Скачать 351.7 Kb.
|
ПРОГРАММА семинарских занятий ПО КУРСУ Новейшая история стран Азии и Африки (1900- 2000-е гг.). Составил: ассистент Кожедуб В.В. Тема 1: Суньятсенизм - идеология китайской революции(2 ч.) Вопросы для изучения:
Методические указания к изучению темы: В процессе изучения темы, студент должен получить оформленное представление об идеологической составляющей гоминьдановского революционного движения в Китае в рассматриваемый период. Основой изучения должна стать политическая и экономическая программа Сунь Ятсена. В результате анализа ключевых положений программы, студент должен составить схему взглядов Сунь Ятсена на будущее политическое устройство государства, выделить основные этапы его развития. Проанализировав взгляды лидера Гоминьдана, студент должен получить представление о предлагаемом социально- экономическом развитии государства после революционных преобразований, определить основные классы (сословия) общества, их место в структуре этого общества. Детальное изучение необходимо уделить «Трем народным принципам» Сунь Ятсена, получить представление об источниках их формирования. Особенное внимание необходимо уделить взаимоотношению различных социальных групп между собой. В освещении вопроса взаимоотношения Гоминьдана с КПК необходимо изучить процесс создания единого фронта, выделить трудности и пути их преодоления. Источники и литература:
Тема 2: Ганди и гандизм (4 ч.) Вопросы для изучения:
а) «Ахимса» (принципы ненасилия) и «сатьяграха» (ненасильственное сопротивление): сущность, место в мировоззрении Ганди, формы и противоречия. б) Последовательный антиимпериализм Ганди. в) Социальный идеал Ганди (сарводайя), проповедь уравнительности, отрицание европейской цивилизации, антиурбанизм, крестьянофильство, религиозность, патриархальность. г) Отношение Ганди к классовой борьбе: теория опеки.
Методические указания к изучению темы: Основным методом изучения данной темы должен стать системный анализ философской доктрины Ганди. В процессе изучения, студент должен составить четкое представление об основных чертах гандизма. Первоначально необходимо выяснить источники формирования взглядов М. Ганди. При рассмотрении темы нужно выделить основную терминологию гандизма, получить представление об источниках её формирования (ахимса, сарводайя, сатьяграха). Студент должен знать основные предлагаемые методы борьбы, и её цели, задачи. Особое внимание необходимо уделить вопросу социального устройства общества, идее равенства, крестьянофильства, патриархальности. Студент должен получить представление об источниках и целях этого социального развития общества, выделить положительные и отрицательные последствия. Вопрос отрицания европейской цивилизации должен быть освещен через сопоставление теории и развития Индии в рассматриваемый период. Отношение Ганди к классам в целом и классовому обществу необходимо рассматривать через призму тех исторических особенностей общественного устройства, которые сложились в Индии (система каст, варн). Источники и литература:
Тема 3: Мархаэнизм - идеология мелкобуржуазного национализма в Индонезии (2 ч.) Вопросы для изучения:
а) Последовательный антиимпериализм, борьба за национальную независимость. б) Формы и методы борьбы за независимость. в) Принцип национального единства, лозунг «НАСАКОМ». г) Взгляды на классы и классовую борьбу. д) Теория «индонезийского социализма», принцип «готонг – районг». Методические указания к изучению темы: Первоначально студенту необходимо выяснить уровень экономического развития Индонезии в рассматриваемый период. Особое внимание при этом необходимо уделить системе отраслей хозяйства и составу производительных сил общества. При этом необходимо выяснить долю иностранной рабочей силы, сферу её занятости. При изучении вопросов социального устройства индонезийского общества, необходимо остановится на политическом многообразии партийных структур в Индонезии, выделить основные моменты их политических программ. При освещении вопроса появления мархаэнизма, студент должен знать понятие термина, источники на которых сформировалась эта система взглядов, что взято из каждого, проанализировав их, сопоставив, найти противоречия, утопичность или положительные черты. Студент должен, выяснить, что собой представляет принцип «панчи - силы», ответить на вопрос, почему именно данная идеология смогла объединить индонезийское общество в борьбе за независимость. Отдельно студент должен составить представление о системе методов и борьбы мархаэнов, целях этой борьбы. Истоки формирования лозунга «НАСАКОМ» и его понятие должно стать ключом к пониманию студентов системы национального единства, предлагаемого в рамках мархаэнизма. Проанализировав основные положения принципа «готонг - районг» студент должен получить четкое представление об обществе, в котором предлагалось создание индонезийского социализма. В заключение необходимо выделить отрицательные или положительные моменты мархаэнизма, его реальность или утопичность. Источники и литература:
Тема 4: Кемализм – идеология турецкой буржуазии (4 ч.) Вопросы для изучения:
Методические указания к изучению темы: При рассмотрении данной темы, студент должен первоначально сформировать представление об этатизме, как явлении присущем странам Востока. На примере Турции необходимо изучить основные черты этатизма, определить необходимость данного пути развития. При этом, студент должен отдельно выделить причины появления этатизма. При изучении особенностей развития Турции необходимо составить представление о характере революции под руководством кемалистов, выяснить роль различных слоев турецкого общества в её ходе. Изучение послереволюционного развития Турции необходимо строить через понимание необходимости проведения широкомасштабных реформ, выясняя при этом их сущность и цели. Процесс реформирования должен быть изучен в соответствии со следующими блоками: реформы в области экономики, реформы в области государственного управления, судопроизводства, реформы в области культуры. Особенное внимание студент должен обратить на предлагаемые кемалистами пути решения национального вопроса – истоки курдской проблемы, армянского вопроса. Источники и литература:
Тема 5: Милитаризм в Японии (4 ч.) Вопросы для изучения: 1. Альтернативы развития Японии в сер. 20-х гг. Демократия Тайсё. 2. Военно-инфляционная конъюнктура в период мирового экономического кризиса.
Методические указания к изучению темы: Изучение темы студент должен начать с выяснения особенностей экономического и политического развития японского общества после окончания первой мировой войны. Особенное внимание при этом должно быть уделено проевропейской ориентации экономики Японии, а также выявлению основных проблем, тормозивших поступательное развитие японской экономики – отсутствие своей сырьевой базы и т.д. При рассмотрении особенностей экономического развития необходимо осветить источники формирования новых дзайбацу и их противостояние старым монополиям. При этом альтернативность развития Японии должна быть рассмотрена с позиций поиска оптимально сочетавшегося решения с уровнем развития экономики и политическим состоянием японского общества. Студент должен рассмотреть особенности политической структуры общества, выделить основные политические партии, иметь представление об основных программных целях и задачах данных партий. В процессе изучения необходимо выяснить содержание позитивного и негативного курса, выяснить, кто являлся «носителем» того или иного курса. Студент должен сформировать представление о влиянии экономических кризисов на политическое развитие Японии, обострение социальной напряженности, усилению милитаризации общества и т.п. Вопросы борьбы за власть должны быть изучены с позиции деятельности промилитаристских (профашистских) группировок, конечных целей, которых они добивались, их методов борьбы. При изучении путчей важно выяснить движущие силы, их цели, мотивацию, а также ответить на вопрос неудач переворотов. При изучении темы, студент должен сформировать взгляд на особенности политического строя Японии сложившегося накануне Второй мировой войны, знать основные теории освещающие вопрос милитаризации и (или) фашизации Японии. Источники и литература:
Тема 6: Арабские страны между двумя мировыми войнами (4 ч.) Вопросы для изучения:
Методические указания к изучению темы: При изучении темы, студент должен выяснить основные отличительные характеристики арабских стран, выделяющие их в отдельную политико-социальную группу: особенности промышленного развития, признаки социального устройства общества. Особенное внимание студент должен уделить изучению влияния европейских держав (Великобритании, Франции, США) на арабские страны, проследить изменение позиций по отношению к ним. Студент должен уделить внимание социальной структуре арабского общества, основных противоречиях и методах их разрешения. Изучение указанных вопросов должно завершиться формированием представлений об особенностях национально- освободительного движения в арабских странах, его природе. Необходимо выделить отличительные особенности политических выступлений в арабских странах. Источники и литература:
Тема I. Развивающиеся страны в современном мире. (2 ч.) Вопросы для изучения: I. Глобальные проблемы современности. а) Демографические проблемы стран Азии и Африки б) Продовольственные проблемы стран Азии и Африки в) Экологические проблемы в странах Азии и Африки г) Долговой кризис развивающихся стран. Методические указания к изучению темы: Студент должен построить изучение с выяснения понятия глобальных проблем современности. На примере конкретных стран необходимо проследить развитие указанных проблем, их причины, истоки. В вопросах демографии необходимо выяснить зависимость роста (уменьшения) численности населения в зависимости от уровня социального развития, уровня жизни населения, этических норм, религии. При этом необходимо обозначить закономерности или противоречия данного развития. При освещении вопроса продовольственной проблемы, нужно наряду с выяснением истоков проблемы, осветить зависимости стран от мирового рынка продовольствия, взаимодействие мировых международных структур в решении данного вопроса. Студент должен владеть необходимой статистической информацией по рассматриваемым вопросам. Источники и литература.
Тема I. Развивающиеся страны в современном мире. (2 ч.) Вопросы для изучения: II. Дифференциация развивающихся стран, 1. Высший эшелон: капиталоизбыточные нефтеэкспортирующие арабские страны. 2. Высший эшелон: новые индустриальные страны Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). 3. Средний эшелон: страны АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины). 4. Средний эшелон: Египет и Алжир. 5. Наименее развитые страны. Методические указания к изучению темы: Изучение темы студент должен начать с четкого разделения стран в соответствии с предлагаемой градацией. При этом предлагается выполнить заполнение соответствующей таблицы, состоящей из следующих граф:
В графу 1 заносится характеристика стран, предлагаемая в соответствии с планом занятий, в графе 2 указывается, какие страны принадлежат к данной классификации, в графу 3 заносятся сведения, характеризующие специфику экономического развития страны, в графе 4 отмечаются особенности политической структуры государства, уровня социального развития общества. На примере конкретных стран необходимо показать осуществление той или иной политики развития, выделить особенности, проблемы и пути их решения. Необходимо проанализировать правительственные программы развития государств, а так же влияние внутренних и внешних факторов на это развитие. Итогом изучения темы, должно стать четкое представление студента об экономико-политическом развитии стран Востока на современном этапе. Источники и литература.
Тема I. Развивающиеся страны в современном мире. (2 ч.) Вопросы для изучения: III. Политика и религия в развивающихся странах. 1 .Эволюция политических структур в Азии. 2. Авторитаризм и демократия в Африке. 3. Исламский фундаментализм. 4. Религия и политика в Индии. Методические указания к изучению темы: При изучении данной темы, необходимо уделить особое внимание процессам генезиса политических структур в странах Азии, вызванных достижениями НОД. Студент должен знать особенности партийного строительства в различных странах региона, а так же влияние различных социальных групп на развитие политико-социальных процессов. Студент должен получить представление о формах правления, политическом режиме, государственном устройстве в тех или иных государствах, понимать причины, повлекшие установление их в данной стране. Отдельное внимание необходимо уделить установлению авторитарных и демократических режимов в Африке, проследить роль иностранных государств в этих процессах. Изучение исламского фундаментализма необходимо начать с выяснения причин появления, закономерностей этого явления, отличительных особенностей от «мирного» ислама, сочетание традиций и требования времени, связь с политическими процессами. На примере Индии необходимо проследить влияние традиционного религиозного общества на формирование политического курса государства, сохранении или отрицания методов. Источники и литература.
Тема 2. Японская модель социально-экономического развития (4 ч.) Вопросы для изучения: 1 .Роль США в модернизации Японии. 2. Ставка на научно-технический прогресс и качество. 3. Роль государства в экономике. 4. Социальные факторы « экономического чуда» (система пожизненного найма, коллективизм, патернализм, «трудоголизм»). 5. Социально-экономические проблемы Японии в конце двадцатого века. Методические указания к изучению темы: Начать изучение темы необходимо с послевоенного обустройства Японии проводимого оккупационной администрацией США. При этом необходимо осветить два этапа восстановления: с 1945 по 1947, с 1947 по 1956 гг. Особое внимание необходимо уделить проектам и планам экономического восстановления разрушенной экономики, причинам, повлекшим воссоздание мощной системы, роли капиталов США в этом восстановлении. Студент должен рассмотреть систему государственного планирования экономики. В вопросе влияния научно-технического прогресса на развитие экономики страны, необходимо ознакомиться с менеджментом наиболее крупных японских фирм, их системой отбора технологий. Особое внимание необходимо уделить социальной политике, как государства, так и японских работодателей. В то же время, студент должен выделить основные противоречия и проблемы японской модели развития, пути разрешения проблем, возникших на рубеже XX и XXI веков. Источники и литература:
|
![]() | Планы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания Планы семинарских занятий предназначены для студентов, начинающих изучать философские проблемы естествознания. Содержит в себе программу... | ![]() | Социологи я план семинарских занятий и Предлагаемый план семинарских занятий по учебному курсу «Социология» и методические рекомендации к нему помогут студенту сориентироваться... |
![]() | Планы семинарских занятий для студентов технического вуза Москва 2010 г. Планы семинарских занятий по базовому курсу «Культурология» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Планы лекций и семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» (методические рекомендации) у фа 2007 Планы лекций и семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» (методические рекомендации) / Уфимск гос авиац техн ун-т; Сост.:... |
![]() | Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине «политология» Содержат вопросы семинарских занятий; перечень ключевых понятий, которые должны быть освоены в каждой теме. Также даны рекомендации... | ![]() | Планы семинарских занятий по курсу «История средних веков» П37 Планы семинарских по курсу «История средних веков»/ (сост. О. Ю. Репухова); Федеральное агентство по образованию, гоу впо «кгпу».... |
![]() | Философия истории программа и планы семинарских занятий Петрозаводск 1999 Программа и Программа и планы семинарских занятий рассмотрены и рекомендованы к печати на заседаниях методической комиссии исторического факультета... | ![]() | Программа «Фонд образовательных инноваций» Методика проведения семинарских занятий по курсу «Институциональная экономика» на факультете Экономики (бакалавриат, 3 курс) 1 |
![]() | Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика» Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения | ![]() | Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология» Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна |