Примерная программа учебной дисциплины




Скачать 184.47 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины
Дата10.03.2013
Размер184.47 Kb.
ТипПримерная программа
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы агрономии


2011 г.

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства


Организация-разработчик: ГОУ СПО «Галичский индустриальный колледж»


Разработчик: Баскова Елена Викторовна – преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5
  1. условия реализации ПРИМЕРНОЙ программы учебной дисциплины


10
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


10




  1. паспорт ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы агрономии


1.1. Область применения программы


Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 110000 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки 110800 Агроинженерия: 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства.


Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 11442 Водитель автомобиля


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;

  • определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян;

  • рассчитывать нормы высева семян;

  • применять различные способы воспроизводства плодородия почвы;

  • соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры;

  • проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • производственно-хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных культур;

  • технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур;

  • происхождение, состав и основные свойства почвы, приёмы и способы её обработки;

  • пути и средства повышения плодородия почв;

  • основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними;

  • классификацию и принцип построения севооборотов;

  • основные виды удобрений и способы их применения;

  • основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, методы защиты от них.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 44 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 12 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:




лабораторные занятия

8

практические занятия

10

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы агрономии»




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Агрономия, как научная основа отрасли растениеводства.

Содержание учебного материала

1









Агропромышленный комплекс - важнейшая составная часть народного хозяйства страны. Растениеводство – одна из основных отраслей сельскохозяйственного производства. Агрономия как научная основа отрасли растениеводства.

1,2

Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятия

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства

1

3

Тема 2.

Строение и жизнедеятельность

растений.



Содержание учебного материала

1






Растение как живой организм. Анатомическое и морфологическое строение растений, их основные органы. Требование растений к почве, влаге и теплу. Понятие о минеральном питании. Водопотребление растений. Понятие о фотосинтезе. Размножение, рост и развитие растений.


1,2,3


Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятия учебной и специальной литературы.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Основные приемы оптимизации условий и жизни растения.

1

3

Тема 3.

Состав и свойства почвы.



Содержание учебного материала

1






Почва и ее плодородие. Почвенный профиль. Типы почв. Механический состав почвы. Водные свойства почвы – влагоемкость, водопроницаемость, влагоудерживающая способность. Воздушный режим и тепловые свойства почвы, их агрономическое значение.


1, 2, 3

Лабораторные работы

Определение основных типов почв по монолитам и образцам. Определение физико-механических свойств почвы.


4

3

Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторной работы.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Воспроизводство плодородия почвы.

1


Тема 4.

Система обработки

почв.


Содержание учебного материала

1






Понятие об обработке почвы. Ее цели и задачи. Технологические процессы при обработке почвы. Почвообрабатывающие орудия. Понятие о системе обработки почвы. Приемы основной обработки почвы.

Вспашка. Отвальное и безотвальное рыхление.

Поверхностная обработка почвы.


1, 2, 3

Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Составление систем обработки почвы под с/х культуры с учетом предшественников и засоренности почвы.

1

3

Тема 5.

Удобрения.



Содержание учебного материала

1






Роль удобрений в жизни растений, в сохранении и повышении плодородия почвы. Важнейшие элементы минерального питания, характер их потребления по фазам роста у основных групп полевых культур.

Методика определения доз внесения удобрений.

Органические удобрения, их эффективность, дозы, сроки и способы внесения.

Правила хранения, транспортирования и применения удобрений. Предупреждение загрязнения окружающей среды. Избыточные дозы минеральных азотных удобрений и получение экологически чистой продукции. Ответственность механизаторов за нарушение правил применения туков.

Бактериальные препараты, их виды и особенности применения. Система удобрений в севообороте.


1, 2, 3

Практическая работа

Определение основных видов удобрений, доз их внесения на запланированный урожай.


4

3

Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Роль удобрений в повышении плодородия почвы, увеличение количества и улучшение качества урожая с/х культур.

1

Тема 6.

Мелиорация почв.



Содержание учебного материала

1






Назначение поливов. Виды и способы полива. Режимы, нормы и сроки поливов. Поливная и оросительная нормы расхода воды. Мелиоративные системы осушения и их эксплуатация. Агротехнические основы осушения. Приемы борьбы с засолением почвы при орошении. Химическая мелиорация солонцовых почв с помощью гипсования и мелиоративной обработки. Известкование кислых почв.

Лесомелиорация. Влияние полезащитных насаждений на водный режим почвы. Размещение лесных полос, их оптимальная конструкция, посадка и уход за ними.


1, 2, 3

Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторной работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторной работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Создание зон гарантированного производства продукции земледелия на основе мелиорации земель.

1

3

Тема 7.

Семена. Посев.



Содержание учебного материала

1






Понятие о сорте сельскохозяйственной культуры. Сортовые качества семян. Критерии их оценки, правила отбора. Посевные качества семян. Государственный стандарт качества посевного материала. Подготовка семян к посеву. Сроки и способы посева. Нормы высева. Глубина заделки семян.


1, 2, 3

Лабораторные работы

Определение чистоты, всхожести и посевной годности семян, расчет нормы высева семян.


4

3

Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы ( по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)..

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Агротехнические требования к сортам и гибридам сельскохозяйственных культур.

1

Тема 8.

Уход за посевами.



Содержание учебного материала

1






Система послепосевной обработки почвы и регулирования густоты стояния растений. Зависимость приемов ухода от механического состава почвы, степени засоренности, метеорологических условий, особенностей культуры и сорта. Выращивание озимых культур на орошаемых землях. Уход за пропашными культурами.


1, 2, 3

Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы ( по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Борьба с полеганием зерновых культур.

1

3

Тема 9.

Сорные растения и борьба с ними.


Содержание учебного материала

1






Вред, причиняемый сельскому хозяйству сорными растениями. Биологические особенности сорных растений, затрудняющие борьбу с ними. Основные биологические группы сорняков. Распространение сорных растений. Особенности обработки почвы при борьбе с сорняками. Химические и биологические способы борьбы с сорняками.


1, 2, 3

Практическая работа

Определение сорных растений по гербариям и семенам.


4

3

Контрольная работа

Тема: Сорные растения и борьба с ними

1

Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Биологические особенности сорных растений, затрудняющие борьбу с ними.

1

Тема 10.

Вредители и болезни сельскохозяйственных культур и меры борьбы с ними.


Содержание учебного материала

1






Вредители и болезни полевых культур зоны. Условия распространения вредителей и болезней. Биологические способы защиты растений. Химические средства для защиты растений от вредителей и болезней, нормы расхода ядохимикатов. Хранение ядохимикатов. Требования безопасности при работе с ядохимикатами.


1, 2, 3

Практическая работа

Определение вредителей и болезней сельскохозяйственных культур.


2

3

Контрольная работа

Тема: Вредители и болезни сельскохозяйственных культур и меры борьбы с ними

1

Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Методы борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, в том числе профилактические меры.

1

Тема 11.

Системы земледелия.

Севообороты.



Содержание учебного материала

1






Назначение систем земледелия. История систем земледелия в России. Виды систем земледелия в основных зонах России.

Понятие о предшественнике и закономерностях чередования культур. Сочетание экономических и агротехнических целей при составлении севооборота. Классификация севооборотов.


1, 2, 3

Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Характеристика систем земледелия в основных зонах России.

1

3

Тема 12.

Охрана окружающей среды и получение экологически чистой продукции.



Содержание учебного материала

1






Источники загрязнения среды. Накопление токсичных для человека и животных количества нитратов в растениеводческой продукции. Загрязнение природных (в т.ч. питьевых) вод нитратами. Загрязнение водоемов вследствие смыва минеральных удобрений.

Характеристика загрязнений. Мероприятия по борьбе с загрязнением почвы, атмосферы и водной среды.

Значение минеральных и органических удобрений и приемов химической мелиорации в системе мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв сельскохозяйственных угодий, рекультивации земель и борьбе с эрозией, устранению техногенного загрязнения объектов окружающей среды. Воздействие тракторов и с/х машин на почву.

Строгое соблюдение рекомендации и правил хранения, транспортировки и применения средств химизации. Основные правовые положения, относящиеся к охране окружающей среды.


1, 2, 3




Самостоятельная работа обучающихся

Изучение учебного пособия «Основы агрономии», дополнительной литературы, выполнение тестовых заданий.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Соблюдение рекомендации и правил хранения, транспортировки и применения средств химизации

1

3

Всего:

44


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации ПРИМЕРНОЙ программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

«Агрономия»


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по предмету


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. А.Туликов, Б.Ягодин, Н.Третьяков «Агрономия»: учебник – Издательство: Академия, 2004-480 с.










Интернет-ресурсы по агрономии:

http://yadyra.ru/skachat/

http://www.megabook.ru/apps.asp?page=applications


Дополнительные источники:

  1. Г.Г.Гатаулина, М.Г.Объедков «Практикум по растениеводству»: учебное пособие - М.: Колос, 2000

  2. Г.Г.Гатаулина «Технология производства продукции растениеводства». – М: Колос, 1995

  3. С.С. Михалев «Технология производства кормов»: учебное пособие- М: Колос, 1998



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

определять виды и сорта сельскохозяйственных культур


лабораторная работа

определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян

защита лабораторной работы


рассчитывать нормы высева семян

защита практической работы

применять различные способы воспроизводства плодородия почвы

защита практической работы


соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры

контрольная работа

проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии

тестовые задания


Знания:




производственно-хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных культур

практическая работа



технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур

практическая работа


происхождение, состав и основные

свойства почвы, приёмы и способы её обработки

контрольная работа

пути и средства повышения плодородия почв

тестовые задания


основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними

контрольная работа


классификацию и принцип построения севооборотов

лабораторная работа


основные виды удобрений и способы их применения

практическая работа


основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, методы защиты от них

лабораторная работа







Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования»
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины в образовательном учреждении
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница