Скачать 129.24 Kb.
|
«Программа развития школы № 7» ( игра была проведена в марте 2009 г.) Организационно - деятельностная игра (ОДИ) — одна из игровых форм, направленных на проектирование и создание новых типов организации коллективной мыследеятельности. ОДИ можно использовать: - как средство и метод для: анализа и описания ситуации коллективной мыследеятельности; - программирования комплексных исследований и разработок, обеспечивающих перевод этих проблем в наборы профессионально-дисциплинарных задач и последующего разрешения этих задач в соответствии с условиями и требованиями сложившейся ситуации; - внедрения системных новообразований в различные сферы общественной практики; выявления и формулирования целей развития различных систем мыследеятельности. (по определению Н.Н. Крюковой) Цели игры:
План проведения ОДИ «Программа развития школы» (март 2009 г.) 9.00 – начало 9.00- 9.10 – Вводное слово, анализ ситуации, обозначение проблемы – Зернина С.Ю. 9.10-9.20 – Понятие миссии школы – Зернина С.Ю. 9.25 – 9.55 – работа в группах по определению Миссии МОУ СОШ № 7 10.00- 11.00 – представление каждой группой Миссии школы, обсуждение – ведущий Воронцова В.В. 11.00-11.10 – обобщение Миссии школы 11.10-11.30 – обед 11.30 -11.40- Основные направления развития школы - Воронцова В.В. Сказать о структуре проектов 11.40-11.50 – игра – Копалина И.С. 11.50-13.20- Работа в группах по созданию мини-проектов 13.20-14.20 – представление проектов – ведущий Воронцова В.В. 14.20 – Завершение: - Копалина И.С. – итоги игры - Рефлексия: что дала эта игра, нужна ли такая форма проектирования деятельности школы? – Зернина С.Ю. Ход ОДИ: 1 этап: Определение миссии школы.
Миссию можно описать как совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений, форм и методов деятельности, характерных или считающихся характерными для конкретной школы. Следовательно, она должна быть сформулирована таким образом, чтобы были ясны стиль и организация образовательного процесса в учебном заведении. Миссия должна быть поддержана командой управленцев, учителями, и всем коллективом школы. Общие цели связаны с убеждениями, убеждения же, в свою очередь, зависят от системы ценностей людей, их подходов к делу, взглядов на то, как надо взаимодействовать друг с другом. Итак, миссия выражает общие ценности и взгляды; связана с культурой школы; поддерживается всем коллективом; имеет определенные последствия для организации и стиля обучения: направляет процесс принятия решений и работу в школе: формулируется таким образом, чтобы было можно оценить, насколько и в какой степени она реализуется. У миссии есть внешняя и внутренняя функции. Внутренняя - это создание рамок, в которых можно принимать важные решения, касающиеся образования, обеспечения определенного единства целей, предотвращения серьезных разногласий в школе по таким вопросам, как методы оценки, обучение учеников, дидактический подход и специализация, для направления работы всех сотрудников школы. Миссия играет роль и в установлении приоритетов в ходе ежегодного планирования, но особенно важно ее значение в деле повышения качества обучения. Контроль за ним все в большей степени становится заботой самой школы, потому и требуется ясность целей. Более того, если школа испытывает внешнее давление, связанное с противоречивыми требованиями рынка к ее выпускникам, такая ясность помогает ей своевременно и эффективно реагировать на все. Внешняя функция, дающая ученикам, родителям, детским садам, высшему образованию, рынку труда, компаниям и организациям представление об облике школы, особенно важна в условиях возрастания конкуренции между учебными заведениями. В ходе разработки необходимо прежде всего определить, какие факторы будут оказывать на нее влияние. Эти факторы включают: внешние влияния, такие как экзаменационные требования, правила составления расписания, учебные программы; требования и ожидания рынка (промышленности, учебных заведений) по отношению к выпускникам: характер, цели и результаты работы школ, из которых приходят в нее ученики: изменения на рынке труда; изменения количества мест в школе и состава учеников; социум. К внутренним влияниям относятся: взгляды учителей и других работников школы: существующая система образования и учебные программы: состав учеников; культура школы: особая образовательная философия школы; взгляды совета школы, родителей и учеников: прошлый опыт: способность школы к переменам. Влияния, в свою очередь, можно подразделить на те, которые можно изменить, и на неизменяемые. К последним относится довольно большая часть внешних факторов. Правда, на некоторые (например, ожидания учреждений, в которые выпускники поступают после школы) можно повлиять через укрепление связей с общественностью. Совсем другое дело - внутренние влияния. Неадекватную культуру принятия решений или взгляды учителей можно изменить, если активно заниматься развитием школы. Таким образом, при планировании миссии не нужно ограничивать себя существующими обычаями и мнениями, хотя на них, конечно, нужно обратить серьезное внимание. В конце концов, речь идет о желаемой ситуации. Управленческая команда школы должна быть способна выработать предварительную формулировку миссии, основанную на ее взглядах и учитывающую значимые внутренние и внешние факторы.
2 этап: работа в группах по определению миссии школы.
Кофе-пауза. 3 этап: разработка проектов по основным направлениям развития школы. Психогимнастиечское упражнение, настройка на работу – Копалина И.С.
Инновационная деятельность: Создание условий для формирования осознанного выбора, обеспечивающего предварительной самоопределение выпускников основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности. - предметно-поточное обучение в 8-9 классах : При сохранении основных структурных единиц (классов) происходит распределение учащихся в рамках одной параллели на несколько групп для разноуровневого изучения учебных предметов. При этом каждый предмет преподается во всех группах по единой программе, по единым учебникам, но с различной глубиной и скоростью освоения материала. - проектно-исследовательская деятельность: формирование исследовательской культуры через проектно-исследовательскую деятельность в начальной и основной школе; - критериальная система оценивания – направленная на оценку индивидуального прогресса ученика; повышение учебной мотивации и самостоятельности учащихся. Здоровьесбережение: Сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику инновационных здоровьесберегающих технологий. Создание условий для развития способностей и самореализации личности на основе сохранения потенциала физического и психического здоровья участников образовательного процесса в начальной и основной школе. Информатизация: Создание единой образовательной информационной среды учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей, где ведущую роль играют ИКТ, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса, наиболее полно развить способности учащихся, удовлетворить потребности и подготовить к будущей самостоятельной жизни. Цель программы: Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса. Задачи: Внедрение в управленческую деятельность, в учебный процесс, в социально-воспитательную работу современных информационных и коммуникационных технологий; Повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров в области использования ИКТ; Создание единой информационной среды образовательного учреждения. Развитие кадрового потенциала: - совершенствание кадровой политики, профессионализма учителя; обобщение педагогического опыта; наставничество; совершенствование работы методической службы. Воспитательная работа - обновление и дальнейшее развитие системы ученического самоуправления, формирование у учащихся чувства ответственности, самостоятельности, инициативы. - вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы, совершенствование системы работы с родителями и общественностью. - внедрение новых форм работы по профилактике социального неблагополучия. Вовлечение учащихся и педагогов в социальное проектирование. Создание бренда школы: повышение конкурентоспособности образовательного учреждения практически без привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Конкурентоспособная школа – это такая школа, которая не имеет проблем с комплектацией контингента обучающихся, чье имя на слуху, куда стремятся устроиться на работу и выдерживают конкурс, чтобы там учиться. Это возможно только в одном случае: когда школа обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг
- актуализация - цель - основные задачи - действия - ожидаемые результаты
Обед
4 этап: подведение итогов работы групп
Состав групп: 1 группа: проектно - исследовательская деятельность.
2группа: Информатизация
3 группа: Внеклассная работа
4 группа: профилактика социально-опасных явлений
5 группа: развитие ученического самоуправления
6 группа: здоровьесбережение
7 группа: Бренд школы
8 группа: развитие кадрового потенциала
Основные вопросы для работы групп 1 группа (проектно-исследовательская деятельность)
2 группа: информатизация
3 группа: внеклассная работа
4 группа: профилактика социально-опасных явлений
5 группа: ученическое самоуправление
6 группа: здоровьесбережение
8 группа: бренд школы
- качество образования - ценности, корпоративная этика - взаимодействие со средствами массовой информации 3. Подведение итогов. 4. Рефлексия – Копалина И.С. Итоги проведения данной игры: Наиболее интересное предложение по Миссии школы: 7 Сохраняя традиции, работаем качественно, в сотрудничестве с родителями, учащимися, учителями, социумом, воспитывая гражданина и патриота, создавая комфорт, используя инновации, при этом сохраняем здоровье. - традиции - качество - сотрудничество - гражданственность - комфорт - инновации - здоровье На 2 –м этапе игры весь коллектив был разделен на 8 групп. Задача каждой группы – предложения по программе развития школы. 1 группа – проектно – исследовательская деятельность 2 группа – информатизация 3 группа – внеклассная работа 4 группа – профилактика социально – опасных явлений 5 группа – развитие ученического самоуправления 6 группа – здоровьесбережение 7 группа – бренд школы 8 группа – развитие кадрового потенциала Итогом работы каждой группы стало внесение предложений по программе развития школы:
- 1 четверть – туристко- краеведческая работа - 2 четверть – День рождения школы - 3 четверть – Литературный бал - 4 четверть – мир моих увлечений 6. в направлении социально – опасных явлений: - знакомство с асоциальными семьями в период перехода из детского сада в начальную школу и работа с этими семьями в течение учебного года - работа школьного психолога – индивидуальные беседы, проведение групповых занятий – тренингов. Оказание срочной психологической помощи - вовлечение «трудных» детей в проведение трудовых акций в течение учебного года и в летние каникулы - налаживание связи с ИДН, врачом – наркологом, подростковым врачом и т.д. - организация творческих кружков и вовлечение в их работу учащихся - создание клуба подростков - обязательное вовлечение учащихся во все виды внеурочной деятельности, в первую очередь в спортивные кружки и секции 7. продолжить внедрение здоровьесберегающих технологий в начальной и основной школе, возобновить сотрудничество с Лядовой Н.В. 8. организация занятий ЛФК для учащихся основной школы Были предложены основные цели задачи и структура методической службы школы: Цель – создание условий для развития педагогического мастерства, повышение уровня профессионального саморазвития учителей. Задачи:
Все предложения учителей, высказанные на ОДИ включены в программу развития школы. |