Теория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности




Скачать 222.01 Kb.
НазваниеТеория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Дата16.03.2013
Размер222.01 Kb.
ТипПрограмма




Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию


УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

___________________ А. И. Жук


_______________________

Регистрационный № ТД– ____________/тип.


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ


Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности


1–23 01 09 «Журналистика международная»


СОГЛАСОВАНО

Заместитель министра информации Республики Беларусь


_______________ И. Н. Лаптенок


_______________________


Председатель Учебно-

методического объединения

высших учебных заведений

Республики Беларусь
по гуманитарному образованию

________________ В. Л. Клюня

_______________________


СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего
и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

________________ Ю. И. Миксюк

_______________________


Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

_______________ И. В. Казакова


_______________________






Эксперт-нормоконтролер

________________ С.М. Артемьева






Минск 2008

СОСТАВИТЕЛЬ:

Е.Ф.Конев, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета


З.К.Пригодич, главный редактор издательского частного унитарного предприятия семейного журнала «Гаспадыня», кандидат философских наук, доцент


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Белорусского государственного университета;

(протокол № 11 от 21.05.2008г.);


Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 22.05.2008г.);


Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики

Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию;

(протокол № 5 от 23.05.2008г.)


Ответственный за выпуск: Е.Ф.Конев.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель преподавания дисциплины– дать выпускникам объективные представления об основных тенденциях современных процессов в мировом информационном и коммуникационном пространстве, содействовать повышению их образовательного уровня и творческого потенциала.

1.2. Задачи дисциплины – дать представление об основных теориях, влияющих на функционирование моделей журналистики в различных регионах мира, о методах и навыках практической деятельности корреспондентов печатных и электронных СМИ, об этических нормах их работы и др. Особо акцентируется внимание на национальном своеобразии журналистики развитых и развивающихся государств, о существующих информационных диспропорциях и дисбалансе по оси "богатый Север – бедный Юг", попытках ЮНЕСКО преодолеть существующее информационное неравенство, которое, по сути, ведет к установлению "однополярного мира". Данные аспекты дисциплины позволят существенно повысить уровень идеологической подготовки студентов.

1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника и связь с другими учебными дисциплинами.

Дисциплина "Теория и практика зарубежной журналистики" играет большую роль в профессиональной подготовке выпускника. Преподавание дисциплины взаимосвязано с преподаванием таких важнейших курсов и спецкурсов, как "История зарубежной журналистики. ХХ век", "Основы международной журналистики", "Международная журналистика и политика", "Международная журналистика и экономика", "Свобода и социальная ответственность зарубежного журналиста". Преподавание всех вышеуказанных дисциплин обеспечивается кафедрой зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики БГУ.

1.4. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

Студент должен:

знать:

– специфические особенности сбора и распространения новостей журналистами зарубежных СМИ;

– степень влияния идеологии на современные информационные процессы в различных регионах мира;

– критерии информационной деятельности в зарубежной жуналистике.

уметь:

– дать объективную оценку современным теориям журналистской деятельности;

– анализировать основные тенденции современных информационных процессов в различных регионах мира;

– использовать в практической деятельности некоторые эффективные методы сбора и распространения новостей;

– учитывать степень влияния идеологии на современные информационные процессы.


1.5. Содержание образовательного стандарта по дисциплине.

Основные тенденции современных процессов в мировом информационном и коммуникационном пространстве. Основные теории, определяющие функционирование моделей журналистики в различных регионах мира. Методы и навыки деятельности корреспондентов печатных и электронных СМИ, этические нормы их работы.

2. Информационно-методическая часть

2.1. Методическая организация курса.

В качестве методов обучения по данному курсу предполагается сочетание лекций и практических занятий. Итоговой формой оценки, как правило, является экзамен. В качестве иллюстративного материала к практическим занятиям предлагаются комплекты зарубежных газет и журналов. С целью поощрения творческой активности предполагается стимулировать студентов к выступлению с докладами, рефератами и сообщениями по темам, рассматриваемым на семинарских занятиях.

Общее количество часов, отводимых на изучение курса, — 202. Из них аудиторных — 94, лекционных — 28, практических — 66.


3. Примерный план лекционных и практических занятий.

по дисциплине «Теория и практика зарубежной журналистики»




Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов




всего

в том числе




лек.

практ. зан.

1

Сущность современных зарубежных СМИ

4

2

2

2

Идеологическая основа современных мировых информационных и коммуникационных процессов

2

2




3

Основные формы собственности современных зарубежных СМИ

4

2

2

4

Журналистские права и свободы за рубежом

4

2

2

5

Глобализация СМИ за рубежом

2




2

6

Журналистский универсализм в зарубежных СМИ

4

2

2

7

Идейные, экономические и организационно-технические ограничения в зарубежной журналистике

4

2

2

8

Ценности новостей в зарубежной практике

4

2

2


















Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов

всего

в том числе

лек.

практ. зан.

9

Культурные и социально-политические аспекты журналистской деятельности за рубежом

4

2

2

10

Методика работы над композицией журналистского материала в современных зарубежных СМИ

4

2

2

11

Специфика комментария в современной зарубежной печати

4

2

2

12

Редактирование новостей в современных зарубежных СМИ

4

2

2

13

Методика организации

печатного издания за рубежом

4

2

2

14

Современные зарубежные СМИ и инновации

2




2

15

Концентрация и монополизации современных зарубежных СМИ: сущность и противоречия

4

2

2

16

Дифференциация и специализация современных СМИ за рубежом: специфика и противоречия

4

2

2

17

Сущность прецизионизма в современной журналистской практике за рубежом: основные тенденции и перспективы развития

2




2

18

Специфика взаимодействия СМИ с правовыми системами в различных государствах мира

2




2

19

Основные навыки репортерской работы за рубежом

2




2

20

Организация и проведение интервью в зарубежных СМИ

2




2

21

Специфика работы с источниками информации в современной зарубежной журналистике

2




2

22

Методика работы в современной зарубежной редакции

2




2

23

Использование новейших технологий в журналистской практике за рубежом

2




2

24

Специфика работы тележурналистов за рубежом

2




2

25

Специфика работы радиожурналистов за рубежом

2




2

26

Репортаж в современной зарубежной журналистике

2




2

27

Журналистское расследование в зарубежных СМИ

2




2



Наименование раздела, темы

Количество аудиторных часов




всего

в том числе




лек.

практ. зан.




28

Специфика работы современных журналистов он-лайн изданий за рубежом

2




2




29

Международные журналистские организации

2




2




30

Национальные особенности развития СМИ за рубежом

2




2




31

Этические аспекты журналистской деятельности за рубежом

2




2




32

Планирование редакционной деятельности в газетах и журналах за рубежом

2




2




33

Специфика работы журналистов-фрилансеров за рубежом

2




2




34

Специфика работы собственных корреспондентов за рубежом

2




2







Итого:

94

28

66






4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Тема 1. Сущность современных зарубежных СМИ.

1. Цели и задачи современных печатных и аудиовизуальных СМИ.

2. Становление и развитие веб-журналистики.

3. Влияние национальной специфики на развитие журналистики.

Тема 2. Идеологическая основа современных мировых информационных и коммуникационных процессов.

1. Основные мифы, распространяемые современными зарубежными СМИ.

2. Сущность "медиократии".

3. Противостояние глобальному "информационному империализму" США и развитых стран Западной Европы.

Тема 3. Основные формы собственности современных зарубежных СМИ.

1. Государственные СМИ.

2. Коммерческие СМИ.

3. СМИ общественных организаций и политических партий.

4. СМИ смешанного типа и др.

Тема 4. Журналистские права и свободы за рубежом.

1. Сущность свободы публичного выражения мнения и свободы доступа к источникам информации.

2. Критерии журналистской ответственности: объективность, независимость, взвешенность оценок, ответственность и др. Причины субъективности и предвзятости.

3. Технологии манипулирования общественным сознанием.

Тема 5. Глобализация СМИ за рубежом.

1. Сочетание глобализации информации с региональными интересами. 2. Формы монополизации СМИ.

3. Крупнейшие медиадома и медиаконцерны в США и странах ЕС.

Тема 6. Журналистский универсализм в зарубежных СМИ.

1. Сущность журналистского универсализма: поиск и объективный анализ информации, содействие свободному обмену идеями, исследование злободневных общественных проблем и др.

2. Основные положения "интеллектуальной журналистики".

3. Критерии качественного журналистского анализа.

Тема 7. Идейные, экономические и организационно-технические ограничения в зарубежной журналистике.

1. Идейные и экономические ценности владельцев СМИ.

2. Ценности читателей.

3. Специфика журналистской культуры.

Тема 8. Ценности новостей в зарубежной практике.

1. Подбор темы.

2. Выбор события для освещения.

3. Ориентация на восприятие массовой аудитории. Контекст новости.


Тема 9. Культурные и социально-политические аспекты журналистской деятельности за рубежом.

1. Основные ценности западноевропейской и американской журналистики: этноцентризм, демократия, ответственный капитализм, престиж власти, индивидуализм и др.

2. Основные ценности журналистики стран Северной Африки и Ближнего Востока: опора на исламское вероучение, суверенитет как высшая политическая ценность, национальная идентичность.

3. Основные ценности журналистики стран Юго-Восточной Азии, Океании, Центральной и Латинской Америки.

Тема 10. Методика работы над композицией журналистского материала в современных зарубежных СМИ.

1. Основные аспекты качественного материала: связки между частями, ссылка на источники, цитаты.

2. Специфика работы над последовательностью изложения.

3. Развитие авторской концепции. Описания. Заключение.

Тема 11. Специфика комментария в современной зарубежной печати.

1. Специфика комментариев в информационных сообщениях.

2. Сущность и противоречия современной политкорректности.

3. Методы аналитического комментирования.

Тема 12. Редактирование новостей в современных зарубежных СМИ.

1. "Дневник новостей". Картотека идей. "Портфель" номера.

2. Способы достижения тематического разнообразия.

3. Способы эффективного изложения новостей и мнений в печатных и электронных СМИ.

Тема 13. Методика организации печатного издания за рубежом.

1. Философия и идеология издания.

2. Составляющие дизайна: формат, форма и объем.

3. Структура и план издания. Специфика макетирования и верстки. Использование цветовой гаммы.

Тема 14. Современные зарубежные СМИ и инновации.

1. Влияние инновационной политики и приоритетов в науке различных государств мира на техническое обеспечение СМИ.

2. Технические усовершенствования последнего времени.

3. Перспективные отрасли развития инноваций в журналистике.

Тема 15. Концентрация и монополизации современных зарубежных СМИ: сущность и противоречия.

1. Процессы поглощения региональных СМИ "медиадомами".

2. Холдинги как эффективная форма контроля информационного пространства в развитых странах мира.

3. Крупнейшие "медиадома" и "медиагруппы": сочетание глобализации информации с региональными интересами.


Тема 16. Дифференциация и специализация современных СМИ за рубежом: специфика и противоречия.

1. Журналистика специализированная и "общего интереса".

2. Методы включения в сферу информационного влияния новых сегментов аудитории. Методы влияния на массовую аудиторию.

3. Специфика формирования информационного образа.

Тема 17. Сущность прецизионизма в современной журналистской практике за рубежом: основные тенденции и перспективы развития.

1. Концептуализм.

2. "Новый документализм". "Новый журнализм".

3. Сущность и основные методы "общественной журналистики".

Тема 18. Специфика взаимодействия СМИ с правовыми системами в различных государствах мира.

1. Система традиционного права и СМИ.

2. Система общего права и СМИ.

3. Формы саморегулирования прессы.

Тема 19. Основные навыки репортерской работы за рубежом.

1. Методы и принципы сбора и анализа информации.

2. Специфика репортерской работы с постоянными информаторами.

3. Критерии репортерской деятельности.

Тема 20. Организация и проведение интервью в зарубежных СМИ.

1. Подготовка к интервью. Сбор и анализ информации об объекте.

2. Цели и задачи интервью. Создание доверительного психологического климата общения.

3. Методы организации и проведения интервью в печатных СМИ, на радио и на телевидении, в веб-изданиях.

Тема 21. Специфика работы с источниками информации в современной зарубежной журналистике.

1. Основные виды источников: личные контакты, официальные доклады, пресс-релизы, отчеты научных и международных организаций, справочная литература.

2. Специфика работы с источниками печатной информации.

3. Методы расширения круга информационных источников.

Тема 22. Методика работы в современной зарубежной редакции.

1. Обязанности по вертикали "руководитель–подчиненные".

2. Взаимодействие по горизонтали "отделы–технические службы".

3. Методика контроля "психологического климата" в редакции.

Тема 23. Использование новейших технологий в журналистской практике за рубежом.

1. Факторы, определяющие применение новейших технологий: грамотность и уровень образования персонала, влияние конкурирующих СМИ, размеры инвестирования, качество новинок и др.

2. Моральные аспекты использования инноваций.

3. Основные методы использования новейших технологий.

Тема 24. Специфика работы тележурналистов за рубежом.

1. Основные методы сбора и анализа информации.

2. Специфика подготовки новостных выпусков с учетом форматов вещания и сегментов реальной и потенциальной аудитории.

3. Специфика конкурентной борьбы современных телекорпораций.

Тема 25. Специфика работы радиожурналистов за рубежом.

1. Основные методы сбора и анализа информации.

2. Особенности подготовки новостных и развлекательных блоков с учетом особенностей форматов вещания и сегментов аудитории.

3. Специфика конкурентной борьбы радиовещательных корпораций.

Тема 26. Репортаж в современной зарубежной журналистике.

1. Методика работы над репортажами в зарубежных печатных и электронных СМИ.

2. Специфика жанра.

3. Лучшие образцы репортажа в истории зарубежной журналистики.

Тема 27. Журналистское расследование в зарубежных СМИ.

1. Необходимые навыки для проведения журналистского расследования. Методика подготовки.

2. Первичный сбор информации. Работа с источниками информации.

3. Этические моменты расследования (на примере расследования Уолтергейтского скандала).

Тема 28. Специфика работы современных журналистов он-лайн изданий за рубежом.

1. Методы сбора и обработки информации.

2. Он-лайн журналистика — самая динамично развивающаяся сфера современных СМИ.

3. Комментарий в веб-изданиях.

Тема 29. Международные журналистские организации (МОЖ).

1. Цели и задачи МОЖ.

2. Специфика деятельности МОЖ.

3. Методы осмысления мировых информационных процессов.

Тема 30. Национальные особенности развития СМИ за рубежом.

1. Специфика СМИ Европы.

2. Особенности СМИ США.

3. Своеобразие СМИ Африки, стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна.

Тема 31. Этические аспекты журналистской деятельности за рубежом.

1. Поиск правды как критерий информационной деятельности.

2. Трудности морального плана. Критерии цитирования.

3. Взаимоотношения с рекламодателями.

Тема 32. Планирование редакционной деятельности в газетах и журналах за рубежом.

1. Сущность критериев журналистской работы: ясность и точность изложения, честность, адекватность восприятия.

2. Организационные составляющие эффективной работы редакции.

3. Методика эффективного планирования.


Тема 33. Специфика работы журналистов-фрилансеров за рубежом.

1. Методика сбора и анализа информации т.н. "вольными стрелками".

2. Специфика договорной деятельности "фрилансеров".

3. "Фрилансеры" — основа "общественной" журналистики.

Тема 34. Специфика работы собственных корреспондентов за рубежом.

1. Методика сбора и анализа новостей.

2. Критерии оценки и отбора. Работа с источниками информации.

3. Организационные и технические особенности работы собственных корреспондентов за рубежом.

5. Учебно-методическое обеспечение



Основная литература


1. Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. М., 2004.

2. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

3. Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1997.

4. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность. М., 1998.

5. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2001.

6. Уллмен Д. Журналистские расследования: современные методы и техника. М., 1998.

7. Воскобойников Е., Юрьев С. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. М., 1998.

8. Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: использование Интернет и других электронных ресурсов / Ред. Е..Воронина. М., 2001.

9. Саченко И.И. Международная журналистика. Введение в специальность. В 3-х ч. Ч. 1. Мн., 1999.

10. Саченко И. И., Конев Е.Ф. Международная журналистика. Введение в специальность. В 3-х ч. Ч. 2. Мн., 2001.

11. Конев Е.Ф. Международная журналистика. Введение в специальность. В 3-х ч. Ч. 3. Мн., 2003.

12. Саченко И.И. Американская журналистика новостей и мнений. Мн., 2008.


Дополнительная литература


13. Андрунас Е. Информационная элита: Корпорации и рынок новостей. М., 1998.

14. Землянова Л. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1994.

15. Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. М., 1991.

16. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. М., 1997.

17. Правовые и социально-экономические аспекты деятельности средств массовой информации: Сб.ст. / Отв.ред.Ю.В.Мишальченко. М., 1991.

18. Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации. М., 1991

19. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). М., 1991.

20. Михайлов С. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. М., 1992.

21. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы / Ред.–сост.М.Мэллет. М., 1995.

22. Деннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

23. Скотт Д. Компьютерные технологии в журналистике: Введение в основные понятия и методы. Использование баз данных и приемов сетевой журналистики в службах новостей. М., 1999.


6. Вопросы итогового контроля знаний по дисциплине


  1. Перечислите 6 основных "элементов строительства" новостей.

  2. Перечислите основные факторы, определяющие целесообразность опубликования новостей в современных зарубежных СМИ.

  3. Укажите критерии, позволяющие "превратить" событие в новость.

  4. Перечислите ключевые ценности в современной зарубежной журналистике (согласно теории Герберта Ганса).

  5. Перечислите 8 основных видов информации, распространяемых крупнейшими информационными агентствами мира.

  6. Перечислите функции современных зарубежных СМИ как вида эффективного воздействия на массовое сознание.

  7. Перечислите основные факторы социализации СМИ.

  8. Перечислите важнейшие аспекты теории “установления повестки дня” в современных зарубежных СМИ.

  9. Укажите основные цели информационной деятельности в современной зарубежной журналистике.

  10. Перечислите основные критерии в характеристике массовой аудитории современных зарубежных СМИ.

  11. Перечислите основные положения концепции Аль Ньюбарта?

  12. Перечислите основные "акценты" газетных цепочек.

  13. Перечислите 3 рекомендации Теодора Петерсона, позволяющие новому изданию преуспеть в журнальной индустрии.

  14. Перечислите 3 крупнейшие телекорпорации США.

  15. Кто является основателем телеканала CNN (Си-Эн-Эн)?

  16. Укажите 2 основных признака, по которым классифицируются современные радиостанции за рубежом.

  17. Перечислите 2 основных требования "Доктрины справедливости" для современного зарубежного радиовещания.

  18. Перечислите 4 положения, по которым разделяют аудиторию на сегменты для определения музыкальных форматов.

  19. Перечислите основные музыкальные форматы современного американского радиовещания.

  20. Что означает понятие "Drive time" ("первостепенное время") в современном зарубежном радиовещании?

  21. Перечислите основные теории зарубежной прессы, которые были сформулированы в книге Уилбура Шрамма "Четыре теории прессы".

  22. Кто руководит современной зарубежной радиостанцией?

  23. Укажите 5 отделов, которыми руководит Генеральный менеджер современной зарубежной радиостанции.

  24. Укажите 2 отдела, которыми руководит Программный директор современной зарубежной радиостанции.

  25. Что такое "Playlist" на современной зарубежной радиостанции?

  26. Перечислите 2 крупнейших информационных агентства США.

  27. Укажите крупнейшее информационное агентство Франции.

  28. Укажите крупнейшее информационное агентство Великобритании.

  29. Укажите крупнейшее информационное агентство Германии.

  30. Перечислите наиболее популярных телеведущих США.


Похожие:

Теория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИстория зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Первый проректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
Теория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИстория журналистики Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь
Теория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconЛитература типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-23 01 10 «Литературная работа (по направлениям)»
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь
Теория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconЭкономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Теория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconХудожественно-техническое оформление изданий типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
...
Теория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconСтатистическая радиофизика и теория информации типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
Теория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconОкеанология типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заве-дений Республики Беларусь по естественно-научному образованию
Теория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
Теория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Теория и практика зарубежной журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconВысшая математика Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница