Учебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
страница1/5
Дата11.03.2013
Размер0.63 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5



НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

г. Екатеринбург


ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО




для студентов специальности


100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

очной и заочной формы обучения







Разработчик:

Дроздова Алла Владимировна,

доцент, кандидат философских наук









Екатеринбург

2006





УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

_____________ И. К. Кощеева

«______» _____________ 200____ г.
























СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета

социальной психологии

Гуманитарного университета

____________Е. Б. Перелыгина


« 16 » марта 2007 г.



ПРИНЯТО:

Ученым советом

Факультета социальной психологии

Гуманитарного университета






РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ:

протоколом заседания кафедры

социально-культурный сервис и туризм


4 от « 16 » марта 2007г.














© НОУВПО Гуманитарный университет

© Дроздова А.В., 2006


Учебно-методический комплекс дисциплины «Мировая культура и искусство» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» .

Дисциплина относится к федеральному компоненту цикла ОПД учебного плана




Семестр (семестры)



II



Форма обучения



очная



Общая трудоемкость дисциплины



140 часов, в том числе:

Аудиторная работа:

68 часов

Лекций:

51 час

Семинарские занятия

17







Самостоятельная работа

Реферат

72 часа, в том числе:

1

Контрольные мероприятия




Тестовые задания

1


Отчетность




экзамен

второй семестр









Содержание


I. Введение 5-6


II. Учебно-тематический план 7


III. Содержание дисциплины 8-18


IV. Обязательный понятийный минимум дисциплины 18-24


V. План семинарских занятий 24-35


VI. Самостоятельная работа студентов 35-38

VII. Методические рекомендации по изучению дисциплины 38-40


VIII. Контрольные мероприятия 40-41


IX. Библиографический список 41-42


X. Отчетность 43


XI. Ресурсное обеспечение 43


I. ВВЕДЕНИЕ


1. Актуальность. Современная культура не имеет единой общеобязательной парадигмы ни в искусстве, ни в литературе, усложнение и одновременно тиражирование художественных форм не отменяет культурного многоголосия. В изучении мировой культуры и искусства актуальной остается проблема диалога разных художественных традиций и школ, так как мастера и их шедевры воздействуют не только в пределах отпущенного им жизненного срока, но и на значительной временной дистанции. Курс «Мировая культура и искусство» формирует ценностно-мировоззренческие установки для освоения общепрофессиональных дисциплин студентами специальности «Социально-культурный сервис и туризм», а также сможет помочь им ориентироваться в развитии мирового художественного процесса.

Специфика курса предполагает показать взаимосвязь художественных процессов, происходящих в искусстве и литературе, выделить из общекультурного процесса те знаковые произведения искусства, которые наиболее полно выразили «картину мира» своей эпохи.

2. Целью данного курса является изучение основных тенденций развития мировой культуры и искусства, художественных стилей, направлений и школ, а также памятников мировой художественной культуры.

3. В результате изучения дисциплины студенты смогут приобрести знания, умения и навыки, которые необходимы не только для общей гуманитарной подготовки, но и профессиональной деятельности. В соответствии с этими требованиями перед студентами ставятся следующие задачи курса:

- знать основные этапы развития мировой художественной культуры, выдающиеся произведения искусства;

- научиться анализировать и оценивать произведения различных культурных эпох;

- уметь отличать художественные стили и направления;

- уметь ориентироваться в артефактах современной художественной культуры, понимать их сложность и противоречивость.

3. Место дисциплины в программе общей и специальной подготовки студентов и ее связь с другими дисциплинами

Данная дисциплина базируется на знании цикла таких гуманитарных дисциплин, как «Культурология», «Философия», «История Отечества».

4. Требования к уровню подготовки студентов

Специфика данного курса состоит в его историографической и источниковедческой ориентации, требующей от студентов знания тенденций развития мировой культуры и искусства, общей характеристики культурно-исторических эпох (картину мира, систему ценностей, мировоззренческую доминанту), философской подготовки.


5. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса студенты должны:

1. овладеть понятийно-категориальным аппаратом курса;

2. знать историю развития мировой художественной культуры, общность и особенность ее в разных национальных традициях;

3. знать наиболее яркие произведения искусства на каждом историческом этапе – от древности до современности;

4. уметь использовать при анализе художественного произведения приемы историко-генетического, структурного, историко-функционального анализа.

7. Методическая новизна курса

Преподавание курса предусматривает активные формы обучения с использованием диалоговой формы и постановки проблемных вопросов, которые помогают глубже проникнуть в суть художественного произведения и эпохи его создания. Для углубленного изучения проблем мировой художественной культуры во время занятий используется мультимедийная презентация по темам лекций, а также предполагается посещение художественных выставок и театров, музейных экскурсий и концертных залов.

Курс «Мировая культура и искусство» общим объемом 140 часов изучается в течение 2-го семестра и заканчивается экзаменом.


II. Учебно-тематический план занятий


(очная форма обучения)



№ п/п

Наименование разделов и тем курса

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(в часах)

Самостоятельная работа студентов

В том числе

Лекции

Семинары




1.

Понятие «Мировая культура»

3

1




2

2

Культура и искусство Древнего Востока

16

6

2

8

3

Античная культура и искусство


16

6

2

8

4

Культура и искусство средневековья

16

6

2

8

5

Культура и искусство эпохи Возрождения

16

6

2

8

6

Западноевропейская культура Нового времени (XVII- XVII вв.)

16

6

2

8

7

Русская культура и искусство Нового времени(XVIII в.)

14

4

2

8

8

Западноевропейская и русская культура XIX века

16

6

2

8

9

Основные тенденции и направления развития культуры и искусства XX века

16

6

2

8

10

Постмодернизм в современной культуре. Соотношение традиций и новаций.

11

4

1

6




Итого:

140

51

17

72



III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Понятие «Мировая культура»


Соотношение понятий «культура», «мировая культура», «художественное культура», «искусство». Художественная картина мира и художественная культура.

Сложность и противоречивость мировой художественной культуры. Проблема инвариантности и своеобразия искусства. Особенности историко-теоретического и культурологического подхода к изучению искусства. Социальные функции искусства.

Современная художественная жизнь в аспекте истории мировой культуры. Взаимосвязь культур Запада и Востока.

Литература:


Основная:


1. Бореев Ю. Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 1. Смоленск, 1997 С. 501-516; С. 518-534; С. 223-236

2. Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь: В 3-х т. СПб., 1996. Т. 1

3. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 10-18; 56-66.

4. Кармин А. С. Основы культурологи. СПб., 1997. С. 13-42.

5. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Лотман Ю. Избранные статьи. Таллинн, 1992. Т. 1.


Дополнительная:


1. Алексеева В.В. Что такое искусство. Вып. 1., изд.2-е. М., 1991

2. Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1996. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика

культуры.

3. Шкловский В. Искусство как прием // О теории прозы. М., 1929. С. 13

4. Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М., С. 371-379.


Тема 2. Культура и искусство Древнего Востока.


Культура и искусство первобытного общества. Происхождение и ранние формы искусства. Взаимосвязь искусства мифа и магии. Синкретизм первобытного искусства. Палеолит как эпоха «культурного взрыва». Сюжеты и семантика образов первобытного искусства. Переход к неолиту и эпохе бронзы. Развитие орнамента. Первобытная архитектура.

Понятие «Древний Восток». Искусство Древнего Египта. Периодизация египетского искусства. Формирование «священного канона» и его связь с заупокойным культом. Эволюция форм гробниц: от мастабы- к классической пирамиде. Основные канонические типы статуй, их стилистические особенности. Храмовое строительство эпохи Среднего и Нового царства. Религиозная реформа Эхнатона. Искусство амарнского периода. Значение древнеегипетского искусства для истории мировой художественной культуры.

Древняя Индия. Доарийский период. Культура Мохенджо-Даро. Арии: ведическая культура. Значение Вед в культуре Индии. Эпические циклы «Махабхараты» и «Рамаяна» и их значения в культуре Индии. Влияние буддизма на материальную культуру и искусство Древней Индии.

Древний Китай. Страна за каменной стеной. Верования и религиозно-мировоззренческие основы культуры Древнего Китая. Особенности и роль даосизма и конфуцианства в культуре Китая. Искусство Древнего Китая. Материальная культура Древнего Китая. Общее в культуре древних царств.

Литература:

Основная:

1. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 1986., С.23-51.

2. Еремеев А. Ф. Происхождение искусства. М., 1970. С. 207-232, 75-104.

3. Янсон Х. В., Янсон Э. Ф. Основы истории искусств. СПб., 1996. С. 42-51

4. Художественные модели мироздания. М., 1999. Т. 1. С. 31-40

Дополнительная:

1. Древние цивилизации. М., 1989.

2. Матье М. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

3. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. Л., 1973.

4. Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconУчебно-методический комплекс дисицплины валеологи я для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Учебно-методический комплекс дисциплины «в а л е о л о г и я» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconПрограмма учебной дисциплины «Мировая культура и искусство» для специальности 230 500 «социально-культурный сервис и туризм»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «социально-культурный сервис и...
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» icon«Мировая культура и искусство»
Рабочая программа составлена на основании программы дисциплины Мировая культура и искусство для специальности Социально культурный...
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconРабочая программа дисциплина Мировая культура и искусство специальность 23050 «Социально-культурный сервис и туризм»
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 23050 – «Социально-культурный...
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconУчебно-методический комплекс
«управление маркетингом в социально-культурном сервисе и туризме» по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconУчебно-методический комплекс для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Целью дисциплины является формирование у будущих специалистов базовых теоретических знаний и практических навыков в области оказания...
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconРабочая программа по дисциплине «Математика и информатика» для специальности 100103 Социально-культурный сервиз и туризм
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии выездного туризма»
Учебно-методический комплекс «Технологии выездного туризма» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconУчебно-методический комплекс по курсу «Страховое дело» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и включает в себя рабочую программу дисциплины;
Девкина Р. Н. Страховое дело Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Социально-культурный...
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая культура и искусство для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» iconПрограмма для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм»
Рабочая учебная программа предназначена для студентов, обучающихся на эколого-географическом факультете по специальности 100103....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница