Программа вступительного экзамена в аспирантуру




Скачать 441.34 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
страница1/9
Дата16.03.2013
Размер441.34 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет»

(СПбГУ)

Исторический факультет


УТВЕРЖДАЮ

Председатель Ученого Совета

исторического факультета СПбГУ

д.и.н., проф. Дворниченко А.Ю.


_____________________________

Утверждено на заседании Ученого Совета

исторического факультета

от «___» ________ 201__г. протокол № ___


ПРОГРАММА


Вступительного экзамена в аспирантуру исторического факультета

по специальности 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология


(кафедра этнографии и антропологии)


Программа вступительного экзамена в аспирантуру

Кафедры этнографии и антропологии


ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТНОЛОГИИ (ЭТНОГРАФИИ)


Определение предмета науки. Соотношение эмпирического и теоретического аспектов в этнологических (этнографических) исследованиях. Традиционные наименования науки в различных национальных школах мира (Этнография, культурная (социальная) антропология, этнология, этническая социология, Volkskunde/Volkerkunde)

Понятие о культуре, бытовом укладе, традиции. Понятие об этносе и иерархии этнических общностей (этносы, субэтносы, метаэтносы).

Этнические процессы, их характер и типы. Соотношение этноса и культуры. Основные проблемы этнологического (этнографического) исследования: этногенез, этническая история, этнокультурные и этносоциальные процессы. Представление о соотношении социально-экономических формаций и типов этносов в отечественной науке. "Теория этноса" Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Современные представления об этничности.

Научно-технический прогресс, урбанизация и их воздействие на этнические процессы. Изучение современных народов и прогнозирование этнических и этнокультурных процессов. Общие и частные задачи науки, Роль этнологических (этнографических) исследований в современном мире.

Место этнологии (этнографии) в системе наук. Этнологические и этнографические субдисциплины, связь с другими науками. "Пограничные" научные дисциплины. Этнолингвистика, этносоциология, этногеография, этнопсихология, этнополитология, этнодемография. Общенаучные и специальные методы в этнологии (этнографии).

Понятие о "полевых" исследованиях. Основные принципы "полевых" исследований. "Этнографический источник" и методика работы с этнографической информацией. Комбинаторно-статистические методы в этнологии (этнографии). Анализ массовой информации. Моделирование.

Взаимосвязь социальных и национальных (этнических) процессов: социальная обусловленность национальных (этнических) явлений и национальное (этническое) разнообразие социальных процессов. Социально значимые стороны и элементы их культур. Функциональное значение языка, профессиональной культуры, этнических ориентаций. Социальные группы и этнические процессы. Социальная детерминация национального (этнического) самосознания. Межнациональные (межэтнические) отношения. Роль этнологических (этнографических) исследований при разработке проблем межнациональных отношений.

Научно-познавательные функции этнологии (этнографии). Этнология (этнография) как фундаментальная мировоззренческая дисциплина. Ее роль в формировании и сохранении исторической памяти народов, этнического (национального) самосознания. «Наука о народах» и социальные процессы в современном обществе. Этнология и политика. Этнология и экономика. Этнология и проблемы современной экологии (этноэкология). Этнология и национально-государственное строительство. Этнология (этнография) и законодательство. Этнология (этнография) и профессиональная культура. Этнография (этнография) и образование. Этнология и проблемы демографии. Роль этнографии в изучении этнического аспекта межнациональных отношений в современном обществе. Этнография и практика современной бытовой культуры жизнеобеспечения. Этнология и социальная футурология. Прикладная и неотложная этнология в практике современных этнонациональных процессов и межнациональных отношений.


ИСТОРИЯ НАУКИ


Зарождение этнографической науки. Этнографические знания в античном мире: Гомер, Геродот, Цезарь, Страбон, Тацит и другие авторы. Первые попытки обобщений: Гесиод, Демокрит, Гиппократ, Лукреций Кар. Библия как источник знаний о народах Передней Азии. Этнографические знания в средние века: византийские источники, русские летописи, материалы путешествий на Восток. Плано Карпини, Гильом де Рубрук, Марко Подо. Накопление этнографических знаний у народов Востока: Сыма Цянь. Арабские путешественники и географы IX -ХШ вв. ал-Масуди, Ибн Фадлан, Ибн Баттута и др. Русские путешественники ХП-XV вв. Афанасий Никитин. Великие географические открытия XV-XVI1I вв. Открытие Америки. Накопление этнографических сведений в отечественных источниках XVI-XVII вв. Роль русских "землепроходцев" в изучении народов Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Этнографические знания в XVIII - начале XIX bв. Дальнейшее накопление этнографических сведений о народах Америки, Африки, Азии, Австралии и Океании. Путешествия Дж.Кука, Ж.Ф.Лаперуза и др. Ж.Ф. Лафито. Труды Дж. Бико, Ф.М. Аруэ (Вольтера), И.Г. Гердера. Научный интерес к народной культуре населения Европы. Изучение фольклора европейских народов Ш. Перро, братья Я. и В. Гримм и др.

Академические экспедиции в России в ХVIII в. Исследования С.П. Крашенинникова. Кунсткамера как первый этнографический музей в России. Публикации материалов по русской народной духовной культуре. Сводные труды по этнографии России в XVIII в. Труд И.-Г. Георги. Роль В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова в развитии этнографических знаний в России.

Первые попытки создания классификации народов и периодизация истории их культуры. Введение в науку терминов "этнография" и "этнология". Русские кругосветные путешествия нач. XIX в. Вклад русских мореплавателей в изучение народов Тихого океана, Америки.

Развитие этнографической науки во второй половине XIX в. Становление этнографии как науки в середине XIX в. Эволюционная школа в этнографии. И.Я. Бахофен, Дж. Мак-Ленная, А. Бастиан, Эд. Тайлор, Дж. Фрезер и др. Л.-Г. Морган и его труды. Влияние идей Л.-Г.Моргана на создание марксистской концепции развития общества. Труд Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и его критика в советской науке в 50-х – 60-х годах ХХ в. Возникновение этнографических учреждений, обществ, институтов, музеев. Формирование понятийного аппарата этнографической науки.

Этнография в России во второй половине XIX и начале XX вв. Собирание фольклорно-этнографического материала. Деятельность этнографического отделения Русского географического общества. К.М. Бэр и Н.И. Надеждин. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Этнографическое изучение Европейской России, Сибири, Средней Азии, Кавказа. Изучение русскими учеными зарубежных стран и народов. Н.Н. Миклухо-Маклай и значение его работ для развития этнографической науки. Этнокартографические исследования П.И. Кеппена и А.Ф. Риттиха. Эволюционизм в России. Труды М.М. Ковалевского, Д.А. Анучина, А.Н. Пыпина, Н.Н. Харузина, Л.Я. Штернберга, В.Г. Богораза, В.Н. Тенишев и его «Этнографическое бюро».

Роль местных краеведческих учреждений в накоплении этнографических материалов о народах России. Основные этнографические издания ("Живая старина", "Этнографическое обозрение" и др.). Всероссийская перепись населения 1897 г.

Зарубежная этнография в конце XIX-XX вв. Критика эволюционизма. Антропогеография Ф. Ратцеля. Диффузионизм. Школа "культурных кругов" Ф. Гребнера. Венская школа В.Шмидта. Социологическая школа Э. Дюргейма во Франции. Этнофрейдизм. Школа "исторической этнологии" Ф. Боаса. Функциональная школа (Б.К. Малиновский). Структурно-функциональное направление в британской социальной антропологии (А.Р. Рэдклиф-Браун, Э. Эванс-Причард). Французский структурализм (К. Леви-Стросс). Релятивисткое направление в американской социальной (культурной) антропологии (М. Херсковиц). Неоэволюционизм (Л. Уайт). Конструктивизм. Постмодернизм. Современные западноевропейские и американские школы. Основные центры этнологических (этнографических) исследований за рубежом. Наиболее значительные периодические издания. Международные Конгрессы по антропологии и этнологии.

Отечественная этнография в 20-е – 90-е гг. XX в. Методологические основы "советской школы" в этнографии. Работы этнографов в КИПС и Комитете Севера. Изучение культуры и быта народов Сибири, Дальнего Востока, Европейского Севера, Кавказа, Средней Азии. Этнографическое изучение русского народа, народов Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Поволжья.

Формирование системы академических учреждений этнографического профиля. Серия "Народы мира". Этнография в системе высшего образования. Разработка теории этноса. Этническое картографирование, разработка и издание историко-этнографических атласов. Развитие этнодемографии. Статистико-этнографические исследования. Изучение различных социальных групп (крестьянства, рабочего класса, городского населения и др.). Системный подход и проблема моделирования структуры этноса и этнического процесса. Социально-психологические исследования. Культурологические исследования. Журнал "Этнография" - "Советская этнография" - "Этнографическое обозрение" как основное периодическое издание отечественной науки XX в. Труды М.Г. Левина, Н.Н. Чебоксарова, С.А.Токарева, М.О. Косвена, Ю.В. Бромлея.

Современное состояние науки этнологии (этнографии). Дискуссии о путях дальнейшего развития, этой области знаний в России и о методах оптимизации ее фундаментальных и прикладных функций (на основании материалов, публикуемых в журнале "Этнографическое обозрение", 1992-2002 гг.). Ассоциация этнографов и антропологов России. Конгрессы ассоциации.


КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ МИРА


Антропологическая классификация. Понятие "раса". Условность разовых границ. Представление об отсутствии чистых раз. Закономерности расообразования.

Возникновение больших рас (европеоиды, негроиды, австралоиды, монголоиды). Деление основных раз на антропологические типы. Межрасовое смешение. Переходные формы. Неустойчивость и изменчивость антропологических типов. Несовпадение расовых и этнических ареалов. Роль антропологических данных для изучения этногенеза и этнической истории народов. Этнорасовые группы. Труды М.М. Герасимова, В.П. Алексеева, Г.Ф. Дебецу.

Лингвистическая классификация. Проблема происхождения языка. Н.Я. Марр и дискуссия 50-х годов XX в. по проблемам языкознания. Роль звукового языка в истории человечества. Типологическая и генеалогическая классификация языков.

Образование крупных языковых семей. Основные современные языковые семьи и их ареалы. Языки и этносы. Ностратическая гипотеза.

Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области. Производственная деятельность и формирование региональных форм хозяйства и культуры. Хозяйственно-культурные типы. Роль географической среды в возникновении хозяйственно-культурных типов, меняющихся в процессе развития общества. Система жизнеобеспечения. Культура как механизм социальной адаптации. Некоторые традиции природопользования.

Понятие об историко-этнографических областях. Вопрос об этнографическом районировании (в историческом и современном аспектах). Проблема таксономии историко-этнографических регионов. Историко-эт-нографическая классификация человечества.


НАРОДЫ АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа вступительного экзамена в аспирантуру iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «философия»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии для всех специальностей. Уфа: багсу, 2012
Программа вступительного экзамена в аспирантуру iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Иностранный язык»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку разработана в соответствии с государственными образовательными...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру мим линк по дисциплине «Иностранный язык»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку разработана в соответствии с государственными образовательными...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 10
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 10 «Журналистика» / сост. Л. В. Овчинникова, Е. П. Прохоров,...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку
Требования на вступительном экзамене в аспирантуру должны соответствовать экзаменационным требованиям за полный курс вузовского обучения...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности
...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку (английский и немецкий языки)
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку разработана в соответствии с Федеральными государственными...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 03
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 03 «Гражданское право, семейное право, предпринимательское...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру iconФ-программа вступительного экзамена в аспирантуру
Программа вступительного экзамена по специальности 14. 00. 13 – нервные болезни составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «философия»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена на основании гос по дисциплине «Философия»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница