Программа дисциплины опд. Ф. 05. Мифология направление 531100 (071300. 62) «Народная художественная культура»




Скачать 237.93 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины опд. Ф. 05. Мифология направление 531100 (071300. 62) «Народная художественная культура»
Дата10.03.2013
Размер237.93 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

(Декан ИПП)_______________

«___»_______________200__г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.Ф.05.

МИФОЛОГИЯ


направление 531100 (071300.62) «Народная художественная культура»


очная форма обучения


1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – формование представления о мифе как особой форме культуры на основе изучения законов функционирования мифологического сознания с помощью теории мифа и мифологических систем народов мира.

Задачи курса:

  • Ознакомить с историей развития мифологии как науки.

  • Рассмотреть основные свойства мифа как особой картины мира.

  • Выявить, какую роль играет миф в культуре современной цивилизации.

  • Изучить мифологические системы народов мира.


2. Требования к уровню усвоения содержания

Студент, прослушавший курс «Мифология», должен знать:

  • основные этапы развития мифологии;

  • специфику исследования мифа;

  • изменение значения мифа в культуре в зависимости от ступени ее развития;

  • типологию мифов и сказок;

  • мифологические системы древних цивилизаций;

  • мифологические системы, возникшие в эпоху Средневековья;

  • особенности бытования мифа в культуре современной цивилизации.


Студент должен уметь использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

140

I

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

36

36

Лабораторные работы (ЛР)







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

68

68

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Тема

Лекции

Практические занятия

или семинары

РАЗДЕЛ I. Мифология как наука

1.

Понятие «миф» и трудности его определения

2




2.

История развития мифологии: от античности до романтизма

4




3.

Изучение мифа в XIX – XX вв.

4




РАЗДЕЛ II. Миф как особая картина мира

4.

Специфика мифологического сознания

2




5.

Пространство и время мифа

4




6.

Путь и судьба героя мифа

4




7.

Имя и образ в мифе

2




8.

Способы перемещения в сакральную сферу

2




9.

Классификация мифов

4




10.

От мифа к сказке

4




РАЗДЕЛ III. Миф в культуре современной цивилизации

11.

Уроки мифологии

2




12.

Миф и проблемы современности

2




РАЗДЕЛ IV. Мифы народов мира

13.

Мифология Древней Греции




6

14.

Мифология Древнего Египта




4

15.

Шумеро-аккадская мифология




4

16.

Индийская мифология




4

17.

Китайская мифология




2

18.

Римская мифология




4

19.

Скандинавская мифология




6

20.

Мифология восточных славян




6




Итого

36

36


4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Понятие «миф» и трудности его определения

Миф как одно из оснований культуры. Миф как особая картина мира. Попытки определения понятия «миф». Неопределимость мифа.


4.2.2. История развития мифологии: от античности до романтизма

Первые попытки понимания сущности мифа. Символическая (Платон), аллегорическая (Феаген из Регия) и эвгемерическая (Эвгемер) концепции. Мифология в средневековой культуре. Народная, куртуазно-светская и христианская мифология. Обращение к античной мифологии в эпоху Возрождения. Восприятие мифа в эпоху Просвещения: результат невежества и обмана, сокровищница народной мудрости. Реактуализация мифа в эпоху романтизма. Основания для развития мифологии.


4.2.3. Изучение мифа в XIX – XX вв.

Мифолингвистическое направление (Ф.М. Мюллер, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня). Этнографо-антропологическое направление (Э.Б. Тайлор, Дж.Дж. Фрэзер). Социологическое направление (Б. Малиновский, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль). Символическая теория мифа (Э. Кассирер). Психологическое направление (З. Фрейд, К.Г. Юнг, трансперсональная психология). Структуралистская теория мифа (К. Леви-Строс).


4.2.4. Специфика мифологического сознания

Анимизм. Магизм. Основные виды магии: контагиозная и гомеопатическая, белая и черная. Тотемизм. Фетишизм. Закон партиципации и участного внимания. Ситуация диалога с миром. Инициация. Табу.


4.2.5. Пространство и время мифа

Пространство мифа. Модели строения мифологического космоса: трехчастная; четырехчастная; вегетативная; со множеством небес; зооморфная. Время в мифе. Соединение профанного и сакрального времени в ритуале.


4.2.6. Путь и судьба героя мифа

Герой мифа как динамический центр мира. Культурные герои. Основные типы культурных героев. Близнечные мифы. Образ трикстера и его роль в мифе.

4.2.7. Имя и образ в мифе

Имя как основная характеристика мифологического персонажа. Имя собственное и имя нарицательное. Значение эпитетов для полноты построения образа героя мифа. Миф как развернутое магическое имя.

4.2.8. Способы перемещения в сакральную сферу

Основные способы перемещения в сакральную сферу. Сон. Типология сна. Сон как мистическое перемещение в сакральный мир. Пророческие сновидения. Художественный сон. Сон как катарсис и забвение. Музыка. Транс. Смерть.


4.2.9. Классификация мифов

Специфика классификации мифов. Основные типы мифов. Этиологические мифы. Тотемические мифы. Космогонические и космологические мифы. Теогонические мифы. Календарные мифы. Антропогонические мифы. Героические мифы. Эсхатологические мифы. Мифы – исторические предания. Танатологические мифы.


4.2.10. От мифа к сказке

Трансформация мифа в сказку. Типология сказки. Былички. Сказки о животных. Богатырские сказки. Саги. Волшебные сказки. Сказки и сиротках.


4.2.11. Уроки мифологии

Миф как система ценностей и особый способ взаимодействия с миром. Отношения с природой. Эмоциональная направленность. Героизм. Уважение предков. Понимание истины. Сопричастность и знание. Готовность к опасности.


4.2.12. Миф и проблемы современности

Экологические проблемы современности, порожденные позицией антропоцентризма. Партиципация и закон участного внимания, характерные для мифологического сознания. Антропологические проблемы, порожденные постмодерном. Место человека в постмодернистской картине мира. Понимание собственной сущности через контакт с Другим. Общетеоретические проблемы: наука и философия. Исчезновение безликого субъекта исследования. Картинность и образность языка науки. Изучение целого. Синергетика.


4.2.13. Мифология Древней Греции

Природно-климатические условия Древней Греции. Основные занятия населения. Миф о сотворении мира. Поколения греческих богов. Боги-олимпийцы: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Афина, Афродита, Аполлон, Арес. Миф о сотворении человека. Греческие мифы как отражение международных связей Средиземноморья.


4.2.14. Мифология Древнего Египта

Природно-климатические условия Древнего Египта. Зооморфизм египетских богов. Гелиопольская эннеада. Эволюция образа солнечного бога: Атум – Амон – Ра – Атон. Миф об Осирисе и Исиде. Погребальный обряд и его отражение в мифах.


4.2.15. Шумеро-аккадская мифология

Природно-климатические условия Междуречья. Верховные боги шумеров. Образ Мардука как результат усиления Вавилона. Миф о потопе. Миф об Инанне и Думузи.


4.2.16. Индийская мифология

Природно-климатические условия Древней Индии. Ведийская мифология: образы верховных божеств. Индуистская мифология. Божественная триада Брахма – Вишну – Шива. Буддийская мифология. Трансформация буддийских святых в мифологические персонажи.


4.2.17. Китайская мифология

Природно-климатические условия Древнего Китая. Миф о сотворении мира. Образ культурного героя: Фу-си. Духи природных стихий. Влияние буддийской мифологии: образ Гуань-Инь.


4.2.18. Римская мифология

Природно-климатические условия Аппенинского полуострова. Пантеон верховных божеств. Божества-покровители: личные, родовые, общегосударственные. Сравнительный анализ греческой и римской мифологии.


4.2.19. Скандинавская мифология

Природно-климатические условия Скандинавского полуострова. Мифологическая картина мира древних скандинавов. Асы и ваны. Один – маг, поэт, воитель. Сотворение человека. Хель и Вальхалла. Образ трикстера в скандинавской мифологии – Локи. Эсхатологический миф о Рагнарёке.


4.2.20. Мифология восточных славян

Природно-климатические условия территории расселения восточных славян. Сложности изучения славянской мифологии. Влияние христианства на пантеон языческих божеств. Общеславянские боги. Перун и Велес. Мифологическая картина мира восточных славян. Персонажи низшей мифологии.


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

1. Апинян, Т. А. Мифология : теория и событие : Учебник. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 281 с.


б) дополнительная литература:

  1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М. : Художественная литература, 1975. - 752 с.

  2. Египетская мифология: Энциклопедия / [Пер. с анг. Д. Воронина]. - М. : Эксмо, 2004. - 590 с.

  3. История Древнего Востока : учебник для вузов / А. А. Вигасин, М. А. Дандамаев, М. В. Крюков; под ред. В. И. Кузищина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 2005. - 459 с.

  4. История Древней Греции : учебное пособие для вузов / В. И. Кузищин, Т.Б. Гвоздева, В. М. Строгецкий, А. В. Стрелков; под ред. В. И. Кузищина. - М. : Академия, 2006. - 478 с.

  5. История средних веков : в 2 т. : учебник для вузов / Под ред. С. П. Карпова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство МГУ. Т. 1. - 2005. - 678, [1] с. : карты.

  6. Козолупенко, Д. П. Миф. На гранях культуры. - М. : Канон +, 2005. - 212 с.

  7. Криничная, Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора / Н.А. Криничная. - М. : Академический Проект, 2004. - 1005 с.

  8. Кузищин, В. И. История Древнего Рима: учебное пособие для вузов / В.И. Кузищин, И. А. Гвоздева; под ред. В. И. Кузищина. - М. : Академия, 2005. - 447 с.

  9. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции : [пер. с древнегреческого] / Н. А. Кун. - М.: АСТ, 2006. - 538, [1] с.

  10. Кун, Н. А., Нейхардт, А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима / Н. А. Кун, А. А. Нейхардт. - СПб. : Литера, 1999. - 607с.

  11. Леви-Строс, К. Структурная антропология. - М. : «Наука», 1985. - 535 с.

  12. Литература Древнего Востока : Иран, Индия, Китай : тексты / авт. - сост. : Ю. М. Алиханова [и др.]. - М. : издательство МГУ, 1984. - 349 с.

  13. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа : монография / Е. М. Мелетинский. - 3-е изд., репринт.- М. : Восточная литература, 2000. - 407 с.

  14. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 1 : А - К.- 1998. - 671 с.

  15. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 2: К - Я. - 1998. - 719 с.

  16. Рак, И. В. Легенды и мифы Древнего Египта / И. В. Рак. - СПб.: Летний сад, 2001. - 223с.

  17. Редер, Д. Г. Мифы и легенды древнего Двуречья / Д. Г. Редер. - М. : Наука, 1965. - 119 с.

  18. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян. - Переизд. - М. : Рус.слово, 1997. - 823 с.

  19. Соболев, А. Н. Мифология славян / А. Н. Соболев. - СПб. : Лань, 2000. - 271 с.

  20. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура. - М. : Политиздат, 1989. - 573 с.

  21. Темкин, Э. М., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии / Э.Н. Темкин, В.Г. Эрман. - 4-е изд., доп. - М. : Астрель,2000. - 528с.

  22. Федоров, В. А. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / В. А. Федоров, В. И. Моряков, Ю. А. Щетинов; МГУ. - М. : Кнорус, 2005. - 536 с.

  23. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь/ [Пер. с англ. М.К. Рыклина].-М. : АСТ, 1998. - 782с.

  24. Циркин, Ю. Б. Мифы Древнего Рима / Ю. Б. Циркин. - М. : Астрель, АСТ, 2000. - 559с.


6.2. Средства обеспечения усвоения дисциплины

Библиотечный фонд Научной библиотека ТГПУ. Видеотека специализированного мультимедийного кабинета (ауд. 335). Учебно-методический комплекс дисциплины. Библиотека музейного комплекса ТГПУ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специализированная мультимедийная аудитория (№ 335), компьютерные классы с выходом Интернет.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1.Методические указания для преподавателя

В процессе изучения дисциплины необходимо акцентировать внимание студентов на том, что миф следует рассматривать как особый феномен культуры, обладающий специфическими чертами. Процесс изменения роли мифа в культуре должен быть представлен в зависимости от исторической эпохи, при этом обратить внимание на наиболее важные позиции во взглядах на природу мифа в ходе развития мифологии от античности до романтизма. Следует рассмотреть основные научные направления XIX–XX вв., занимавшиеся исследованием мифа, с указанием особенностей подходов в изучении этого явления.

Преподаватель должен показать специфику мифологического сознания. Рекомендуется обратить внимание студентов на механизмы функционирования и проявления мифологического сознания в психике современного человека. Дать представление об особенностях пространства и времени в самом мифе, и в картине мира, создаваемой мифологическим сознанием. Показать основные модели строения мифологического космоса и специфику профанного и сакрального времени. Рассмотреть определяющие черты героя мифа, его позиция по отношению к окружающему миру и его связь с пространством и временем. Необходимо характеризовать культурных героев как особый тип героев мифа, обозначив позицию трикстера в повествовании. Следует указать на значение имени для мифологического повествования, выявить особенности проявления в нем имен собственных и имен нарицательных, определив роль эпитетов в именах мифологических персонажей. Раскрыть основные способы перемещения в сакральную сферу, и выявить их особенности.

Особое внимание следует обратить на изучение специфики классификации мифов, подробно рассмотреть каждый из типов, подкрепляя теоретический материал примерами из мифологических систем разных народов, выделить основные различия мифа и сказки, изучить типологию сказок, иллюстрируя теоретический материал примерами народных и авторских сказок.

В ходе освоения курса необходимо также обратить на важнейшие аспекты мифологического мировосприятия, которые могут быть полезными для понимания процессов, протекающих в современном обществе, и служить образцами для подражания в настоящее время. Указать роль мифологии в решении актуальных проблем современности — экологической, антропологической, общенаучной. Дать представление о вероятных способах их решения путем использования опыта мифологической эпохи, продемонстрировав возможные результаты его применения.


8.2.Методические указания для студентов

При подготовке к семинарам по курсу «Мифология» студентам необходимо обратить внимание на специфические черты изучаемых мифологических систем, а также на существование аналогичных представлений у разных народов: о сотворении мира и человека, о жизни и посмертном существовании, о некоторых божествах и мифологических сюжетах.


Тема № 1 МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Рекомендации: При изучении темы следует обратить внимание на представления древних греков о сотворении мира, а также о земной и загробной жизни. Кроме того, необходимо рассмотреть взаимоотношения разных поколений богов, переход власти над миром от одного поколения к другому и перемен в мире, которые влечет за собой этот процесс.

1. Природно-климатические условия Древней Греции. Основные занятия населения.

2. Миф о сотворении мира.

3. Поколения греческих богов.

4. Главные боги-олимпийцы: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Аполлон, Афина, Артемида, Арес, Афродита, Гермес, Дионис.

5. Геката, Гестия, Музы, Мойры.

6. Миф о сотворении человека. Поколения людей. Миф о всемирном потопе.

Литература:

1. История Древней Греции : учебное пособие для вузов / В. И. Кузищин, Т. Б. Гвоздева, В. М. Строгецкий, А. В. Стрелков; под ред. В.И. Кузищина. - М. : Академия, 2006. - 478, [1] с.

2. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции : [пер. с древнегреческого] / Н. А. Кун. - М. : АСТ, 2006. - 538, [1] с.

3. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа: монография / Е. М. Мелетинский. - 3-е изд., репринт.- М. : Восточная литература, 2000. - 407 с.

4. Мифы народов мира: Энциклопедия : В 2 т./ Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия. Т. 1: А - К.- 1998. - 671 с.:ил.

5. Мифы народов мира: Энциклопедия : В 2 т./ Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 2: К - Я. - 1998. - 719 с.:ил.


Тема № 2 МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Рекомендации: При изучении темы следует обратить внимание на представления египтян о сотворении мира, о земной и загробной жизни, а также рассмотреть образы богов-творцов. Кроме того, необходимо рассмотреть эволюцию образа солнечного бога, а также календарный миф об Осирисе и Исиде.

1. Природно-климатические условия Древнего Египта. Основные занятия населения.

2. Миф о сотворении мира.

3. Боги Древнего Египта: Ра, Амон, Птах, Хнум, Сохмет, Хатор (Хатхор), Тот, Бастет, Нут, Геб, Шу, Тефнут, Анубис, Хапи.

4. Миф о сотворении человека. Уничтожение людей.

5. Сет, Осирис, Исида, Нефтида, Гор.

6. Миф об Осирисе и Исиде.

Литература:

1. История Древнего Востока : учебник для вузов / А. А. Вигасин, М. А. Дандамаев, М. В. Крюков; под ред. В. И. Кузищина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 2005. - 459 с.

2. Рак, И. В. Легенды и мифы Древнего Египта / И.В. Рак. - СПб. : Летний сад, 2001. - 223с.

3. Египетская мифология : Энциклопедия / [Пер. с анг. Д. Воронина].-М. : Эксмо, 2004. - 590, [1] с.:ил.

4. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь / [Пер. с англ. М.К. Рыклина].-М. : АСТ, 1998. - 782 с.

5. Мифы народов мира : Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др. - 2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 1 : А - К.- 1998. - 671 с.

6. Мифы народов мира : Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 2 : К - Я. - 1998. - 719 с.


Тема № 3 ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Рекомендации: При изучении темы следует обратить внимание на триаду верховных божеств и их отношение к людям, а также на представления жителей Месопотамии о земной и загробной жизни. Кроме того, необходимо рассмотреть календарный миф об Инанне и Думузи.

1. Природно-климатические условия Месопотамии. Основные занятия населения.

2. Миф о сотворении мира.

3. Главные боги: Энлиль, Энки, Ану, Инанна, Нанна, Нингирсу, Эрешкигаль, Нергал, Нинурта, Мардук.

4. Миф о сотворении человека.

5. Миф о всемирном потопе.

6. Миф об Инанне и Думузи.

Литература:

1. История Древнего Востока : учебник для вузов / А. А. Вигасин, М. А. Дандамаев, М. В. Крюков; под ред. В. И. Кузищина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 2005. - 459 с.

2. Редер, Д. Г. Мифы и легенды древнего Двуречья / Д. Г. Редер. - М. : Наука, 1965. - 119 с.

3. Мифы народов мира : Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 1: А - К.- 1998. - 671 с.

4. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 2 : К - Я. - 1998. - 719 с.


Тема № 4 ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Рекомендации: При изучении темы следует обратить внимание на существование трех составляющих индийской мифологии: ведийской, индуистской и буддийской. Кроме того, необходимо рассмотреть образы верховных божеств, богинь-матерей, а также богов, входящих в Божественную Триаду индуизма.

1. Природно-климатические условия Древней Индии. Основные занятия населения.

2. Ведийская мифология:

а). Миф о сотворении мира.

б). Мировое устройство.

в). Главные боги: Индра, Сурья, Ушас, Агни, Сарасвати, Митра, Рудра, Варуна.

г). Миф о сотворении человека.

3. Индуистская мифология:

а). Миф о сотворении мира.

б). Мировой порядок.

в). Главные боги: Брахма, Вишну, Шива, Кали, Парвати, Дурга, Лакшми, Ганеша.

г). Миф о сотворении человека.

4. Буддийская мифология:

а). История Шакьямуни.

б). Легенды о нагах.


Литература:

1. История Древнего Востока : учебник для вузов / А. А. Вигасин, М. А. Дандамаев, М. В. Крюков; под ред. В. И. Кузищина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 2005. - 459 с.

2. Темкин, Э. М., Эрман, В. Г. Мифы Древней Индии / Э. Н. Темкин, В. Г. Эрман. - 4-е изд., доп. - М. : Астрель,2000. - 528с.

3. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 1 : А - К.- 1998. - 671 с.

4. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 2: К - Я. - 1998. - 719 с.


Тема № 5 КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Рекомендации: При изучении темы следует обратить внимание на представления китайцев о сотворении мира, о роли культурных героев в жизни вселенной. Кроме того, необходимо рассмотреть миф о сотворении человека.

1. Природно-климатические условия Древнего Китая. Основные занятия населения.

2. Миф о сотворении мира.

3. Боги и герои: Пань-гу, Нюй-ва, Лэй-гун, Фэн-бо, Юй-ши, Фу-си, Гун-гун, Чи-ю, Си-ван-му, Хуан-ди, Гуань-инь.

4. Миф о сотворении человека.

Литература:

1. История Древнего Востока : учебник для вузов / А. А. Вигасин, М. А. Дандамаев, М. В. Крюков ; под ред. В. И. Кузищина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Высшая школа, 2005. - 459 с.

2. Литература Древнего Востока : Иран, Индия, Китай: тексты / авт. - сост. : Ю. М. Алиханова [и др.]. - М. : издательство МГУ, 1984. - 349 с.

3. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 1: А - К.- 1998. - 671 с.

4. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 2: К - Я. - 1998. - 719 с.


Тема № 6 РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Рекомендации: При изучении темы следует обратить внимание на аналогии образов божеств греческого и римского пантеона. Кроме того, необходимо рассмотреть образы собственно римских божеств, а также представления римлян о судьбе и духах-хранителях.

1. Природно-климатические условия Аппенинского полуострова. Специфика формирования римского народа.

2. Миф о сотворении мира.

3. Главные боги Рима и Греции: аналогии пантеона. Юпитер, Марс, Венера, Сатурн, Диана, Церера, Нептун, Плутон. Парки.

4. Собственно римские боги: Янус, Веста, Квирин. Лары, пенаты.

5. Миф о сотворении человека.

Литература:

1. Кузищин, В. И. История Древнего Рима : учебное пособие для вузов / В. И. Кузищин, И.А. Гвоздева; под ред. В.И. Кузищина. - М. : Академия, 2005. - 447, [1] с.:ил.

2. Кун, Н. А., Нейхардт, А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима / Н. А. Кун, А. А. Нейхардт. - СПб. : Литера,1999. - 607с.:ил.

3. Циркин, Ю. Б. Мифы Древнего Рима / Ю. Б. Циркин. - М. : Астрель, АСТ, 2000. - 559с.:ил.

4. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 1: А - К.- 1998. - 671 с.

5. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 2: К - Я. - 1998. - 719 с.

Тема № 7 СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Рекомендации: При изучении темы следует обратить внимание на представления древних скандинавов о сотворении мира, о мировом устройстве, а также о земной жизни и загробном существовании. Кроме того, необходимо рассмотреть эсхатологический миф древних скандинавов.

1. Природно-климатические условия Скандинавского полуострова. Образ жизни и основные занятия населения. Викинги.

2. Миф о сотворении мира.

3. Мифологическая картина мира.

4. Главные боги (асы и ваны): Один, Тор, Фригг, Ньёрд, Фрейя, Фрейр, Локи, Сив, Идунн, Браги, Хёд, Улль, Хеймдалль.

5. Валькирии. Норны.

6. Миф о Бальдре.

7. Миф о конце мира.

Литература:

1. История средних веков : в 2 т. : учебник для вузов / Под ред. С. П. Карпова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство МГУ. Т. 1. - 2005. - 678, [1] с.:карты.

2. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М. : Художественная литература, 1975. - 752 с. 16 л. ил.

3. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 1: А - К.- 1998. - 671 с.

4. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 2: К - Я. - 1998. - 719 с.


Тема № 8 МИФОЛОГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Рекомендации: При изучении темы необходимо обратить внимание на влияние христианства на пантеон языческих божеств, на малое количество сведений об их образах, дошедших до настоящего времени. Кроме того, необходимо рассмотреть образы существ низшей мифологии, а также объяснить, почему сведения о них дошли до нас в гораздо большем объеме, чем о богах.

1. Природно-климатические условия территории расселения восточных славян. Образ жизни и основные занятия восточных славян.

2. Миф о сотворении мира.

3. Миф о сотворении человека.

4. Главные боги: Перун, Велес, Сварог, Ярило, Дажьбог (Даждьбог), Белобог, Чернобог, Род, Марена, Мокошь, Семаргл, Стрибог.

5. Существа низшей мифологии: домовой, леший, водяной, банник, русалка, мавка, кикимора, вилы, упырь, баба-яга, деды.

Литература:

1.Федоров, В. А. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / В. А. Федоров, В. И. Моряков, Ю. А. Щетинов; МГУ. - М. : Кнорус, 2005. - 536 с.

2. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян. - Переизд. - М. : Рус.слово, 1997. - 823с.:ил.

3.Соболев, А. Н. Мифология славян / А. Н. Соболев. - СПб. : Лань, 2000. - 271 с.:ил.

4.Криничная, Н. А. Русская мифология : Мир образов фольклора / Н. А. Криничная. - М. : Академический Проект, 2004. - 1005, [2] с.:ил.

5. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 1: А - К.- 1998. - 671 с.

6. Мифы народов мира : Энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев ; Редкол. И. С. Брагинский и др.-2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия. Т. 2: К - Я. - 1998. - 719 с.


Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  1. Теория анимизма Э.Б. Тайлора.

  2. Влияние природных условий на формирование мифологической системы.

  3. Судьба античных мифов в эпоху Средневековья.

  4. Образы верховных богов-громовержцев.

  5. Устная форма бытования мифа: случайность или необходимость?

  6. Основные способы сотворения мира.

  7. Роль культурного героя в создании Космоса.

  8. Идея цикличности: эсхатологические мифы.

  9. Способы сотворения человека, встречающиеся в мифах.

  10. Мир как результат деятельности сверхъестественных существ.

  11. Значение деятельности братьев Гримм для изучения мифа.

  12. Проявление тотемизма в образах божеств развитых мифологий.

  13. Миф как проекция социума на природную реальность.



Примерная тематика рефератов:

  1. Теория архетипов К.Г. Юнга.

  2. Миф об умирающем и воскресающем боге растительности у народов Средиземноморья.

  3. Образ трикстера в скандинавской мифологии.

  4. Особенности вегетативной модели строения мифологического космоса.

  5. Ритуал как способ перемещения во время первотворения.

  6. Миф и обряд: вопрос о первичности.

  7. Обряд инициации как проявление «двойного стандарта» мифа.

  8. Влияние монотеистических религий на изменение образов мифологических персонажей язычества.

  9. Проблема «Я – Другой» сквозь призму мифа.

  10. Специфика отношения к миру у людей с мифологическим сознанием.

  11. Миф как культурная матрица.


Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Понятие мифа.

  2. Мифология как наука.

  3. Представления о мифе в античности.

  4. Роль мифа в средневековой культуре.

  5. Вклад просвещения и романтизма в изучение мифа.

  6. Лингвистическое направление в изучении мифа (М. Мюллер, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня).

  7. Исследование мифа представителями этнографо-антропологического направления (Э.Б. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер).

  8. Специфика подхода социологического направления к проблеме мифа (Б. Малиновский, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль).

  9. Вклад психологического направления в исследование мифа (З. Фрейд, К.Г. Юнг, трансперсональная психология).

  10. Миф как символическая форма (Э.Кассирер).

  11. Структуралистская теория мифа (К. Леви-Строс).

  12. Пространство мифа. Модели строения мифологического космоса.

  13. Время в мифе.

  14. Образ героя мифа.

  15. Культурные герои.

  16. Образ трикстера и его роль в мифе.

  17. Способы перемещения в сакральную сферу.

  18. Сон. Типология сновидений.

  19. Специфика классификации мифов. Основные типы мифов.

  20. Космогонические и космологические мифы.

  21. Этиологические мифы.

  22. Тотемические мифы.

  23. Теогонические и антропогонические мифы.

  24. Календарные мифы.

  25. Героические мифы.

  26. Эсхатологические мифы.

  27. Мифы – исторические предания.

  28. Танатологические мифы.

  29. Трансформация мифа в сказку. Типология сказки.

  30. Былички.

  31. Сказки о животных.

  32. Богатырские сказки.

  33. Саги.

  34. Волшебные сказки. Сказки о сиротках.

  35. Уроки мифологии.

  36. Миф и актуальные проблемы современности.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 531100 (071300.62) «Народная художественная культура».


Программу составил:


методист музейного комплекса ТГПУ ______________________________________ О.А. Диденко


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной истории и культурологии протокол № 1 от 29.08.2008 г.


Зав. кафедрой отечественной истории

и культурологии________________________________________________________С.А.Кочурина


Программа дисциплины одобрена метод. комиссией Института профессиональной

подготовки ТГПУ.


Председатель метод. комиссии

Института профессиональной подготовки __________________________________ О.А. Батурина


Согласовано:

Директор

Института профессиональной подготовки ___________________________________Е.А. Каюмова

Похожие:

Программа дисциплины опд. Ф. 05. Мифология направление 531100 (071300. 62) «Народная художественная культура» iconМагистерская программа «Русская традиционная художественная культура» по направлению 071300. 68 Народная художественная культура была открыта на философском факультете Омгпу в 2010 г.
Магистерская программа «Русская традиционная художественная культура» по направлению 071300. 68 Народная художественная культура...
Программа дисциплины опд. Ф. 05. Мифология направление 531100 (071300. 62) «Народная художественная культура» iconПрограмма вступительного творческого экзамена по хореографии для абитуриентов уровня подготовки в учреждениях дополнительного образования детей, поступающих на направление 071500. 62 «Народная художественная культура»
«Народная художественная культура» профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом»
Программа дисциплины опд. Ф. 05. Мифология направление 531100 (071300. 62) «Народная художественная культура» iconУчебный курс «Народная художественная культура» состоит двух разделов содержания: раздел 1 «Народная художественная культура: истоки и формы»
Учебная дисциплина «Народная художественная культура» предназначена для реализации основной образовательной программы по специальности...
Программа дисциплины опд. Ф. 05. Мифология направление 531100 (071300. 62) «Народная художественная культура» iconРабочая программа Дисциплины «История искусств»
Направление 071500. 62 «Народная художественная культура», 072500 «Дизайн», 050100 «Педагогическое образование»
Программа дисциплины опд. Ф. 05. Мифология направление 531100 (071300. 62) «Народная художественная культура» iconПрограмма вступительного творческого экзамена для абитуриентов, поступающих на направление 071500. 62 «народная художественноеая культура»
Для абитуриентов, поступающих на направление 071500. 62 «народная художественноеая культура» профиль «руководство студией декоративно-прикладного...
Программа дисциплины опд. Ф. 05. Мифология направление 531100 (071300. 62) «Народная художественная культура» icon071500 народная художественная культура
Экзамен проводится в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания учебных программ общеобразовательных учреждений...
Программа дисциплины опд. Ф. 05. Мифология направление 531100 (071300. 62) «Народная художественная культура» iconУчебной программы дисциплины «Культура речи» «Информационно технологии в сфере художественного образования» для ооп «071500 Народная художественная культура»
Цель изучения дисциплины: повысить уровень коммуникативной компетенции студентов, что предполагает умение использовать средства языка...
Программа дисциплины опд. Ф. 05. Мифология направление 531100 (071300. 62) «Народная художественная культура» iconКонспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины опд. Ф. 05. Мифология направление 531100 (071300. 62) «Народная художественная культура» iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура» 9 класс
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Программа дисциплины опд. Ф. 05. Мифология направление 531100 (071300. 62) «Народная художественная культура» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру барнаул 2012 культура, культурное и природное наследие, памятник: содержание понятий и особенности их изучения процесс формирования содержания понятия «культура»
Концепции культурно-исторического развития человечества. Классификации культуры (материальная, духовная, массовая, элитарная, народная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница