Т. А. Иванько берегите голос советы учителям




НазваниеТ. А. Иванько берегите голос советы учителям
страница1/6
Дата15.03.2013
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
Министерство общего и профессионального образования РФ

Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого


Т.А.Иванько


БЕРЕГИТЕ ГОЛОС


Советы учителям


Великий Новгород

1999

ББК 74,204.2 Печатается по решению

И 22 РИС НовГУ


Рецензент

Лукашенко Ирина Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент


Иванько Т.А.

И 22 Берегите голос: Советы учителям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. - 30 с.


В работе представлены

Советы предназначены


ББК 74,204.2


Новгородский государственный

университет, 1999

© Иванько Т.А., 1999

От автора



Педагогическая деятельность требует от человека большой самоотдачи, так как она построена на общении, которое должно быть искренним, убедительным. Урок, беседа или другая форма занятий с детьми требует не только глубоких профессиональных знаний, но и высокого уровня общей культуры, эрудиции.

Важным показателем педагогического мастерства является речь учителя, ее техника, умение пользоваться и сохранять то, что дала нам природа, - собственным голосом.

Человеческий голос - уникальный акустический феномен, результат сложных анатомо-физиологических процессов. Главное значение голоса в том, что с его помощью человек способен говорить, выражать свои мысли, общаться. Но голос является и весьма ценным капиталом, особенно если профессиональная деятельность человека связана с использованием этого инструмента. Педагоги как представители одной из «голосовых» профессий должны знать об особенностях своего голосового аппарата, о его сохранении, мерах предупреждения голосовых нарушений.

Наш голос



Голос бывает звонким и радостным, когда нам весело, сдавленным и глухим, когда у нас неприятности или беда. Нежный и гневный, ласковый и насмешливый, вкрадчивый и грозный - какие только оттенки чувств и настроений не способен выразить и передать наш голос! И все эти разнообразные по высоте, силе и окраске звуки рождаются в гортани (верхнем отделе дыхательной системы), которая одновременно является и органом голосообразования.

Источником звуков служат колеблющиеся голосовые складки. Словно струны натянуты они в гортани, спереди прикрепляясь к щитовидному хря­щу (его также называют адамовым яблоком или кадыком), а сзади к голосовым отросткам двух черпаловидных хрящей. Когда мы молчим, голосовые складки расходятся, образуя голосовую щель в виде равнобед­ренного треугольника. При разговоре, пении голосовые складки смыкаются, и воздух, поступивший в легкие во время вдоха, в момент выдоха давит на складки, заставляя их колебаться, - так рождается звук.

Чем больше число колебаний в секунду, тем выше звук, чем меньше - тем звук ниже. Складки могут совершать от 80 до 10000 и больше колебаний в секунду. Голосовые складки обладают способностью приходить в колебательные движения не только целиком, всей своей массой, но и отдельными участками. Установлено, что под влиянием нервных импульсов из центральной нервной системы голосовые складки изменяют свою тол­щину, длину, степень напряжения. Сокращение их различных участков также обусловливает возникновение звуков разной высоты, подобно тому, как нажатие пальцем на гитарную струну в разных местах дает различное ее звучание.

На высоте голоса сказывается и длина голосовых складок. У женщин она составляет в среднем 18-20 миллиметров, у мужчин - 20-22. Вот почему женские голоса всегда выше мужских.

Помимо высоты, голос характеризуется силой. Человек способен издавать еле слышные звуки, и громкие. Особой силой обладают голоса певцов. Недаром говорят: поет так, что стены дрожат. И это не художественный прием, не преувеличение. История оперного искусства знает немало примеров, когда тот или иной певец своим громовым басом сотрясал люстры, раскалывая на них хрустальные подвески. Конечно, голоса такой силы встречаются не часто. Но и у знаменитых певцов, и у обычных людей сила голоса определяется величиной амплитуды колебаний, напряжением голосовых складок и мощ­ностью выхода, который в свою очередь зависит от жизненной емкости легких и силы дыхательной мускулатуры.

На тембр голоса, или, как говорят, его окраску большое влияние оказывают верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полости но­са и его придаточных пазух, а также нижние резонаторы - трахея, бронхи, легкие. У каждого из нас эти органы имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса наши так индивидуальны, несхожи между собой. Причем голос приобретает индивидуальную окраску уже на второй-тре­тий день после рождения, что позволяет матери только по крику узнавать свое дитя среди других малышей.

Конечно, с годами голос ребенка меняется, ведь в процессе роста раз­виваются и формируются все органы, участвующие в голосообразовании. Особенно значительные изменения (специалисты называют их мутацией) голос претерпевает в период полового созревания.

Бытует мнение, будто мутации подвержен только мальчишеский голос. Но у девочек она тоже бывает, только протекает, как правило, спокойнее, и «ломка» голоса не так заметна, как у ребят. Объяснить это можно тем, что у девочек гортань увеличивается на одну треть, а у мальчиков почти вдвое; соответственно удлиняются и голосовые складки.

Голосообразующий аппарат во время мутации подобен расстроенному инструменту, поэтому при разговоре и особенно пении мальчишеский голос неожиданно то срывается на высокие ноты, так сказать, «дает петуха», то начинает басить, подчас издавая звуки лающего, грубого характера. Не стоит этого пугаться и стесняться. Все изменения носят физиологический, естественный, а самое главное - временный характер. Период мутации обычно длится полтора-два года. И в это время надо по возможности стараться щадить голосообразующий аппарат: не петь подолгу и громко, тем более, в сырых помещениях, в прокуренных подъездах; не кричать, вообще чрезмерно не утомлять голосовые складки. Особенно отрицательно сказывается на функции голосовых складок курение. А ведь не секрет, что именно в 13-15 лет подростки впервые пытаются приобщиться к табаку. Лучше никогда не начинать курить, чем потом долго и трудно бороться с этой вредной привычкой.

Когда период мутации минует, голос обретает свою индивидуальность. И примерно 25-30 лет остается стабильным. А затем в органах, участвующих в голосообразовании, начинаются атрофические изменения, и постепенно голос слабеет, меняется его тембр.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Т. А. Иванько берегите голос советы учителям iconИванько А. Ф., Иванько М. А., Мастяев Ф. А., Петрик Е. А. Информатика
Алехина Г. В., Годин И. М., Иванько А. Ф., Иванько М. А., Мастяев Ф. А., Петрик Е. А. Информатика. / Московская финансово-промышленная...
Т. А. Иванько берегите голос советы учителям iconНазвание: Берегите землю, берегите!
России. Изучена проблема загрязнения окружающей среды автотранспортными средствами и промышленными предприятиями, а также – образование...
Т. А. Иванько берегите голос советы учителям icon«Я голос ваш, жар вашего дыханья. Я отраженье Вашего лица»
Цель. Познакомиться с поэмой А. Ахматовой «Реквием» и третьем, заключительным периодом её жизни. Проанализировать поэму «как настоящую...
Т. А. Иванько берегите голос советы учителям iconЛекции
Краткое описание : Как позаботиться о своем следующем рождении? Какое должно быть отношение к учителям человечества? Почему так важен...
Т. А. Иванько берегите голос советы учителям iconМетодические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год часть
Во второй части сборника представлены методические рекомендации учителям-предметникам по следующим образовательным областям: «Математика»,...
Т. А. Иванько берегите голос советы учителям iconВакутин В. В., Иванько А. А
Особенности формирования системы устойчивого развития Севастопольского региона: Материалы международной научно-практической конференции...
Т. А. Иванько берегите голос советы учителям iconНаш мир это самоорганизующаяся логическая среда. Он создан по логическим законам, можно сказать из разума и сам является разумом. Наш мир детерминирован, а такое его построение не может быть случайным
Люди не видят очевидного – это Космическое чудо уже произошло и идёт, и мы все являемся его участниками. Не из тех ли квантовых миров...
Т. А. Иванько берегите голос советы учителям iconНаш мир это самоорганизующаяся логическая среда. Он создан по логическим законам, можно сказать из разума и сам является разумом. Наш мир детерминирован, а такое его построение не может быть случайным
Люди не видят очевидного – это Космическое чудо уже произошло и идёт, и мы все являемся его участниками. Не из тех ли квантовых миров...
Т. А. Иванько берегите голос советы учителям iconСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Берегите дар бессмертный речь» (7 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Берегите дар бессмертный – речь» (7 класс)
Т. А. Иванько берегите голос советы учителям iconМетодические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год часть I
В первой части сборника представлены методические рекомендации учителям-предметникам по следующим образовательным областям: «Начальные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница