Скачать 266.75 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет прикладной политологии Программа дисциплины Коммуникационный аудит Автор программы: Жиляев Михаил Игоревич доцент, к.ф.н. Для направления 030200.68 – Политология Для магистерской программы «Прикладная политология» Одобрена на заседании кафедры «Интегрированные коммуникации» «___»____________ 2011 г. Зав. кафедрой С.А. Зверев Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2011 г Председатель М.Г. Миронюк Утверждена УС факультета Прикладной политологии «___»_____________2011 г. Ученый секретарь З.А. Артюхина ________________________ Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы I. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки магистра, изучающих дисциплину «Коммуникационный менеджмент». Программа разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета по направлению 030200.62 «Политология» подготовки магистра, утвержденным в 2010 г. II. Цель освоения дисциплины Основная цель курса «Коммуникационный аудит» – обеспечить изучение возможностей исследований на основе принятых в практике работы современных коммуникационных компаний методов выявления и обработки информационных массивов, а также овладение навыками использования результатов различных видов исследования информации для управления коммуникационными процессами. III. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: 1) Знать основные методы и приемы исследования внешних и внутренних корпоративных коммуникаций как необходимого этапа и составной части построения гармоничных связей с общественностью; терминологический аппарат и актуальные точки зрения на роль коммуникационного аудита в планировании и реализации корпоративных программ PR-активности; крупнейшие российские и зарубежные (международные) интернет-библиотеки и технологии работы с ними; возможности коммуникационного аудита как инструмента оценивания эффективности коммуникаций, наиболее распространенные модели оценивания результатов PR-кампаний. Знания, получаемые в процессе обучения, образуют область базовых компетенций специалиста по связям с общественностью в границах задач управления информационными потоками. Данные теоретические инструменты необходимы для практического изучения актуальных проблем политической коммуникации, которым посвящена вторая часть программы. 2) Уметь применять полученные теоретические знания в практической (творческой) деятельности по разработке программ коммуникационной активности в форме качественного и количественного анализа на разных этапах разработки и реализации коммуникационных программ и в различных целях – от планирования до подведения итогов тех или иных коммуникационных проектов. Работа специалиста по связям с общественностью требует умения применять наиболее адекватные целям коммуникации методы исследования информационного пространства, оперировать информационными потоками с учетом данных, получаемых в результате аналитической обработки информационных массивов. Такого рода умения формируются в процессе изучения успешных (эталонных) проектов (Case Studies), выполненных ведущими российскими и зарубежными коммуникационными компаниями, и последующего выполнения определенных учебных заданий, воспроизводящих в аудиторных условиях действия специалиста по коммуникациям – сотрудника организации (корпорации) либо аутсорсера. Будущий специалист по коммуникациям должен обладать умениями в области оценивания эффективности PR-работы на всех этапах реализации проектов коммуникационной активности. Оценка результатов выполнения программы коммуникации призвана документально доказать, в какой степени реализованы цели по отношению к каждой группе приоритетной общественности, предусмотренные общим планом программы. При этом необходимо отличать цели информационного порядка от целей в области установок и поведения. 3) Владеть основными методологическими навыками для успешной реализации исследований и технологиями оценивания результатов программы коммуникации. IV. Место дисциплины в структуре образовательной программы Для специализаций направления 030200.62 «Политология» подготовки магистра настоящая дисциплина является обязательной дисциплиной. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Коммуникационный консалтинг Коммуникационный менеджмент Управление стратегическими коммуникациями Управление проектами Современные технологии PR V. Тематический план учебной дисциплины
VI. Формы контроля
Критерии оценки знаний, навыков
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
VII. Содержание программы
Коммуникационный аудит как главный метод измерения и оценки уровня коммуникационной активности организации / лица. Оценка состояния отношений организации / лица с целевыми аудиториями. Структура информационного поля. Анализ информационного образа. Аудит внешних и внутренних коммуникаций. Информационный аудит на различных этапах реализации программ коммуникационной активности. Коммуникационный аудит, коммуникационный консалтинг и коммуникационный менеджмент. Количество часов аудиторной работы: 6. Предусмотрено проведение дискуссий на семинарском занятии. Демонстрация методической разработки в формате *ppt, содержащей краткое изложение курса. Case Studies: демонстрация образцов мониторинга, выполненного для ряда государственных органов и коммерческих структур Самостоятельная работа (общий объем – 8 часов): подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашней работы в форме исследования информационного массива с последующим составлением «паспорта региона». Литература: Базовый учебник: Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. - Изд-во «Дело» АНХ, 2010, - С. 23-60. Подготовлена методическая разработка: Жиляев М.И. Информационный аудит и оценка эффективности работы с каналами массовой коммуникации, 2011. - 25 с. Векслер А.Ф. Связи с общественностью для бизнеса. – Н. Новгород: PR-Эксперт, 2001. С. 34-38. Даченков И.Б. Коммуникационный аудит: мода или необходимость? [Электронный ресурс] // Игорь Борисович Даченков : [блог]. - 07.07.2009. - URL: http://www.dachenkov.ru/2009/07/07/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B... (доступность ресурса проверена в сентябре 2011). Долгая Г. Коммуникативные технологии, меняющие организацию // Консультант директора. - 2007. - № 13. - С. 20-26. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб., 2001. – С. 49-59. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования / Э.А. Галумов. – М.: Известия, 2003. – С. 116-202. Коммуникационный аудит как способ изучения имиджа организации [Электронный ресурс] / О.А. Бурцева, Н.А. Карнаухова // Кафедра социальных коммуникаций Томского гос. ун-та. – Томск, 2009. - URL: http://pr.tsu.ru/articles/96/ (доступность ресурса проверена 25.10.2011). Ньюсом Д., Терк Дж., Крукеберг Д. Все о PR: Теория и практика паблик рилейшнз. – 7-е изд.: Пер. с англ. – М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-контакт»: ИНФРА-М, 2001. – Ч.2. Сайтэл Фрэйзер П. Современные паблик рилейшнз: Пер. с англ. - 8-е изд. - М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт», ИНФРА-М, 2002. Grunig J. E. (edit.) Exellence in Public Relations and Communications Management. Hillsdale (New Jersy): Lawrence Erlbaum Ass. Publ., 1992. McElreath Mark P. & Miller P. W. Introduction to Public Relations and Advertising. USA: Jinn Press, 1993. – pp. 7-22.
Виды аудита, выделяемые по различным основаниям, - стартовое исследование, содержательный анализ, промежуточная / итоговая оценка эффектов, антикризисное управление информационными потоками и др. Цели коммуникационного аудита: стратегическое планирование, диагностирование актуального образа, изучение отношения целевых аудиторий, выявление угроз и перспективных тенденций. Параметры, исследуемые при аудите внешних и внутренних коммуникаций. Учет значимых компонентов содержания. Объекты исследования при выполнении коммуникационного аудита. Количество часов аудиторной работы: 10. Предусмотрено проведение дискуссий на семинарском занятии. Case Studies: Формирование рубрикатора для мониторинга СМИ на примере проекта «Имидж Москвы»); исследование информационного поля с элементами аналитики для проекта продвижения имиджа компании ТНК-ВР. Самостоятельная работа (общий объем – 16 часов): подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашней работы в форме исследования информационного массива на заданную тему с последующим представлением перед студенческой группой результатов и выводов в формате презентации PowerPoint. Литература Базовый учебник: Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. - Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 61-68. Гундарин М.В. Книга для руководителя отдела PR. Практические рекомендации. СПб., 2007. Дзялошинский И.М. Аудит эффективности стратегических корпоративных коммуникаций. М., 2006. Калиберда Е.Г. Связи с общественностью: Вводный курс: учеб. пособие / Е.Г. Калиберда. – М.: Логос, 2003. – С. 32-46. Новожилов В. Репутационный менеджмент и коммуникационный аудит // Рекламные технологии. - 2002. - № 2. - С. 8-10. Свергун О. Аудит внутренних коммуникаций компании / О. Свергун; эксперт С. Ряковский // Справочник по упр. персоналом. - 2010. - № 6 (июнь). - С. 55-60. Тотьмянина Ю. Исследование как фундамент PR-кампании. Зачем нужен анализ микросреды деловой структуры? // Советник. - 2010. - № 3. - С. 40-42. Уланцева Д.А. Внутренний коммуникационный аудит (Internal Communications Audit) // Упр. человеческим потенциалом. - 2007. - № 1. - С. 54-61. Smith, Ronald D. Strategic Planning for Public Relations. Mahwah, NJ/London: Lawrence Erlbaum Associates, 2002.- pp. 19-67. |