В. Н. Ерохин Историография всеобщей истории




Скачать 99.77 Kb.
НазваниеВ. Н. Ерохин Историография всеобщей истории
Дата10.03.2013
Размер99.77 Kb.
ТипУчебное пособие
Федеральное агентство по образованию

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа

ГОУ ВПО Нижневартовский государственный гуманитарный университет


В. Н. Ерохин


Историография всеобщей истории


Учебное пособие


Нижневартовск

2005

Содержание


Предисловие


Введение в изучение историографии всеобщей истории


  1. Предмет и задачи историографии

  2. Основные понятия и методы историографии


Глава 1: Становление исторического сознания и возникновение историописания в древнем мире


  1. Появление исторического сознания в древнем обществе. Еврейский религиозный историзм

  2. Историческая мысль и особенности историописания в античности


Глава 2: Историография истории античности


  1. Становление историографии античности

  2. Историография античности в XIX веке

  3. Историография античности в XX веке


Глава 3: Средневековая западноевропейская историография


  1. Особенности западноевропейского средневекового христианского историзма

  2. Исторические взгляды Августина

  3. Понимание историзма в средневековых хрониках


Глава 4: Развитие медиевистики во второй половине XIX – начале XX века


  1. Общие тенденции развития западноевропейской медиевистики во второй половине XIX века

  2. Немецкая медиевистика второй половины XIX века

  3. Французская медиевистика второй половины XIX века

  4. Английская медиевистика второй половины XIX века

  5. Западноевропейская медиевистика в конце 1890-х годов – начале XX века



Глава 5: Историческая мысль эпохи Возрождения и Реформации


  1. Крупнейшие школы итальянской гуманистической историографии (политико-риторическая школа Л. Бруни, новая политическая школа Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини, эрудитская школа Ф. Бьондо)

  2. Гуманистическая историография во Франции и в Англии

  3. Историография Реформации и Контрреформации в Германии


Глава 6: Историческая мысль эпохи Просвещения XVIII в.


  1. Общая характеристика историографии эпохи Просвещения

  2. Историография Просвещения во Франции

  3. Историография Просвещения в Англии

  4. Историография Просвещения в Германии



Глава 7: Английская историография в эпоху нового времени


  1. Английская историография в XVII – XVIII вв.

  2. Английская историография в XIX – начале XX вв.


Глава 8: Историография США в эпоху нового времени


  1. Формирование американской историографии в XVIII – первой половине XIX вв.

  2. Историография США во второй половине XIX – начале XX вв.


Глава 9: Немецкая историография в новое время


  1. Философия истории в немецком Просвещении

  2. Германская историография в первой половине XIX в.

  3. Германская историография во второй половине XIX в.

  4. Германская историография в конце XIX – начале XX вв.


Глава 10: Французская историография в новое время


  1. Французская историография эпохи Просвещения

  2. Историография во Франции в первой половине XIX в.

  3. Историческая наука во Франции во второй половине XIX – начале XX вв.


Глава 11: Германская историография в XX веке


  1. Германская историография в 1918 – 1945 гг.

  2. Историография в ФРГ во второй половине XX века


Глава 12: Британская историография в XX веке


  1. Историческая наука в Великобритании в 1918 – 1945 гг.

  2. Британская историография во второй половине XX века


Глава 13: Историография в США в XX веке


  1. Развитие исторической науки в США в первой половине XX века

  2. Историография в США во второй половине XX века


Глава 14: Французская историческая наука в XX веке


  1. Французская историография в период между двумя мировыми войнами

  2. Французская историография во второй половине XX века


Глава 15: Важнейшие концептуальные подходы к историческим исследованиям в современной зарубежной историографии


  1. Гендерные исследования в современной западной историографии

  2. Количественные методы в изучении истории

  3. Постмодернистские подходы к историческому исследованию

  4. Устная история и ее проблематика и методы

  5. Микроистория и ее особенности


Предисловие


Изучение историографии всеобщей истории имеет существенное значение для профессиональной подготовки историка, поскольку знакомство с идеями, концепциями, теориями, сложившимися в разное время в изучении тех или иных проблем расширяет кругозор, развивает способность выстраивать свою аргументацию в исследовании тех проблем, которыми историк занимается непосредственно.

Вместе с тем, в практическом плане изучение курса историографии всеобщей истории в педагогических институтах и университетах обычно связано с рядом учебно-организационных проблем. Данная учебная дисциплина является одной из самых объемных в структуре исторического образования по широте охвата материала от древности до современности, а на ее изучение в учебных планах педагогических институтов, а зачастую, и на исторических факультетах университетов отводится не более одного семестра. Существуют также немалые сложности с использованием в учебном процессе имеющихся учебников и учебных пособий, издававшихся прежде. В целом в отечественной исторической науке имеется целый ряд исследований, а также несколько важнейших учебных пособий по историографии всеобщей истории, которые охватывают историографию всемирной истории во всем ее объеме от древности до современности. К числу важнейших таких учебных пособий относятся:

  1. Историография истории Древнего Востока. СПб., 2002

  2. Историография античной истории / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1980

  3. Косминский Е. А. Историография истории средних веков. М., 1963

  4. Гутнова Е. В. Историография истории средних веков (середина XIX в. – 1917 г.). М., 1974, 2-ое изд. 1985

  5. Историография Нового времени стран Европы и Америки / Под. ред. И. П. Дементьева. М., 1990

  6. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Под ред. И. П. Дементьева и А. И. Патрушева. М., 2000

  7. Философия истории. Под ред. А. С. Панарина. М., 1999.


Все они по-своему важны, охватывают большой объем материала и решают в установленных рамках свои цели и задачи, хотя, в то же время, некоторые суждения в них, главным образом, оценочного характера, принадлежат уже, в общем-то, тому времени, когда эти учебные пособия были опубликованы. Вместе с тем, до сих пор не появлялось учебного пособия, в котором была бы рассмотрена историография всеобщей истории на всем протяжении от древности до современности. Потребность в таком учебном пособии связана с тем, что в результате изучения данного учебного курса у слушателей должно сформироваться целостное представление о данном предмете, а составить его с использованием 6 – 7 учебников в течение одного семестра крайне трудно, это находится на грани физических возможностей даже самого усердного студента. Понятно, что такое учебное пособие, охватывающее историографию всеобщей истории в целом, во многом будет носить обзорный характер, но в то же время такое построение учебника имеет свое познавательное значение: имея представление о явлении в целом, легче можно перейти к углублению в частности, и изучение частностей на новом уровне обогатит представления о целом – на таких основаниях и развивается познавательный процесс в любой отрасли знания, в том числе и в изучении истории и историографии. Учебное пособие по историографии всеобщей истории в целом, во всем ее хронологическом протяжении, может стать основой для дальнейшего более глубокого знакомства с теми или иными историографическими проблемами.

Данное учебное пособие написано с опорой на то, что было сделано авторскими коллективами выходивших в прошлом учебников по историографии основных периодов всеобщей истории, с учетом ряда важных в теоретико-методологическом отношении работ отечественных и зарубежных историков, опубликованных в последние годы. В разделе рекомендуемой литературы содержится список важнейших методологических и историографических трудов, учебных пособий, знакомство с которыми будет полезно для дальнейшего становления профессионального историка, а также преподавателя в учебных заведениях всех уровней.


Рекомендуемая литература


А) Важнейшие учебники и учебные пособия

  1. Историография истории Древнего Востока. СПб., 2002

  2. Историография античной истории / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1980

  3. Косминский Е. А. Историография истории средних веков. М., 1963

  4. Гутнова Е. В. Историография истории средних веков (середина XIX в. – 1917 г.). М., 1974, 2 – ое изд. 1985

  5. Историография Нового времени стран Европы и Америки / Под. ред. И. П. Дементьева. М., 1990

  6. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Под ред. И. П. Дементьева и А. И. Патрушева. М., 2000

  7. Философия истории. Под ред. А. С. Панарина. М., 1999


Б) Теоретико – методологические работы, труды историков, монографические исследования по историографии и методологии истории, учебные пособия

  1. Арон Р. Избранное: Измерения исторического сознания. М., 2004

  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993

  3. Афанасьев Ю. А. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии. М., 1980

  4. Барг М. А. Категории и методы исторической науки. М., 1984

  5. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987

  6. Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1986

  7. Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978

  8. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М., 2004

  9. Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории. М., 2004

  10. Буржуазные революции XVII - XIX вв. в современной зарубежной историографии. Отв. ред. И. П. Дементьев. М., 1986

  11. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М. – Л., 1964

  12. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

  13. Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994

  14. Виндельбанд В. История и естествознание. М., 1901

  15. Виноградов К. Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л., 1975

  16. Гадамер Х. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988

  17. Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М., 2002

  18. Грей Дж. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М., 2003

  19. Гулыга А. В. Искусство истории. М., 1980

  20. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993

  21. Ерофеев Н. А. Что такое история? М., 1976

  22. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996

  23. К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994

  24. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987, 2 – е изд. 2003

  25. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980

  26. Копосов Н. Е. Как думают историки. М., 2001

  27. Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998

  28. Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294 – 1324). Екатеринбург, 2001

  29. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994

  30. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М., 2004

  31. Михайленко В. И. Итальянский фашизм: основные вопросы историографии. Свердловск, 1987

  32. Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М., 1989

  33. Могильницкий Б. Г. История исторической мысли XX века. Курс лекций. Вып. I: Кризис историзма. Томск, 2001

  34. Могильницкий Б. Г. История исторической мысли XX века. Курс лекций. Вып. II: Становление новой исторической науки. Томск, 2003

  35. Могильницкий Б. Г. Политические и методологические идеи русской либеральной медиевистики середины 70 – х гг. XIX в. – начала 900 – х гг. Томск, 1969

  36. Одиссей. 1996. Ремесло историка на исходе XX века. М., 1996

  37. Парфенов И. Д. Методология исторической науки: Курс лекций. Саратов, 2001

  38. Патрушев А. И. Неолиберальная историография ФРГ: формирование, методология, концепции. М., 1981

  39. Патрушев А. И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992

  40. Поппер К. Открытое общество и его враги: 2 тома. М., 1992

  41. Порк А. А. Историческое объяснение: Критический анализ немарксистских теорий. Таллин, 1981

  42. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000

  43. Рамазанов С. П. Кризис в российской историографии начала XX века. Ч. 1. Постановка и попытка решения проблемы. Ч. 2. Методологические искания послеоктябрьской исторической мысли. Волгоград, 1999 – 2000

  44. Рахшмир П. Ю. Историография западноевропейского фашизма. Пермь, 1993

  45. Репина Л. П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002

  46. Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998

  47. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998

  48. Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998

  49. Румянцева М. Ф. Теория истории. М., 2002

  50. Савельева И. М. Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997

  51. Синицын О. В. Неокантианская методология истории и развитие исторической мысли в России в конце XIX – начале XX вв. Казань, 1998

  52. Согрин В. В. Зверева Г. И. Репина Л. П. Современная историография Великобритании. М., 1991

  53. Соколов А. Б. Введение в современную западную историографию. Ярославль, 2002

  54. Тишков В. А. История и историки в США. М., 1985

  55. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003

  56. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

  57. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994

  58. Уайт Х. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002

  59. Февр Л. Бои за историю. М., 1991

  60. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997

  61. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003

  62. Хобсбоум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998

  63. Хрестоматия по устной истории / Пер., сост., введение, общ. ред. М. В. Лоскутовой. СПб., 2003

  64. Шарифжанов И. И. Английская историография в XX веке. Казань, 2004

  65. Шарифжанов И. И. Современная английская буржуазная историография: проблемы теории и метода. М., 1984

  66. Шлезингер – мл. А. Циклы американской истории. М., 1992

  67. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Похожие:

В. Н. Ерохин Историография всеобщей истории iconИсториография всеобщей истории учебная
Историография всеобщей истории: учебная программа, методические указания и планы семинарских занятий для студентов специальности...
В. Н. Ерохин Историография всеобщей истории iconПрограмма для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 07. 00. 09 Историография, источниковедение и методы исторического исследования по историографии всеобщей истории предмет историографии всеобщей истории
...
В. Н. Ерохин Историография всеобщей истории iconИсториописание российская академия наук институт всеобщей истории
Историография и историописание: взаимодополняющие или конкурирующие понятия?
В. Н. Ерохин Историография всеобщей истории iconРоссийской Федерации Департамент образования и молодежной политики
С. Н. Васильева (декан гуманитарного факультета, зам председателя), доктор ист наук, проф. В. В. Степанова (зав кафедрой документоведения...
В. Н. Ерохин Историография всеобщей истории iconПрограмма курса «Россия между Востоком и Западом» Автор: д и. н. Л. В. Столярова Рекомендовано Одобрено на заседании кафедры всеобщей и отечественной истории “
Требования, предъявляемые к студентам: Знать историю России в пределах школьной программы и иметь представление о том, что отечественная...
В. Н. Ерохин Историография всеобщей истории iconКвалификация (степень) выпускника: бакалавр
Авторы: д-р ист наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории Т. М. Гавристова, к и н., доцент, доцент кафедры всеобщей истории...
В. Н. Ерохин Историография всеобщей истории iconПрограмма дисциплины дпп. В. 03 Источниковедение всеобщеи истории цели и задачи дисциплины в учебном процессе. Целями дисциплины «Источниковедение всеобщей истории»
Целями дисциплины «Источниковедение всеобщей истории» является знакомство студентов с комплексом наиболее значимых исторических источников...
В. Н. Ерохин Историография всеобщей истории iconТематическое планирование курса истории России 20 в, всеобщей истории 20 в и истории Костромской области в 9 классе

В. Н. Ерохин Историография всеобщей истории iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Источниковедение и историография истории Дальнего Востока
Учебно-методический комплекс «Источниковедение и историография истории Дальнего Востока» составлен в соответствии с требованиями...
В. Н. Ерохин Историография всеобщей истории iconТематический план по истории Класс: 9
Рабочая программа по Всеобщей истории составлена в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования по истории...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница