Методическое пособие Нижневартовск: муп «Нижневартовская типография»




НазваниеМетодическое пособие Нижневартовск: муп «Нижневартовская типография»
страница1/13
Дата30.08.2012
Размер1.38 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Управление по образованию администрации

Нижневартовского района

Муниципальное учреждение «Центр развития образования»

Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательная начальная школа №2 пгт. Излучинск»


МОДУЛЬНЫЕ

ПРОГРАММЫ


по курсу «Окружающий мир»


НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

(1 - 4)





Нижневартовск, 2006


Управление по образованию администрации

Нижневартовского района

Муниципальное учреждение «Центр развития образования»

Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательная начальная школа №2 пгт. Излучинск»


Модульные программы

по курсу «Окружающий мир»


начальные классы

(1-4)


Авторы – составители: Е.Б. Маркина

Л.В. Ганихина

В.Д. Кыналы

Т.В. Шихалева


Рецензенты: П.И. Третьяков, доктор педагогических наук, профессор МГПУ

В.П.Зелепухина, заместитель директора центра развития образования

В.А. Каменских, заместитель директора по научно – методической работе


МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», начальные классы 1-4

Методическое пособие – Нижневартовск: МУП «Нижневартовская типография», 2006 – с.


В данном методическом пособии представлены рабочие модульные программы по учебникам А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», или развернутое тематическое планирование по блокам – модулям.

Методическое пособие рекомендуется для практического использования учителям начальных классов, работающим по традиционной программе, использующим технологии модульного, коллективного способов обучения, поможет учителю четко, целенаправленно организовать учебный процесс по курсу «Окружающий мир», спланировать грамотно деятельность ученика на уроке на основе дифференцированного подхода, сформировать практические и общеучебные умения, в системе отследить результаты обучения и развития учащихся.


Предисловие


Модульная рабочая программа составлена по курсу «Окружающий мир», по учебникам авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Мир вокруг нас» по традиционной программе для 1-4 классов в соответствии с федеральным базисным учебным планом, общий объем учебного времени составляет 270 часов, по два часа в неделю.

Вся модульная программа опирается на основные содержательные линии «Окружающего мира», которые определены стандартом начального общего образования и представлены следующими разделами модулей: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край-малая Родина», «Земля – планета жизни»

В каждом разделе модуля имеются несколько модулей - тем, и модулей – планирования учебных занятий. В основе любого тематического модуля учителями разработана комплексно – дидактическая цель, в которой заложены и определены перечень необходимых для усвоения учащихся знаний и понятий (что должен знать ученик), овладения практическими умениями и навыками (что должен уметь).

В модульной программе выделена группа умений (общеучебных), которыми школьник может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Кроме этого, в блоке модуль каждой темы предусмотрены воспитательные задачи, что очень важно для формирования экологической, духовно – нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Для того чтобы наполнить указанные содержательные линии познавательным, практическим, разнообразным материалом, учитель должен применять различные формы организации учебного процесса через внедрение современных образовательных технологий как модульное и проблемное обучение, коллективные, групповые способы обучения. Поэтому в планировании модульной программы предусмотрены различные методики коллективного способа обучения, различные виды контроля, для определения знаний и умений учащихся.

Работая по модульной программе, учитель переводит деятельность ученика на субъект – субъективные отношения, целенаправленно отслеживает знания и практические умения, используя индивидуальный дифференцированный подход к каждому ученику, а тем самым обеспечивает качественное обучение и развитие учащихся, реализуя требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.


В результате изучения окружающего мира ученик должен


знать – понимать:

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села)

- государственную символику России;

- государственные праздники;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь:

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);


3

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий);

- границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для повседневной жизни:


- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- ориентирования на местности с помощью компаса;

- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

- установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

- уход за растениями (животными);

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.


4

Модульная программа по курсу «Окружающий мир»

1 класс (1-4) класс


Пояснительная записка.


Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 68 часов.

Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых материал распределен по темам. Из блоков-модулей формируется учебный курс по предмету.

Учебный курс «Окружающий мир» состоит из 5 блоков-модулей, каждый из которых способствует систематизации и расширению представлений детей о предметах и явлениях природы, общественной жизни, развитие интереса к их познанию, формированию бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и нравственного поведения в природной и социальной среде.

В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?...

Блок – модуль № 1, вводный, учит ребят задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.

Блок- модуль № 2 группирует вопросы по теме «Что и кто?» и обеспечивает формирование у детей представления об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту людей.

Блок- модуль № 3 содержит вопросы по теме «Как, откуда и куда?» и учит детей познавать различные процессы и явления окружающего мира, как естественные, так и связанные с деятельностью людей.

Блок- модуль № 4 отвечает на вопросы темы «Где и когда?» и развивает представления школьников о пространстве и времени.

Блок – модуль № 5 дает ответы на вопросы по теме «Почему и зачем?», обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определяет цели и смысл той или иной человеческой деятельности.

Модульная рабочая программа «Окружающий мир» позволяет использовать разнообразные формы, методы и средства для изучения материала. Учащиеся могут вести наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, на предприятии … Встречи с людьми разных профессий, экскурсии, беседы, дидактические игры, рисование, практические работы, работы с природным материалом – все это позволит сделать занятия увлекательными и интересными для детей. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.


5


Модульная программа по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»






М


Тема модуля.

Количество

часов

М1

Введение

2 часа

М2

Что и кто?

22 часа

М3

Как, откуда и куда?

13 часов.

М4

Где и когда?

9 часов

М5

Почему и зачем?

20 часов



66 часов



6

Модульная программа блока – модуля № 1

(2 часа)


Тема. Введение.

Комплексная дидактическая цель.

В результате изучения данной темы учащиеся должны

знать: - основные задачи курса,

уметь: - задавать различные вопросы об окружающем мире, наблюдать за природой.

Название модулей по теме.






Тема

Часы

Тип УЗ

Пед.техн

(КСО)

Вид

кон-ля

Сроки

№1

Введение. Задавайте вопросы.

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

ВЛ СИ







№2

Наша школа. Дорога от дома до школы. (Экскурсия.)

1 час

Изучение и первичное закрепление новых знаний

ВЛ СИ ПР

ПР






7

Модульная программа блока – модуля № 2

(22 часа)


Тема. Кто? Что?

Комплексная дидактическая цель.

В результате изучения данной темы учащиеся должны

знать: - солнце, его форма; луна и звезды;

- камни и их разнообразие;

- дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья; части растений;

- животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

- признаки живой и неживой природы;

- основные сведения о своей стране, (селе), городе; планете;

- виды транспорта; правила безопасного поведения в быту и

на улице, в воде;

уметь: - различать объекты живой и неживой природы;

- различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя;

- объяснять какое значение имеет природа для жизни людей.

развивать: - целостное представление детей о мире, о месте в нем человека;

- умение слушать и слышать учителя и товарищей;

- умение полно и правильно отвечать на вопросы;

- познавательные способности.

воспитывать: - культуру речи и общения;

- уверенность в себе, самостоятельность и собранность;

- интерес к изучаемому предмету;

- бережное отношение к родной природе.


8

Название модулей по теме « Кто, что?» (22 часа)






Тема

Часы

Тип УЗ

Пед.техн

(КСО)

Вид

кон-ля

Сроки

№1

Что у нас над головой?

Солнце, его форма. Облака, их состав. Луна и звезды.

1 час

Изучение, первичное закрепление новых знаний

ВЛ

СИ

ОМ


ПР




№2

Что у нас под ногами?

Камни, их разнообразие

Гранит, кремень, известняк.

1 час

Изучение, первичное закрепление новых знаний

ВЛ

СИ

ПЗ

Тест




№3

Что растет на подоконнике?

Комнатные растения.

1 час

Изучение, первичное закрепление новых знаний

ОМ

ПР (групп)


ПР




№4

Что растет на клумбе?

Растения цветника.

1 час

Изучение, первичное закрепление новых знаний

ОМ

ПР (групп)

Перфокарты




№5

Что это за листья?

Распознавание деревьев по листьям. Окраска листьев.



1 час

Изучение, первичное закрепление новых знаний

ОМ

ПЗ

Тест




№6



Что такое хвоинки?

Сосна и ель. Их различие по общему виду.


1 час



Изучение и первичное закрепление новых знаний.

ПЗ

ОМ


Перфокарта




№7


Что общего у разных растений?

Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие плодов и семян.


1 час


Изучение и первичное закрепление новых знаний.


ОМ

ПР


Графический

Диктант






№8


Растения ХМАО – Югры. (Мы – дети природы.)


1 час


Изучение и первичное закрепление знаний.


СИ

ОМ


Перфокарта






№9

Кто такие насекомые?

Знакомство с разнообразием насекомых.


1 час


Изучение и первичное закрепление новых знаний


ОМ

ПР


Обучаемость.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Методическое пособие Нижневартовск: муп «Нижневартовская типография» iconРусские книгоиздатели и их роль в развитии отечественной культуры
«Сенатская типография», типография Александро-Невского монастыря (1719), типография Морской академии и ряд других в Санкт-Петербурге...
Методическое пособие Нижневартовск: муп «Нижневартовская типография» iconМетодическое пособие Новосибирск, 2009 удк 658. 562 Квалиметрия: Методическое пособие / Разработали д т. н
Методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного форм обучения специальности «Стандартизация и сертификация»
Методическое пособие Нижневартовск: муп «Нижневартовская типография» iconМетодическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений
Методическое пособие Нижневартовск: муп «Нижневартовская типография» iconКнига рассчитана на широкий круг читателей, особо рекомендована специалистам-медикам, родителям, а также как учебно-методическое пособие по валеологии преподавателям этой дисциплины в вузах, лицеях, школах, студентам и учащимся старших классов
Если хочешь быть здоров Заочный семинар по системе доктора Романенко. Калининград, Типография «Страж Балтики», 2001 г стр с ил
Методическое пособие Нижневартовск: муп «Нижневартовская типография» iconМетодическое пособие по дисциплине «онот»
Методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения
Методическое пособие Нижневартовск: муп «Нижневартовская типография» iconМетодическое пособие по дисциплине «онот»
Методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения
Методическое пособие Нижневартовск: муп «Нижневартовская типография» iconМетодическое пособие
Методическое пособие для государственных экзаменов по специальности «Государственное и Муниципальное управление» — 061000; гуу.,...
Методическое пособие Нижневартовск: муп «Нижневартовская типография» iconМетодическое пособие Магнитогорск 2010
Методическое пособие призвано облегчить самостоятельную и аудиторную работу студентам при изучении темы
Методическое пособие Нижневартовск: муп «Нижневартовская типография» iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Методическое пособие Нижневартовск: муп «Нижневартовская типография» iconВ. А. Назаренко, А. А. Попов, В. Д. Глебова Изучение эволюции органического мира Методическое пособие
Методическое пособие предназначено для учащихся школ, учителей, студентов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница