И ландшафтному разнообразию




Скачать 269.36 Kb.
НазваниеИ ландшафтному разнообразию
страница1/3
Дата31.08.2012
Размер269.36 Kb.
ТипКраткое содержание
  1   2   3





ПАН-ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПО БИОЛОГИЧЕСКОМУ

И ЛАНДШАФТНОМУ РАЗНООБРАЗИЮ




STRA-CO (2002) 42 28 января 2002

Пункт 2.2 предварительной повестки дня


ВТОРАЯ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

БИОРАЗНООБРАЗИЕ В ЕВРОПЕ ”


_________


Шестое совещание Совета Пан-европейской

стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия

Будапешт, 24-28 февраля 2002



ИНВАЗИВНЫЕ ЧУЖЕРОДНЫЕ ВИДЫ




Подготовлен Правительством Венгрии

при содействии Правительства Объединенного Королевства

и Бернской Конвенции


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Проблема вторжения многочисленных видов растений и животных становится все более актуальной, начиная с прошлого десятилетия, и привлекает большое внимание общественности. Ущерб собственности, ущерб в лесном хозяйстве, перегруженность водных навигационных путей, различные аллергии и отрицательное воздействие некоторых видов заставляют разъяснить проблему чужеродных видов общественности. Однако, инвазии чужеродных видов не всегда заметно влияют на общество и экономику, но оказывают очень сильное воздействие на биоразнообразие и сохранение природы.


Биологические инвазии ныне происходят в глобальном, региональном и суб-региональном масштабах, и в ближайшем будущем резко возрастут из-за взаимодействия с другими глобальными переменами, такими как возрастание глобализации рынков, взрывные подъемы в глобальной торговле, перевозки, туризм и товарообмен.


Инвазивные чужеродные виды - это виды, интродуцированные намеренно или ненамеренно за пределы своих природных мест обитания, где они имеют возможность вторгнуться, самостоятельно закрепиться, конкурировать с местными видами и занять новые экологические ниши. Они широко распространены по всему миру и обнаруживаются среди всех категорий живых организмов и всех типов экосистем. Известно, что они отрицательно воздействуют на биоразнообразие в пределах и за пределами охраняемых территорий, а также влияют на экосистемы, места обитания и окружающие популяции. Инвазивные чужеродные виды могут вызывать серьезные, необратимые процессы в окружающей среде и экономике на генетическом, видовом и экосистемном уровнях.


Следовательно, планирование более эффективных стратегий для борьбы с биологическими инвазиями является приоритетом в мировом масштабе. В этих целях требуются в корне новые действия на национальном, трансграничном, региональном и международном уровнях, основанные на активном, а не реактивном подходе.


ВВЕДЕНИЕ


Для определения инвазивных видов используются различные термины (неаборигенные, ненативные, экзотические, иноземные, новые), а также для ряда видов, приносящих ущерб (паразиты, сорняки, вредные, вредители, инвазивные, экологически опасные). Существует существенная разница в использовании этих терминов в различных секторах. Санитарные и фитосанитарные службы используют термины "паразиты" и "сорняки", сопровождая их пояснениями, но не различают их по источнику происхождения: а это означает, что в эти термины также входят и нативные виды. Международная Конвенция по защите растений (МКЗР) использует термин "карантинный паразит" для того, чтобы различать их по источнику происхождения и уровню опасности. Многосторонние природоохранные соглашения (МПС) в своих требованиях обычно ссылаются на термины "чужеродные" или "экзотические" (почти всегда без пояснений) в сочетании с критериями вредоносности/инвазивности для идентификации тех видов, которые должны подлежать контролю. Это в общем исключает нативные виды, которые стали инвазивными.


Комиссия по выживанию видов МСОП (КВВ) - ГСИВ (Группа специалистов по инвазивным видам) опубликовали "Руководство МСОП по предотвращению потерь, вызванных чужеродными инвазивными видами". Оно было утверждено на 51ом совещании Совета МСОП, Гланд, Швейцария, февраль 2000г. В этом документе мы можем найти следующие "определения":


"Чужеродный инвазивный вид" (ЧИВ) - чужеродный вид, который закрепляется в природных или искусственных экосистемах или местообитаниях, является агентом перемен, и угрожает местному биологическому разнообразию.


"Чужеродный вид" (не нативный, не аборигенный, иноземный, экзотический) - вид, подвид или низший таксон, встречающийся за пределами своего природного ареала (прошлого или настоящего) и потенциала распространения, (т.е., за пределами ареала, который он занимает в природе, или который не может занять без прямого или непрямого внедрения, или переноса человеком) и включает любые части, гаметы или отростки таких видов, которые могут выжить и соответственно воспроизводиться.


Рабочие определения, используемые Глобальной программой по инвазивным видам (ГПИВ) (ЮНЕП/КБР/ВОНТТК/6/ИНФ/5/Приложение 2.)


"Чужеродный инвазивный вид": чужеродный вид, чье укоренение и распространение угрожает экосистемам, местообитаниям или видам и причиняет экономический или экологический ущерб. Этот вопрос рассматривается в Статье 8 (h) Конвенции о биологическом разнообразии (КБР).


"Чужеродный вид" (синонимы: ненативный, неаборигенный, иноземный, экзотический): вид, подвид или низший таксон, внедренный за пределы его начального или нынешнего распространения; включает любые части, гаметы, семена, яйца, или отростки таких видов, которые могут выжить и самостоятельно воспроизводиться.


Есть несколько других определений, данных другими организациями, но мы думаем, что это - наиболее приемлемые и всеобъемлющие на сегодняшний день.


Инвазивные чужеродные виды ныне считаются одной из основных угроз для биоразнообразия наряду с потерей местообитаний и фрагментацией. Далее, ожидается, что биологические инвазии станут основными двигателями экологической дезинтеграции из-за все увеличивающегося распространения чужеродных видов, что вызвано большей мобильностью человека, резким ростом транспортных технологий, расширением туризма и путешествий, а также свободной всемирной торговли (Сох, 1999, Ruesink et al. 1995).


Плюс к угрозе биоразнообразию, затраты, непосредственно связанные с ЧИВ, огромны. Тяжело точно подсчитать экономический ущерб, вызванный биологическими инвазиями. Сюда входят воздействие сорняков на урожайность, возросшая стоимость контроля, уменьшение водоснабжения, затраты на уменьшение изменений, произошедших в охраняемых зонах, негативное влияние интродуцированных патогенов на природу и здоровье людей, а также воздействие морских организмов, транспортируемых кораблями (в основном, балластные воды и сброс отходов).

Необходимость предотвратить нежелаемые интродукции чужеродных видов и уменьшить влияние биологических инвазий многократно обсуждались на международном и региональном уровнях. Тем не менее, всеобщая озабоченность угрозой, которую несут с собой биологические инвазии, и общее признание срочных мер по определению и реализации мероприятий по ослаблению этой угрозы, сталкиваются с рядом проблем.

Основная трудность заключается в комплексности задействования научного, технического и политического аспектов. Сюда входят много разных источников инвазий, путей и способов их поступления, экономическая значимость многих намеренных интродукций, человеческий фактор, связанный с интродукцией, неадекватность методов обнаружения и контроля новых инвазий и их принятие населением.

Чтобы противостоять биологическим инвазиям, очень важно рассмотреть различные аспекты, включая положения международной торговли, контроль во время перевозок, пограничный контроль и карантин, обнаружение новых средств размножения и принятие населением методов контроля. Нужен холистический подход, основанный на большей осведомленности населения и политиков, предотвращении нежелательных интродукций, а также, если предотвратить не удается, устранять интродуцентов, если это возможно и желательно, или проводить эффективный контроль новых ЧИВ.

Данный подход требует создания структуры политики биобезопасности, действий и четкого распределения ролей и обязанностей. ЧИВ - это комплексный вопрос, который требует координации и задействования нескольких секторов, тесного сотрудничества между министерствами с различными функциями, а также международной координации соответствующих стратегий и действий. На практике, тем не менее, низкая осведомленность населения и политиков об угрозе ЧИВ зачастую приводит к неправильным действиям и политическим мерам.


Чтобы решить проблему биологических инвазий, некоторые страны (особенно Новая Зеландия, Австралия, США, Венгрия и ряд островных государств) и некоторые регионы начали реализовывать соответствующую политику биобезопасности, удачно управляясь в ряде случаев с угрозой ЧИВ. И наоборот, в Европе нет региональной стратегии и общей политики по ЧИВ. Европейские страны должны рассмотреть проблему инвазивных чужеродных видов в рамках ряда международных инструментов. Главная задача заключается в предотвращении или сведении к минимуму потерь биоразнообразия, вызываемых инвазивными чужеродными видами в Европе посредством разработки и выполнения скоординированной европейской стратегии.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: ГЛОБАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Признавая данную проблему, некоторые международные конвенции, правительственные и неправительственные организации в разной мере занимаются вопросом потери биоразнообразия, вызываемого чужеродными видами.

Согласно Конвенции о биологическом разнообразии (КБР): Статья 8 (h) "Каждая Сторона Конвенции должна, насколько возможно и целесообразно, предотвращать интродукцию, осуществлять контроль и уничтожать те чужеродные виды, которые угрожают экосистемам, местообитаниям или видам".


Ответы на ранее сформулированные вопросы 86-102 Вторых национальных докладов по выполнению КБР сконцентрированы на влиянии биологической инвазии и чужеродных видов. Постановления Конференции Сторон (КС) и рекомендации Вспомогательного органа по научным, техническим и технологическим консультациям (ВОНТТК) призывают Стороны осуществлять мониторинг для предотвращения инвазий, а также реабилитировать экосистемы, в которых уже произошли инвазии.


В своем постановлении IV/1 С, озаглавленном "Чужеродные виды, которые несут угрозу для экосистем, местообитаний или видов", КС попросила ВОНТТК разработать руководящие принципы для предотвращения интродукции и уменьшения влияния чужеродных видов. ВОНТТК 6 ссылается на обсуждение "руководящих принципов" (РП) и на объяснение оппозиционных точек зрения: РП1 - соблюдение мер предосторожности; РП4 - права и ответственность страны; РП10 - намеренная интродукция (ЮНЕП/КБР/КС//6/3 Приложение).


Во время работы ВОНТТК, при сотрудничестве с ГПИВ, еще раз отметили, что интродукция чужеродных видов является главной угрозой для биоразнообразия (ЮНЕП/КБР/ВОНТТК/5/5). Угроза биоразнообразию, вызванная инвазией чужеродных видов, считается второй после потери местообитаний. Они серьезно мешают сохранению и устойчивому использованию глобального, регионального и местного биоразнообразия, вызывая серьезные проблемы в функционирование экосистем.


5-е совещание КБР КС настоятельно рекомендовало Сторонам, прочим правительствам и другим органам отдавать предпочтение разработке и выполнению стратегий и планов действий по инвазивным видам.


На 7-м совещании Конференции Сторон Конвенции по водно-болотным угодьям (Рамсарская конвенция) в Сан-Хосе, Коста-Рика, 10-18 мая 1999г. инвазивные виды и их воздействие были в числе наиболее важных вопросов.


На 17 совещании Комитета по Животным Конвенции о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), состоявшемся в Ханое, (Вьетнам), 30 июля - 3 августа 2001г., было отмечено, что лишь некоторые виды, занесенные в приложения СИТЕС, действительно инвазивные, но они по прежнему получают поддержку, причем осуществляется сотрудничество по данному вопросу с МСОП/SSC Группой специалистов по инвазивным видам (ГСИВ) и КБР. ГСИВ согласилась сотрудничать в процессе создания списка потенциально инвазивных видов СИТЕС.


Комиссия МСОП по выживанию видов (КВВ) - ГСИВ разработали Глобальную базу данных по инвазивным видам (и Систему заблаговременного предупреждения). Основные характеристики этой базы данных - ее доступность (через Интернет) и легкость в обращении. Простая модель местообитаний используется для прогнозирования, какие регионы в мировом масштабе потенциально рискуют быть подвергнутыми инвазии. Эти разработки осуществляются как часть Глобальной программы по инвазивным видам (ГПИВ), координируемой Научным комитетом по проблемам окружающей среды (НКПОС). МСОП, САВ International и ЮНЕП являются партнерами ГПИВ. Список 100 Мировых наиболее опасных инвазивных чужеродных видов и база данных являются составной частью Глобальной базы данных по инвазивным видам.


Этот список создан, главным образом, с учетом американских и австралийских обстоятельств, поэтому нужно создать европейский региональный список. В 2002г. в Эстонии будет проводиться региональный Нордический/Балтийский семинар в целях создания сети глобальных баз данных по инвазивным чужеродным видам Нордического/Балтийского региона. В ходе семинара участники будут работать в направлении создания региональной базы данных для обмена информацией по инвазивным чужеродным видам как в пределах региона, так и на глобальном уровне.


6-е совещание ВОНТТК КБР (Монреаль, 12-16 марта 2001г.) было посвящено обсуждению Инвазивных чужеродных видов.

"Дополнительное совещание" было организовано во время ВОНТТК-6 для представления деталей о работе Бернской конвенции по ЧИВ и обсуждения с участниками Документа T-PVS (2001) 12. На ВОНТТК-6 был утвержден проект рекомендаций: "приветствовавший инициативу Совета Европы (Бернской конвенции) оказать помощь в реализации Статьи 8 (h), включая разработку Европейской стратегии по инвазивным чужеродным видам". Этот проект рекомендаций включает оптимальные варианты предстоящей работы.

Секретариат Бернской конвенции и Европейское отделение Группы специалистов по инвазивным видам Международного союза охраны природы (МСОП-ГСИП) представили 3 документа:

  • T-PVS (2001) 10 - работа Бернской конвенции по инвазивным видам в Европе

  • T-PVS (2000) 65 rev.2 - Руководство по устранению наземных позвоночных

  • T-PVS (2001) 12 - Содействие Европейской стратегии по инвазивным чужеродным видам


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Некоторые международные, региональные и суб-региональные инструменты, ратифицированные или утвержденные большим числом Европейских стран, рассматривают различные аспекты проблемы ЧИВ. Основные инструменты предназначены для контроля интродукции и распространения заболеваний и вредителей в целях защиты здоровья человека, животных и растений. Договоры в области охраны рассматривают инвазивные чужеродные виды с точки зрения их возможного воздействия на нативные виды и экосистемы. Эти инструменты указывают на действия, которые необходимо осуществить странам: ряд договоров настоятельно рекомендует странам усовершенствовать рабочие программы, избегать повторов в работе, способствовать сотрудничеству и рассмотреть возможность синергии между участниками.

Более того, поскольку чужеродные виды используют транспорт и торговые пути, региональные и национальные меры по предотвращению или сведению к минимуму нежелательных интродукций сталкиваются со сложностями в рамках многосторонней торговой системы. Всемирная торговая организация (ВТО), преимущественно посредством Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер, определяет принципы и правила, учитывая при этом источники международных стандартов, которым нужно при необходимости следовать, проводя национальные мероприятия.

На политическом уровне, в Европе за региональную природоохранную политику ответственны две организации: Совет Европы, который вместе с 42 странами-членами составляет большой процент от всего европейского региона, и Европейский Союз (ЕС), который ныне насчитывает 15 членов, а присоединение новых стран уже в повестке дня.


Совет Европы

В рамках Совета Европы Конвенция о сохранении европейской дикой природы и природных мест обитания (Бернская конвенция, 1979) является главным юридическим инструментом для разработки и выполнения природоохранной политики. В статье 11, параграф 2б, Конвенция требует, чтобы "каждая Сторона Конвенции … осуществляла строгий контроль над интродукцией ненативных видов".


Бернская конвенция является одной из немногих международных инструментов, который разработал особые технические схемы для работы с ЧИВ. Начиная с 1989г. Бернская конвенция осуществила широкий ряд мероприятий по усовершенствованию реализации Сторонами, включая утверждение рекомендаций по общим вопросам ЧИВ и по особым проблемам, возникшим из-за ЧИВ, подготовку технических отчетов, организацию семинаров и создание групп экспертов по чужеродным видам.


Европейский Союз

В рамках Европейского Союза, природоохранная политика определяется посредством Стратегии ЕС по биоразнообразию, и выполняется с помощью положений и директив, являющихся юридически обязующими инструментами для стран-членов ЕС. В отношении ЧИВ, страны-члены должны принимать меры, гарантирующие, что интродукция любого чужеродного вида птиц не нанесет вреда местной фауне и флоре (Директива Совета 79/409/ЕЕС по Сохранению диких птиц). Они также должны регулировать намеренное высвобождение в природу любого чужеродного вида, чтобы не повредить местообитания и дикую нативную фауну и флору ( Директива Совета 92/43/ЕЕС по сохранению природных местообитаний и дикой фауны и флоры).

Положения ЕС о реализации СИТЕС в рамках ЕС представляет основу для контроля импорта отдельных видов, которые могут стать инвазивными (Положение 338/97, Статья 4(д)). Сейчас Стратегия ЕС по биоразнообразию гласит: "Присутствие или интродукция чужеродного вида или подвида потенциально может стать причиной дисбаланса и изменений в экосистемах. Он может оказать потенциально необратимое воздействие, посредством гибридизации или конкуренции, на местные составляющие биоразнообразия. Используя принцип предосторожности, общественность должна принять меры по предотвращению отрицательного воздействия чужеродных видов на экосистемы, приоритетные виды или местообитания, от которых они зависят, а также организовать контроль, управление, и, где можно, устранить возможный риск." (СОМ (1998)42).

  1   2   3

Похожие:

И ландшафтному разнообразию iconРабочая учебная программа по ландшафтному дизайну на основе минисадиков на пришкольной территории детской художественной школы №3 пояснительная записка
...
И ландшафтному разнообразию iconОоо «благоустройствотерриторий» Приглашает Вас посетить семинар по ландшафтному дизайну
«Основные принципы садового дизайна – планирование, использование ландшафтных материалов и насаждений»
И ландшафтному разнообразию iconОценка экологического состояния парка Журавлёвка по разнообразию древоразрушающих грибов
«Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма»
И ландшафтному разнообразию iconСеминара
Компания «Благоустройство Территорий» имеет честь пригласить Вас на семинар по ландшафтному дизайну и проектированию, который пройдёт...
И ландшафтному разнообразию iconИнформатика для демократии” Труды Фонда индем региональная политика России: адаптация к разнообразию Аналитический доклад Под общей редакцией Г. А. Сатарова Москва 2004
Вводная глава
И ландшафтному разнообразию iconОсенним балом правит хризантема
С приходом осени полноправной хозяйкой сада становится хризантема, расцвечивая его яркими красками до самых холодов. Трудно остаться...
И ландшафтному разнообразию iconПрограмма учебного курса по ландшафтному дизайну ООО «ДендроСад»
Прослушав весь учебный курс, Вы сможете воплотить все свои идеи по переустройству не только своего, но и чужого сада или дачного...
И ландшафтному разнообразию iconМолодежь в системе регионального государственного управления на современном этапе развития российского общества (на материалах забайкальского края)
Охватывают активную молодежь, которая «легка на подъем» и всегда стремится к разнообразию своей деятельности и досуга
И ландшафтному разнообразию iconГорные леса и редколесья Северного Урала (Печоро-Илычский государственный биосферный заповедник)
Для них характерны специфические экстремальные условия окружающей среды, отчетливо выраженная высотная поясность, которая приводит...
И ландшафтному разнообразию iconЭкологический и Средовой подход в архитектурном образовании
В силу этого, «Ландшафтная архитектура» как учебная дисциплина является важнейшим компонентом подготовки архитектора в высшей архитектурной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница