Как участники они или нет?




Скачать 187.87 Kb.
НазваниеКак участники они или нет?
Дата12.03.2013
Размер187.87 Kb.
ТипВопрос




ДО ШЕСТНАДЦАТИ…НЕ СТАРШЕ

А МАЛЬЧИШКИ ТЕХ ВОЕННЫХ ЛЕТ,

НАПРИМЕР, ЧТО ПАРТИЗАНИЛИ ТОГДА,

ПОДЖИГАЛИ БИРЖИ ТРУДА,

КАК – УЧАСТНИКИ ОНИ ИЛИ НЕТ?


Нина Краснова

Литературно – музыкальная композиция



На заднике сцены экран, на который проецируются слайды или фотографии, подобранные в соответствии с материалом, а также кадры хроники военных лет по теме композиции. Музыка, служащая фоном, подбирается по усмотрению постановщика. Ведущие и чтецы высвечиваются лучом прожектора. На авансцене – красные гвоздики.

Звучит первый куплет песни «День Победы», постепенно затихая, переходит в другую мелодию.


1 Ведущий: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.

2 Ведущий: И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная Война.

1 Ведущий: Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.

2 Ведущий: Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.

1 Ведущий: Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах….

2 Ведущий: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвующих в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…

1 Ведущий: Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата,

2 Ведущий: О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных сложенные у двери…

1 Ведущий: Об этом могут рассказать они сами,

2 Ведущий: Те, кто видел эту войну,

1 Ведущий: Те, кто выжил в ту войну,

2 Ведущий: Те, кто еще живы.

1 Ведущий: Тем, кому 60 лет назад не было 16….

2 Ведущий: Тем, чье детство опалено огнем ВОВ, посвящается…


Гаснет свет, проецируются фотографии пожилых людей ( это могут быть фотографии бабушек и дедушек учащихся школы).


1 чтец: Глянь на живых,

Пока они живые…

Запомни шрамы их и седину.

Их мужество в те годы грозовые

Спасло от рабства вольную страну.

Глянь на живых.

Они ведь смерть встречали.

И смерть поныне снится им порой.

Они грустят,

Они скорбят ночами

О тех друзьях, что спят в земле сырой…(П. Крученюк)


2 чтец: Четыре года было мне

В тот страшный день и час,

Когда в июньской тишине


Он шел убить всех нас.

Он шел, сжигая города,

Осатаневший зверь.

И трудно виделось тогда

Далекое теперь.

Года немыслимых атак

Еще пройти суметь!

Так далеко стоял рейхстаг…

И очень близко смерть… (В.Виноградский)


3 чтец: Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе,

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе…

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленой, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,

Быть может, вон за той горой,

Его как друга в темный вечер

Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели,

Родные слыша голоса,

Расскажет все, на что глядели

Его не детские глаза. ( С.Михалков)


4 чтец (в форме солдата): Под громкие крики ворон и грачей

Мы утром в деревню входили.

Маячили остовы черных печей.

Руины устало чадили.

И в редком разбросе лежали тела


В тени колоколенки древней,

Как будто бы смерть неохотно брала

Ясак с белгородской деревни.

И в этом еще не дотлевшем аду,

Где горе уже накричалось,

Под старой березой у всех на виду

Ременная люлька качалась.

Играла малиновой медью колец

С июньскою синью небесной.

И тихо сидел годовалый малец

В той зыбке, плывущей над бездной.

Нет, он не кричал, ни о чем не молил,

Ко рту подтянув кулачонки.

И ветер, пропахший бедой, шевелил

Седые его волосенки. (В. Кочетков)

1 ведущий: Продвигаясь на восток, немцы объявляли так называемую мобилизацию населения на работу в Германии. Целыми эшелонами подростков вывозили за рубеж. Только в июле 1944 г. более 40 тысяч детей были угнаны в Германию. Там проводили отбор: кто покрепче – на биржу труда, кто слабый и больной – в концлагерь… на опыты.


5 чтец: Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

правый ботинок. С заплатой…»

как попал он сюда, в этот склад,

в этот список проклятый,

под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги?!

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежды убитых считали?

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий…

Среди сотен улик –

Этот детский ботинок с заплатой,

Снятый Гитлером с жертвы

«Три тысячи двести девятой». ( С. Михалков)

Песня «Саласпилс»:

Захлебнулся детский крик

И растаял словно эхо.

Горе скорбной тишиной

Проплывает над Землей

Над тобой и надо мной.

Шелестит травой платан

Над гранитною плитою.

Он убитых пережил,

Он им верность сохранил,

Здесь когда-то

Лагерь был

Саласпилс…

Не несут сюда цветов.

Здесь не слышен стон набатный,

Только ветер много лет,

Заметая страшный след,

Кружит фантики конфет.

Детский лагерь Саласпилс…

Кто увидел, не забудет.

В мире нет страшней могил,

Здесь когда-то лагерь был,

Лагерь смерти Саласпилс…


2 ведущий: Трудно было всем: и тем, кто оказался на оккупированной территории, и тем, кто оставался в тылу


6 чтец:Мы – маленькие очевидцы,

Последние из могикан,

Нам до сих пор тревога снится,

И до сих пор отбой не дан.

Из теплой, полной снов постели,

Из комнат, где цветы цвели,

В бомбоубежища и щели

Мы ночью с бабушками шли.

Мы слез тогда уже не лили,

Мы знали вкус полынь – травы

И с вами всю беду делили,

Как с нами хлеб делили вы.

Ну что же, мы зато узнали,

Что значит выжить в трудный год,

Что значит –

Родина за нами!

И что такое

Наш народ.

И если песню фронтовую

Вы запоете за столом,

Ту, вашу, грустно-молодую,

Мы вам, конечно, подпоем.


Песня «Огонек»:

На позиции девушка

Провожала бойца,

Темной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренек,

На окошке на девичьем

Все горел огонек.

Парня встретила дружная

Фронтовая семья.

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья,

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

«Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты мой огонек?»

И подруга далекая

Парню весточку шлет,

Что любовь ее девичья

Никогда не умрет.

Все, что было загадано,

Все исполнится в срок –

Не погаснет без времени

Золотой огонек.

И просторно и радостно

На душе у бойца

От такого хорошего,

От ее письмеца.

И врага ненавистного

Крепче бьет паренек

За любимую Родину,

За родной огонек.


7 чтец: Я с малых лет дружил с огнем

Хотя бы потому,

Что на рыбалке и в ночном

Он гнал в овраги тьму.

А там – война.

Гудел гудок

В поселке заводском –

И я пришел на огонек,

Горевший над станком.

Тот огонек был, правда, мал,

Но он помог огню –

Тому, который пробивал

Немецкую броню. (В. Семакин)

1 ведущий: Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали свою Родину, своих жен, матерей и детей.

2 ведущий: И дети солдат понимали это, и вставали на рабочие места своих отцов.

1 ведущий: Из воспоминаний токаря завода красный пролетарий Т. П. Ячменевой-Шиловой

2 ведущий: «Пришла я на завод в июне 1942 г. со школьной скамьи. Мне было 15 лет…. В бригаде нас было девять человек: самому старшему не было и 18-ти, самому младшему – 12-13 лет. Мы не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли все задание…. Все работали в дни войны по 11-12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая.…Теперь понимаешь, что это был великий подвиг молодого поколения»


8 чтец: …Я вам хочу рассказать про Смирнова,

Который вставал в половине шестого,

Который, с трудом подавляя зевоту,

Садился в трамвай и спешил на работу,

Где восемь и десять часов, если надо
Работал как мастер шестого разряда.


В большой не по росту, казенной тужурке,

В огромной ушанке из кроличьей шкурки,

В таких сапожищах, что я испугался,

Стоял человечек и мне улыбался.

  • Как звать? – я спросил.

  • По работе кто знает, -

Ответил малыш, - Кузьмичом называет.

  • А сколько вам лет? – я спросил у Смирнова.

  • Четырнадцать минуло двадцать восьмого.

Гудели динамо – жуки заводные,

Шуршали, как змеи, ремни приводные.

И масло машинное ниточкой тонкой

Тянулось без устали над шестеренкой.

И падали на пол, цепляясь друг к дружке,

Витые стальные, блестящие стружки.

И нужные танку стальные детали

Со звоном одна за другой вылетали.

И вот наконец мы дошли до плаката:

«Берите пример со Смирнова, ребята!

В тылу не расходится дело со словом,

На фронте танкисты гордятся Смирновым!»

А сам мужичок с ноготок знаменитый

По шумному цеху шагал деловито.

И кто мог подумать, что в эту минуту

Его вспоминают в сражении лютом! (С. Михалков)


9 чтец: …А нам не довелось играть в войну,

не мы в нее – она играла нами:

на фронт мы убегали пацанами,

с вагонных крыш смотрели на страну,

суровую,

в морщинистых траншеях,

в сединах непокошенных полей,

в деревнях под молчаньем тополей

и в журавлях, сиротских тонкошеих.

Ловили нас в вокзалах оголтелых,

Гоняли с крыш, снимали с буферов.

И бегали мы так, что – будь здоров,

Хоть неизвестно, в чем душа сидела. (И. Пантюхов)


1 ведущий: Заявление школьника Г. Межевалова в Березовский РК Сталинградской области. 10 сентября 1942 г.

2 ведущий: «Заявление. Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Г .Межевалов. Мать согласна.»


10 чтец: Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.


Песня «Маленький трубач»:

«Кругом война, а этот маленький,

Над ним смеялись все врачи:

-Куда такой годится маленький?

Ну, разве только в трубачи.

А что ему? Все нипочем!

Ну, трубачом, так трубачом.

Как хорошо, не надо кланяться:

Свистят все пули над тобой,

Везде пройдет - и не расстанется

С своей начищенной трубой

А почему? Да потому,

Что так положено ему.

Но как-то раз в дожди осенние –

В чужой степи, в чужом краю

Полк оказался в окружении

И командир погиб в бою.

Ну, как же быть, ну, как же быть,

И что трубач тебе трубить?

И встал трубач в дыму и пламени,

К губам трубу свою прижал,

И за трубой весь полк израненный

Запел «Интернационал»,

И полк пошел за трубачом,

Обыкновенным трубачом.

Солдат, нам плакать не положено,

И верно, что там плачь не плачь…

В чужой степи, в траве некошеной

Остался маленький трубач.

А он ведь он – все дело в чем –

Был настоящим трубачом! »


1 ведущий: Из письма пятнадцатилетнего бойца Петра Крылова матери.

«… Меня посадили в чулан и сказали, что жить мне осталось одну ночь. Дорогая мама, мне только шестнадцатый год пошел и вся жизнь впереди, но все равно я решил фашистам ничего не говорить, Пускай лучше убивают. Утром приходит солдат и требует показать дорогу на Филимоново. Как сказали «Филимоново», так у меня сразу в голове план сложился. Я согласился. Как стали мы подъезжать к Филимоново, я даже вспотел, потому что у самой околицы мины были заложены .Я сам видел, как наши саперы минировали дорогу. Спрашивают меня немцы: «как лучше тут проехать? Я прямо на это место показываю, а сам глаза закрываю. И вот тут произошел взрыв. Но я, дорогая мама, остался жив и только меня в голову ушибло…»


Из архива Министерства обороны: «Донесение о героических подвигах воинов красной армии:

Дочь кузнеца завода «Арсенал» 16-летняя Скворчинская явилась в артдивизион 14 кавалерийской дивизии и после неоднократных просьб была оставлена в дивизионе в качестве санитарки. В период военных действий подвижной группы 26 армии Скворчинская, пренебрегая опасностью, во время бомбежки авиацией противника, оказывала помощь раненым, выносила их в укрытия, когда сама не могла донести пострадавшего, заставляла бойцов вылезать из щелей и оказывать ей помощь. Скворчинскя спасла жизнь десяткам бойцов и командиров».


11 чтец: Она была смешлива, весела

Болтались косы в лентах за плечами,

Её сестрёнкой братья величали:

Ещё девчонка, мол, не доросла!

Был день её несложен: хохочи,

Учи уроки, расцветай на воле!

И высоко над ней на волейболе

Взлетали вверх весёлые мячи.

Но школа кончена. Война… И вот

Уже ей тесен мир бумажной карты,

И в мир живой она со школьной парты

Идёт сестрой в сражение – на фронт.

И кладь её не ручка, не тетрадь,

Не книжки те, которые любила, -

Она на плечи юные взвалила

Бойца в крови, чтоб от врага убрать.

И для бойцов, что вновь вернулись в строй,

Чьё сердце билось тихо и устало,

Она теперь родной и близкой стала –

Не маленькой сестрёнкой, а сестрой. (Е. Тараховская)


12 чтец: Что делал я тогда? Снопы вязал,

А может быть, работал на прополке,

Когда ты полем боя проползал,

Где каждый метр изранили осколки.

Меня поймёт, кто был для фронта мал,

Мальчишка, живший на Оби иль Каме.

Он тоже географию сдавал

По карте, вдоль истыканной флажками.

Ни на минуту друга не забыв,

Я жил, ни слова о тебе не зная.

Прошла война. Коль всё ж придёт другая,

Нам без тебя являться на призыв.

Но как ты жив! Не памятью, ни тенью,

А так, что кажется: ты здесь, вот, рядом, сам!

Погибший на Московском направленье,

Быть может, самый юный партизан. (В. Соколов)

1 ведущий: Голиков Леня- партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, разведчик. Погиб в бою

2 ведущий: Котик Валя - юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, Погиб в бою.

1 ведущий: Казей Марат - партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, с 1942 разведчик партизанского отряда. Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

2 ведущий: Вся послевоенная молодежь знала имена этих юных героев. А сколько их еще было – мальчишек и девчонок, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

13 чтец (в форме солдата):

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, -

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр.

И вдруг к машине подбежал парнишка:

-Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал…Они вон там, в саду…-

- Да где же, где? - А дайте я поеду

на танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит мальчишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом.

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот .Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню. Я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу пожал…

Был трудный бой. Все нынче как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но, как зовут, забыл его спросить.(А. Твардовский)


1 ведущий:А Ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях блокады.

14 чтец: В блокадных днях

Мы так и не узнали,

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом –

Паспорта. (Ю.Воронов)


2 ведущий: Из записок врача Миловой:

«…Дверь в квартиру была открыта…и я без стука вошла в нее. Глазам моим представилась жуткая картина. Полутемная комната. На стенах изморозь. На полу замерзшие лужи. На стульях труп мальчика 14 лет, в детской колясочке – второй труп крошечного ребенка. На кровати мертвая хозяйка комнаты….»

1 ведущий: Тамаре Бурцевой было 13, когда началась война. Вспоминая жизнь в осажденном городе, она плачет до сих пор.

2 ведущий: «Люди падали от голода прямо на улице – замерзали, умирали. Покойники были страшными: кости, обтянутые желтой кожей, не закрывающиеся рты.…Самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники, подростки и … мужчины. По «дороге жизни» тетя Сима вывезла меня и Лиду из города…в Тихвин…. В поезде кормили. Многие блокадники умерли в дороге от переедания, так как напрочь были лишены чувства насыщения. Я сама два года не знала сытости. Два года все время хотела есть…»


15 чтец: Война… и под набрякшим небом,

Уже не мысля ни о чем,

Давлюсь холодной пайкой хлеба

Я над блокадным котелком…

Опять мне снится Пискаревка,

И снизу вижу я потом,

Как погребальная веревка

Еще колеблется над рвом…

Не караваи снятся хлеба,

Не колосистые поля.

А та, засеянная с неба,

Вся в ржавых брустверах земля.

Не снятся мне друзья живые,

С кем я лишения забыл,

А снятся вечно молодые,

С кем только смерть не разделил… (Н. Зусик)


16 чтец: Я плыву на рыбацком челне.

Холодна вода, зелена…

Вы давно лежите на дне.

Отзовитесь, хлопцы, со дна!

Борька Цыган и Васька Пятак,

Огольцы, забияки, братцы.

Я – Шестина из дома семнадцать, -

Вы меня прозывали так.

В том жестоком дальнем году,

Чтоб не лечь на блокадном погосте,

Уезжали вы – кожа да кости –

И попали под бомбу на льду.

Непроглядна в путину вода.

Не проснуться погодкам милым,

Их заносит озёрным илом

На года, на века, навсегда. (О. Шестинский)


Экран меркнет, медленно загорается свет. На сцене ведущие и два чтеца.

Тихо звучит «День Победы»


17 чтец: Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда –

Не права!


1 ведущий: У меня нет фотографий в черных рамках на стене. Мои родители не слишком часто говорят о войне, потому что родились уже после войны. Но моя бабушка никогда не смотрит фильмов о войне, боится, что не выдержит сердце…


1 чтец: Глянь на живых,

Пока они живые…

Запомни шрамы их и седину.

Их мужество в те годы грозовые

Спасло от рабства вольную страну.

Глянь на живых.

Они ведь смерть встречали.

И смерть поныне снится им порой.

Они грустят,

Они скорбят ночами

О тех друзьях, что спят в земле сырой…

И помни ты,

Живой и невредимый,

Довольный положеньем и судьбой,

Что мы до той поры

Непобедимы,

Покамест память павшего с тобой! (П. Крученюк)


1 ведущий: Вам, кому еще нет и 16.

2 ведущий: Вам, кто пока не знает, что такое война…

1 ведущий: Посвящается.

2 ведущий: Чтобы помнили…

1 ведущий: Чтобы поняли…

Песня усиливается, звучит последний куплет «Здравствуй мама, возвратились мы не все…»


В композиции использованы материалы сборника «Никто не забыт и ничто не забыто», М., Просвещение,1970; газеты «Шатура плюс», №4, 2004г.

Похожие:

Как участники они или нет? iconРезюме не роскошь, а средство трудоустройства
Обязательно учитывайте тот факт, что в первую очередь мы вас видим и оцениваем по вашему резюме. Именно мы, кадровики, судим: интересны...
Как участники они или нет? iconУчебно-тематический план
Химические элементы – это подлинный «хлеб» химии, основной её материал как науки о веществах и их превращениях. Они являются «кирпичиками»...
Как участники они или нет? iconФламандские народные сказки и легенды
«и ты бы иногда думал, что они с этим по ночам переставали»; ophouden — прекращать), nee, ze maakten liever ruzie in de maneschijn...
Как участники они или нет? iconГук «Областная библиотека детской и юношеской книги»
В них нет ничего такого, что вызывало бы удивление: ах как это он здорово закрутил! Зато они обладают редкой особенностью совершенно...
Как участники они или нет? iconЧто такое страх? Сторож или враг?
П: в жизни мы часто попадаем в ситуации, когда нам становится страшно. Нет людей которые ничего не боятся. А чего боитесь вы? Вот...
Как участники они или нет? iconУтомленное солнце. Триумф Брестской крепости «Разве я взялся писать историю войны? Нет. Моя цель- правдиво рассказать, что переживали её участники»
«Разве я взялся писать историю войны? Нет. Моя цель- правдиво рассказать, что переживали её участники»
Как участники они или нет? iconУтомленное солнце. Триумф Брестской крепости «Разве я взялся писать историю войны? Нет. Моя цель- правдиво рассказать, что переживали её участники»
«Разве я взялся писать историю войны? Нет. Моя цель- правдиво рассказать, что переживали её участники»
Как участники они или нет? icon2. Read the article and make up a short summary of it. Discuss it with your groupmates
В основном это бизнесмены или ловкие мошенники, в сатиричес­ком свете изображены парламентские деятели Дад-ли и Ноукс. Они все время...
Как участники они или нет? icon«Федоровская основная общеобразовательная школа»
Как отмечают сами родители никто и никогда не учил их тому, как быть грамотными родителями и как не совершать родительских ошибок....
Как участники они или нет? iconКонтрольная работа по органической химии
А между органическими и неорганическими веществами нет резкой границы, так как они могут превращаться друг в друга
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница