средством разрешения возникающих проблем. Вместе с тем, под сомнением оказалась объективность научной экспертизы, которая в некоторых случаях оказывается зависимой от вненаучных факторов  – политических, экономических и т.п. Последнее обстоятельство стало еще одной причиной пристального внимания общественности к критериям принятия решений в сфере управления научно-технической деятельностью и оценки ее результативности.


§2. Концепции философии науки.

Результатом философского осмысления и теоретико-методологического анализа изменений в современной науке стали концепции: «постнормальной науки» (Фунтович, Равец), «постакадемической науки» (Займан), «второго типа производства знания» (Гиббонс, Новотны и др.), «нового социального контракта» (Любченко, Саломон), постнеклассической науки (В.С. Степин). Их ключевая идея - развитие современной науки представляет собой транспарентный (англ. transparent - прозрачный) и открытый процесс, тесно связанный с ее социальными и политическими аспектами.

Согласно концепции «второго типа производства знания» основными причинами становления нового типа науки являются следующие:

  1. Интенсивное развитие информационных технологий и расширение границ коммуникации.

  2. Повышение доступности системы высшего образования в международном масштабе и увеличение количества высокообразованных людей.

  3. Увеличение роли знаниевых компонентов в экономических процессах, в производстве товаров и услуг.

Суммируя подходы вышеназванных концепции можно выделить следующие черты науки нового типа:

  1. Производство знания выходит за границы университетов в промышленные лаборатории и консультационные бюро. Формируются трансдисциплинарные группы, направленные на решение острых социальных и практических проблем.

  2. Производство знания ориентируется на контекст его применения и соотносится с ценностными и целевыми установками социальных агентов.

  3. Дисциплинарные формы производства знания сменяются меж- и трансдисциплинарными. Определение предметной области исследования не ограничивается дисциплинарными границами, а трансляция результатов происходит не только по каналам традиционным для академически организованной науки, но и во вненаучном контексте.

  4. Экспертная оценка знания дополняет научные параметры социальными, политическими и экономическими, таким образом, ограничивая академическую монополию.

  5. Важные характеристики производства знания - его философская рефлексивность, ответственность и социальная приемлемость результатов.



§3. Концепция «постнеклассической науки».

В современной отечественной философии науки изменения в характере и организации производства знания представлены в концепции акад. В.С. Степина.

Он рассматривает историческое развитие науки как процесс последовательной смены классического, неклассического и постнеклассического типов научной рациональности и науки.

Переход от одного этапа к другому характеризуется изменением философских оснований, нормативных структур исследования науки и картины мира. Каждому этапу соответствует определенный характер взаимоотношений «субъект-средства-объект» со своим усложняющимся характером рефлексивной оценки и осмысления.

Наука классического типа (додисциплинарное и дисциплинарное состояние):

- эпистемологическими составляющими классической науки являются представления о познании как наблюдении и экспериментировании с объектами природы, которые раскрывают тайны своего бытия познающему разуму;

- научный разум обладает суверенитетом;

- научный разум детерминирован только свойствами и характеристиками изучаемых объектов, личностные приоритеты и мотивировки ученого осознанно исключаются из процесса познания;

- в додисциплинарном состоянии общенаучным статусом обладает, как правило, механическая картина, а в таких дисциплинах как биология, химия и других областях знания начинают формироваться специфические картины реальности, перешагивающие жесткие правила диктуемые механическими представлениями.

- цели и ценности классической науки выражают установки, доминирующие в культуре и обществе, ориентирующиеся на абсолютно объективное знание;

- цели и ценности не являются объектом рефлексивного осмысления.

В конце XIX - нач. XX веков в различных областях науки - в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики) - происходят революционные изменения. Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в становлении уже современной научной картины мира. Формируется неклассическая наука, для которой характерны:

- отказ от прямолинейного онтологизма;

- установка на возможность истинностных представлений, отличающихся друг от друга теоретических описаний одной и той же реальности;

- осмысление взаимосвязи между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода освоения объекта;

- картины реальности различных наук сохраняют свою самостоятельность, но участвуют в формировании общенаучной картины мира;

- субъект познания рассматривается уже не как дистанцированный от изучаемого объекта, а как находящийся внутри него через средства познания;

- понимание, что средства и методы, решающие вопросы познавательной деятельности, влияют на ответы, которая дает природа;

- новое понимание представлений об истине, объективности, факте, теории, объяснении и т.п. с учетом влияний субъектно-объектных отношений.

Наука современного постнеклассического типа характеризуется следующим образом:

- выдвижением на первый план междисциплинарных и проблемно-ориентированных форм исследовательской деятельности, комплексных исследовательских программ;

- участием в комплексных исследованиях специалистов из различных областей знания и представителей общества;

- активной интеграцией в процесс проектирования и организации научного исследования факторов экономического и социально-политического характера;

- сращиванием теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификацией прямых и обратных связей между ними;

- усилением процессов взаимодействия принципов и представлений о мире через «парадигмальные прививки» идей, транслируемых из других наук;

- ориентацией на решение «человекоразмерных» проблем (медико-биологических, экологических задач, рассмотрение явлений, связанных с биотехнологией, системами «человек – машина» и т.д).


§4. Трансдисциплинарность в концепциях современной науки.

Трансдисциплинарность – одна из ключевых характеристик нового типа производства знания. В отличие от традиционной дисциплинарно организованной науки увеличение роли и значения трансдисциплинарных исследований на современном этапе предполагает:

  1. Новые способы организации исследований, которые выходят за дисциплинарные границы и инициируют обращение к ресурсам внедисциплинарного знания, выраженного на языке повседневного общения.

  2. Формулирование проблемного поля и проектирование исследований с учетом ценностных и целевых установок, а также практических потребностей заинтересованных сторон (науки и общества).

  3. Необходимость формирования новых организационных структур («гибридных групп», «трансдисциплинарных коллективов»), в которых методы и способы решения проблемы формируются и корректируются, как правило, в процессе работы; по ходу деятельности могут дополнительно привлекаться различные специалисты, а состав самой группы может меняться в зависимости от контекста и возникающих перспектив проблемы.

  4. Использование эвристического потенциала, который создает опыт трансдисциплинарного решения аналогичных проблем в различных сферах научного исследования и производства знания в обществе, а также значительный ресурс для развития личного опыта каждого участника, включенного в совместную деятельность.

  5. Действие рекурсивной рефлексии – методологического приема, способствующего доопределению и переосмыслению решаемой трансдисциплинарной проблемы, который позволяет наиболее эффективно и адекватно учесть её философские основания, специфику методологического аппарата и социокультурный контекст.

Рекомендуемая литература:

  1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М., 2009

  2. Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности. – М., 2009.

  3. Моисеев В.И. Философия науки. Философия биологии и медицины: учебное пособие для вузов. – М., 2008.

  4. Постнеклассика: философия, наука, культура. – СПб, 2009.

6. Этос науки. – М., 2008.


Темы докладов и рефератов

Сциентизм и антисциентизм в истории науки

Синергетическая парадигма в постнеклассической науке

«Тройная спираль»: университет-правительство-бизнес

Динамика дисциплинарной культуры в концепции К.Кнорр-Цетиной.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» iconПравила приема в Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный медико-стоматологический университет»
Уставом гбоу впо «Московский государственный медико-стоматологический университет»
Учебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» iconМосковский государственный медико-стоматологический университет краткий о т ч ё т
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный медико-стоматологический...
Учебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» iconРабочая учебная программа по дисциплине
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический...
Учебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» «мгмсу инновационный университет»
Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического...
Учебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» «мгмсу инновационный университет»
Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического...
Учебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» «мгмсу инновационный университет»
Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического...
Учебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» iconО проведении патентно-информационных исследований по диссертационной теме
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный медико-стоматологический...
Учебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» iconУчебное пособие москва 2006 федеральное агентство по образованию государственно образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)»
А. С., Мурашова В. Г., Семенова Т. Н., Смирнов В. В., Тихонова С. В. Социология: Учебное пособие / Государственное образовательное...
Учебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» iconОптимизация технологии среднего профессионального образования по
Работа выполнена в гоу впо «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава»
Учебное пособие м осква 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет» iconОбоснование и применение сверхэластичных литоэкстракторов в комплексном лечении холангиолитиаза
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования “Московский государственный медико-стоматологический...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница