 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 010500.62 "Прикладная математика и информатика" подготовки бакалавра |
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет бизнес-информатики, отделение прикладной математики и информатики
Программа дисциплины иностранный язык (английский)
для направления 010500.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра (3 курс)
Авторы программы: Кашкарова Т.П., доц. engtutor06@rambler.ru Голечкова Т.Ю., ст. преп., tgolechkova@hse.ru Степанцова Т.А., преп., tstepantsova@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры английского языка на факультете экономики « » _____ 20 г Зав. кафедрой Т.А.Барановская
Рекомендована секцией УМС по иностранным языкам « » _____ 20 г Председатель Т.А.Барановская
Утверждена УС факультета Бизнес-информатика <___>_____________20 г. Ученый секретарь [В.А. Фомичев] ________________________ [подпись]
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010500.62 "Прикладная математика и информатика" подготовки бакалавра, изучающих дисциплину иностранный язык (английский). На первом этапе (1 и 2 год) осуществляется развитие общеязыковой компетенции, с упором на академические навыки с включением на 2 курсе профессиональной тематики. В то время как на втором этапе (3 и 4 год) осуществляется дальнейшее комплексное развитие сформированных компетенций для целей использования их как в академической, так и в профессиональной сфере на основе согласования содержания обучения с курсами по специальным дисциплинам и сотрудничества с выпускающими кафедрами. Преподавание ведется по схеме 2 часа в неделю - «Английский для специальных академических целей», где коммуникативные компетенции по чтению, письму, аудированию и говорению осуществляются на базе тематики отделения, что связано с тем, что третий курс является подготовительной ступенью к сдаче государственного экзамена на 4 курсе (лингвистическая часть + защита курсовой работы на английском языке). Программа разработана в соответствии с: ФГОС высшего профессионального образования по направлению 010500.62 "Прикладная математика и информатика" подготовки бакалавра (приказ МОиН РФ №747 от 21.12.2009) Образовательным стандартом ГОБУ ВПО «ГУ-ВШЭ», в отношении которого установлена категория «Национального исследовательского университета» (протокол № 15 от 02.07.2010) для направления 010500.62 "Прикладная математика и информатика" подготовки бакалавра; Рабочим учебным планом университета по направлению 010500.62 "Прикладная математика и информатика" подготовки бакалавра, утвержденным в 2011г. 1Цели освоения дисциплины заключаются в дальнейшем совершенствовании иноязычной компетенции с учетом международных стандартов и требований, что подразумевает овладение основными дискурсивными навыками, позволяющими участвовать в дискуссиях и выступать с докладами и презентациями в иноязычной среде; работать с разнообразными аутентичными текстовыми материалами; слушать лекции и участвовать в семинарах, проводимых иностранными специалистами. формировании социокультурной компетенции и поведенческих стереотипов, необходимых для успешной адаптации выпускников на рынке труда; совершенствование у студентов учебно-познавательной компетенции - умения самостоятельно приобретать знания и навыки для осуществления бытовой и профессиональной коммуникации на иностранном языке, в том числе с использованием новых информационных технологий. развитии компенсаторной компетенции – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; 2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Формирование и развитие у студентов академической компетенции, необходимой для обеспечения эффективности обучения в национальном исследовательском университете и за пределами образовательной системы в ходе непрерывного профессионального самосовершенствования. Данная компетенция предполагает развитие: Учебной компетенции, обеспечивающей формирование автономии обучающегося – способности самостоятельно ставить цели образовательной деятельности, искать способы и приемы достижения этой цели, осознавать ответственность за выполнение учебного труда; данная компетенция обеспечивает готовность студентов к непрерывному самообразованию, к смене профиля трудовой деятельности, к удовлетворению постоянно меняющихся жизненных и профессиональных потребностей для успешной адаптации на рынке труда. Научно-исследовательской компетенции – способности познавать, осуществлять исследования в области профессиональных, научных интересов, интегрировать знания из различных областей с целью выработки научной концепции решения профессиональной проблемы, генерировать новые идеи, формулировать научные гипотезы и концепции в сфере своей профессиональной деятельности. Формирование и развитие коммуникативной компетенции в учебной, профессиональной и социально-общественной сферах общения.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция | Код по ФГОС/ НИУ | Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции | Коммуникативная компетенция Говорение
| ОК-1 | Уметь без подготовки, достаточно бегло, точно и эффективно говорить на общие и профессиональные темы, четко обозначая взаимосвязанность идей, используя необходимую лексику и терминологию и практически не допуская грамматических ошибок. Уметь высказать личное мнение и подкрепить его аргументами, в том числе для опровержения других мнений, а также высказать и обосновать гипотезу. Уметь включиться в диалог или дискуссию, а также закончить их, использую подходящие для этого языковые средства. Уметь пользоваться клише, чтобы выиграть время. Развивать систему доводов, выделяя важные моменты и подкрепляя утверждения подробной информацией. Развивать четкую систему аргументации, подкрепляя утверждения дополнительными утверждениями и примерами. Пояснить свою точку зрения по актуальному вопросу, указывая на плюсы и минусы различных вариантов. Делать сообщения бегло и без усилий, пользуясь ударением и интонацией для точной передачи тонких оттенков и смыслов. Уметь делать ясную, логично построенную презентацию, выделяя важные моменты и приводя подробности, подтверждающие свою точку зрения. Уметь без подготовки отойти от намеченного текста выступления и развивать интересные точки зрения, высказанные кем-то из слушателей, часто демонстрируя довольно свободную речь и с легкостью формулируя мысль. Уметь сделать четкий, заранее подготовленный доклад, приводя доводы за и против определенной точки зрения, рассказывая о плюсах и минусах вариантов. Уметь отвечать на ряд вопросов по своему выступлению, демонстрируя при этом беглую речь и реакцию. | Использование учебников и учебных пособий, соотносящихся с рекомендациями Департамента по языковой политике Совета Европы, которые отвечают современным требованиям в отношении методических принципов, соответствия целям и задачам обучения и профессиональной направленности курса. Применение собственных учебников и методических пособий. Использование учебно-методических комплексов, включающих помимо учебников и пособий, мультимедийные материалы, интернет-ресурсы и источники из профессиональной сферы. Применение комбинированных учебно-методических комплексов и программ управления учебной деятельностью, например, LMS.
| Коммуникативная компетенция Письмо
| | Реферировать статьи по профессиональной тематике. Владеть основами деловой переписки. | | Коммуникативная компетенция Аудирование | | Понимать основные положения сложной по лингвистическому и смысловому наполнению речи на конкретные и абстрактные темы, произносимые на нормативном диалекте, включая технические обсуждения по темам, находящимся в рамках собственной академической или профессиональной сферы. Следить за ходом длинного доклада или сложной системы доказательств при условии, что тема достаточно хорошо знакома и на смену направления указывают соответствующие маркеры. Уловить, хотя и с некоторыми усилиями, большую часть того, что говорится вокруг, но с возможными затруднениями полноценного участия в беседе с несколькими носителями языка, если они никак не меняют манеру речи. Понимать разнообразный материал, звучащий по радио и в записи, в том числе при нестандартном использовании языка, и такие тонкие детали, как отношение говорящих друг к другу. Понимать записанные выступления на нормативном диалекте в повседневной, профессиональной и академической сфере, определять точку зрения и отношение к чему-либо говорящего и выявлять содержащуюся в выступлении информацию. Понимать большинство материалов, звучащих по радио или в записи на нормативном диалекте и определять настроение и тон говорящего. | | Коммуникативная компетенция Чтение | | Уметь быстро просмотреть большой текст, выделяя при этом важные детали. Уметь быстро уловить содержание статьи профессионального характера и определить ее актуальность, а также решить, стоит ли читать ее подробнее. Уметь найти в ней нужную информацию, чтобы выполнить задание. Понимать большие сложные тексты профессионального характера, улавливая нюансы, как выраженные прямо, так и скрытые. Уметь черпать информацию, мысли и мнения из сугубо специальных источников профессионального и академического характера. Понимать статьи и сообщения, касающиеся актуальных профессиональных или академических проблем, включая точку зрения и мнения авторов, ход рассуждения и выводы. | |
3Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: 2 курс - Иностранный язык (английский) Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 4 курс - Иностранный язык (английский) 4Тематический план учебной дисциплины
Учебные недели и модули | Название темы | Всего часов по дисциплине | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | 1 модуль 1-2 недели | Programming
Vocabulary: Program design Computer languages Assembler and compiler
Grammar: Tense revision Word families
|
12 часов |
4 часа |
8 часов | 1 модуль 3-4 недели | Programming
Vocabulary: Object-oriented programming The Java language Software solutions Project management
Grammar: Gerunds and Infinitives Prepositions with time expressions
|
12 часов
|
4 часа |
8 часов | 1 модуль 5-6 недели
| Web 2.0
Vocabulary: Social networks The 6 degrees of separation concept Web 2.0 Social networking sites as business tools
Grammar:
Writing: |
13 часов
|
4 часа |
9 часов | 1 модуль 7-8 недели
| Web 2.0
Vocabulary: Blogging and risks to enterprise information security. Banning social networks
Writing:
Speaking: Discussion language Debate |
13 часов |
4 часа |
9 часов | 2 модуль 1-2недели | Information Security
Vocabulary: Internet security Malware Linking expressions
Writing:
|
12 часов |
4 часа |
8 часов | 2 модуль 3-4 недели | Information Security Vocabulary:
Writing:
Speaking:
|
12 часов |
4 часа |
8 часов | 2 модуль 5-6 недели | Web Design
Vocabulary: Basic elements Building your own website
Grammar:
Speaking:
|
13 часов |
4 часа |
9 часов | 2 модуль 7-8 недели | Web Design
Vocabulary: Website characteristics Metalanguages Mark-up languages
Speaking:
Writing: Rendering |
13 часов |
4 часа |
9 часов | 3 модуль 1-2 недели
| Artificial intelligence
Vocabulary: Definition of AI Disciplines Goals of research Strong and weak AI
Grammar: Modal verbs can, could, be able to
|
12 часов |
4 часа |
8 часов | 3 модуль 3-4 недели | Artificial intelligence
Vocabulary: AI application Intelligent agents The future of IT
Speaking:
|
12 часов |
4 часа |
8 часов | 3 модуль 5-6 недели | Artificial intelligence
Vocabulary: Current hot topics Ethical aspects
Speaking: |
12 часов |
4 часа |
8 часов | 3 модуль 7-8 недели | Artificial intelligence
Vocabulary:
Speaking: Group project: Intelligent systems
Writing: |
13 часов |
4 часа |
9 часов | 3 модуль 9-10 недели | Artificial intelligence
Speaking: Debate: Advantages and disadvantages of AI Term paper presentation
|
13 часов |
4 часа |
9 часов |
| ИТОГО: | 162 | 52 | 110 | 5Формы контроля знаний студентов
Текущий контроль* 1-2 модуль rendering русской статьи (устно в классе) 20 баллов X 2 summary по одной статье (устно) 15 баллов письм. rendering - 35 баллов презентация – 25 баллов X 2 ролевая игра – 20 баллов диктант – 10 баллов X 5 грамматические тесты: tenses - 20 баллов passive voice - 20 баллов articles - 20 баллов Итого: 250 баллов
Промежуточный контроль Зачёт (суммарный накопленный балл за 1, 2 модуль и контрольная работа): Аудирование Грамматические задания по пройденным темам Лексические задания по пройденным темам Чтение Перевод с русского на английский с использованием активной лексики
Текущий контроль* 3 модуль rendering русской статьи (устно в классе) 20 баллов пересказ статьи (устно) 15 баллов письм. rendering или summary в классе - 35 баллов презентация курсового проекта – 35 баллов диктант – 10 баллов X 4 ролевая игра – 20 баллов контрольное аудирование – 20 баллов Итого: 200 баллов
* Список видов контроля может быть изменен по решению преподавателя в зависимости от уровня группы и количества учебных недель. В отдельных случаях количество баллов может изменяться преподавателем в зависимости от сложности задания и уровня группы. Преподаватель имеет право прибавить или вычесть до 10 баллов за посещаемость, прилежание и активное участие.
Итоговый контроль Устный экзамен (3 вопроса) Монологическое высказывание по заданной теме (1 мин. на подготовку, 2 мин. на ответ). Второй студент задаёт вопрос/комментирует прослушанное (1 мин.). Коммуникативное задание для 2х студентов (3 мин.). Беседа с экзаменатором по теме коммуникативного задания (время на подготовку не отводится; в целях проверки развития неподготовленной речи, список вопросов студентам заранее не предоставляется, однако он основывается исключительно на пройденном материале).
Критерии оценки заданий промежуточного контроля:
Формы контроля | Ориентировочные критерии оценки | Диктант – 10 баллов | ошибка в переводе слова – 1 балл; синонимы не засчитываются грамматическая ошибка – 0.5 балла правописание – 0.5 балла артикль – 0.5 балла предлог – 0.5 балла | Передача содержания русских статей на английском (rendering) - 30-40 баллов
Краткое изложение английской статьи (summary) – 20 баллов | лексическая ошибка – 2 балла грамматическая ошибка – 1 балл предлог – 1 балл правописание – 0.5 балла артикль – 0.5 балла искажение смысла – 3 балла за предложение фактическая ошибка – 3 балла отсутствие связности – 3 балла со всей работы отсутствие должной структуры – 3 балла бонусный 1 балл за употребление сложной грамматической конструкции, но не более 5 за работу дословное копирование авторских предложений – 2 балла за предложение | Устная работа, подготовленная речь (доклады, презентации и др.) - 20-30 баллов | грамматическая ошибка – 1 балл; лексическая ошибка – 1 балл; артикль, предлог - 0.5 балла; произношение – 0.5 балла; произношение термина из активного вокабуляра -1 балл отсутствие должной структуры (вступление, заключение) – 2 балла отсутствие связующих конструкций – 2 балла | Устная работа, неподготовленная речь (дискуссии, ролевые игры и др.) – 20-30 баллов | любая грамматическая ошибка – 0,5 балла; лексическая ошибка – 1 балл discourse markers (discussion language) – до 5 баллов; произношение – 0.5 | 6Содержание дисциплины Перечень тем, приведенных в пункте 4, соответствует содержанию базовых учебных пособий: Голечкова Т.Ю., Шемякина В.И., Клепко Е.Ю. Web 2.0 ESP Coursebook. Москва: Спутник +, 2010 Eric Glendinning, John McEwan. Oxford English for Information Technology. Oxford University Press, 2006 Santiago Remacha Esteras. Infotech. English for computer users. Cambridge University Press. Tom Ricca-McCarthy and Michael Duckworth. Express Series English for Telecoms and Information Technology. Oxford University Press, 2011
Эти пособия предусматривают развитие всех компонентов коммуникативной компетенции. 7Образовательные технологии В учебном процессе используется синтез методов преподавания в зависимости от особенности обучения той или иной языковой компетенции. Широко применяются активные и интерактивные формы проведения занятий - ролевые игры, презентации, дискуссии. 8Порядок формирования оценок по дисциплине Промежуточный контроль проводится по окончании 2 модуля. Он не предусматривает одного устного зачета, по которому выставляется балл в ведомость и зачетную книжку. Оценка выставляется по кумулятивной системе и состоит из двух компонентов: 1. суммарный балл, накопленный студентом в течение семестра (текущий контроль) –.имеет вес 70% результирующей оценки, и 2. оценка за контрольную работу, проводимую в конце 2 модуля по пройденному за 1-2 модули материалу – имеет вес 30% результирующей оценки. Суммарный накопленный балл (СБ) по итогам 1 и 2 модуля пересчитывается в 10-балльную шкалу в соответствии с Таблицей 2. В случае, если максимальный балл отличается от представленных в таблице (по усмотрению преподавателя в зависимости от уровня подготовленности группы и пройденного за 1-2 модули материала), преподаватель выводит шкалу пересчета в 10-балльную оценку с помощью приведенных в последней графе процентных соотношений: максимально возможный балл делится на 100 и умножается на процент, указанный в Таблице 2., тем самым определяются границы оценок по десятибалльной шкале.
Таблица 2. Перевод в 10 бальную шкалу
-
5-балльная шкала | 10-балльная шкала | Количество баллов (200) | Количество баллов (250) | % |
неуд. | 1 | 0 – 118 | 0 - 148 | | 2 | с 20% | 3 | с 40% |
удовл. | 4 | 119 – 134 | 149 – 168 | с 60% | 5 | 135 — 148 | 169 – 187 | с 67% |
хорошо | 6 | 149 — 162 | 188 – 204 | с 75% | 7 | 163 — 176 | 205 – 220 | с 82% |
отлично | 8 | 177 — 186 | 221 – 233 | с 88% | 9 | 187 — 193 | 234 – 242 | с 93% | 10 | 194— 200 | 243 – 250 | с 97% | Результат итоговой контрольной работы (КР) рассчитывается в баллах по критериям, указанным в Таблице 1 в зависимости от формы проведения контрольной работы, а затем переводится в 10-балльную шкалу. Результирующая оценка промежуточного контроля рассчитывается по формуле и округляется до целого значения*: 0.7 * СБ + 0.3 * КР Например, за 1-2 модуль максимальное количество баллов составило 200. Студент набрал 148, что согласно Таблице 2 соответствует оценке 5 (=СБ). За контрольную работу студент набрал 75 из 100 возможных баллов, или 6 (=КР) по 10-балльной шкале (75% по Таблице 2 оцениваются как 6). Чтобы вычислить результирующую оценку, необходимо подставить значения в вышеприведенную формулу: 0.7 * 5 + 0.3 * 6 = 3.5 + 1.8 = 5.3 – таким образом, итоговая оценка студента по 10-балльной шкале – 5.
Итоговый контроль выполняется по завершении дисциплины, то есть после 3 модуля. Итоговый контроль состоит из двух компонентов: 1 промежуточного контроля за 3 модуль (вычисляется в баллах, а потом переводится в 10-балльную шкалу по схеме, описанной выше (ПК2)) и 2. экзамена. Экзамен проводится в 3 модуле и состоит из следующих вопросов:
Монологическое высказывание по заданной теме (1 мин.). Второй студент задаёт вопрос/комментирует прослушанное (30 сек.). Коммуникативное задание для 2х студентов (3 мин.). Беседа с экзаменатором по теме коммуникативного задания (время на подготовку не отводится; в целях проверки развития неподготовленной речи, список вопросов студентам заранее не предоставляется, однако он основывается исключительно на пройденном материале).
Экзамен одновременно сдают 2 студента.
Экзамен оценивается по 10-балльной системе (Э), эта оценка является блокирующей. Результирующая оценка для выставления в ведомость и зачетную книжку вычисляется по формуле: 0.4 * ПК2 + 0.6 * Э*
При возникновении спорных ситуаций при выставлении итоговой оценки, преподаватель имеет право обратиться к оценке промежуточного контроля (оценка за зачет во 2 модуле) и данным посещаемости студента, которые предоставляет ведущий преподаватель.
- округление пяти десятых (4,5 и т.п.) до целых баллов происходит на усмотрение преподавателя (в зависимости от работы на семинарах). 9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовые учебники Голечкова Т.Ю., Шемякина В.И., Клепко Е.Ю. Web 2.0 ESP Coursebook. Москва: Спутник +, 2010 Eric Glendinning, John McEwan. Oxford English for Information Technology. Oxford University Press, 2006 Santiago Remacha Esteras. Infotech. English for computer users. Cambridge University Press. Tom Ricca-McCarthy and Michael Duckworth. Express Series English for Telecoms and Information Technology. Oxford University Press, 2011
Дополнительная литература: 1. Jenny Dooley, Virginia Evans. Grammarway 4. Express Publishing, 2009 2. Paul Emmerson. Business Grammar Builder. Macmillan
10Материально-техническое обеспечение дисциплины Аудио аппаратура, колонки, проектор.
|