Элективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения пояснительная записка




НазваниеЭлективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения пояснительная записка
Дата13.03.2013
Размер60.9 Kb.
ТипЭлективный курс
Элективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В связи с введением единого государственного экзамена по русскому языку и литературе перед учителем встала задача научить ученика анализировать текст художественного произведения как прозаического, так и лирического.

А что значит - анализировать? Этот процесс предполагает глубинное прочтение художественного текста и с точки зрения смысла, и с точки зрения формы. В последнее время появились новые методы такого анализа: метод «двойного дневника», система Р.Барта и др. Все они опираются на известный постулат «каждый элемент стихотворения может стать смыслообразующим». Между тем, нет единого плана анализа, к каждому конкретному лирическому произведению нужно подбирать свой «ключик». А для этого первейшей задачей является изучение всех элементов стихоанализа и свободное манипулирование ими.

Перед учащимся еще встают следующие конкретные задачи:

  1. уметь выразить свое понимание и восприятие стихотворения на языке литературоведения;

  2. мобилизовать весь свой культурный потенциал, ведь анализируемое стихотворение нужно попытаться вписать в контекст творческого пути поэта, литературного направления, в культурологический контекст эпохи, замечая в тексте приметы времени, особенности стиля автора, скрытые цитаты и т.д.


Хорошо известны слова Ивана Бунина: «Поэзия темна, в словах невыразима». Но в чем же выражать поэзию, как не в словах? Слова лишь материал для выражения чего-то большего, что заключено в поэзии. Чего же?

Основным признаком лирики является наличие «чувства», ярко выраженная эмоциональность и субъективно-авторское выражение этого чувства. Кроме этого, произведение должно заключать в себе мысль. Однако наличие чувства и присутствие мысли не образует специфики лирики. Ее отличительная черта – передача, оформление «образа-переживания» в особом словесном выражении. Стихотворение – это сложно построенный смысл, и все формальные элементы в поэзии являются элементами смысловыми, носителями определенного содержания.

Часто можно услышать и высказывания против детального анализа стихотворного произведения. Бытует мнение, что такой анализ «убивает» поэзию. Но, по-моему, такая точка зрения очень удобна для тех, кто не хочет учить ребят этому сложному процессу детальной интерпретации текста лирического произведения. Да и заниматься этим на уроках в условиях дефицита времени проблематично. Зато этому очень интересному занятию можно посвятить дополнительное время кружковых занятий по литературе.


Итак, цели данного элективного курса:

  1. научить детей воспринимать каждое лирическое произведение как воплощение «глубинного смысла», которое требует вдумчивого чтения и детальной «расшифровки»;

  2. вырабатывать навыки целостного анализа лирического произведения в единстве его содержания и формы, уделять особое внимание на умение характеризовать эмоциональный тон стихотворения, выявлять черты лирического героя;

  3. научить методике «медленного чтения» художественного текста с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении;

  4. предоставлять школьникам возможности проявить свои аналитические и творческие способности;

  5. способствовать выбору учениками гуманитарного профиля образования в старших классах.


Программа состоит из блока теоретических и практических занятий, предусмотрен цикл самостоятельных работ. Формами обучения являются лекции, практикумы, работа в группах, лекции с элементами беседы, литературные игры.


Программа элективного курса


  1. Вводное занятие. Цели и задачи курса.

  2. Герменевтика – наука о тайных смыслах текста. Примерный алгоритм анализа стихотворения. Методики анализа.



3. Идейно-образный уровень текста.

Текст. Тема и микротемы текста.

Проблема, конфликт, пафос.

Идея, основная мысль стихотворения. Ключевые образы.

История создания произведения. Историко-литературный и социально-исторический контекст произведения.

Родожанровая специфика произведения.

Связь с произведениями других видов искусств. Иллюстративные материалы.


4.Сюжет и композиция лирического произведения.

Стихотворный размер и его особенности.

Рифма и способы рифмовки. Строфа.

Интонационно-ритмическая организация речи.

Специфический стиховой синтаксис (анафора, повтор, рефрен, кольцевое строение строфы, эллипсис, инверсия, риторический вопрос и т.д.)

Пространственно-временная организация стихотворения.

Иллюстративные материалы.


5. Анализ лексического уровня стихотворения.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Тропы и стилистические фигуры (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха и другие).

Цветопись и цветовые эпитеты.

Особенности использования частей речи в тексте.

Иллюстративные материалы.


6. Анализ фонического уровня стихотворения.

Звукопись и звукоподражание.

Ассонанс и аллитерация.

Значение некоторых звуков.


7. Графика стиха. Особенности записи стихотворения.


8. Анализ стихотворений А.С.Пушкина, А.А.Блока, А.А.Ахматовой, В.А.Жуковского, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина, И.А.Бунина, К.Бальмонта, М.Ю.Лермонтова и других поэтов.


Тематическое планирование.



№№

Темы занятий

Кол.часов

1.

Вводное занятие. Цели и задачи курса

1

2.

Герменевтика – наука о тайных смыслах текста. Примерный алгоритм анализа стихотворения

1

3.

Анализ идейно-образного уровня стихотворения. Теория

1




Иллюстративные материалы. Комментированный анализ стихотворений. Практическое занятие

2




Самостоятельная работа по теме

1

4.

Сюжет и композиция лирического произведения. Теория

1




Комментированный анализ стихотворений. Практическая работа

2




Самостоятельная зачетная работа

1

5.

Анализ лексического уровня стихотворения. Теория

2




Иллюстративные материалы. Комментированный анализ некоторых стихотворений.

2




Работа в группах. Зачет

1

6.

Анализ фонического уровня стихотворения. Теория

1




Практическая работа. Урок-игра

1

7.

Графика стиха. Особенности записи стихотворения

1

8.

Полный анализ стихотворения. Самостоятельная работа

1




Зачетная работа по курсу

1













Итого

20



Использованная литература:


Н,В.Францова, Т.В.Доронина. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. М., Экзамен. 2005

Г.А.Ермакова. В пространстве слова. Лингво-литературоведческий анализ текста. Ч.5 . Чебоксары,2002

Н.Русова,В,Шевцов. Читаем русскую лирику. Н.Новгород, 1996

Литература. Еженедельное приложение к газете «1 сентября»)

Русский язык. Еженедельное приложение к газете «1 сентября», №38, 1998

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - С. 297-318

Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. - М., 1997. - С. 9-20






Похожие:

Элективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения пояснительная записка iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Анализ текста»
В связи с этим мною был разработан элективный курс «Анализ текста». Данный курс рассчитан на учащихся 9-11 классов. Он способствует...
Элективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения пояснительная записка iconПояснительная записка элективный курс русского языка
Элективный курс русского языка «практикум по русскому языку. Подготовка к гиа» предназначен для обучающихся 9 класса
Элективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения пояснительная записка iconЭлективный курс Нестандартные задачи (11 класс, 16 часов, I полугодие) Автор: Норкина Светлана Юрьевна, учитель математики высшей квалификационной категории Новочебоксарск 2007 I. Пояснительная записка. Элективный курс «Нестандартные задачи»
Курс 16-часовой, рассчитан на учащихся 11-го класса, где математика изучается на профильном уровне, а также может быть использован...
Элективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения пояснительная записка iconПрограмма предметного курса по математике «Знакомые незнакомки» 11 часов для обучающихся в 9 классе Учитель математики 1 категории Анкудинова Татьяна Алексеевна Пояснительная записка. Предлагаемый элективный курс по предпрофильной
Предлагаемый элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 класса посвящен одному из основных понятий современной математики...
Элективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения пояснительная записка iconПояснительная записка в школе для больных детей и детей инвалидов
Элективный курс предназначен для 9 класса. Занятия проводятся во II полугодии в режиме 1 час в неделю 19 часов за год
Элективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения пояснительная записка iconПояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция»
«математического» курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся классов с углубленным изучением математики...
Элективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения пояснительная записка iconЭлективный курс Автор-составитель: И. В. Летягина, учитель математики г. Киселевск Пояснительная записка. Элективный курс «Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»
Элективный курс «Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» является предметно-ориентированным и предназначен для расширения...
Элективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения пояснительная записка iconПояснительная записка Предметноориентированный элективный курс «Нормы речи. Лексика»
Предметноориентированный элективный курс «Нормы речи. Лексика» рассчитан на 10 часов. Курс предназначен для учащихся 9-х классов
Элективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения пояснительная записка iconЭлективный курс «Теория графов» (в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 класса). Пояснительная записка
За душу каждого математика борются демон абстрактной алгебры и ангел чистой топологии
Элективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения пояснительная записка iconПояснительная записка к элективному курсу «Учимся играя»
Элективный курс “Учимся играя” предназначен для учащихся 7-8 класса, который компенсирует недостатки обучения по математике, дополняет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница