«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии




Скачать 123.39 Kb.
Название«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии
Дата12.03.2013
Размер123.39 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет философии и культурологии



Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры исторической культурологии

Протокол № 1

«20» сентября 2010г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф.

Штомпель О.М.________________

УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета д.ф.н., проф. Драч Г.В.

(зам. декана по учебной работе)

___________________________

___________________________



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

“ИНФОРМАЦИОННая ЦИВИЛИЗАЦИя” (ОПД Р.09)


по направлению

522800 – Искусства и гуманитарные науки


Составитель:

профессор кафедры исторической культурологии,

д.ф.н., Нечипуренко В.Н.


Ростов-на-Дону

2010


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Главной целью курса «Информационная цивилизация» является получение знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере преподавания культурологии в высших учебных заведениях, а также формирование у студентов базовых понятий «информация», «искусственный интеллект», «информационное общество», СМИ, культура СМК и т.д.

Задачами курса является активизация познавательной самостоятельности, приобретение целостных знаний о культуре второй половины двадцатого столетия. Основные задачи:

1. Передать студентам предметные, методологические, историко-научные знания теоретического, эмпирического и аксиологического содержания, интегрирующие фундаментальные достижения в области современной культуры.

2. Формировать и развивать познавательную самостоятельность студентов, творческий стиль мышления в осмыслении особенностей современной культуры.

3. Формировать у студентов навыки творческого самостоятельного осмысления феноменов современной массовой культуры.


Место в учебном процессе. Данный специализированный курс является одним из существенных компонентов системы передачи знаний об истории мировой культуры. Курс рассчитан на повышение профессиональной компетентности по вопросам развития СМИ, Интернет.


2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Темы лекций

  1. История становления информационного общества. Основные экономические, социально-политические, культурологические концепции ИО за период конца 50-х гг. до 2000г. (2 часа).

  2. Естественно-научные и социальные теории информации: отечественные и зарубежные исследования. (2 часа).

  3. Понятие информации. Понятие информационной деятельности. (2 часа).

  4. Понятие искусственного интеллекта. Базовые теории ИИ. Искусственное и естественное. (2 часа).

  5. Информационное общество – новая парадигма в общественной деятельности, познания, мышления. Информационное общество – общество символической экономики. Глобальное общество и информационная экономика. Виртуальная финансовая система. (2 часа).

  6. Особенности системы средств массовой коммуникации. «Экранное поколение». Концепция «глобальной деревни»: миф или реальность. Основное значение теории Маршала Маклюэна. Характеристика его основных работ. (2 часа).

  7. Школа М. Маклюэна и развитие теории коммуникации. Различия «печатно-символической» и «экранно-образной» парадигмы. (2 часа).

  8. Законы развития средств массовой информации. Принципы взаимодействия пространства, времени и распространения информации. Характеристика основных информационных революций. Их воздействие на развитие культуры и мышления. Логос и СМК. Культура и коммуникация. (4 часа).

  9. Культура виртуальной реальности. Понятие виртуальной реальности. Логика спонтанности. Новые электронные стили жизни. (2 часа).

  10. Основные модели информационного общества. Особенности национальной информатизации. Американская модель. Японская модель. Европейская модель. Особенности взаимодействия национальной культуры и информационного развития. Модель вхождения России в ИО. (4 часа).

  11. Перспективы исследований современной культуры. Формы проявления творчества в современном мире. (2 часа).



Темы для обсуждения и коллективной презентации


Информационная революция, ее суть, место в истории.

Культура виртуальной реальности.

Национальные модели информационного развития: значение национальной культуры.

Время в ИО.

Человек в потоках информации: социально-психологические следствия информатизации.

Роль телевидения в современной культуре.

Интернет: роль в развитии культуры, новые формы культуротворчества.


Рекомендуемая литература:

  1. Белл Д. Постиндустриальное общество. // Америка. 1977. N9.

  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

  3. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века/пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2003.

  4. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

  5. Третья волна: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

  6. Тоффлер А. Третья волна. // США: экономика, политика, идеология. 1982. N7.

  7. Тоффлер А. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге 21 века. М.2001.

  8. Турен А. Возвращение человека действующего. М, 1998. С.12-34, 128-190.

  9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.

  10. Кастельс М., Киселева Э. Россия вв информационную эпоху. Мир России. 2001. №1. С.35-66.

  11. Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005.

  12. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. М., 2003.

  13. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.

  14. Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1997.

  15. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

  16. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Перевод с англ. М. В. Арапова и Н. В. Малыхиной ; Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004.

  17. Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий // Форсайт № 4 (12) 2009. С. 44-55.

  18. Антипина О., Иноземцев В. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе. // Международная экономика и международные отношения. 1998. N 5, 6, 7.

  19. Воля к идентичности: сопротивление и информационные технологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова; Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, август 2002.

  20. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998.

  21. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

  22. Иноземцев В. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии. // Вопросы философии. 1998. N 9 С. 27-38.

  23. Иноземцев В. Переосмысливая грядущее. Крупнейшие американские ученые о современном развитии. // МЭ и МО. 1998. № 11. С.5-27.

  24. Иноземцев В. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе.// Социс. 2000. №6.

  25. Костина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение" / №4 2009 – Культурология

  26. Лактионов А. Информационное общество: Сб. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

  27. Лотман Ю. М., Цивьян Ю. Г. Диалог с экраном. Таллинн, 1994.

  28. Луканина М. В. Текст средств массовой информации и конвергенция. (Политическая лингвистика. - Вып. 20. - Екатеринбург, 2006. - С. 205-214).

  29. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

  30. Беньямин В.. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

  31. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. М., 1995.

  32. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999.

  33. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.. 2000. С.5-191.

  34. Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека. // МЭ и МО. 1997 N9. С.74-87.

  35. Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ в Финляндии в европейской перспективе. М., МГУ, 1999.

  36. Вершинская О.Н. Существующие модели построения информационного общества. // Информационное общество. №3. 1999.

  37. Ершова Т.В. Российский опыт интеграции в информационное общество. // Информационное общество №1. 1999.

  38. Лысенко А.Г. Будущее СМИ в информационном обществе. // Информационное общество. №4. 1999.

  39. Паринов С.И. Экономика 21 века на базе Интернет технологий. // Информационное общество. 1999. №2.

  40. Негодаев И.А. Информатизация культуры. Ростов-на-Дону, 2003.

  41. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону, 1999.

  42. Негодаев И. А. Естественный и искусственный интеллекты.// Научная мысль Кавказа. 1998. №1. С. 29-35.

  43. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

  44. Зотов А. Ф. Новый тип глобальной цивилизации. // Политические исследования. 1993. N3. С. 146-152.

  45. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью // Флогистон. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy/ (дата обращения: 25.10.2009).

  46. Мелюхин И.С. Информационное общество истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.

  47. Порус В.Н. Виртуальное пространство: иллюзия свободы. Компьютерра. 2000. №39. С.20-22.

  48. Сухарев Ю.А. Глобализация и культура : глобальные изменения и культурные трансформации в современном мире. М., 1999.

  49. Аоки. Фирма в японской экономике. СПб. 1996.

  50. Чередниченко Т. Типология советской массовой культуры. М., 1994.

  51. Костенко В.П. История философии техники. СПб, 1997.

  52. Абрамов М.Г. Человек и компьютер: от Homo faber к Homo informaticus.// Человек. 2000. №4.

  53. Еременко А.М. Мировой компьютер. // Человек. 2000. №3.

  54. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета М, 1998.

  55. Кузнецов В. Что такое глобализация? // МЭ и МО. 1998. N2.

  56. Красильщиков В. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и парадоксы истории. // ОНС. 1993. N2.

  57. Моисеев Н. Информационное общество: возможности и реалии. // Полис. 1993. N3. С.6-15.

  58. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

  59. Цвылев Р. Социальный конфликт в постиндустриальной экономике. // МЭ и МО 1998. N 10. С. 33-41.

  60. Кузьминов Я. Теоретическая экономическая культура в современной России. // ОНС. 1993.№5.

  61. Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М, 1994.

  62. Ракитов А. И. Цивилизация, культура, технология и рынок.// Вопросы философии. 1992. N5. С. 3-16.

  63. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 14–34.

  64. Носов Н.А. Виртуальная реальность. // Вопросы философии. 1999. №10. С. 152-165.

  65. Рейман Л. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. // Вопросы философии. 2001. №3.

  66. Ланкин В.Г., Григорьева О.А. Книга как информационно-технологическая основа культуры // Социологические исследования. 2009, № 7. C. 78-84.

  67. Меньчиков Г.П. Виртуальная реальность: понятие, новации, применение. // Философские науки. 1998. №3-4. С. 170-175.

  68. Мальковская И. А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. М., 2004.

  69. Мальковская И. А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) // Социологические исследования. 2007. N 2.

  70. Маньковская Н.Б. Симулакр в искусстве и эстетике. // Философские науки. 1998. №3-4. С. 63-75.

  71. Сапунов Б. Медиакультура без культуры? (Что стоит за модным понятием) // Высшее образование в России. 2006. N 12.

  72. Генис А. Гипертекст – машина реальности. // Иностранная литература. 1994. №5. С. 248-249.

  73. Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса. // Вопросы философии. 2002. №8. С. 24-42.

  74. Общество и книга: От Гуттенберга до Интернета. М., 2001.

  75. Песенко В.Н. Социальные проблемы информатизации и глобализации. Ростов-на-Дону. 2001. (часть первая, вторая).

  76. Петрина А. М. Робототехника: настоящее и будущее // НТИ. 2008. Сер. 1. N3.

  77. Еляков А.Д. Информационный фактор развития общества // Научно-техническая информация. 2008. Сер. 1. N 1.

  78. Еляков А.Д. Российское общество в информационном измерении // Социологические исследования. 2009, № 7. C. 85-94.

  79. Заковоротная М. В. Информатизация общества. Модели национальной идентичности. // Научная мысль Кавказа. 1997. N4. С. 25-33.

  80. Заковоротная М. В. Концепция информационного общества в западной социальной философии. Ростов-на-Дону, 1994.

  81. Заковоротная М.В. Понятие информационного общества. // Философия. М., 2003.

  82. Зенина О. В. Информационное общество: цифровое настоящее и цифровое будущее, достижения и противоречия // Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение" / №4 2009 – Культурология

  83. Чугунов А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учебное пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007.

  84. Шендрик А. И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития // Трансформации культуры в глобальном информационном обществе. М., 2009. С. 23–43.

  85. Шкаратан О. И., Инесевский С. А., Любимова Т. С. Новый средний класс и информациональные работники на российском рынке труда // Общественные науки и современность. 2008. N 1.

  86. Энциклопедия мировой индустрии СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. Л. Вартанова, М. И. Гутова, В. Л. Иваницкий; Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2006.


Контрольные вопросы специализированному курсу: «Особенности культуры информационного общества».

  1. История становления информационного общества.

  2. Естественнонаучные и социальные теории информации.

  3. Понятие информации.

  4. Понятие искусственного интеллекта. Искусственное и естественное.

  5. Современная экономика, политология, социология об этапах развития ИО (концепции А. Тоффлера, Дж. Бенигера, М. Маклюэна, М. Кастельса).

  6. Информационное общество – новая парадигма в общественной деятельности, познания, мышления.

  7. Особенности системы средств массовой коммуникации. «Экранное поколение».

  8. Концепция «глобальной деревни»: теории Маршала Маклюэна.

  9. Законы развития средств массовой информации. Принципы взаимодействия пространства, времени и распространения информации.

  10. Характеристика основных информационных революций. Их воздействие на развитие культуры и мышление. Логос и СМК. Культура и коммуникация.

  11. Культура виртуальной реальности. Понятие виртуала. Логика спонтанности. Новые электронные стили жизни.

  12. Особенности мышления в обществе виртуальной реальности.

  13. Основные модели информационного общества. Особенности взаимодействия национальной культуры и информационного развития.

  14. Перспективы исследований современной культуры. Формы проявления творчества в современном мире.

  15. Россия в эпоху информационной революции.


Формы преподавательского контроля


Тест по знанию обязательных понятий: информация, коммуникация, информационное общество, постиндустриальное общество, искусственный интеллект, средства массовой информации, виртуальность, симулякр.


3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ


Примерная дата

Наименование темы

Количество часов

14 февраля 2005 г


21 февраля


28 февраля


7 марта


14 марта


21 марта

28 марта


4 апреля

11 апреля


11 апреля

18 апреля


25 апреля


16 мая


23 мая


30 мая

  1. История становления информационного общества. Основные экономические, социально-политические, культурологические концепции ИО за период конца 50-х гг. до 2000г.

  2. Естественно-научные и социальные теории информации: отечественные и зарубежные исследования.

  3. Понятие информации. Понятие информационной деятельности.

  4. Понятие искусственного интеллекта. Базовые теории ИИ. Искусственное и естественное.

  5. Информационное общество – новая парадигма в общественной деятельности, познания, мышления. Информационное общество – общество символической экономики. Глобальное общество и информационная экономика. Виртуальная финансовая система.

  6. Особенности системы средств массовой коммуникации. «Экранное поколение». Концепция «глобальной деревни»: миф или реальность. Основное значение теории Маршала Маклюэна. Характеристика его основных работ. (2 часа). Школа М. Маклюэна и развитие теории коммуникации. Различия «печатно-символической» и «экранно-образной» парадигмы.

  7. Законы развития средств массовой информации. Принципы взаимодействия пространства, времени и распространения информации. Характеристика основных информационных революций. Их воздействие на развитие культуры и мышления. Логос и СМК. Культура и коммуникация.

  8. Культура виртуальной реальности. Понятие виртуальной реальности. Логика спонтанности. Новые электронные стили жизни.

  9. Основные модели информационного общества. Особенности национальной информатизации. Американская модель. Японская модель. Европейская модель. Особенности взаимодействия национальной культуры и информационного развития. (4 часа).

  10. Перспективы исследований современной культуры. Формы проявления творчества в современном мире. (2 часа).


11. Коллективные презентации по теме спецкурса


ИТОГО

2 часа


2 часа


2 часа


2 часа


2 часа


4 часа


4 часа


4 часа


2 часа


2 часа


4 часа


2 часа


32 часа







Похожие:

«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии icon«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии
Классификация познавательных способностей души. Средства воплощения идеального государства в жизнь. (Кн. 5, 7)
«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии icon«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии
Объем курса составляет 36 часов. Формы занятий: лекции, семинары, самостоятельная работа. Форма итоговой отчетности- зачет
«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии icon«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии
Объем курса составляет 36 часов. Формы занятий: лекции, семинары, самостоятельная работа. Форма итоговой отчетности- зачет
«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии iconЭволюция категорий русского средневекового правосознания (философско-правовой анализ)
...
«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии icon«Ростовский государственный университет» Факультет философии и культурологии
На заседании кафедры исторической культурологии Декан факультета проф. Драч Г. В
«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии icon«Южный федеральный университет» Факультет психологии
Основные научные направления (по которым факультет осуществляет научно-исследовательскую деятельность)
«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии iconЮжный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС
Федеральное агентство по образованию российской федерации южный Федеральный Университет
«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии iconФормирование и развитие философии религии в русской религиозной философии
Работа выполнена в Северо-Кавказском научном центре высшей школы фгаоу впо «Южный федеральный университет»
«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии icon«буферно-синергийные зоны» в пространстве межкультурной коммуникации
Работа выполнена в фгоу впо «Южный федеральный университет» на кафедре исторической культурологии
«южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию южный федеральный Университет
В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница