Лекция по предмету «История искусства»




Скачать 420.9 Kb.
НазваниеЛекция по предмету «История искусства»
страница1/4
Дата14.03.2013
Размер420.9 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4
Установочная лекция по предмету «История искусства»


Цели и задачи лекции:


  • Представить предмет «История искусства» как взаимосвязанную в своем развитии историю стилей с акцентом на описании

  • исторических особенностей эпохи, конкретных произведений, их живописных и стилистических особенностей, творческой манеры художников их создавших.

  • Научить распознавать исторические стилевые особенности.

  • Дать краткие теоретические знания по предмету «История искусства», пробудить интерес к одной из прекрасных страниц жизни человека, воспитать эстетическое чувство, развить эмоциональное восприятие, художественный вкус и творческий подход к будущей специальности.

  • Дать план самостоятельной подготовки к предмету «История искусства» и познакомить с ходом выполнения контрольных работ для успешной сдачи экзамена.


План лекции:


  1. Предмет истории искусства – история стилей.

  2. Специальная литература по предмету, (обязательная и дополнительная).

  3. Специфика выполнения контрольных работ по предмету история искусства.

  4. Краткая вводная лекция по предмету «История искусства».

  5. Что такое искусство?

  6. Понятие жанров и видов искусства

  7. Виды искусства: архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, скульптура.

  8. Заключение


Дисциплина «История искусства» занимает одно из ведущих мест в системе подготовки дизайнеров специализации «Декоративно-прикладной дизайн», «Дизайн интерьера», «Художественное проектирование и конструирование швейных изделий», «Парикмахерское искусство и дизайн прически», так как владение информацией в рамках этого предмета определяет успех работы будущих специалистов.

Дисциплина «История искусства» представляет собой сложную картину развития различных школ, течений, стилей, взаимопроникновения форм и традиций, в частности, в изобразительном искусстве, не знающих временных и географических границ.

Содержание предмета «История искусства» основывается на сведениях по истории творческой деятельности человечества во всем их многообразии. Рамки понятия «искусство» сужены до понятия «стационарное искусство». «Временные искусства» будут рассмотрены нами очень кратко.

Большое внимание будет уделено раскрытию содержания и смысла шедевров архитектуры, традиционных сюжетов живописи и скульптуры. При этом, эстетическая оценка произведения взаимосвязана с пояснением изображаемого. Насколько это возможно, через творчество отдельных художников показать социокультурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи. Основное внимание уделяется классическому западноевропейскому искусству, начиная с первобытного искусства и искусства Древнего Египта и заканчивая классическим искусством третьей четверти XX века, так как оценки современного искусства носят пока спорный характер, ибо, по мнению искусствоведа Власова В.Г., «слишком мала историческая дистанция, чтобы было возможно расставить правильные акценты». Материалы лекций, не смотря на большой объем сведений по предмету, не претендует на всеохватность.

Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох (античность, Ренессанс), отдельных стран (культура Древнего Египта), и тогда оно обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом в определенные эпохи или в конкретных странах. Важнейшей частью культуры является культура художественная. Искусство не только отражает реальную жизнь, оно творит особую реальность, служит неким дополнением, а иногда и заменой реальной жизни, передавая при этом дух эпохи, ее идеалы.

Всю историю мировой художественной культуры необходимо рассматривать как историю стилей. СТИЛЬ – это то своеобразие, которое позволяет сразу определить, в какую историческую эпоху создано произведение искусства.

К великим стилям относятся архаика и классика античности, романский стиль и готика средневековья, Возрождение, которое обозначило переходный период от средних веков к новому времени, барокко, рококо и классицизм нового времени. Последним крупным стилем на рубеже XIX-XX веков стал модерн, в котором была сделана попытка возрождения единства архитектуры, декоративного и изобразительного искусства. Романский стиль, готика и Ренессанс были стилями, проявившимися во всех видах искусства и оказавших огромное влияние на мировоззрение, философию и быт.

Но ни один из великих стилей не был единственным определяющим культурное лицо эпохи и страны. Все стили тесно связаны в своем развитии. Сложившись в определенную историческую эпоху, они непрерывно преобразовывались и возрождались на следующем этапе в новом качестве. К примеру, по мнению культуролога Емохоновой Л.Г., «классицизм XVII века во Франции сильно отличается от неоклассицизма половины XVIII века, и, конечно же, от неоклассицизма как одного из направлений модерна».

Все вышесказанное обосновывает наличие специальной литературы, как научной, так и научно-популярной, которая дает общее и авторское представление о тех или иных социально-культурных и художественных доминантах эпохи.

В рабочей программе 5664 по «Истории искусства» на странице 6-7, в разделе Тематический план изучения дисциплины «История искусства» даны темы, названия которых следует внимательно прочитать, перед тем, как начинать отбор специальной литературы. Дальнейшее изучение программы дает возможность выполнить этот отбор.

В методических указаниях, на стр. 13, из всего обширного списка рекомендуемой литературы, на наш взгляд, следует отобрать:

  1. Верман К. История искусства всех времен и народов: В 3т. – М.: АСТ, 2000. Т.1-3.

  2. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь: В 3т. – СПб.: 1997.

  3. Гнедич П.П. Всемирная история искусства. – М.: 1996.

  4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства, - М.: Искусство, 1993.

  5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура, - М.: Академия, 1999.

  6. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство [Текст]: учеб. для вузов. / Т.В. Ильина. - М.: Высш. шк., 2005. – 407 с.: с ил.

  7. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство [Текст]: учеб. для вузов. / Т.И. Ильина. - М.: Высш. шк., 2005. – 368 с.: с ил.

  8. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2 т.: учебник для вузов / Н.М. Сокольникова. –М.: Академия, 2007.: рис., ил.

  9. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. – Нью-Йорк: Харри Н. Абрамс, СПб.: Икар, 1996.

Помимо иллюстрированных учебников и репродукций в литературе по изобразительному искусству и в отдельно изданных альбомах, хочется рекомендовать «Энциклопедию для детей. Искусство», в 2томах, издательства Аванта+. Энциклопедия содержит хорошую подборку иллюстраций по различным темам программы.

Специфика выполнения контрольных работ подробно расписана в методических указаниях на стр. 6 в таблице. Вариант контрольной работы выбирается по начальной букве фамилии и последней цифре зачетки. Также в методических указаниях дается литература к каждому разделу по темам предмета «История искусства». Внимательно прочитайте темы контрольных работ на стр. 8-12, подберите литературу и начинайте выполнение заданий. Желаем Вам успешной работы!

Прежде, чем перейти к следующему пункту нашего плана, хочется подробнее остановиться на том, что же такое искусство в целом и рассмотреть различные подходы в понимании этого явления.

Что такое искусство?

Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека… Искусство – это многоярусные устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбные лики богоматери, смотрящие на нас с русских икон… Искусство – это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, поэзия воздуха и цвета импрессионистов, это загадки сюрреализма. Искусство – это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини и Тарковского. Искусство – то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео.

Искусство – одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик человека, его чувства и мысли, мировоззрение, воспитывает, расширяет кругозор, пробуждает творческие способности.

Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления.

Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты». Следует отметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, каменные орнаменты романской архитектуры, экспрессионизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда).

Во-вторых, искусство – это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

В-третьих, искусство – это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (основанный на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания, являющего символический облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука – рациональную, искусство – чувственную, религия – интуитивную.

В-четвертых, в искусстве проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца).

В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие и наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках и формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах. Они рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру или удовольствие, как проявление иррационального и бессознательного начала в человеке; они видели в нем способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и раскрывают различные грани духовной культуры человечества.

Итак, определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Искусство объявлялось «подражанием природе» и «свободным формотворчеством», «воспроизведением действительности» и «самопознанием Абсолюта», «самовыражением художника» и «языком чувств», особого рода игрой и особого вида молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков, их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства. Эта сложность, многогранность структуры не осознается и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства, то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творческо-созидательную и т.д.

К искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности. Процесс исторического развития общественного разделения труда привел к тому, что из первоначальной слитной, синкретической человеческой жизнедеятельности выделились и получили самостоятельное существование многообразные отрасли материально-духовного производства, а также различные формы общения людей.

Художественно-творческая деятельность человека развертывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами. Обилие и разнообразия этих форм могут показаться хаотическими нагромождениями, в действительности же они являются закономерно организованной системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств:

пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн), т.е. такие, которые развертывают свои образы в пространстве;

временные (словесные и музыкальные), т.е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;

пространственно-временные (танец, актерское искусство и все базирующееся на нем; синтетическое – театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т.д.), т.е. такие, образы, которые обладают одновременно протяженностью и длительностью, телесностью и динамизмом.

Каждый вид искусства непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно, само наличие таких родов. В изобразительном искусстве это - станковый, монументально-декоративный, миниатюрный. А к жанрам живописи относится портрет, пейзаж, натюрморт и т.п. Жанры определяются прежде всего по предмету изображения. Дальнейшая, более дробная жанровая дифференциация обусловлена тем, что в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные, образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет еще и определенное функциональное назначение. Так, поскольку, идейно-оценочная позиция художника-портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным или камерным, интимным и пр. Новые «поджанры» возникают также при дроблении на более частые явления самих предметов изображения (например, морской вид, марина – особый вид пейзажа, «галантный жанр» - один из видов бытового жанра, и т.д.) Поскольку каждому жанру присущи определенные, характерные только для него средства художественной выразительности, жанр может быть определен как тип произведений искусства в единстве специфических свойств его формы и содержания. В тех видах пластических искусств, где невозможно выделить предмет изображения (в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и др.) жанровая классификация не принята, ее место занимают типологические разделения, основанные главным образом на функции произведений (например, дворец, церковь, жилой дом в архитектуре)

Понятие жанра не является внеисторическим. Искусство древности, Средних веков и Возрождения не знало четких границ между жанрами. Только в XVII – XVIII в.в. эстетика классицизма создала строго определенную, нормативную, иерархическую жанровую систему (именно тогда во Франции входит в употребление и сам термин «жанр»). Уже в XIX веке жестко установленные границы жанра начинают стираться, ряд жанров постепенно утрачивает свое значение и главенствующее положение в иерархической системе (например, «историко-мифологический» жанр); одновременно важнейшее значение получают некоторые жанры, ранее относившиеся к категории «низших» (портрет, пейзаж, бытовой жанр и др.)

В XX веке происходит сложный процесс переплетения и взаимодействия жанров, рожденных из новых разновидностей. Не смотря на очевидную историчность понятия «жанр», в практике искусствоведения его часто применяют к внешним периодам истории мирового искусства, что объясняется удобством рассмотрения во многих случаях произведения искусства, объединенных не стилистической близостью, а тематикой изображения.

Портрет – изображение (образ) человека либо группы людей, существующих либо существовавших в действительности. Портрет – один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший критерий портретности – сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности диалектического единства индивидуальных и типических черт, отражающих определенную эпоху, социальную среду, национальность. В то же время отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящие воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета придают портретному образу субъективно-авторскую окраску.

Пейзаж – воспроизведение окружающей человека природы в многообразии ее форм и состояний. Портретный и пейзажный жанр могут сосуществовать рядом не противореча друг другу.

Натюрморт – (от франц. «мертвая природа») – изображение предметов быта, орудий труда, фруктов, овощей, цветов, помогающее через проникновение в мир вещей охарактеризовать их владельцев, их духовный мир, понять мировоззрение и особенности общественного уклада той или иной эпохи, того или иного народа.

Анималистический жанр – (от лат. Animal –животное), главным мотивом которого является изображение животных. Об острой наблюдательности древних охотников свидетельствуют рисунки зверей и птиц в древнем искусстве народов многих стран. Изображения животных встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках. В средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, гротесковые и сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники начали изображать животных с натуры (Пизанелло, Дюрер), но первые художники-анималисты и, собственно анималистический жанр, появился в Древнем Китае. В более поздние времена возрастает стремление к точному изучению анатомии животных и их пластической характеристике. Творчество ведущих современных анималистов отмечено тонким знанием животного мира.

Исторический жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества, историческое значение которых признано современниками. Исторический жанр обращен в основном в прошлое. Основные виды произведений исторического жанра – исторические картины, росписи, рельефы, монументы и станковая скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. Исторический жанр часто перекликается с другими жанрами – бытовым, портретом, пейзажем, особенно тесно смыкается с батальным жанром, раскрывая исторический смысл военных действий.

Бытовой жанр – отражает повседневную жизнь людей, их нравы и быт, социальный и национальный уклад.

Архитектура

Архитектура - (от греч. archiekton – строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура составляет необходимую часть средств производства и материальных средств существования человеческого общества. Ее художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

Произведениями архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.). Предметом целеустремленной организации является и пространство населенного места в целом. Создание городов, поселков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, неразрывно связанную с архитектурой – градостроительство.

Важнейшим средством практического решения функций и идейно-художественных задач архитектуры является строительная техника. Она определяет возможность и экономическую целесообразность осуществления тех или иных пространственных систем. От конструктивного решения во многом зависят и эстетические свойства произведений архитектуры, здание должно не только быть, но и выглядеть прочным. Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести; зримая (кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью, ненадежностью и вызывает отрицательные эмоции. В ходе развития строительной техники новые принципы архитектурной композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, могут вступать в конфликт с традиционными эстетическими взглядами. Но по мере распространения и дальнейшего освоения конструкции, определяемые ею формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в источник эмоционально-эстетического воздействия.

Качественные изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на современную архитектуру. Особое значение имеет замена ремесленных методов строительства индустриальными, связанная с общими процессами развития производства и необходимостью повышения темпов массового строительства. Это потребовало введение стандартизации, унифицирование конструкций и деталей.

Основные средства создания художественного образа в архитектуре – формирование пространства и архитектоника. При создании объемно-пространственной композиции, (в т.ч. и внутренней организации сооружений), используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д. Особое значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств архитектуры входят также фигура и цвет, разнообразие которых достигаются различными приемами обработки поверхности здания. Целостная художественно-выразительная система форм произведений архитектуры, отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архитектурной композиции.

Устойчивая общность характерных особенностей художественных форм архитектуры и ее идейно-содержательной программы образует ее стиль. Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре.

Дизайн – это проектировочная деятельность, направленная на улучшение жизнедеятельности каждого человека, путем создания конструктивного эргономического образа целостной, эстетической среды и предметов, составляющих часть этой среды. Дизайн – это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению. Дизайн – это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира. Дизайн - это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Это могут быть предметы быта, интерьеры, автомобили, одежда, мебель и т.п. Эргономика – это дисциплина, комплексно изучающая связь антропологических, физиологических, психологических аспектов человека с техническими средствами, предметами деятельности, средой деятельности. Главной задачей эргономики является удобство и комфорт, сохранение здоровья, безопасности, а также, развитие личности. Можно рассмотреть два вида дизайна: коммерческий и элитарный. При коммерческом дизайне спроектированная вещь при массовом производстве приносит материальную прибыль. Коммерческий дизайн существует в полной взаимосвязи со вкусами потребителя и зависит от них. Элитарный дизайн напротив формирует вкусы и претендует на эстетическое изменение среды обитания человека. Следует отметить, что между дизайном и прикладным искусством существует тонкая связь. Оба этих искусства направлены на создание эстетической предметной среды.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство - это раздел искусства, который охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных, главным образом, для быта, т.е. имеющих практическое назначение.

Материалы: металл, дерево, текстиль, керамика, пластмасса, стекло и т.д.

Техника: резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка и т.д.

Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению, в научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) и по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, ткачество, набойка, литье, чеканка, интарсия и т.п.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания материальных и духовных ценностей. Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Эстетически насыщая среду, окружающую человека произведения этого жанра в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно они воспринимаются во взаимосвязи с его архитектурно-пространственным решением, с входящими в нее другими предметами или их комплексами (сервиз, предметы мебели, костюм, ювелирный гарнитур). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданным) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в ДПИ красота материала, пропорциональное соотношение частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделий (например, лишенные декора изделия из стекла или других, ничем не тонированных материалов). Зато здесь наглядно проявляется особое значение для ДПИ чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых роднит его с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, отдельными элементами, с каким либо другим изделием – колоколом, балясиной и т.д.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру, нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями, нередко контрастными по отношению к форме, (например, изделия хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе.

Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер ДПИ. Его произведения рассчитаны на восприятие зрением и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приемов его обработки получают в ДПИ роль особо активных средств эстетического воздействия.

Живопись – это пространственный вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.

Живопись отражает и в свете тех или иных концепций оценивает духовное содержание эпохи, ее социальное развитие. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображаемую художником, она служит действенным средством общественного воздействия. Многие произведения живописи обладают документально-информационной ценностью. В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в его произведении, приобретает особую убедительность для зрителя.

Из истории живописи.

Живопись очень древнее искусство. Прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX века. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития. В античную эпоху возникло стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек. Это вызвало зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно-пространственных живописных изображений. Раскрылись новые тематические возможности отображения действительности живописными средствами. Живопись служила для украшения храмов, гробниц и других сооружений, находилась в художественном единстве с архитектурой и скульптурой.

Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Она отличалась экспрессией звучных, в основном локальных цветов, выразительностью контуров. Фон фресок и картин, как правило, был условным, отвлеченным или золотым, воплощающим в своем таинственном мерцании божественную идею. Значительную роль играла символика цвета.

В эпоху Возрождения ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм (человек в центре вселенной) отразились в живописных композициях на религиозные и мифологические темы, в портретах, бытовых и исторических сценах. Возросла роль живописи, выработавшей научно обоснованную систему линейной и воздушной перспективы, светотени.

Процесс развития европейской живописи в XVII-XVIII веков усложняется, складываются национальные школы, каждая со своими традициями и особенностями. Живопись провозглашала новые социально-гражданские идеалы, углублялась психологическая проблематика, ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к четкому формированию системы жанров; пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр и т.д., то есть по предмету изображения.

В процессе развития искусства формировались различные жанровые системы: динамичная живопись барокко с характерной для нее незамкнутой, спиралевидной композицией; живопись рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых тонов; живопись классицизма с четким, строгим и ясным рисунком.

В XIX века живопись играла активную роль в общественной жизни. Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита.

Поворотом в живописи, на долгие годы повлиявшим на ее развитие, было появление импрессионизма, стремившегося передать изменчивую красоту мира, выявившего возможности оптического смешения чистых цветов и эффекты передачи фактуры. Художники вышли писать свои картины на пленэр.

В XIX-XX веков развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование. Появляется абстрактная живопись (авангардизм, абстракционизм, андеграунд), которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений. В XX веке продолжается поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что, несомненно, приведет к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников.

Виды живописи: декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декорационная.

Живопись

по назначению:

Станковая

Монументальная


Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте – станке

Это работы, занимающие большие пространства, внутренние или наружные стены зданий (фрески, панно, росписи и др.)


по характеру веществ,

связующих пигмент (красящее вещество);

по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности: различаются:

  • масляная живопись;

  • живопись водяными красками по штукатурке – по сырой - «фреска», по сухой – «а секко»;

  • темперная;

  • клеевая; восковая;

  • живопись эмалями;

  • живопись красками для керамики (связующие легкоплавкие стекла, флюсы, глазури – закрепляются обжигом);

  • живопись силикатными красками (связующее звено – растворимое стекло) и т.п.

Непосредственно с ней смыкаются мозаика и витраж, решающие те же изобразительно-декоративные задачи, что и монументальная живопись. Для исполнения живописных произведений служит также акварель, гуашь, пастель.

Основное выразительное средство живописи – цвет. Цвет своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства. В произведениях оно образует цельную систему (колорит). Живопись может быть полихромной или монохромной. Цветовая композиция обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной структуры.

Другое выразительное средство живописи – рисунок (линия и светотень) – ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отделяет объемы друг от друга, являясь конструктивной основой живописной формы. Это позволяет обобщенно или детально воспроизводить очертания предметов, выявляя их мельчайшие элементы.

  1   2   3   4

Похожие:

Лекция по предмету «История искусства» icon«История дизайна»
Эта программа по предмету "История дизайна", часть 2, "История изобразительного искусства и архитектуры", адресо­вана студентам,...
Лекция по предмету «История искусства» icon«Искусство Древнего Египта»
Диагностика знаний учащихся I курса по предмету «История Изобразительного искусства»
Лекция по предмету «История искусства» iconПрограмма к вступительному испытанию по истории искусства для поступающих на магистерские программы «история русского искусства»
Своеобразие средневековой культуры. Искусство и действительность. Памятник искусства как исторический источник. Виды искусства и...
Лекция по предмету «История искусства» iconЛекция «История Галиции-история её народов» проф. О. Жерноклеев 19. 30 20. 30 Ужин 20. 30 22. 00 Лекция «История евреев Галиции (1772-1939)»

Лекция по предмету «История искусства» iconИстория искусства Зарубежное искусство Учебное пособие Омск
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030602 «Связи с общественностью», освещает вопросы по истории...
Лекция по предмету «История искусства» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02 История мировой литературы и искусства (озо) Пояснительная записка Курс «История мировой литературы и искусства»
На заочном отделении курс читается в трёх семестрах. Темы курса выстроены по хронологическому принципу, знакомят студентов с основными...
Лекция по предмету «История искусства» iconПрограмма учебной дисциплины «история искусств»
«История искусств» является приобретение студентами знаний в области морфологии искусства и основных тенденций, включая современные,...
Лекция по предмету «История искусства» iconПрограмма Для подготовки бакалавров по предмету «История дизайна» (часть 1)
Эта программа по предмету "История дизайна" (часть 1) адресована студентам, обучающимся по специальности 050321- "Дизайн"
Лекция по предмету «История искусства» iconМетодические рекомендации по содержанию и организации деятельности предметной комиссии по предмету «история»
Методические рекомендации предназначены для членов территориальных предметных комиссий по предмету «История» иориентированы на подготовку...
Лекция по предмету «История искусства» iconКурс лекций Москва 2008 Содержание Лекция Введение 3 Лекция Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире 9 Лекция История науки и техники в XIV первой половине XVII вв. 19
Лекция Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) 26
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница