Рабочая программа дисциплины Культура XIX века




Скачать 341.04 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Культура XIX века
страница1/4
Дата11.03.2013
Размер341.04 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт искусств и культуры


УТВЕРЖДАЮ

______________________

«_____»_________________20_____г.


Рабочая программа дисциплины

Культура XIX века


Направление подготовки

031400-Культурология


Профиль подготовки

История культуры


Квалификация выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная


Томск

2010



  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Культура XIX века» являются ознакомление студентов с формирование систематизированного представления о культуре данного столетия, преимущественно европейской, – о протекавших в ней процессах, ведущих тенденциях и основных этапах развития, а также о ее месте в истории культуры Нового и новейшего времени.


  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебный курс «Культура XIX века» входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин Б.3 ФГОС подготовки бакалавров и является составляющим разделом модуля «История мировой культуры». Изучение дисциплины «Культура XIX века» опирается на компетентностный ряд, выработанный в процессе освоения курсов базового профессионального цикла дисциплин Б.3 ФГОС «Теория культуры», «Античная культура», «Средневековая культура», «Культура Возрождения» «Культура XVII-XVIII веков». Содержательно-методическая связь с данными дисциплинами устанавливается благодаря расширению знаний конкретных этапов в развитии мировой культуры, особенно периодов развития культуры нового и новейшего времени, проявлению в них общих закономерностей культурно-исторического процесса. Курс «Культура XIX века» закладывает необходимые основы для дальнейшего освоения дисциплин профессионального цикла Б.3 ФГОС «Культура XX века», «Проблемы современной культуры».


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Культура XIX века» у студентов формируется следующий ряд компетенций:

- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению, анализу информации (ОК-1);

- владение теоретическими основами и методами культурологи, а так же формами применения культурологического знания в профессиональной деятельности (ПК-1);

- способность представлять освоенное знание в контексте профессиональной культуры (ПК-11).

В результате освоения дисциплины обучающийся студент должен знать:

- основные процессы, протекавшие в мировоззрении и европейской культуре XIX века, их обусловленность исторической ситуацией эпохи;

- ведущие тенденции развития культуры XIX столетия, их диалектическую взаимосвязь;

- основные этапы развития культуры Европы XIX века;

- главные смыслы, ценности, идеи эпохи буржуазных революций и формирования нового типа общества;

- наиболее значительные достижения в отдельных сферах европейской культуры XIX столетия, ее репрезентативные формы и наиболее яркие фигуры;

- наиболее значимые открытия культуры XIX века, сохранившие актуальность в современную эпоху.


Студент должен уметь:

- осознавать место культуры XIX века в развитии европейской культуре нового времени;

- воспринимать бытие культуры XIX столетия как процесс, понимать логику и доминанты ее развития, выделять в ней поворотные моменты и ключевые этапы;

- представлять переходный характер культуры XIX века, прочитывать в ней глобальный процесс смены культурных парадигм;

- ориентироваться в богатом конкретном материале культуры XIX столетия, выделять в нем наиболее характерные формы и ведущие тенденции;

- выявлять базовые ценности, идеалы, ключевые идеи культуры XIX века;

- понимать актуальность культуры XIX века, ее значения для современной культуры.



Студент должен владеть:

- ключевыми концептами культуры XIX столетия и достаточной эрудицией в области ее конкретных достижений;

- культурой исторического мышления, способностью мыслить категориями конкретной исторической эпохи, понимать историческую закономерность процессов, происходивших в культуре XIX века, представлять их в контексте развития культуры нового и новейшего времени;

- навыками культурологического анализа, способностью приложить их к анализу культуры XIX столетия, понимать диалектику ее процессов, взаимосвязь противоречивых тенденций, закономерности ее функционирования, ее структуру, соотношение ее разных уровней и сфер, выявлять сущностные аспекты ее развития;

- навыками компаративного анализа, способностью сравнить культуру XIX века с культурами предшествующих и последующих эпох с целью выявления особенностей культурного развития нового и новейшего времени и специфики его отдельных этапов.



  1. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Культура XIX века»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 68 часов.


4.1 Тематический план





п/п


Раздел


дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкости (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

XIX век – эпоха самоутверждения буржуазной культуры.


4

1-4

6

4

4

14

Контрольная (3 неделя)

2

Эпоха романтизма в европейской культуре XIX века


4

4-7

6

6

2

14




3

Торжество «реального» сознания в постромантическую эпоху


4

8-11

6

6

2

14

Тест-контрольная

(9 неделя)

4

Элитарная культура

XIX столетия

4

11-13

4

4

2

10




5

Кризис рационализма в европейской культуре последней трети XIX века.

4

14-17

6

6

4

16

Контрольная

(15 неделя)




Итого (136)







28

26

14

68

Экзамен (сессия)


4.2. Содержание разделов


Раздел 1. XIX век – эпоха самоутверждения буржуазной культуры.


Тема 1. Основные тенденции развития европейской культуры XIX века.

Социально-экономические, политические и мировоззренческие процессы, определившие развитие культуры XIX века. Отзвуки Великой французской буржуазной революции конца XVIII в. Утверждение на исторической арене нового сословия - буржуазии. Процесс интенсивной капитализации Европы. Развитее промышленности, транспорта, научно-технический прогресс, урбанизация.

Революционный дух эпохи. Свежий ветер свободы: процессы либерализации в разных сферах жизни европейских народов. Свобода как ключевая идея в культуре XIX в. – свободное предпринимательство, свобода политическая, свобода наций, свобода личности, свобода творчества. Процессы демократизации в культуре. Гуманистическое начало в культуре XIX столетия.

Стремительная динамика культурного развития. Смена направлений в философии (идеализм, реализм, позитивизм, «философия» жизни»), в искусстве (романтизм, реализм, натурализм, импрессионизм, символизм). Развитие историзма мышления. Диалектика Гегеля. Противоречивые тенденции в культуре. Усиление индивидуалистических тенденций и широкое движение масс. Конфликт массовой и элитарной культур. Смена культурных парадигм. Самоутверждение буржуазной культуры.

Тема 2. Научно-технический прогресс в XIX веке.

Формирование индустриальной цивилизации. Открытия в области науки и техники и развитие промышленности и транспорта. Электричество: гальванический элемент (А. Вольф), постоянный ток (Дэви), явление электромагнитной индукции, законы электролиза (Фарадей). Использование электричества в промышленном производстве и быту. Появление электрических фонарей, трамваев (1884). Телеграф (Морзе, Кук, Уитстон; впервые в 1838). Телефон (А. Белл, 1878). Железнодорожный транспорт (Дж. Стефенсон, 1825). Дагерротип (Л.Дагер). Динамит (А. Нобель, 1967). Радио (Г. Герц, А. Попов, У. Курукс, Г. Маркони, 1885-1895). Двигатели внутреннего сгорания (Р. Дизель,90-е годы). Кинематограф (братья Люмьер, 1895).

Изменение облика городов: рост населения, оживленные улицы, появление новых кварталов, бирж, вокзалов, фабрик, торговых галерей, доходных домов, электрического освещения и проч. Изменение сознания людей. Новый этап в развитии материалистического мировоззрения. Открытие законов природы и общества. Вера во всесилие науки. Промышленные выставки в Европе.


Тема 3.Новый взгляд на природу и общество.

Преодоление механистического материализма и открытие специфики органического уровня существования материи по отношению к уровню минеральному - мощный импульс для развития естественных наук. Появление основанной Ж.-Б.Ламарком самостоятельной науки биология (от «биос» - жизнь). Изучение законов существования живой природы. Выделение биологических типов и обоснование единства организма (Ж. Сент-Илер, Ж. Кювье). Разработка Ч. Дарвином эволюционной теории. Изучение бактерий (Л. Пастер). Открытие законов наследственности (Г.И. Мендель).

Стремление постичь законы существования общества. Актуализация социальных вопросов. Исторический опыт революций, движение масс - импульсы для развития социальных наук. Появление социологии (О. Конт). Влияние естественных наук на социальные. Интерпретация общества как живого организма, попытки перенести законы биологического мира на мир социальный (органическая социология Г. Спенсера, социал-дарвинизм). Идеи справедливой организации общества: утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, П. Леру), марксизм.


Тема 4. Судьбы индивидуализма в культуре XIX века. Феномен Наполеона.


Франция на историческом сломе. Уроки французской революции. Опасная управляемость и не менее опасная неуправляемость масс. Стихия народного взрыва. Кровожадность революций. В то же время - раскрепощение творческих сил народа. Возможность творить историю. «Декларация прав человека и гражданина», обозначившая начало нового этапа не только в истории Франции, но и всей Европы.. Эмансипация личности, раскрытие ее способностей, творческого потенциала. Открывшиеся возможности индивидуального самоутверждения. Всплеск индивидуалистических тенденций. Расцвет ярких личностей - в политике, военном деле, дипломатии, журналистике, промышленном производстве, науке, искусстве,

Наполеон: культурный миф и реальность. Военные победы Наполеона и его мирные реформы в области государственного строительства, права, экономики, образования. Герой буржуазной эпохи. Наполеон как воплощение индивидуалистического прорыва. Пример дерзкого личного самоутверждения, способности вмешаться в свою судьбу и историю целого континента. Подражания Наполеону. Кумир и злодей. Положительные и негативные аспекты индивидуализма.

След Наполеона в культуре. Отражение образа Наполеона в литературе и искусстве. Стиль ампир как отражение имперских амбиций Наполеона. Ш. Персье и П. Фонтен – теоретики нового стиля. Инициативы Наполеона по преобразованию Парижа как столицы новой империи, нового Рима. Интерес к величию и великолепию римской античности и его отражение в масштабном градостроении, архитектуре отдельных зданий, интерьере, мебели, салонной моде (стиль «решилье»).

Проявление индивидуалистических тенденций в разных сферах культуры XIX века. В романтизме с его гипертрофией личности и культом свободы. В элитарной культуре, эстетствующих течениях, в культуре декаданса. В частном предпринимательстве, масштабных, подчас, рискованных промышленных и торгово-финансовых инициативах. А.Шопенгауэр «Мир как воля и представление»: мир как поле борьбы эгоистических воль. Отражение индивидуалистического самоутверждения в литературе (общество как «ярмарка тщеславия» - Теккерей, Бальзак, Золя и др.).


Раздел 2. Эпоха романтизма в европейской культуре XIX века


Тема 5. Эстетика романтизма.

Истоки романтизма: кризис идей Просвещения, сентиментализм, предромантизм. Психологическое состояние европейского общества после французской революции. Потрясение всех основ. Романтизм как движение в европейской культуре конца XVIII–первой трети XIX века. Романтическое мировоззрение и идеалистическая филосо1фия. Наукоучение Фихте. «Философия искусства» и натурфилософия Ф. Шеллинга. Приоритет духа над материей, возвышенного над земным, уникального и неординарного над обыденным и усредненным, творческого порыва над здравым смыслом, чувства над разумом. Романтизм как стиль мышления и стиль поведения. Утверждение романтического направления в литературе и искусстве. Оппозиции и культы романтизма. Его антирационалистическая и антиклассицистическаая направленность. Отход от нормативной эстетики. Идея свободы творчества. Культ свободы. Культ искусства. Культ личности. Гипертрофия и автономия внутреннего мира личности. Противопоставление яркой неординарной личности миру обывателей. Индивидуализм. Открытие иррационального мира души. Романтическое двоемирие: мир прекрасной мечты и мир «пошлой действительности». Романтическое «бегство от действительности». Романтический герой и романтический конфликт. Ведущие мотивы романтического искусства (мировой скорби, странничества, одиночества, любви, служения искусству и т.д.). Актуализация традиций народного творчества (обращение к народной сказке, легенде, песне, языку фольклора). Основные средства художественной выразительности в романтизме.


  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Культура XIX века iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. Истории Нового времени XIX – начало XX века, Истории России. XIX века,...
Рабочая программа дисциплины Культура XIX века iconРабочая программа по истории россии XIX век
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
Рабочая программа дисциплины Культура XIX века iconДуховная культура Ставрополья XIX xx вв. (на примере фольклорных традиций)
Охватывают весь XIX и XX вв. Столь пространное время (полных два века) обусловлено свойствами духовной
Рабочая программа дисциплины Культура XIX века iconРабочая программа дисциплины Русская культура XVIII века
Целью данного курса является формирование у студентов системы знаний об отечественной культуре XVIII века как особом этапе в развитии...
Рабочая программа дисциплины Культура XIX века iconПрограмма научной конференции
«Дворцово-парковые ансамбли России и художественная культура Западной Европы. Конец XVIII – первая треть XIX века»
Рабочая программа дисциплины Культура XIX века iconТематическое планирование курса «История Отечества XIX века»
Программа: Программа курса «История России XIX века» 8 класс издательство «Русское слово» 2005 год
Рабочая программа дисциплины Культура XIX века iconК. А. Соловьев C;lb a2obke >@8A0 8 ;510 во властных отношениях древней Руси XI нача­ла XII века
От Северной войны до войн Рос­сии против Наполеона. (II); Первая половина XIX века. (От войн России против Наполеона до Парижского...
Рабочая программа дисциплины Культура XIX века iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Рабочая программа дисциплины Культура XIX века iconIx. Европейская культура Нового времени: от расцвета к кризису (XVII – XIX века)

Рабочая программа дисциплины Культура XIX века iconПрограмма дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)»
Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница