14: древнекитайская культура




Скачать 166.49 Kb.
Название14: древнекитайская культура
Дата14.03.2013
Размер166.49 Kb.
ТипЛитература


Тема 14: ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА


Введение (3)

1. Специфика китайской философской мысли (4)

2. Достижения науки и искусства в древнекитайской культуре (7)

3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме (11)

4. Тестовые задания к теме (13)

Заключение (15)

Литература (16)


Введение


Китайская цивилизация — одна из самых древних в мире.

Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тыс. до н. э. Китайская культура обрела уникальный характер: она рациональна и практична. Для Китая свойственен некоторый догматизм. Новая мысль могла развиваться только в виде комментариев к старым изречениям мудрецов.

Китайская культура сильно повлияла на развитие соседних стран (Япония, Корея и государства Юго-Восточной Азии). Основным достоинством образованного азиата долго считалось знание китайского искусства, литературы и музыки.

Цель контрольной работы – изучение Древнекитайской культуры.

Задачи контрольной работы:

  1. Исследовать специфику китайской философской мысли.

  2. Рассмотреть достижения науки и искусства в древнекитайской культуре.

  3. Составить словарь понятий и реалий по теме.

  4. Решить тестовые задания к теме.



1. Специфика китайской философской мысли


Китайская философия возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Первым исторически достоверным творцом философской теории в Китае был Конфуций (551–479), осознавший себя выразителем духовной традиции «жу» – ученых, образованных, интеллигентов («жу» впоследствии стало обозначать конфуцианцев).

Конфуций и первые философы – жу – видели свою основную задачу в теоретическом осмыслении жизни общества и личной судьбы человека. Как носители и распространители культуры они были тесно связаны с социальными институтами, ответственными за хранение и воспроизводство письменных, в том числе исторических и литературных, документов (культура, письменность и литература в китайском языке обозначались одним термином – «вэнь»), и их представителями – скрибамиши.

С самого начала установкой Конфуция было «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее» (Лунь юй, VII, 1). При этом акт передачи древней мудрости грядущим поколениям имел культуросозидательный и творческий характер, хотя бы потому, что архаические произведения (каноны), на которые опирались первые конфуцианцы, были уже малопонятны их современникам и требовали истолкований. В итоге доминантными формами творчества в китайской философии стали комментаторство и экзегеза древних классических произведений. Даже самые смелые новаторы стремились выглядеть всего лишь истолкователями старинной идеологической ортодоксии. Теоретическое новаторство, как правило, не только не акцентировалось и не получало явного выражения, но, напротив, намеренно растворялось в массе комментаторского (квазикомментаторского) текста.

Эта особенность китайской философии определялась целым рядом факторов – от социальных до лингвистических. Древнекитайское общество не знало полисной демократии древнегреческого образца и порожденного ею типа философа, сознательно отрешенного от окружающей его эмпирической жизни во имя осмысления бытия как такового. Приобщение к письменности и культуре в Китае всегда определялось достаточно высоким социальным статусом. Уже со 2 в. до н.э., с превращением конфуцианства в официальную идеологию начала складываться экзаменационная система, закреплявшая связь философской мысли как с государственными институтами, так и с «классической литературой» – определенным набором канонических текстов. Издревле подобную связь обусловливала специфическая (в том числе лингвистическая) сложность получения образования и доступа к материальным носителям культуры (прежде всего книгам).

Специфику китайской классической философии в содержательном аспекте определяет прежде всего господство натурализма и отсутствие развитых идеалистических теорий типа платонизма или неоплатонизма (и тем более классического европейского идеализма нового времени), а в методологическом аспекте – отсутствие такого универсального общефилософского и общенаучного органона, как формальная логика (что является прямым следствием неразвитости идеализма).

VI—III вв. до н.э. называют золотым веком китайской философии. Происходит формирование таких школ, как даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, натурфилософия.

Специфика китайской философии в том, что основное место в ней занимали вопросы ритуала, этики, управления, отношений между правителями и подчиненными и другие, аналогичные им, следствием чего явился практический характер самой философии.

Представления о надлежащей организации государства, общества, государственных отношений базировались, как правило, на обращении к древности, определяемой как золотой век, когда правили «совершенномудрые» правители Яо, Шунь, Вэнь-ван.

Следует отметить, что философия Китая (кроме школ моистов и натурфилософов, распавшихся после эпохи Чжоу) считала недопустимым использовать в своих выводах опыт естествознания, что нанесло вред как науке, так и философии. Необходимо также иметь в виду, что иероглифическая письменность Китая затрудняла выражение абстрактных и логических понятий.

Требуя почитания предков, Конфуций не исследовал вопрос об обратной связи, т.е. о том, понимают ли предки выказываемое им почтение, поскольку считал это несущественным. Главное — само выполнение обрядов (ли), которое является высшим жизненным правилом и основой существующего общества.

Основа конфуцианства — нерушимость, сохранение существующих иерархических и патриархальных отношений, в целом всего сложившегося строя. В «Книге о середине» указывается, что существует 5 типов отношений — государь и чиновники, родители и дети, муж и жена, старшие и младшие братья, между друзьями.

Одним из основных постулатов конфуцианской этики является принцип покорности нижестоящих перед вышестоящими в разных видах иерархий. Это почитание родителей и покорность им (сяо), послушание и уважение младшими братьями старших (ди), неукоснительное исполнение повелений правителя подданными.

Культ предков являлся частью религиозных верований, начиная с древности. В Древнем Китае верили, что духи умерших оказывают влияние на жизнь потомков. Он же стал важнейшей частью конфуцианства. Философ утверждал, что он не создал нового учения, а только последовательно утверждал необходимость следования древним законам, семейно-родовым обрядам. Каждая семья, род, группа родов имели свой храм, посвященный предкам, родоначальникам, в котором исполнялись жертвенные и молельные обряды. Жертвы умершим приносились также в небольших храмах возле их могил.

Ранняя культура Китая характеризовалась господством мифологического мировоззрения, при этом мифические боги и духи имели сходство с животными, птицами или рыбами (зооморфизм). Ранние памятники китайской словесности относятся к периоду от позднеродовой эпохи до первых веков нашей эры. Особое значение в этой литературе занимают мифы, в которых отражаются представления древних китайцев о происхождении мира, людей, сказания о героях, побеждающих зло во имя блага людей.

Зарождающаяся философия использовала мифы для обоснования своих теорий, что вызвало необходимость превратить действующих в них героев в реальные исторические личности, мифологические события — в действительно имевшие место в древности. Это позволило философам, в частности конфуцианцам, превратить мифы в реальность и подтвердить таким образом правомерность основанных на них философских и этических выводов.


2. Достижения науки и искусства в древнекитайской культуре


К знанию и учености в Китае относились с большим уважением.

Под знанием обычно подразумевались постулаты из сферы гуманитарных дисциплин. Что касается других наук (математики, астрономии, медицины и др.), то накопленные в течение многих сотен лет данные наблюдений обобщались, но теоретически не осмыслялись. Эти сферы знания были не престижны.

С чем же связаны достижения китайцев в области точных и технических наук? Математика зародилась в Китае в глубокой древности. Китайские математики написали сочинения о расчетах при помощи шеста, стоящего в круге. С V в. до н. э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н. э. был создан трактат, суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н. э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц —на 4 недели.

Китайские врачи внесли большой вклад в мировую медицину. Из технических изобретений следует назвать водяную мельницу.

Знания о письменности основываются на источниках, многие из которых были составлены в ранние периоды китайской истории. Известно, что уже в XV в. до н. э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма (более 2000 иероглифов).

Великим изобретением было изготовление бумаги, производство которой началось в 105 г. н. э. Ее варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь.

Весьма существенное воздействие на китайскую культуру оказал и буддизм, пришедший в Китай в I—II вв. С буддизмом связано в истории культуры очень многое. Например, легенда о возникновении чая и чаепития. В дальнейшем буддизм, как и даосизм, уступит место конфуцианству, которое выработало критерии оценки поступков каждого китайца.

Широко известна любовь китайцев к церемониям. В императорском Китае сложным церемониальным ритуалом были обставлены все значимые события в жизни человека, семьи и общества.

Среди праздников, имеющих наиболее древнюю историю, выделяются такие, как:

1) праздник весны (Новый год);

2) праздник фонарей;

3) праздник драконовых лодок;

4) праздник середины осени.

Существенна была роль китайского театра, все представления в котором сопровождались музыкой. Еще в I в. до н. э. в Китае было известно более 80 видов национальных музыкальных инструментов. В процессе длительного развития постепенно сформировалось 5 основных видов традиционной музыки:

1) песни;

2) танцевальная музыка;

3) музыка песенных сказов;

4) музыка местных опер;

5) инструментальная музыка.

Каждый император Китая содержал при дворе штат музыкантов и танцовщиц. В Китае профессиональное занятие музыкой считалось делом, недостойным благородного человека, и даже придворные музыканты были представителями низших социальных слоев. В начале XX в. китайская музыка испытала существенное влияние европейской музыки. Значительные перемены в обществе, влиятельность левых идей способствовали появлению произведений в народном стиле, отражающих народные настроения. В целях обогащения культурной жизни народа во многих городах страны регулярно проводились крупные музыкальные фестивали, такие как «Шанхайская весна».

Китайский театр объединял: танец; пение; речь; действие; акробатику.

Уже в Древнем Китае существовали различные виды зрелищ: цирк; акробатические танцы; театры кукол и теней;

Традиционным жанром китайской живописи является «гохуа». Картины пишутся черной или серой тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке. Мастер с помощью всего лишь нескольких мазков черной тушью различной толщины создает общие очертания пейзажа и человеческих фигур, не выписывая деталей.

Главной темой «гохуа» были и остаются пейзажи: горы и реки, цветы и птицы. Картины в целом и их отдельные детали, как правило, имеют собственное толкование. Например, часто изображаемая на полотнах сосна символизирует стойкость и долголетие, ива — женственность, скромность и утонченность, орхидея — простоту и благородство и т. д.

Для китайских художников не существовало линейной перспективы, а горы, в обилии присутствовавшие на их картинах, воспринимались как символ.

Буддизм, особенно чань буддизм, сыграл большую роль в расцвете классической китайской живописи. Прикладные искусства, расцвет живописи и ваяния многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно были развиты живопись (тушью на бумаге, шелке), а также искусство фресок.

Буддистские, как и даосские, монастыри долгими веками были одним из центров китайской культуры. Здесь проводили время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей были накоплены бесценные сокровища письменной культуры, работали переводчики, компиляторы, переписчики. Именно китайские буддистские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания — размножения текста с помощью матриц (досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами).

Большое распространение получили в Китае и жанры западного изобразительного искусства: масло; гравюра; акварель.

Одновременно с живописью в Китае развивалась и каллиграфия, считавшаяся вершиной всех искусств. Китайцы ценят в своем письме силу, выразительность и изящество линий, композиционную стройность сочетания графических элементов. Особого расцвета этот вид искусства достиг в IV—V вв., когда были установлены четыре высших качества каллиграфии:

1) стиль, полный энергии и жизненности;

2) строгость, сила;

3) равновесие;

4) эстетическое качество.

Удаленность Китая от других стран привела к отсутствию постороннего влияния на формирование культуры этой страны в древности. Идея «китаецентризма» в той или иной степени отразилась на всех сторонах культурного развития.

Уже в конце II тысячелетия до н.э. развивается астрономия. Китайцы умели определять время лунных затмений, они составили звездный каталог. Более 2500 звезд описаны ими и внесены в небесный глобус. В 28 г. до н.э. китайцы зафиксировали пятна на солнце. Ими изобретен компас, примитивный сейсмограф. Математики пользовались десятичными дробями, уточнили число «пи».

Китайцы изобрели бумагу, тушь, что позволило печатать книги. Это привело к изменениям в письменности и возникновению «образцового письма», которое должно было отвечать определенным стандартам. Закладываются основы филологии, создаются словари, возникает художественная литература (Сым Цянь).


3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме

Понятия:

Даоси́зм (кит. 道教, пиньинь dàojiào) — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Существует также даосская философия.

Даосизм следует отличать от Учения о Дао (道学) — более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство.

Конфуцианство(кит. трад. 儒學, упр. 儒学, пиньинь Rúxué, палл. жу сюэ) — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «Школа образованных людей»); таким образом традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного-единственного мыслителя. Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников» (кит. 法家, фацзя; англ. Legalists).

Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Основной вопрос разногласий между легистами: нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми или символическими?

Мои́зм (мо цзя) (墨家) — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая.

Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — Попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей и закономерностей явлений природы.

Конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония.


Персоналии:

Вэнь-ван - в действительности никогда не царствовал. В XII в. до н. э. был главою удела Чжоу и, по преданию, своим духовным совершенством стяжал милость неба, отвернувшегося от последних представителей династии Инь за их «недостойное поведение». Сын Вэнь-вана, царь У-ван, вторгся в царство Шан и подчинил себе древний Китай. Царем Вэнь-ван был наречен посмертно благодарными потомками, подчеркнувшими этим, что нецарствовавший Вэнь-ван являлся родоначальником династии Чжоу и по мудрости своей был достоин престола.

Конфу́ций (кит. 孔子 Кун-Цзы, реже кит. 孔夫子 Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius; ок. 551 до н. э., Цюйфу — 479 до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

Цай Лунь (кит. 蔡倫) (50-121) — китайский сановник династии Хань, изобретатель бумаги. Цай Лунь родился в городе Лэйян нынешнего округа Хэнъян провинции Хунань. В 75 евнухом попал в императорский дворец. В 105 изобрел бумагу, за изобретение император Хэ Ди ( Лю Чжао ) пожаловал ему высокий титул и богатство. Проиграв в дворцовой интриге при императоре Ань Ди, покончил жизнь самоубийством, выпив яд. См. четыре великих изобретения.

Чжоу Вэнь-ван (кит. 周文王 пиньинь Zhōu Wén Wáng — Царь Просвещенный) — имя данное при рождении Чжоу Цзычан, предок дома Чжоу, сын Ван-цзи и Тай Жэнь, внук Хоу-цзи.

Шунь — легендарный китайский император, живший согласно преданиям, в XXIII веке до н. э., последний из «Пяти Древних Императоров».

Яо (кит. 堯 — Высоченный, 2353 год до н. э. — 2234 год до н. э.) — легендарный китайский император, 4-й из «Пяти Древних Императоров», сочетавший в своём образе божественные и человеческие черты. Носил также имена Ди Яо, Фан-сюнь, Тан Яо.


4. Тестовые задания к теме

а) В чем состоит смысл учения Конфуция?

1) В самосовершенствовании;

2) В вере в загробную жизнь;

3) В почитании традиций;

4) В отречении от мирского образа жизни.

б) Свои записи китайцы вели на…

1) Тростниковых листьях;

2) Расщепленном бамбуке;

3) Глиняных табличках;

4) На песке.

в) Как называлась письменность в Древнем Китае:

1) клинопись;

2) пиктография;

3) иероглифы;

4) линейное письмо.

г) В Китае существует религия, утверждающая следующее: мир един, и он идет предначертанным путем, мудрость же состоит в том, чтобы не вмешиваться в ход бытия, а лишь угадывать свое место в нем; все противоположности сами собой переходят друг в друга или совпадают. Это называется…

1) ламаизм;

2) буддизм;

3) конфуцианство;

4) даосизм.

д) Для китайского искусства характерна живопись…

1) масляными красками;

2) гуашью;

3) акварельными красками;

4) тушью.


Заключение


Специфику китайской классической философии в содержательном аспекте определяет прежде всего господство натурализма и отсутствие развитых идеалистических теорий типа платонизма или неоплатонизма, а в методологическом аспекте – отсутствие такого универсального общефилософского и общенаучного органона, как формальная логика.

VI—III вв. до н.э. называют золотым веком китайской философии. Происходит формирование таких школ, как даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, натурфилософия.

Специфика китайской философии в том, что основное место в ней занимали вопросы ритуала, этики, управления, отношений между правителями и подчиненными и другие, аналогичные им, следствием чего явился практический характер самой философии.

К знанию и учености в Китае относились с большим уважением.

Математика зародилась в Китае в глубокой древности. Уже во II тыс. до н. э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц —на 4 недели. Из технических изобретений следует назвать водяную мельницу. Известно, что уже в XV в. до н. э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма (более 2000 иероглифов). Великим изобретением было изготовление бумаги, производство которой началось в 105 г. н. э. Одновременно с живописью в Китае развивалась каллиграфия, считавшаяся вершиной всех искусств.

Уже в конце II тысячелетия до н.э. развивается астрономия. Китайцы умели определять время лунных затмений, они составили звездный каталог. Более 2500 звезд описаны ими и внесены в небесный глобус. В 28 г. до н.э. китайцы зафиксировали пятна на солнце. Ими изобретен компас, примитивный сейсмограф. Математики пользовались десятичными дробями, уточнили число «пи».


Литература


Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. М., Высшая школа, 1998.

Древняя и современная культура Китая. М., 1984, 754с.

Кравцова М. История культуры Китая. СПб., 1999, 344с.

Кармин А. Культурология. СПб., 2001, 830с.


Похожие:

14: древнекитайская культура iconКультура познания и отражения мира. Религиозная культура. Философская культура. Научная культура. Художественная культура (4 ч.)
...
14: древнекитайская культура iconУчебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-н-Д., 1997. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Г. А. Марковой. М., 1998
Основные культурно-исторические этапы. Культура первобытного человека. Шумеро-аккадская культура. Культура Вавилонии и Ассирии. Культура...
14: древнекитайская культура iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория культуры»
Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное...
14: древнекитайская культура iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория культуры»
Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное...
14: древнекитайская культура iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация»
Определение культуры. Классификации А. Кребера и К. Клакхона. Культура как совокупность институтов. Культура как высокая культура....
14: древнекитайская культура iconПрограмма по курсу «культурная антропология»
«культура», «человек», «преемственность в культуре», «этническая культура», «национальная культура», «культурогенез» и т д
14: древнекитайская культура iconКультура аборигенов. Культура колониального периода (1607 1783). Культура эпохи становления государства и формирования нации (1783 1914). Культура в период
Культура аборигенов. Культура колониального периода (1607 – 1783). Культура эпохи становления государства и формирования нации (1783...
14: древнекитайская культура iconКультура мышления на основе «спектральной логики» В. П. Грибашёва культура жизни и культура мышления. Логика мышления
Несомненно, культура определяется как сознательными, так и бессознательными составляющими человеческой деятельности. А в сознательных...
14: древнекитайская культура icon1 Предмет и метод экономической теории
«Законы Ману» (IV-III вв до н э.), «Артхашастра» (II в. До н э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н э.), древнекитайская...
14: древнекитайская культура iconУрок 52. Культура Древнего Рима
Внутрикурсовые – культура древнего Востока, культура Древней Греции, республика в Риме, империя
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница