Программа развития «Индивидуализация образовательного процесса массовой школы» на период с 2007-2012 гг




НазваниеПрограмма развития «Индивидуализация образовательного процесса массовой школы» на период с 2007-2012 гг
страница1/8
Дата14.03.2013
Размер0.9 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 904


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


«Индивидуализация

образовательного процесса

массовой школы»


на период с 2007-2012 гг.


Утверждена решением Совета школы

ГОУ СОШ № 904

17 мая 2007 г.


Москва


ВВЕДЕНИЕ:




Краткая аннотация Программы развития ГОУ СОШ № 904


Программа развития раскрывает приоритетные цели, задачи деятельности школы на период с 2007 по 2012 годы. Программа развития обеспечивает новое качественное состояние образовательной системы, развитие естественно-математического образования и получение школой нового статуса - ГОУ СОШ с лицейскими классами.

Программа развития основана на результатах анализа внешнего заказа и внутреннего потенциала самой школы по совокупности взаимодействия определяющих основные направления в решении фундаментальных образовательных и других социальных проблем. Основным ресурсом школы следует считать хорошо сложившийся, целеустремленный и работоспособный педагогический коллектив.

В Программе развития ГОУ СОШ № 904 представлены основные концептуальные положения функционирования школы как системы, определены стратегия и тактика её дальнейшего развития, выделены главные направления преобразований, содержание предстоящей деятельности, планируемый результат и критерии его оценки.

Школа имеет выраженную тенденцию, общей характеристикой которой является сохранение и развитие здоровья педагогов и воспитанников. В организации педагогического процесса здоровье учителей и учащихся выступает главным условием эффективности работы школы и определяющим критерием адекватности принимаемых педагогических решений.

Данная Программа обсуждалась на педагогическом совете школы (протокол № 5 от 19.04.2007г), на Совете школы (протокол № 4 от 17.05.2007г).

Программа принята на Конференции педагогических работников, учащихся, родителей (законных представителей) (протокол № 3 от 17.05.2007г)


1.АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОУ СОШ №904.


1.1Актуальность создания Программы развития ГОУ СОШ № 904

«Индивидуализация образовательного процесса массовой школы».


В традиционной образовательной практике реализуется парадигма, согласно которой все участники образовательного процесса подчинены единым внешним стандартам, формирующим личность будущего гражданина страны по каким-либо заранее определенным критериям. При таком положении дел у учащегося отсутствует выбор, как в содержательной основе образования, так и выборе методики обучения, что в свою очередь ведет к понижению мотивации в рамках образовательного процесса.

По мнению педагогического коллектива школы № 904, пришла пора подойти к вопросу о задачах школы, не боясь разрыва с традицией, не боясь того, что "жизнь", т.е. традиция и нынешний уклад жизни требуют пересмотр основных проблем школы. Основным делом педагогического творчества будет создание плана деятельности новой школы, но чтобы при этом максимально удовлетворялись требования "жизни". Школа как общественная организация и педагогический коллектив как субъект образовательного процесса должны подготовить подростка к выходу в свет, должны содействовать раскрытию и развитию его личности, его сил. С помощью такой педагогики педагогический коллектив способен прийти на помощь ребенку в процессе его роста. Жизненный опыт, итоги исторического развития, наконец, наши идеалы подсказывают нам, что именно нужно каждому человеку, вступающему на путь самостоятельной жизни. Мы не можем ничего навязывать ребенку, потому что не существует одного для всех идеала, каждая индивидуальность должна найти свой путь к своей форме самовыражения и самореализации.

В условиях современного образования возникает необходимость в изменении сущности, типа образовательного процесса. Это связано с тем, что для учащихся становится все более актуальным не просто процесс научения, не только знания, а учение и самообразование, при котором знания и умения становятся средствами развития и саморазвития личности.

Психологи и педагоги разных предметов отмечают следующее обстоятельство: прочнее всего сохраняется в памяти и работает та информация, которая стала достоянием собственного опыта – жизненного, познавательного, интеллектуального. Научиться формировать свой собственный познавательный процесс – означает получить свободу выбора любой сферы и уровня профессиональных занятий. Эта теория была выдвинута основателем научной школы инструментализма Джоном Дьюи1 и развита российскими дидактами 60-90 годов. Основной идей инструментализма является понимание того, что «прирожденное и неиспорченное состояние детства, отличающееся горячей любознательностью, богатым воображением и любовью к опытным исследованиям, находится близко, очень близко к состоянию научного мышления».

Сегодня становится очевидным, что именно индивидуализация образовательного процесса в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в грядущем эколого-информационном обществе, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.


1.2 Информационная справка о школе № 904.


Здание школы № 904 построено по типовому проекту и введено в эксплуатацию в 1971 году. Школа № 904 начала функционировать сразу с 1971 года как средняя общеобразовательная школа. В 2005 году произошло слияние с соседней школой № 577, что создало определенные трудности в выполнении образовательной программы, программы Всеобуча и в кадровом вопросе.

Учредителем школы от имени Правительства Москвы является Департамент образования города Москвы. Вышестоящий орган управления - Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы (ЮОУО ДО).

Школа расположена в муниципальном районе «Царицыно», достаточно удаленном от основных центров культурной жизни столицы. В микрорайоне школы нет крупных культурно-просветительских учреждений.

На 2006-2007 учебный год в школе № 904 обучалось 520 учащихся, укомплектован 21 класс.

Школа функционирует как общеобразовательное учреждение с классами расширенного изучения отдельных предметов (математика, физика, информатика), с обучением учащихся старшей школы (10-11 классы) на основе профильной подготовки. Школа работает в одну смену, в режиме 5-6-дневной учебной недели для 5-11 классов и в режиме 5-дневной учебной недели для 1-4 классов.

На первой ступени обучения - 7 классов:

  • С программой «Школа -2100» - 1 класс;

  • С программой «Гармония » - 2 класса.

С первого класса вводится изучение английского языка, информационных технологий. В параллелях 2-х, 3-х, 4-х классов введен час двигательной активности и психологической разгрузки, часы школьного компонента в начальных классах распределены на поддержку базовых предметов через организацию проектной деятельности учащихся и для индивидуальных и групповых занятий для «доучивания» предметов базиса. Во всех 1-4 классах на переменах и во время работы ГПД проводятся занятия активно-двигательного характера.

На второй ступени обучения – 11 классов:

  • Классы с расширенным изучением физики, математики, информатики – 8а,9а.

В 8,9 классах введен спецкурс «Раннее изучение физики», в 9 классе «Решение задач повышенной сложности по математике»,

5 часов школьного компонента отданы на занятия проектной и исследова тельской деятельностью.

На третьей ступени обучения – 3 класса:

  • Все учащиеся этой ступени обучаются по учебным планам, предусматривающим часы профильного обучения.

  • Введены спецкурсы «Практикум по алгебре и началам анализа», «Практикум по физике».


Педагогическую деятельность в ГОУ СОШ № 904 осуществляют 43 учителя, средний возраст которых 43 года. Воспитатель ГПД – 2 человека, 2 психолога, один социальный педагог, врач, медсестра.


Качественная характеристика педагогического коллектива ГОУ СОШ № 904


2005-06

2006-2007

  • Высшая квалификационная категория

14

18

  • Первая квалификационная категория

24

15

  • Вторая квалификационная категория

13

10

  • Звание «Отличник народного просвещения»

8

8

  • Звание «Почетный работник народного образования»

3

2

  • Грамоты МО РФ и ДО г. Москвы

32

29

  • Грамоты МКО, ДО, ЮОУО, ОМЦ

24

16


Педагоги школы систематически обучаются на курсах повышения квалификации, что обеспечивает их профессиональный рост. За последние 3 года курсы повышения квалификации прошли 18 человек 35 %), повысили свою квалификационную категорию 17 чел. ( 39%)


По степени креативности можно выделить следующие группы педагогов:





2006-2007 уч.г.

Педагоги, создающие авторские программы

2%

Педагоги, отрабатывающие новое содержание образования в рамках базисного учебного плана

34%

Педагоги, разрабатывающие и внедряющие эффективные методические приемы, методы обучения в рамках традиционного содержания образования

42%

Педагоги, разрабатывающие и внедряющие новые формы урока с использованием традиционных и инновационных технологий и вариативных программ

25%


Школа имеет спортивную площадку, спортивный зал, медицинский кабинет и кабинет стоматолога, библиотеку, актовый зал на 150 мест, столовую на 150 мест, 30 учебных кабинетов, из которых:

    • 8 оборудованных для занятий классов I ступени;

    • 1 мастерская для мальчиков;

    • 1кабинет домоводства для девочек;

    • 2 кабинета информатики;

    • 4 кабинета математики;

    • 2 кабинета русского языка и литературы;

    • 1 кабинет физики;

    • 1 кабинет химии;

    • 1 кабинет биологии;

    • 2 кабинета иностранного языка, один из них – компьютерный (12 мест),

    • 2 кабинета истории;

    • 1 кабинет географии;

    • 1 кабинет музык;

    • 1 кабинет комплексной безопасности.


Школьная библиотека имеет следующий фонд литературы:

фонд учебников 42902 экз

научно-педагогической и методической литературы 542 экз.

кол-во художественных книг 19029 экз,

брошюр, журналов 3570 экз

В школьной библиотеке организован общественный выход в Интернет.


В школьном блоке дополнительного образования работают кружки:

  • Мягкая игрушка;

  • Фортепиано;

  • Бисероплетение;

  • Школьный музей;

  • ОФП и здоровый образ жизни;

  • Волейбол;

  • Гимнастика и акробатика;

  • Теннис и др.


Предметом деятельности Школы является:

  • реализация программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • изучение научной, методической, справочной литературы;

  • разработка учебных планов, образовательных учебных программ, учебных пособий;

  • проведение психологической диагностики, тестирования, консультаций психолога;

  • организация семинаров, конференций, конкурсов, олимпиад;

  • организация концертов, выставок.

В рамках программы непрерывного образования и профориентации учащихся школа поддерживает связь с Московскими высшими учебными заведениями: МНЭПУ, МИФИ.


Здоровье учащихся является предметом систематического наблюдения и изучения медицинских работников и специалистов школы. С этой целью администрацией школы заключен договор с детской поликлиникой № 23.

Обучающиеся в 1-11 классах ежегодно участвуют в районных, окружных олимпиадах. В период с 2004 по 2007 годы победителями стали 10 учащихся: по химии, русскому языку, английскому языку, литературе, математике, материальным технологиям. Ученики школы принимают участие в окружных и городских конкурсах и фестивалях.

С 2005 года в школе создана локальная сеть, объединяющая кабинеты администрации и учебные кабинеты. Внутришкольный документооборот существенно упростился с вводом в действие его электронной формы (использование локальной сети) Выход в Интернет доступный с каждого компьютера локальной сети обеспечивает непрерывную связь с учреждениями учебного округа. С приходом в школу Интернет существенно упростился процесс поиска учебной информации, а также точных формулировок нормативных документов.

Высшим органом самоуправления школы является конференция педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей). Конференция избирает Совет школы. Совет школы состоит из представителей педагогических работников, родителей и обучающихся старших классов (Приложение «Структура школьного самоуправления»).


1.3Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды школы, социального заказа на образование.


Потребности и ожидания учащихся и родителей подвержены быстрым изменениям, связанным с развитием общества, спросом рынка труда, социальным заказом государства, потребностями г. Москвы.

Педагогический коллектив школы № 904, обсуждая и учитывая интересы всех сторон (государства, родителей, детей и собственно школы), старается индивидуализировать образовательный процесс, опирается на маркетинговую технологию адресности, которая направлена на выявление потребителей в предлагаемых услугах.

Анализируя нынешний этап развития нашей школы, педагогический коллектив школы попытался ответить на 2 вопроса, сознательно сведя их к формулировкам в самом упрощенном и понятном виде:

  1. Каков заказ на образование (государства, микросоциума, родителей)?

  2. Как педагогический коллектив будет решать поставленные задачи?

Государство предъявляет школе требование - школа должна создать педагогические, материальные, кадровые условия для развития свободной, мыслящей, деятельной социально-адаптированной личности, получившей хорошее (качественное) среднее образование и обладающей гражданской ответственностью.

Микросоциум (по рекомендациям конференций, собраний трудовых коллективов)

– желает, чтобы выпускник школы был воспитанной личностью, которая считается с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитывает в себя систему общечеловеческих ценностей, уважает права личности и собственности,

- хочет видеть нашу школу, как организацию, основанную на порядке и осознанной дисциплине, разумной требовательности к детям, школу, в которой уважают права ребенка, в которой ребенку обеспечивается не только физический, но и душевный комфорт,

- требует, чтобы школа, отвечала современным санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям.


Родители (результаты опроса, анкетирования):

  • хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ – 86%

  • хотят, чтобы ребенок учился на третьей ступени в профильном классе или классе расширенного обучения предметов физико-математической направленности – 85%

  • желают, чтобы их дети получали в основной и старшей школе расширенное и углубленное физико-математическое образование - 85%

  • хотят, чтобы ребенок в начальной и основной школе получил музыкально-эстетическое воспитание – 40%

  • желают определить ребенка в кружок или секцию при школе, с тем, чтобы школа обеспечила занятость досуговой деятельности ребенка – 82 %.


Ученики (результаты опроса, анкетирования)

- хотят, чтобы в школе было интересно учиться, можно было бы выбрать интересующий спецкурс, факультатив, кружок,

- хотят, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, индивидуально подходили к способностям, возможностям и потребностям каждой личности,

- хотят иметь образовательный успех, который оценивается не только учебными показателями, но и достижениями в сфере дополнительного образования,

- хотят получить качественное образование, которое пригодится в любой жизненной ситуации, а не только в конкретном деле.


Анализ итогов социальной диагностики контингента обучающихся в школе показал, что он характеризуется следующими чертами:

  • средний уровень общей культуры,

  • средний уровень образованности,

  • достаточно высоким процентом неблагополучных семей, многодетных семей, малообеспеченных, недостаточно занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребенка;




Многодетные

(кол-во)

Социально-незащищенные

2003/2004 у .г.

34

136

2004/2005 у .г.

29

171

2005/2006 у. г.

26

124


Положительные характеристики контингента родителей обучающихся в школе детей:

  • достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям до 60% семей,

  • способны глубоко изучить способности и склонности своего ребенка, осознанно прогнозировать его будущее развитие - 30%,

  • активно сотрудничают со школой, помогают индивидуализировать образовательный процесс (экскурсии, поездки, походы, туристические слеты) – 36%,

  • приобщают своих детей в рамках домашнего воспитания к достижениям общечеловеческой культуры, выполняя индивидуальные запросы своего ребенка – 25%.

Данные обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, подтверждают итоги социальной диагностики микрорайона. Картина довольно пестрая, представлена вся шкала развития:

  • есть дети с повышенным уровнем мотивации к обучению;

  • есть дети с ослабленным интеллектуальным развитием;

  • есть дети, обладающие музыкальными, художественными способностями,

  • есть дети, увлекающиеся техникой, конструированием;

  • есть дети, обладающие повышенной двигательной активностью, отдающие приоритет занятиям физической культурой.


Разрабатывая Программу развития ГОУ СОШ № 904 , педагогический коллектив руководствовался своим представлением о том, КАКОЙ должна быть наша школа и исходил из следующих позиций:

    • ШКОЛА – образовательное учреждение, призванное ОБЕСПЕЧИТЬ образовательные потребности микрорайона (микросоциума) с одной стороны и СОЗДАТЬ возможности по их удовлетворению с другой;

    • ШКОЛА должна быть конкурентоспособной (и престижной), а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне;

    • ШКОЛА, соблюдающая принцип обязательности образования, т.е. учитывающая и принимающая всех детей микрорайона. Особое внимание – детям, лишенным внимания и контроля со стороны родителей.

    • ШКОЛА, обеспечивающая досуговую деятельность всех обучающихся, предоставляющая различные формы внеклассной деятельности: интеллектуальную, спортивную, музыкально-эстетическую и др.,

    • ШКОЛА, предоставляющая широкие возможности для ИНДИВИДУАЛЬНОГО развития и самоопределения личности КАЖДОГО ребенка.


Реализация этих педагогических принципов возможна в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях школьного педагогического пространства.


Широкий спектр образовательных услуг, предоставляемых обучающимся в соответствии с их способностями и потребностями определяет необходимость единственно возможного пути развития образовательного учреждения, способного удовлетворить образовательные запросы столь разнообразных категорий учеников и их родителей:

Индивидуализация образовательного процесса массовой школы.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Программа развития «Индивидуализация образовательного процесса массовой школы» на период с 2007-2012 гг iconПрограмма развития школы на 2012 2016 годы «от процессов к результату»
Программа развития Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №731 на...
Программа развития «Индивидуализация образовательного процесса массовой школы» на период с 2007-2012 гг iconПрограмма развития школы Ленинск-Кузнецкий 2007 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Модернизация методической службы школы как условие эффективного развития субъектов воспитательно-образовательного процесса
Программа развития «Индивидуализация образовательного процесса массовой школы» на период с 2007-2012 гг iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Тюшевская средняя общеобразовательная школа» на 2007-2012 годы
Цель программы: Создание условий для эффективного развития школы, личностного роста участников образовательного процесса и успешной...
Программа развития «Индивидуализация образовательного процесса массовой школы» на период с 2007-2012 гг iconПрограмма развития моу «сош с. Никольское» на 2007 2012 годы
Настоящая Программа составлена на основе анализа внешней среды и внутреннего состояния образовательного учреждения и определяет стратегию...
Программа развития «Индивидуализация образовательного процесса массовой школы» на период с 2007-2012 гг iconПрограмма Муниципального образовательного учреждения Юхновская средняя общеобразовательная школа №2 (на период с 2010 по 2014 год) «принято»
Ii. Концептуальные основы работы школы Актуальность развития школы в современных социокультурных условиях города Юхнова. 28 Анализ...
Программа развития «Индивидуализация образовательного процесса массовой школы» на период с 2007-2012 гг iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения «Новоаганская общеобразовательная средняя школа»
Управление качеством образовательного процесса в условиях инновационного развития школы
Программа развития «Индивидуализация образовательного процесса массовой школы» на период с 2007-2012 гг iconНастоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по реализации Программы развития (далее Программы). Нормативная база для разработки программы развития школы: Конвенция о правах ребенка
«Повышение уровня компетентности и самореализации участников образовательного процесса»
Программа развития «Индивидуализация образовательного процесса массовой школы» на период с 2007-2012 гг iconОбразовательная программа общеобразовательной школы ноу «Центр Искусства Воспитания»
Цели и задачи образовательного процесса школы (включая Программу развития)
Программа развития «Индивидуализация образовательного процесса массовой школы» на период с 2007-2012 гг iconАналитическое обоснование программы
В связи с этим, а также в рамках реализации Программы развития школы, на 2006-2007 уч г приоритетным направлением деятельности школы...
Программа развития «Индивидуализация образовательного процесса массовой школы» на период с 2007-2012 гг iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы
Создание условий для личностного роста всех субъектов образовательного процесса. 26
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница