Программа дисциплины Медиакультура




Скачать 118.81 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Медиакультура
Дата16.03.2013
Размер118.81 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет философии


Программа дисциплины


Медиакультура

для направления 031400.62 «Культурология»
подготовки бакалавра

Автор Хитров А. В. (khitrov@gmail.com)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Философия» наук о культуре

Председатель В.Н. Порус Зав. кафедрой В.А.Куренной


_____________________________ _____________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г


Утверждена УС факультета

философии

Ученый секретарь


_________________________________

« ____» ___________________200 г.


Москва

Тематический план учебной дисциплины





Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Сем. и практ. занятия






Археология медиа. «Читательская революция» и «публичная сфера» в XVII–XVIII веках.




2









Книга в структуре новых медиа.




2

2

4



Функция медиа в обществе: отражение или конструирование?




2

2

4



Теоретики медиа: В. Беньямин, М. Маклюэн, Р. Уильямс.




2

2

4



Фотографический образ.




2

2

4



Семиотика кинематографа: визуальные метафоры.




2

2

4



Визуальная жестокость.




2

2

4



Феминизм, гендер и медиа.




2

2

4



Техника и тело. От философии техники к киборгу.




2

2

4



Знание и медиа: интеллектуал и эксперт на ТВ. Форматы научно-популярных программ.




2

2

4



Ложь, вымысел и реальность на ТВ.




2

2

4



Жанры телевизионного дискурса.




2

2

4



Гипертекст как культурная форма.




2

2

4



Социальный Интернет и структуры повседневности.




2

2

4




Подготовка к экзамену










11




Итого:

108

29

26

53



Базовые учебники

  • Кириллова Н., Медикультура: от модерна к постмодерну, М., 2008.

  • Черных А., Мир современных медиа. М., 2007.

  • Дьякова, Е. Г., Трахтенберг А. Д., Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: Анализ основных теоретических подходов, Екатеринбург, 1999.



Формы контроля:


Контроль посещаемости лекций и семинаров. За пропуск двух лекций или семинаров подряд без справки вычитается 0,5 баллов из рейтинга. За каждый последующий пропуск также вычитается 0,5.

За активную работу на семинаре студент получает 1 балл. За реплику — 0,5 балла. В случае выявленной неподготовленности студента к семинару из рейтинга вычитается 1 балл.

Эссе и реферат оцениваются по шкале от 1 до 3-х баллов. 3 балла студент получает в том случае, если письменная работа выполнена безупречно.


Содержание программы


Тема 1. Археология медиа. «Читательская революция» и «публичная сфера» в XVII–XVIII веках.

  • Уэбстер, Ф., Теории информационного общества, М., 2004.

  • Jürgen Habermas, The structural transformation of the public sphere: an inquiry into a category of bourgeois society, Cambridge, Mass.: MIT Press, 1989.



Тема 2. Книга в структуре новых медиа.

  • Маклюэн, М., Галактика Гутенберга: становление человека печатающего, М., 2005.

  • Jason Epstein, The future of the book, Technology Review, January 2005 (http://www.technologyreview.com/read_article.aspx?id=14064&ch=infotech&a=f)

  • Geoffrey Nunberg (ed.), The Future of the Book, University of California Press, 1996.



Тема 3. Функция медиа в обществе: отражение или конструирование?

  • Черных А., Мир современных медиа. М., 2007.

  • Дьякова, Е. Г., Трахтенберг А. Д., Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: Анализ основных теоретических подходов, Екатеринбург, 1999.

  • Бергер Лукман Социальнео конструирование реальности, М., 1995.



Тема 4. Теоретики медиа: В. Беньямин, М. Маклюэн, Р. Уильямс.

  • Беньямин В., Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

  • Маклюэн М., Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

  • Raymond Williams, Keywords, Fontana Communications Series, New York, Oxford University Press, 1984.



Тема 5. Фотографический образ.

  • Барт Р., Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.

  • Бергер А., Видеть — значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М., 2005.



Тема 6. Семиотика кинематографа: визуальные метафоры.

  • Базен А., Что такое кино. М.: Искусство, 1972.

  • Делёз Ж., Кино-1: Образ-движение. Кино-2: Образ-время., М., 2004.

  • Лотман Ю. М., Семиотика кино и проблемы киноэстетики, Таллин, 1973.

  • Лотман Ю. М., Цивьян, Ю. Г., Диалог с экраном, Таллинн, 1994.

  • Фантастическое кино. Эпизод первый, М., 2006.

  • Эйзенштейн С. М., Метод, М., 2002.

  • Теория метафоры, М., 1990.

  • Метафора в языке и тексте, М., 1988.

  • Газер И., С. М. Эйзенштейн и В. В. Маяковский: (К вопросу о языках поэзии и кино), Тарту, 1972.

Семинар: визуальные метафоры в «Человеке с киноаппаратом» Дзиги Вертова и «Октябре» С. М. Эйзенштейна.


Тема 7. Визуальная жестокость.

Кейс: фильмы «Видеодром», «Дипломная работа», «Забавные игры», «Убийца/Убийцы», «Прирожденные убийцы».


  • Hills 2003 — Hills M., Whose «postmodern» horror? Alejandro Amenábar's Tesis (Thesis, 1996), Kinoeye. New perspectives on European film, vol. 3, issue 5 (2003), http://www.kinoeye.org/03/05/hills05.php

  • Jackson 2003 — Jackson N., The cultural construction of snuff. Alejandro Amenábar's Tesis (Thesis, 1996), Kinoeye. New perspectives on European film, vol. 3, issue 5 (2003), http://www.kinoeye.org/03/05/jackson05.php

  • La Caze 2003 — La Caze M., The violence of the spectacle. Alejandro Amenábar's Tesis (Thesis, 1996), Kinoeye. New perspectives on European film, vol. 3, issue 5 (2003), http://www.kinoeye.org/03/05/lacaze05.php

  • Визуальное (как) насилие, Вильнюс, 2007.



Тема 8. Феминизм, гендер и медиа.


Тема 9. Техника и тело. От философии техники к киборгу.

  • Гибсон Д., Экологический подход к зрительному восприятию, М., 1998.

  • Бродецкий, А.Я. Азбука молчания, или Топонимика, М., 1998.

  • Философия техники в ФРГ, М., 1989.

  • Donna Jeanne Haraway, When Species Meet, Minneapolis, University of Minnesota Press, 2008.

  • Mitchell, William J., Me++ : the cyborg self and the networked city, Massachusetts Institute of Technology, 2003.



Тема 10. Знание и медиа: интеллектуал и эксперт на ТВ. Форматы научно-популярных программ.

  • Зверева В., История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записчки, № 5 (19) (2004).



Тема 11. Ложь, вымысел и реальность на ТВ. Кейс: фильм «Смерть президента».

  • Raymond Williams, Television: Technology and Cultural form, Technosphere Series, London, Collins, 1974.



Тема 12. Жанры телевизионного дискурса.

Анализ новостной риторики. Телесериалы. Ток-шоу. Реалити-шоу.


Тема 13. Гипертекст как культурная форма.

Технологический аспект: В. Буш, Д. Энгельбарт, Т. Нельсон, Т. Бернерс-Ли. Культурологический аспект: Р. Барт, Ж. Деррида. Примеры гипертекстуальной литературы: Л. Стерн, С. Малларме, Дж. Джойс, М. Павич, Хулио Кортасар. Литература потока сознания, ассоцианизм в литературе и гипертекст.


  • George P. Landow, Hypertext: The Convergence of Contemporary Critical Theory and Technology, Johns Hopkins University Press, 1992.



Тема 14. Социальный Интернет и структуры повседневности.

Web 2.0 пользователь и контент. Эволюция культурных форм: исповедь, дневник, блог.

Открытое произведение, смерть автора и Wiki. Эволюция концепта энциклопедии.


  • boyd, d. m., & Ellison, N. B. (2007). Social network sites: Definition, history, and scholarship. Journal of Computer-Mediated Communication, 13(1), article 11. http://jcmc.indiana.edu/vol13/issue1/boyd.ellison.html



ЛИТЕРАТУРА


Основная


  • Базен А., Что такое кино, М., Искусство, 1972.

  • Барт Р., Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.

  • Беньямин В., Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

  • Бергер А., Видеть — значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М., 2005.

  • Бергер П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности, М., 1995.

  • Бодрийяр Ж., Общество потребления, М., 2006.

  • Бродецкий, А.Я., Азбука молчания, или Топонимика, М., 1998.

  • Бурдье Пьер, О телевидении и журналистике. М., 2002.

  • Визуальное (как) насилие, Вильнюс, 2007.

  • Вирилио Поль, Информационная бомба. Стратегия обмана, М, 2002.

  • Газер И., С. М. Эйзенштейн и В. В. Маяковский: (К вопросу о языках поэзии и кино), Тарту, 1972.

  • Гибсон Д., Экологический подход к зрительному восприятию, М., 1998.

  • Горный Е., Онтология виртуальной личности // Бытие и язык: Сб. статей по материалам международной конференции. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права (Новосибирский классический институт); Новосибирское книжное издательство, Новосибирск, 2004, С. 78–88, http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/ovr.html

  • Делёз Ж., Кино-1: Образ-движение. Кино-2: Образ-время., М., 2004.

  • Дери М., Скорость убегания. Москва; Екатеринбург, 2008.

  • Долгин, А. Б., Экономика символического обмена, М., 2007, http://www.artpragmatica.ru/book/?uid=1362

  • Дьякова, Е. Г., Трахтенберг А. Д., Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: Анализ основных теоретических подходов, Екатеринбург, 1999.

  • Жижек С., Добро пожаловать в пустыню Реального. М., 2002.

  • Зверева В., История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записчки, № 5 (19) (2004).

  • Информационное общество, М, 2004.

  • Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

  • Кастельс, М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и о-ве, Екатеринбург, 2004.

  • Кириллова Н. Б., Медиакультура: теория, история, практика. Учебное пособие, М., 2008

  • Кириллова Н., Медиасреда российской модернизации, М., 2005.

  • Кириллова Н., Медикультура: от модерна к постмодерну, М., 2008.

  • Лотман Ю. М., Семиотика кино и проблемы киноэстетики, Таллин, 1973.

  • Лотман Ю. М., Цивьян, Ю. Г., Диалог с экраном, Таллинн, 1994.

  • Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005.

  • Любимов, Б. И., Общественное вещание: британская модель. М., 2006.

  • Маклюэн М., Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

  • Маклюэн, М., Галактика Гутенберга: становление человека печатающего, М., 2005.

  • Массовая культура: современные западные исследования, М., 2005.

  • Медиа. Введение: Учебник, Ред. А. Бриггз, П. Кобли. М., 2005.

  • Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Киев, М., 1999

  • Телевидение. Режиссура реальности. 2007 г.

  • Теория метафоры, М., 1990.

  • Уэбстер, Ф., Теории информационного общества, М., 2004.

  • Фантастическое кино. Эпизод первый, М., 2006.

  • Философия техники в ФРГ, М., 1989.

  • Черных А., Мир современных медиа. М., 2007.

  • Эйзенштейн С. М., Метод, М., 2002.

  • Экономика современной культуры и творчества: Сборник статей, 2006.




  • Bush, Vannevar, As We May Think, The Atlantic Monthly; July 1945; As We May Think; Volume 176, No. 1; pp. 101–108 // http://www.theatlantic.com/doc/194507/bush

  • Donna Jeanne Haraway, When Species Meet, Minneapolis, University of Minnesota Press, 2008.

  • Epstein J., The future of the book, Technology Review, January 2005 (http://www.technologyreview.com/read_article.aspx?id=14064&ch=infotech&a=f)

  • Gillmor D., We the Media. Grassroots Journalism by the People, for the People. O'Reilly Media, Inc. 2006 (http://oreilly.com/catalog/9780596007331/book/index.csp).

  • Habermas J., The structural transformation of the public sphere: an inquiry into a category of bourgeois society, Cambridge, Mass.: MIT Press, 1989.

  • Hills M., Whose «postmodern» horror? Alejandro Amenábar's Tesis (Thesis, 1996), Kinoeye. New perspectives on European film, vol. 3, issue 5 (2003), http://www.kinoeye.org/03/05/hills05.php

  • Jackson N., The cultural construction of snuff. Alejandro Amenábar's Tesis (Thesis, 1996), Kinoeye. New perspectives on European film, vol. 3, issue 5 (2003), http://www.kinoeye.org/03/05/jackson05.php

  • La Caze M., The violence of the spectacle. Alejandro Amenábar's Tesis (Thesis, 1996), Kinoeye. New perspectives on European film, vol. 3, issue 5 (2003), http://www.kinoeye.org/03/05/lacaze05.php

  • Landow, George P., Hypertext 2.0: The Convergence of Contemporary Critical Theory and Technology, Baltimore, Johns Hopkins, 1997, 368 p.

  • Landow, George P., Hypertext 3.0: Critical Theory and New Media in a Global Era, 2006, Johns Hopkins University Press, 436 p.

  • Mitchell, William J., Me++ : the cyborg self and the networked city, Massachusetts Institute of Technology, 2003.

  • Nunberg G. (ed.), The Future of the Book, University of California Press, 1996.

  • Williams R., Keywords, Fontana Communications Series, New York, Oxford University Press, 1984.

  • Williams R., Television: Technology and Cultural form, Technosphere Series, London, Collins, 1974.



Дополнительная


  • Андерсон, К., Длинный хвост: новая модель ведения бизнеса, М., СПб., 2008.

  • Вербицкий М., Антикопирайт (http://imperium.lenin.ru/LENIN/32/C/)

  • Грейдина Н. Л., Основы коммуникативной презентации. М., 2005.

  • Дозор как симптом. М., 2006.

  • Дэвис Э., Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху, Екатеринбург, 2006.

  • Егоров В. В., На пути к информационному обществу. М., 2002.

  • Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество // "МИР РОССИИ", №1, 2000 // http://www.socio.ru/wr/00-1/Castells.htm

  • Кузнецов С. Ощупывая слона: Заметки по истории русского Интернета. М., 2004.

  • Лессиг Л., Свободная Культура, М., 2007, http://www.artpragmatica.ru/publish/?uid=1676

  • О'Рейли Т., Что такое Веб 2.0? // Компьютера, 18.10.2005, C.58–63, http://www.computerra.ru/think/234100/

  • Попов, А. В., Блоги. Новая сфера влияния, М., 2008.

  • Рейнгольд, Г., Умная толпа. Новая социальная революция, М., 2006.

  • Флин Н., Корпоративные блоги. Правила поведения, М., 2008.

  • Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования, под ред. М. Н. Володиной, М., 2008.



---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./

Подпись обязательна.






Похожие:

Программа дисциплины Медиакультура iconМедиакультура: от модерна к постмодерну
Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. 448 с
Программа дисциплины Медиакультура iconМедиакультура: от модерна к постмодерну
Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. 448 с
Программа дисциплины Медиакультура iconПрограмма дисциплины Медиакультура
Предмет и метод теории медиа. Книжная культура и медиа. «Читательская революция» и «публичная сфера» в xvii–xviii веках
Программа дисциплины Медиакультура iconПрограмма дисциплины медиакультура
Продемонстрировать социальное и культурное значение медиа и описать принципы возникновения или трансформации артефактов культуры...
Программа дисциплины Медиакультура iconПрограмма дисциплины Медиакультура
Он предназначен для формирования у студентов целостного представления об истории гуманитарной мысли в области проблем коммуникации,...
Программа дисциплины Медиакультура iconПрограмма дисциплины вспомогательные исторические дисциплины
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины Медиакультура iconПрограмма (базовая программа общеуниверситетской дисциплины) Наименование дисциплины Английский язык в сфере юриспруденции Основная образовательная программа 030900 Юриспруденция Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ок-1, ок-2, ок-3, ок-5, ок-6, ок-7, ок-9, ок-13, пк-2,...
Программа дисциплины Медиакультура iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины. Учебная программа дисциплины «Анатомия человека»
Учебная программа дисциплины «Анатомия человека» составлена с учетом требований к содержанию и уровню подготовки специалиста квалификации...
Программа дисциплины Медиакультура iconПрограмма дисциплины
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины Медиакультура iconПрограмма дисциплины источниковедение
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница