Примерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»




Скачать 271.03 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
страница1/3
Дата11.03.2013
Размер271.03 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УТВЕРЖДАЮ:

Директор Департамента

государственной политики

в образовании

_______________ И. И. Калина

«____» ______________ 2005 г.


Примерная программа дисциплины

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго

поколения по специальности 030601 «Журналистика»


Рекомендовано:

Учебно-методическим советом по журналистике

УМО по классическому университетскому образованию


Председатель Учебно-методического совета по журналистике

профессор Я. Н. Засурский


Москва

2005


Автор:

Лазутина Галина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.


Рецензенты:

Гуревич Семен Моисеевич, доктор исторических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова;

Кулев Виталий Сергеевич, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.


Утверждена на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.


Примерная программа дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».



I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА


Курс «Основы творческой деятельности журналиста» ориентирован на то, чтобы помочь студентам освоить общие закономерности журналистики как творческой деятельности в их практически значимых проявлениях. Здесь рассматривается система понятий, которые представляют журналистское творчество как профессиональную деятельность со сложной структурой, определяющей многообразие профессиональных обязанностей журналиста. Цель курса – подготовить студентов к выполнению этих обязанностей на достаточно высоком профессиональном уровне, сформировав у них устойчивые профессиональные представления и практические умения, постепенно переходящие в навыки.


ЗАДАЧИ КУРСА


В соответствии с названной целью основные задачи курса состоят в том, чтобы помочь студентам:

– осознать, что журналистика представляет собою специализированную область творческой деятельности, протекающей как осуществление определенных профессиональных обязанностей;

– уяснить, какие факторы формируют данную систему профессиональных обязанностей и как они влияют на их характер;

– уточнить представление о составе профессиональных обязанностей журналиста в периодической печати, на радио и телевидении;

– освоить основные формы участия журналиста в планировании, организации, конструировании массовых информационных потоков и выпуске их «в свет» и «в эфир»;

– получить навыки редакторской работы;

– уточнить представление об основных чертах журналистского произведения, его отличиях от других информационных продуктов и освоить на теоретическом и практическом уровне способ творческой деятельности журналиста как автора;

– составить развернутое представление о жанровых разновидностях авторского журналистского творчества и получить навыки работы в наиболее востребованных практикой жанрах;

– на опыте выпуска учебных изданий и программ в режиме, близком к реальным условиям деятельности, постичь особенности темпоритма журналистского творчества и формы профессиональной рефлексии.


МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА


Согласно типовому учебному плану, студенты осваивают курс «Основы творческой деятельности журналиста» в ходе третьего, четвертого, пятого и шестого семестров. Изучение материала идет на двух уровнях – теоретическом и практическом. Аудиторная работа включает в себя лекции, лабораторно-практические занятия и оперативный выпуск журналистской продукции (газета новостей, радио- и телепрограмма новостей, общественно-политический еженедельник) на основе современных информационных технологий и современных технических средств. В рамках этого курса студенты непосредственно включаются в профессиональную деятельность и получают поэтапно необходимую подготовку для прохождения производственной практики.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


При проверке уровня освоения содержания курса студенты должны показать, что владеют необходимым комплексом профессиональных представлений и практических умений, а именно:

– осознают разницу между понятиями «информация», «массовая информация», «массовые информационные потоки»;

– отчетливо понимают, какими факторами определяется круг профессиональных обязанностей журналиста и каков их состав;

– знают принципы планирования массовых информационных потоков, виды планов; имеют некоторый опыт составления долгосрочных и краткосрочных планов; умеют грамотно подготовить план-заявку на участие в конкретном номере издания или выпуске программы для эфира;

– знают, в чем заключается организаторская работа журналиста, и умеют предпринимать необходимые профессиональные действия для ее осуществления;

– знают принципы редактирования материалов для СМИ и умеют выполнить редакторскую работу;

– отчетливо представляют себе устойчивые черты журналистского произведения как особого типа текстов и умеют грамотно и профессионально проанализировать конкретный журналистский материал, составить заявку на тему своего выступления в СМИ;

– отчетливо представляют себе структуру способа творческой деятельности журналиста и могут продемонстрировать, что освоили на практическом уровне все его составляющие (умеют спланировать творческий акт в целом и его отдельные операции, назвать основные источники информации, грамотно применить необходимые методы деятельности, технические средства и мотивировать выбор соответствующих профессиональных шагов с правовой и этической стороны);

– осознают причины, вызывающие жанровую дифференциацию журналистского творчества; могут охарактеризовать основные жанровые модели текстов и основные технологии творчества в том или ином жанре; проанализировать жанровый состав материалов предлагаемого номера и конкретный материал определенного жанра;

– способны осмыслить собственный опыт работы в том или ином жанре.

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Курс «Основы творческой деятельности журналиста» включает в себя пять тематических разделов, предусматривающих проработку материала на лекциях и лабораторно-практических занятиях.

В первом разделе – «Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Система профессиональных обязанностей журналиста» – рассматриваются обстоятельства и факторы, формирующие журналистику как профессиональную деятельность и определяющие круг профессиональных обязанностей журналиста. Здесь же характеризуется структура профессиональных обязанностей с учетом особенностей разных каналов массовой информации (печать, радио, телевидение).

Второй раздел – «Журналистское произведение как особый тип текста» – посвящается рассмотрению специфических черт журналистского текста, выступающих в совокупности как порождающая модель журналистского творчества.

Третий раздел – «Способ журналистского творчества» – дает целостное представление об особенностях авторской творческой деятельности журналиста, выступающих в совокупности как ее способ. Здесь характеризуются все стороны журналистской работы при создании материала: структура творческого акта, источники информации, методы и приемы деятельности, использование технических средств, правовые и профессионально-этические регуляторы творческого поведения журналиста.

Четвертый раздел – «Жанровые разновидности журналистского творчества» – включает в себя анализ традиций употребления в культуре понятия «жанр»; выявление обстоятельств, выступающих как причины жанровой дифференциации журналистского творчества; характеристику основных жанровых моделей журналистского текста и соответствующих им модификаций способа творческой деятельности журналиста в современный период.

Пятый раздел курса – «Участие журналиста в коллективной творческой деятельности» – призван сосредоточить внимание студентов на тех профессиональных обязанностях журналиста, которые ориентированы на организацию духовного сотрудничества в обществе для производства массовых информационных потоков, на подготовку и выпуск их в свет и в эфир, на анализ и совершенствование текущей практики.


Раздел 1. Журналистское творчество

как профессиональная деятельность.

Система профессиональных обязанностей журналиста


1.1. Понятие о творчестве, о журналистском творчестве

Творческая сущность человека. Механизмы творчества. Критерии творчества. Сочетание репродуктивных и творческих элементов в деятельности человека. Творчество как высшая форма труда. Зарождение и развитие специализированных видов творчества.

Основные формы организации творческой деятельности в развитом обществе: любительство и профессионализм. Их общие и отличительные черты.

Журналистика как специализированная область творческой деятельности. Любительство и профессионализм в журналистике. Три ступени в развитии профессионала: обученность, умелость, мастерство.

Основные задачи студента в процессе движения к профессионализму.


1.2. Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста

Массовые информационные потоки общества как условие его оптимального функционирования. Типы информационных продуктов, составляющих массовые информационные потоки. Области творческой деятельности, создающие эти информационные продукты. Журналистика как организатор сотрудничества данных областей деятельности и «цех сборки» массовых информационных потоков.

Журналистское произведение в структуре массовых информационных потоков. Журналистика как область творческой деятельности, ориентированная на создание таких произведений для печати, радио и телевидения.

Особенности производства массовых информационных потоков как совокупность факторов, определяющих соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста, а также состав его профессиональных обязанностей.


Раздел 2. Журналистское произведение

как особый вид текста


2.1. Идейно-тематические особенности журналистского произведения

Понятие темы журналистского произведения. Реальная конкретная ситуация и масштабная общественная проблема как компоненты темы. Уточнение понятий «факт», «ситуация», «проблема». Разновидности ситуаций, отражаемых журналистикой. Разновидности проблем, входящих в структуру темы журналистского произведения. Типы связи реальных конкретных ситуаций и масштабных проблем, «проблемные» и «непроблемные» журналистские материалы. Общее и особенное в тематическом решении материалов для периодической печати, радио и телевидения.

Понятие идеи журналистского произведения. Особенности идеи, обусловленные тем, что она адресуется человеку как социальному существу, склонному строить свое поведение на основе собственного решения. Единство «опорной» и «рабочей» идей в журналистском произведении. Направляющий характер «рабочей» идеи. Принципиальные различия между «рабочей» идеей журналистского материала и средствами манипулятивного воздействия на адресата информации. Социальная опасность пренебрежения этими различиями в практике печатной и электронной прессы. Варианты «рабочей» идеи, бытующие в современной отечественной журналистике.


2.2. Структурно-композиционные особенности журналистского произведения

Понятие элементарных выразительных средств журналистики (ЭВС) – «строительного материала» для воплощения темы и идеи журналистского произведения, для выражения журналистской информации.

Фактологический ряд элементарных выразительных средств. Текущая реальная действительность как источник фактов. Механизм «превращения» фактов действительности в факты текста. Функции факта в тексте. Разновидности ЭВС фактологического ряда, используемых журналистикой. Профессиональные требования к фактологическому ряду журналистских произведений в печати, на радио и телевидении.

Культурологический ряд элементарных выразительных средств. Прошлый опыт человечества, зафиксированный в культуре в образной форме, как источник образных ЭВС данного ряда. Разновидности образных ЭВС, их функции в журналистском произведении.

Элементарные выразительные средства. Установления общества, зафиксированные в культуре в логико-понятийной форме, как источник нормативных ЭВС данного ряда. Основные разновидности нормативов, их функции в журналистском произведении.

Профессиональные требования к использованию образных и нормативных ЭВС в материалах для печати, радио и телевидения.

Понятие о средствах организации журналистского произведения. Композиция и монтаж как средства организации, их функциональные различия. Журналистский образ как средство организации текста. Природа журналистского образа, его функции и механизм формирования в материалах для печати, радио и телевидения. Принципиальное отличие журналистского образа от ЭВС культурологического ряда.


2.3. Профессиональный анализ журналистского произведения

Место профессионального анализа текста в структуре деятельности журналиста. Методика анализа. Пути выявления основных характеристик произведения (его темы, идеи, структурно-композиционных особенностей). Оценка качества идейно-тематического и структурно-композиционного решений журналистского материала. Критерии оценки.

Понятие о дитексте (диаграмма «текст – смысл») – графической модели произведения, позволяющей выявить в нем авторские погрешности.


Раздел 3. Способ журналистского творчества


3.1. Общее понятие о способе журналистского творчества

Существующие научные традиции в употреблении понятий «метод деятельности» и «способ деятельности». Основания для их различения. Способ деятельности как совокупность ее особенностей, поддающихся освоению. Структура способа деятельности. Отличие способа творческой деятельности от способа репродуктивной деятельности.

Способ творческой деятельности журналиста – носитель ее специфики. Основные элементы способа творческой деятельности журналиста, доступные освоению. Условия для успешного освоения способа творческой деятельности журналиста.


3.2. Творческий акт журналиста: ход работы

Творческий акт журналиста – единство двух относительно самостоятельных стадий: стадии познавательной деятельности и стадии создания текста.

Импульс к творческому акту журналиста – новые сведения о действительности. Поиск исходных сведений. Действительность как система источников информации для журналиста. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек.

Основные разновидности познавательной деятельности в журналистике: ознакомление, исследование, расследование. Умение устанавливать факты и выявлять их связи – сердцевина любой из разновидностей журналистского познания. Основные операции процесса познания. Концепция изученной ситуации как результат познавательной стадии творческого акта.

Создание текста – завершающая стадия творческого акта. Основные операции этой стадии.

Влияние канала трансляции массовых информационных потоков на ход творческого акта журналиста. Устойчивое и изменчивое в структуре творческого акта. Новые тенденции, наметившиеся в организации творческого акта журналиста на современном этапе.


3.3. Методы и приемы журналистского творчества

Факторы, определяющие формирование системы методов журналистского творчества. Механизм формирования методов. Соотношение методов и приемов в практике современной отечественной журналистики.

Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа. Практика использования в журналистике методов сбора данных, применяемых в конкретных социологических исследованиях.

Пути постижения журналистом сути происходящего: от здравого смысла – к применению научных знаний.

Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда ЭВС: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация.

Методы предъявления информации, используемые для воплощения культурологического ряда ЭВС: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация.

Значение принципа дополнительности в использовании методов журналистского творчества.


3.4. Технические средства в процессе журналистского творчества

Навыки работы с техникой – важное условие оптимизации творческого процесса.

Использование техники на стадии познавательной деятельности журналиста. Традиционная журналистская оргтехника, применяемая для фиксации сведений и хранения информации. Возможности, которые открывают перед журналистами новые технические средства: электронные блокноты, цифровые диктофоны, цифровые камеры и т.п.

Использование техники на стадии создания текста. Сочетание традиционных и новых технических средств, применяемых в процессе решения задач, связанных с переработкой и объективацией информации.

Перспективы, открывающиеся перед журналистикой с использованием компьютеров и компьютерных сетей. Проблемные ситуации, возникающие в этой связи.


3.5. Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого поведения журналиста

Представления профессионального сознания, направляющие творческое поведение журналиста: методологические постулаты; технологические правила; законы и нормы права; профессионально-этические категории, принципы и нормы. Основные различия между ними.

Закон РФ «О средствах массовой информации» как концентрация правовых основ журналистской деятельности.

«Декларация принципов поведения журналистов», принятая Международной Федерацией журналистов, и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» как концентрация профессионально-этических основ журналистской деятельности.

Освоение правовых основ журналистской деятельности и профессионально-этических представлений журналистского содружества – важнейшие моменты профессионального становления.


  1   2   3

Похожие:

Примерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины профессиональная этика журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Лазутина Галина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского...
Примерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Богомолов Николай Алексеевич, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета...
Примерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины основы журналистики федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Прохоров Евгений Павлович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии журналистики факультета журналистики...
Примерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины психология журналистики федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
...
Примерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Гуревич Семен Моисеевич, доктор исторических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного...
Примерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины социология журналистики федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Фомичева Ирина Дмитриевна, доктор филологических наук, профессор кафедры социологии журналистики факультета журналистики Московского...
Примерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Воздвиженский Вячеслав Геннадиевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературно-художественной критики и публицистики...
Примерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины международное гуманитарное право и сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Раскин Андрей Вадимович, кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики...
Примерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной журналистики федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Есин Борис Иванович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы и журналистики факультета...
Примерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Татаринова Людмила Евдокимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница