Программа для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет




Скачать 321.22 Kb.
НазваниеПрограмма для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет
страница1/3
Дата16.03.2013
Размер321.22 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Районный центр детского творчества




Хоровое пение


программа для детских хоров

возраст детей 7-17 лет

срок реализации 7 лет


Составитель: Паламарчук Р. В

Педагог дополнительного образования РЦДТ

с. Долгодеревенское.

Программа разработана

на основе Программы Министерства культуры

Хоровой класс. Коллективное музицирование.




Составители: В.С. Попов; Л. М. Абелян; М. Р. Иодко; Г. В. Халабузарь.




Составитель: Паламарчук Р. В. преподаватель высшей категории.

Рецензенты:_________________________________________________________________________________________________________


Утверждена на педагогическом совете районного центра детского творчества от _______________


Директор: _____________________________________________




Содержание.



  1. Пояснительная записка

  2. Краткие методические указания

  3. Учебно-тематический план

  4. Содержание курса

    1. Цели и задачи младших и старших хоров

    2. Певческая установка, дыхание. Методические указания к разделу

    3. Звуковедение и дикция. Методические указания к разделу

    4. Ансамбль и строй. Методические указания к разделу.

    5. Работа над формированием исполнительских навыков. Методические указания к разделу.

  5. Методическое обеспечение.

  6. Примерный репертуарный план младшего хора.

Рекомендуемая литература для учащихся и родителей.

  1. Примерный репертуарный план старшего хора.

  2. Используемая литература



1.Пояснительная записка.


Хоровое пение, как наиболее массовый вид музыкальной деятельности, занимает в нашей стране одно из ведущих мест в системе эстетического воспитания детей. В последние годы произошёл значительный подъём хоровой культуры. Особенно заметны успехи в детском хоровом воспитании.

Целью хорового пение является - развитие слуха, музыкальности детей, необходимых для овладения исполнительским искусством.

Задачи руководителя хора- привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.

Хоровые занятия должны способствовать развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению вокально- хоровыми навыками, проявлению творческой индивидуальности у учащихся.

Работу в хоре следует проводить в тесной связи с уроками сольфеджио. Это даёт возможность более сознательно овладеть музыкальным материалом, ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосья и пения без сопровождения. Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху ( в том числе в старших группах) , т.к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

Таким образом, могут разучиваться достаточно сложные одноголосные произведения с развёрнутым фортепианным сопровождением.

На протяжении 7 лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально- художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение мощное средство патриотического, идейно- эстетического, нравственного воспитания учащихся.

Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями российских композиторов и народными песнями разных жанров.

Основная часть отобранных для разучивания сочинений должна полностью соответствовать исполнительским возможностям коллектива, другая - опережать их, а третья - быть легче достигнутого уровня.

Только в этом случае руководить сможет во время занятий переключать внимание детей со сложного на простое.

Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла.

При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формы всего произведения, умения почувствовать, и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей. Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса.

Принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приёмов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания.

Опираясь на него можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержании песни.

Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки.

Занятия хора проводятся по группам, составленных с учётом возраста и голосовых данных учащихся.

Учитывая необходимость бережного отношения к детскому голосу, полезно организовывать для всех учащихся, медосмотр у врачей - фониаторов или ларингологов, специализирующихся в области фониатрии. Только заключение специалиста может быть основанием для определения певческого режима ребёнка.

При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава – младший и старший.

Младший состав могут представлять две группы: дети первого года обучения ( подготовительный или первый классы 6-7 лет) и учащиеся средних классов 8-14.

Старший хор объединяет учащихся старших классов. 15-18 лет.

Вся работа хорового коллектива строится по определённому плану, где отражается учебно- воспитательные, организационные и общеэстетические задачи.

Планом предусматриваются концертные выступления, объединённые репетиции, отчётный показ, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний ( концерты- лекции в общеобразовательных школах, на праздниках песни, в недели музыки для детей).

Каждое концертное выступления является определённым итогом в работе коллектива, поэтому их количество должно быть ограниченно.

Так, младший хор может иметь 3-4 , а старший 5-6 выступлений в год.

За учебный год в хоре должно быть пройдено примерно следующее количество произведений – младшие группы 10-12. старшие группы: 8-10.

Учёт успеваемости учащихся по хоровому пению проводится преподавателем на основе текущей успеваемости, индивидуальной и групповой проверке знаний хоровых партий.

В конце каждого учебного года контрольный дифференцированный урок, включающий, следующие компоненты.

  1. Элементы вокально- хоровых упражнений.

  2. Навыки работы с хоровой партитурой (в младшем хоре)

  3. Исполнение произведения ансамблями (дуэтами, терцетами, квартетами в старшем хоре)

  4. Исполнение произведения по выбору учащихся из годовой учебной программы с учётом всех исполнительских целей и задач (артистический потенциал учащихся).

В оценке учащегося должно быть учтено также его участие в отчётных выступлениях хорового коллектива.

Для ориентации руководителя в вопросах развития голоса у не поющих учащихся (гудожников) в программе даются краткие методические указания по системе Емельянова В.В.


2. Краткие методические указания.


Среди учащихся хорового пения имеется большое число лиц с вокальными данными не соответствующими критериям профессионального академического пения.

Традиционные вокально-педагогические методы в работе с такими учащимися малоэффективны, т.к. эти методы предполагают в качестве исходного состояния обучаемого наличие певческого голоса в известной степени «поставленного» от природы и наличии связанных с этим голосом специфических, вокально-телесных ощущений и эмоционально-образных представлений и эмоционально- образных представлений.

Необходимой и первоочередной задачей вокального воспитания лиц с непрофессиональными вокальными данными является выработка или развитие основных показателей академического певческого голосообразования, необходимых для появления специфических ощущений и представлений, на которые опирается вокальная педагогика.


Такими показателями являются.

  1. Регистровый механизм.

  2. Певческое вибрато.

  3. Активный фонационный выдох

  4. Оптимальная установка резонаторных полостей.


Методика состоит из 4 циклов упражнений, которые последовательно преследуют цели:

  1. Формирование регистрового механизма, используемого

в академическом пении и произвольное управление его включением. (« модиум» и «головной» у девочек , «смешанный», «микст» у мальчиков).

  1. Выработка певческого вибрато и управление им.

  2. активизация фоноционного выдоха, тренаж дыхательной мускулатуры, управление мышцами живота и грудной клетки в координации с певческой фонацией, т.е. выработка и осознание комплекса вокально-телесных ощущений, именуемых «опоры»

  3. создание условий для саморегуляции объёмов резонаторных полостей в певческом режиме через раскрепощение и активизацию лицевой мускулатуры, управление ею.


Основным принципом методики является использование пусковых воздействий на механизмы саморегуляции голосообразований.

Эти воздействия осуществляются через явления голосообразования, имеющиеся у каждого человека.

Независимо от его вокальной одарённости и через создания благоприятных условий для работы механизмов саморегуляции.

Внимание обучаемого направляется не на результат, а на процесс, не на звук, а на технологию его образования.

Методика предусматривает выработку основных показателей академического певческого голосообразования и тренаж соответствующих мышц при помощи упражнений.

Как показывает практика, формируется устойчивый навык фонации, вырабатывается эстетически приемлемое певческое вибрато, активизируется весь мышечный комплекс голосового аппарата давая достаточно интенсивный певческий звук, диапазон приближается к академическим требованиям.

Весь процесс сопровождается появлением вокально-телесных ощущений, позволяющих включать традиционные способы вокально- педагогического воздействия и эмоционально- образную вокальную терминологию для дальнейшей эстетической обработки.

Как показала практика, упражнения методической разработки дают быстрый положительный эффект при массовом их применении в распевании хора, как фонопедическое средство снятия утомления голосового аппарата и интенсификации звучания.

Применение методики рекомендуется в фонопедическом аспекте для профилактики расстройств голосообразования и устранения функциональных нарушений: дефектов вибрато, горлового звучания, фонастонии, повышенной утомляемости т.п.


4. Содержание курса

4.1. Цели и задачи младших и старших хоров.


Целью работы со школьниками в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное, индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры.

В связи с этим задачи можно разделить на две группы:


Первая группа – задачи специального развития: формирование певческой установки, разностороннее развитие вокально- хорового слуха , накопление музыкально- слуховых представлений; развитие мышления певца хора; формирование музыкальной памяти, обучение использованию при пении мягкой атаки, смешанного звучания; развитие гибкости и подвижности мягкого нёба; формирование стереотипа координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полётностью, вибраторностью, разборчивостью, мягкостью, с оптимальной для каждого силой, при условии сохранения индивидуальности звучания здорового детского голоса; обеспечение роста выносливости голосового аппарата. На этой основе в процессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков: пения без сопровождения, многоголосного пения, умения строить, петь в ансамбле (согласованно, слитно, уравновешанно).


Вторая группа - задачи формирования личностных качеств: отношения к труду, природе, людям; патриотизм, чувство коллективизма, потребность и готовность к эстетической певческой деятельности. Эстетического вкуса, высоких нравственных качеств.

В младшем хоре за год должно быть пройдено 10-12 произведений, как одноголосных, так и двухголосных с сопровождением и без сопровождения, с динамикой от P до F с включением образцов написанных в более быстрых и более медленных темпах , с диапазоном т «до» 1 октавы до «ми» 2 октавы. В 1 классе диапазон от «ре» 1 октавы до «си» 1 октавы и «до» 1 октавы.

Ознакомление и понимание элементарных дирижёрских указаний: «внимание», «дыхание», «начало» и «окончание» пения. Указания дирижёра, касающиеся агогических и динамических изменений.

В старшем хоре за год должно быть пройдено 8-10 многоголосных произведений как с сопровождением, так и без сопровождения, различного склада и фактуры изложения, в которых используются разнообразные средства музыкального языка в диапазоне от «ля- си» малой октавы до «фа-соль» 2 октавы с широкой динамической шкалой.

Сознательно отвечать на все указания дирижёра, касающиеся художественно- исполнительского плана произведения.


4.2. Певческая установка. Дыхание.

Методические указания к разделу.


Младшая группа:


Посадка хорового певца. Положение корпуса. Головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое.

Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы ( короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных)

Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания ( пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном « дыхании).


Старшая группа:


Закрепление навыков, полученных в младшей группе.

Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками

без смены дыхания (стаккато). Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Совершенствование навыков «цепного» дыхания: на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений целиком на «цепном» дыхании.

Прежде чем приступить к работе над воспитанием вокально – хоровых навыков необходимо приучить детей принимать правильную певческую установку , следить, чтобы он держались свободно, ненапряжённо.

При пении стоя или сидя, корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, голова держится «гордо», подбородок слегка приподнят.

Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата, так как гортань при этом будет располагаться как бы по прямой оси.

При пении сидя, ноги всей ступнёй стоят на полу, руки лежат на коленях. При пении стоя, руки спокойно опущены. На правильную певческую установку следует обращать внимание постоянно, так как от неё во многом зависит успех вокальной работы. Певческая установка организует сам процесс пения, и прежде всего- дыхания.

Дыхание в пении умеет исключительное значение – это источник энергии для возникновения звука.

Как дети, так и взрослые пользуются при пении так называемом смешанным дыханием, с преобладанием то грудного, то брюшного типа.

При этом дыхании в той или иной мере участвуют все отделы дыхательного аппарата. Следует указать, что певческого дыхание вырабатывается только в процессе активного усвоения репертуара.

Самым верным критерием оценки правильности дыхания служат слуховые и мышечные ощущения. Красивый полётный звук, связанный со свободным, равномерным дыханием – есть результат естественной координации систем, участвующих в голосообразовании.

Особую роль в пении играет организация вдоха и выдоха.

Оба эти моменты теснейшим образом связаны, и оказывают взаимное влияние друг на друга. Вдох должен быть активным, но спокойным (без шума). После вдоха нужно на мгновение задержать дыхание.

Именно в этот момент произойдёт смыкание голосовых связок, которые преградят путь выдыхаемому воздуху. Мгновенная задержка дыхания способствует плавному выдоху, что позволит хору одновременно начать исполнение. Продолжительный и плавный выдох есть результат умелого расходования дыхания.

Спокойное естественное дыхание при пении создаёт условия для «опёртого» звука («опёртый» звук- следствие акустического сопротивления, возникающего от сужения входа в гортань при пении).

Такой звук воспринимается на слух как красивый, полный и достаточно сильный.

Следует подчеркнуть что красивый, полный звук получается только при правильной координации всех компонентов, участвующих в голосообразовании в процессе самого пения.

Руководитель обязан выработать необходимый коллективный навык – «цепное» дыхание, при котором участники хора возобновляют запас воздуха не одновременно с рядом поющим. Такой приём обеспечивает непрерывное звучание хора в течении продолжительного времени, успешное исполнение произведений протяжного, раздольного характера, а также исполнение на одном дыхании не только отдельных частей но и хоровых сочинений целиком.

Таким образом, дыхание является важным выразительным фактором в пении. Большое влияние оказывает дыхание на тембр звука.

Поэтому уже в младшем школьном возрасте важно развивать у детей умение регулировать своё дыхание, исходя из характера того или иного произведения. Так, в одних случаях требуется дыхание короткое, расходуемое затем с напором, в других случаях- мягкое, расходуемое затем спокойно. Этот момент связан в основном с атакой звука (степень и характер включения в работу в начале пения голосовых связок).

В пении употребляется два вида атаки: мягкое, и твёрдое.

Ограниченная сила звука детского голоса как бы сама требует мягкой атаки. При мягкой атаки голосовые связки смыкаются не плотно и только в момент начала звука, что обеспечивает спокойный звук, интонационную точность и наилучший тембр.

Однако у детей имеющих склонность к вялости, инертности часто мягкая атака приводит к значительной утечки воздуха при пении и плохому звукообразованию. Поэтому именно у таких детей следует активизировать весь процесс голосообразования, используя твёрдую атаку.

При твёрдой атаке - голосовая щель плотно замыкается перед

началом звука, поэтому звук при ней получается весьма громкий,

яркий и интонационно чистый. Но так как для детского пения громкий

звук не типичен, то твёрдая атака должна применятся ограниченно,

чаще как педагогический приём способствующий активизации процесса голосообразования.

Если у ребёнка имеется большая «зажатость» голоса, напряжённость, громкий звук, связанный с чрезмерно активным смыканием голосовых связок, то для исправления этого недостатка следует применить мягкую и даже придыхательную атаку.

При неполном смыкании связок происходит значительная утечка воздуха, что приводит иногда к неопределённой интонации и даже «подъезда»,

т.е. неточным переходом со звука на звук.

Обычно этот вид атаки применяется только эпизодически в тех случаях, когда требуется добиться необходимой выразительности в связи с содержанием произведения или как особый педагогический приём.

Помощь в приобретении правильного певческого дыхания оказывает упражнение. Эти упражнения должны исполняться в удобной тесситуре (высотное положение звука в произведении по отношению к диапазону), состоять из отдельных звуков, фраз (небольших, а затем и значительных по размерам).

Большую роль в организации певческого дыхания играет рука дирижёра.

  1   2   3

Похожие:

Программа для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет iconОбразовательная программа «мир вокруг нас» Возраст детей: 7-11 лет Срок реализации: 2 года Программа выполнена на основе следующих программ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов города Данилова
Программа для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет iconОбразовательная программа Лидер Возраст детей: 13 17 лет Срок реализации: 1 год Автор программы: Храмова Наталья Владимировна
Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся...
Программа для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Робототехник» Возраст учащихся 10 -17 лет Срок реализации 3 года
Образовательная программа дополнительного образования детей радиоклуба «Робототехник»
Программа для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет iconОбразовательная программа объединения «Ниточка-иголочка»
Программа дополнительного образования «Народная кукла и лоскутное шитье» имеет художественную направленность и рассчитана на срок...
Программа для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет iconОбразовательная программа «Эколого биологического кружка» Срок реализации: 1 год Возраст детей: 13 -14 лет Авторы: учитель биологии и экологии моу «Инжавинская сош»
Одной из задач исследовательской работы является профориентационная работа, где акцентируется вопрос выбора профессии учащимися и...
Программа для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет iconДополнительная образовательная программа «дети планеты» Возраст детей: 7-9 лет Срок реализации: 2 года Программа адаптированная/руководитель Т. М. Иовлева
«общество-природа» высокий нравственный смысл. Земля у всех только одна. И содержать свою планету в порядке есть твердое правило...
Программа для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет iconОбразовательная программа структурного подразделения «Детский сад» при моуоош№27 2010 год
Программа обеспечивает равные стартовые возможности для обучения детей в школе. Группу посещает 10 человек (по СанПиН смешанная группа...
Программа для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет iconПрограмма по привлечению детей в библиотеку Возраст детей от 4 до 7 лет
Муниципальное образовательное учреждение центр дополнительного образования детей «Радуга» пгт. Новоаганск
Программа для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет iconПрограмма кружка «Конструирование и моделирование одежды» Для детей с 12 лет Рассчитана на 2 года обучения
Кружок «Кимо» относится к кружкам художественной направленности. Срок обучения 2 года. B кружке занимaются дети c 12 лет
Программа для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет iconДополнительная образовательная программа «Знатоки Приневья» Возраст обучающихся: 11-14 лет Срок реализации: 1 год Автор: педагог дополнительного образования
Признаком новизны также является применение метода интроспекции восприятия материальных объектов культурного наследия, расположенных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница